Конспект по истории Либеральные реформы


Либеральные реформы
урок-исследование
Цели и задачи:
Анализировать основные положения реформ и определить их прогрессивный характер, с одной стороны и ограниченность с другой.
Развивать умения ставить и разрешать проблемы, определять и объяснять понятия, строить аналогии, работать в парах.
Оборудование
Компьютер, проектор, презентация, учебник «История России конец XVII – XIX век» 10 класс.
В ходе урока новый материал представлен в виде ряда слайдов с текстами, таблицами и иллюстрациями позволяющими оживить материал учебника.
План урока
Введение.
Реформа местного самоуправления.
Судебная реформа.
Военная реформа.
Реформа народного образования.
Финансовая реформа.
Ход урока
I Введение: ознакомление с темой, целями и задачами урока.
II Основная часть урока (1 – 3 слайд)
Введение: Отмена крепостного права изменила структуру российского общества. Поэтому возникла необходимость привести государственно-административное управление в соответствии с новой социальной структурой, т. е. продолжить реформы в других областях общественной жизни. В России развивается либеральное движение, которое заимствует западноевропейский опыт и настаивает на проведении либеральных реформ.
Задание: прочитать положение реформы и заполнить таблицу. Работать в парах.
Название реформы В чём выражается буржуазный характер реформы? Какие крепостные пережитки сохранила реформа?
2. Реформа местного самоуправления (4 – 8 слайд)
Деревня была лишена административной единицы, так как до крестьянской реформы административно-полицейские функции выполнял помещик. Поэтому срочно потребовалось создание системы земского самоуправления на местах.
1 января 1864 года подписан указ о создании земского самоуправления в 34 губерниях.
Задание: прочитать текст, ответить на вопросы и составить схемы.
- Какие органы управления были созданы на местах?
- Определить полномочия земств?
- Докажите, что выборы были сословные?
распорядительные органы исполнительные органы
2180626312252306006569850губернские и уездные управы
0губернские и уездные управы
14481678980губернские и уездные собрания
00губернские и уездные собрания

21806502667962094386266796481246275422
3457359111892уездный съезд выборщиков
0уездный съезд выборщиков

3457359155383волостные сходы
0волостные сходы
депутаты гласные
3457359189613сельские сходы
0сельские сходы

4069835233105курия выборных от крестьянских обществ
00курия выборных от крестьянских обществ
1894840206159курия городских избирателей
0курия городских избирателей
-304165240665курия землевладельцев
00курия землевладельцев

Выборы проводились один раз в 3 года, для первых двух сословий выборы были прямые, для третьей – многоступенчатые, таким образом, сохранялось сословное деление и преимущество помещиков в распорядительных и исполнительных органах самоуправления.
В ведении земств находились строительство и содержание: дорог, больниц, школ, богаделен, организация помощи населению в неурожайные годы, сбор статистических данных. Но государство не отчисляло деньги на земские нужды, поэтому земство вводило земские сборы с местного населения.
Согласно грамоте от 1785 года город уже имел хозяйственные органы самоуправления. Но в 1870 году была принята городская реформа, на тех же условиях, что и земская реформа. (9 – 10слайд)
Задание: составить схему органов самоуправления в городе.
распорядительные органы исполнительные органы
-19685185420городская Дума
00городская Дума
2887573159541городская управа
0городская управа

201672464998
Вопрос: кто получил избирательные права?
- Право голоса имели только собственники, большинство населения: служащие, интеллигенция, рабочие были лишены избирательных прав.
3. Судебная реформа (11 – 14 слайд)
Задание: прочитать текст, ответить на вопросы и составить схемы.
- Какие принципы были положены в основу новой судебной системы?
Бессословный суд Представители всех сословий судятся одним судом.
Гласный суд Судебные заседания открыты для всех желающих.
Состязательный суд На процессе две стороны: обвиняющая – прокурор, защищающая – адвокат.
Независимый суд Судью нельзя было уволить за вынесение неугодного властям приговора.
- Составьте схему устройства судебной системы.
23359253377609470731845Сенат
0Сенат

989330242570Окружной суд с присяжными заседателями
0Окружной суд с присяжными заседателями

2344180367341033145243205Мировой суд
00Мировой суд

2387684234303
103333788636Волостной суд
00Волостной суд

Вопрос: почему реформу считают незавершённой?
- Высшая судебная инстанция Сенат и волостной суд были не реформированы. Волостной суд судил только крестьян на основании обычаев принятых в данной местности и их могли приговорить к телесным наказаниям.
4. Военная реформа (15 – 16 слайд)
1 января 1874 года был принят закон о всеобщей воинской повинности, который отменял рекрутскую систему. Военная реформа растянулась на 15 лет. Она включала в себя перевооружение и переобучение армии. Открывались учебные заведения: военные гимназии и юнкерские училища, куда принимают все сословия. Реконструировали военные заводы, промышленность получала военные заказы на производство нарезного оружия, артиллерии и парового флота.
Вопрос: почему эту реформу считают наиболее полной и завершённой?
- В армию призывались мужчины всех сословий достигшие 20 лет. В пехоте служили – 6 лет, во флоте – 7 лет. Получали льготы имеющие образование, после окончания гимназии – 1,5 лет, окончившие университет – 6 месяцев. Но в армии сохранялось бесправное положение солдата – рукоприкладство офицеров и неуставные отношения.
5. Реформа народного образования (17 – 20 слайд)
Университетская реформа была первой после отмены крепостного права. Новый университетский устав был принят в 1863 году. Инициатором нового устава стал министр просвещения Головнин.
В 1862 г. был утверждён устав женских гимназий. В Москве, Петербурге и других городах были открыты высшие женские курсы.
Вопрос: могла ли женщина в России получить высшее образование?
- Доступ женщинам в университет был по-прежнему закрыт.
1864 г. положение о начальных народных училищах разрешало открывать начальные школы, как общественным учреждениям, так и частным лицам. В России было открыто 12 тыс. земских школ.
Вопрос: почему несмотря на введение бессословного принципа обучения дети низших сословий не могли получить среднего образования?
- Дети низших сословий не могли учиться, так как образование было платным.
6. Финансовая реформа (21 – 22 слайд)
В связи с отменой крепостного права государству, которое проводило выкупные операции, потребовались значительные финансовые средства. Деньги были необходимы на поддержку промышленности и транспорта. В 1860 г. учреждён Государственный банк для кредитования торговых и промышленных предприятий. В 1862 г. проведена денежная реформа, установившая свободный обмен кредитных билетов на золото и серебро. А так же замена винных откупов на акцизную систему.
Но реформа проводится в неблагоприятных условиях - это кризис в экономике и сохранения пассивного баланса во внешней торговле. В результате происходит утечка золота за границу, и как следствие резкое падение рубля. Правительство было вынуждено прекратить реформу.
III Заключительная часть урока (23 слайд)
Ответить на вопросы:
Какое значение для общества имели либеральные реформы?
Реформы способствовали развитию в России капиталистических отношений.
Экономика России сделала значительный рывок, стараясь догнать развитые страны мира страны.
К концу 80-х гг. XIX века в России завершился промышленный переворот. Однако пережитки крепостничества и отставание в первой половине XIX века не позволили ей стать вровень с Англией, Францией, Германией и США.
Домашнее задание: продолжить заполнение таблицы.