Урок: «Многообразие простейших»

Биология. 7 класс
Дата: 16.10.13
Тема урока: «Многообразие простейших»

Цели урока: рассмотреть многообразие простейших организмов; обобщить, систематизировать и закрепить знания учащихся, познакомить с характеристикой рассматриваемых на уроке одноклеточных организмов; продолжить работу по формированию и развитию интереса к биологии
Задачи урока:
- образовательные – расширить обобщить и закрепить знания о многообразии одноклеточных животных, о мерах борьбы с паразитическими простейшими и профилактике заражения ими, о роли одноклеточных в природе и жизни человека.
- развивающие – развивать у учащихся умение быстро ориентироваться при выполнении данных на уроке заданий, самостоятельно вести познавательную работу, выступать с сообщениями; развивать интерес к природе; развитие способности оценки и самооценки знаний
- воспитательные – воспитывать внимание, взаимовыручку, взаимоуважение между учащимися; продолжать формирование здорового образа жизни
Тип урока: обобщающий
Форма урока: урок-путешествие
Необходимое оборудование и материалы: Мультимедийное оборудование (компьютер, мультимедийный проектор, экран); презентации, учебник «Биология», 7 класс. Константинов В.М. , Бабенко В.Г, Кучменко В.С.

Ход и содержание урока:
Организационный момент: дети заранее делятся на экипажи по 5 человек, им выдаются смайлики для рефлексии.
Мотивация учащихся:

Ученик: В семье голландского ремесленника в 1632 году родился мальчик, который получил имя Антони. Мальчик вырос, и родители определили его к суконщику “зарабатывать деньги”, но мальчика привлекали стеклянные шарики, рассматривая через них предметы, те приобретали странные формы. Все свободные минуты Антони шлифовал линзы. В конце концов, он отшлифовал линзу, которая увеличивала в 270 раз. Знакомые посмеивались над ним, однако так начался путь Левенгука к научной славе.
Вот отрывок из его письма к членам Лондонского: королевского общества: “ Одни носились по воде как рыбки, другие – вращались как бы в вихре, числом их было гораздо больше, третьи носились туда и сюда, подобно тучам летающих комаров и мушек. Мне казалось, что их несколько тысяч в рассматриваемой капле, которая была величиной не более песчинки...” То были одноклеточные животные!
Учитель: Разрешите эти слова А. Левенгука определить эпиграфом нашего урока: “Многообразие и значение простейших”.

Учитель: Простейших известно около 70 000 видов, и обитают простейшие в стране, которая зачастую скрыта от наших глаз. В ней ещё много неизвестного и неизведанного. Предлагаю сегодня совершить путешествие по этой стране.
Каждый путешественник ставит перед собой определённые цели и задачи. Давайте и мы определим их для себя. (Дети выдвигают свои цели и задачи)



Все эти задачи мы сможем решить на следующих станциях:
1 «ПРОВЕРЯЙКА»
2. «ЗНАКОМЫЕ НЕЗНАКОМЦЫ»
3. «УЗНАВАЙКА»
4.
· «ОБОБЩАЙКА»
5. «РАЗМЫШЛЯЙКА»


Вы разделились на экипажи, и мы отправляемся в путь.
Первая станция «ПРОВЕРЯЙКА» На протяжении нескольких уроков мы изучали простейшие одноклеточные организмы. На этой станции мы повторим то, что изучили на прошлых занятиях.
1 задание. У каждой команды на столе карточки, нужно обозначить основные части и органоиды одноклеточных организмов.


(работы оценивают члены жюри)

2 задание. Заполнить таблицу.
Название организма
Способ передвижения
Способ захвата пищи, тип питания
Способ выделения
Способ дыхания
Способ размножения

Амёба протей






Эвглена зелёная






Инфузория - туфелька









(работы оценивают члены жюри)

Подсчет баллов. Слово жюри.

Следующая станция называется «ЗНАКОМЫЕ НЕЗНАКОМЦЫ». Здесь вам предстоит узнать знакомых вам представителей одноклеточных и назвать их.
(экипажи поочерёдно узнают представителей одноклеточных организмов на слайдах с №1-№9)
Ответы: амеба обыкновенная, эвглена зеленая, сувойки, радиолярии, раковинные амебы, инфузория – туфелька, вольвокс, фораминиферы.


Слайд № 10


Что мы знаем об этих простейших? (паразитические одноклеточные) Пока немного. Значит, отправляемся на станцию «УЗНАВАЙКА»
На этой станции каждому экипажу предстоит выступить с сообщением:

Задание 1 команде: Трипаносомы, лейшмании, лямблии
Задание 2 команде: Инфузория балантидий, дизентерийная амеба, малярийный плазмодий
Рассказы детей с параллельным показом презентации.
Давайте подумаем, какие меры предосторожности надо соблюдать, чтобы не заразиться болезнями, которые переносят одноклеточные организмы. Ответы учащихся обобщаются слайдом:

Надеюсь, вы узнали для себя много нового, и теперь мы направляемся на станцию «ОБОБЩАЙКА». Здесь вам предстоит подумать над вопросами, на которые могут ответить только любознательные и внимательные ребята. Предлагаю вам разминку в форме игры «Третий лишний» Поочерёдно экипажам задаются вопросы, и даётся минута на обсуждение. Если данный экипаж не ответил, даётся возможность ответить другим командам. За правильный ответ команде начисляется 5 баллов.

Итак. Вы узнали много нового и интересного и теперь нам пора на станцию «РАЗМЫШЛЯЙКА»
Давайте поразмышляем, какую же роль играют простейшие в природе и жизни человека? Поработаем с текстом учебника на стр 53.
(ответы учащихся)
А теперь мы возвращаемся домой.

Итог урока. – Сегодня на уроке мы расширили и углубили свои представления об одноклеточных животных. Я надеюсь, вы узнали много нового и интересного. Вы работали в группах, сотрудничая друг с другом и теперь я предлагаю вам оценить работу каждого. (ребята выставляют оценки за работу на уроке) А теперь оцените смайликом ваше состояние.


Картинка 31 из 22817Рисунок 1Картинка 31 из 2281715