Анализ урока-лекции в 11-м классе по теме: Способы решения иррациональных уравнений


Анализ урока-лекции в 11-м классе по теме: "Способы решения иррациональных уравнений" (40 минут)
Фотография урока.
Этапы урока, дидактические задачи, время Содержание обучения Методы обучения Формы организации познавательной деятельности Показатели реальных результатов
1. Организа-ционный момент.
Подготовка учащихся к работе на занятии.
(1 минута) Подготовка учеников к работе. Выполнение требований. Фронтальная, индивидуальная Полная готовность класса. Быстрое включение в работу.
2. Подготов-ка к основ-ному этапу урока.
Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познаватель-ной деятель-ности, актуа-лизация опор-ных знаний и умений.
(3 минуты) Совместное формулирование целей урока для учащихся для определения действий школьников во время лекции; обеспечение осознания учащимися необходимости изучения новой темы. Повторение определения иррациональных уравнений, известных способов решения иррациональных уравнений стандартного вида. Создание поискового режима для подготовки и восприятия содержания лекции с помощью работы над предложенным уравнением. Учащиеся активно работают. Грамотно и обоснованно отвечают на вопросы учителя, хорошо владеют вычислительными навыками. Оставили уравнение, чтобы решить его после изучения нового материала. Мотивации и стимулирования; информационно-рецептивные; эвристические, волевые методы Фронтальная, индивидуальная Указаны планируемые результаты, чётко поставлены образовательные и развивающие цели, сформулированные вместе с учащимися в их действиях, но нет чёткости в постановке воспитательных целей. Обеспечена мотивация и принятие учащимися целей урока. Осознанное и быстрое включение школьников в деловой ритм. Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе повторенных опорных знаний и проведённой поисковой работы.
3. Усвоение новых зна-ний и спосо-бов действий.
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения.
(20 минут) Учитель представляет новый материал в виде лекции. Изложение последовательно, логично, аргументировано, с выделением главных вопросов и представлением основного материала одновременно в словесной и знаково-символической формах. Материал доступен учащимся. Они не просто записывают излагаемый материал в тетрадях, но и предлагают разные способы для решения уравнений, вникают в суть темы, пытаются понять как им в дальнейшем применять полученные знания. Учитель одновременно представляет основной материал в словесной и знаково-символьной формах.Лекция, диалог, символические методы, сочетание словесных и наглядных методов, опора на личностный опыт, побуждение к поиску альтернативных решений, практические методы, логические методы Фронтальная, индивидуальная Активные действия учащихся при решении одного иррационального уравнения разными способами, при изучении разных подходов к решению уравнений в зависимости от вида иррационального уравнения. Использование самостоятель-ности в добывании знаний и овладении способами действий. Знания и умения, которые приобрели учащиеся. Проговариваются основные выводы, теория представлена в системе; доступна как аудиалам, так и визуалам, и кинестетикам. Представлены образцы решения уравнений.
4. Первичная проверка понимания.
Установление правильности и осознан-ости усвоения нового учеб-ного материа-
ла; выявление пробелов и неверных представле-ний и их коррекция.
(10 минут) Учащиеся отвечали на вопрос учителя: “Почему данное уравнение не имеет корней”. Предложено было 6 уравнений. При фронтальной работе ученики грамотно, обоснованно, аргументировано отвечали на поставленный вопрос, дополняли, уточняли, исправляли ответы одноклассников. Один ученик решал предложенное уравнение на доске методом возведения в квадрат дважды, уединив при этом радикал. Работа учащихся в группах по 4 человека по выполнению заданий двух видов. Все учащиеся активно участвовали в обсуждении. Беседа, упражнение, выполнение учебного задания, алгоритмизация, создание ситуации успеха, волевые методы; познавательные, практические, логические методы; самоуправление; социальные методыФронтальная, индивидуальная, групповая Усвоение сущности новых способов решения иррациональных уравнений на репродуктивном и конструктивном уровнях. Хорошее качество ответов учащихся.
Работа в группах дала возможность всем учащимся проговаривать новый материал, участвовать в обсуждении решения уравнений, использовать знания, умения, навыки, сформированные ранее.
5. Подведе-ние итогов урока.
Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наме-тить перспек-тиву после-дующей работы.
(2 минуты) Проверка усвоения основного материала во фронтальной беседе. Анализ и оценка успешности достижения цели, перспективы последующей работы при изучении темы. Учитель отметил, что тема намеренно раскрыта не полностью и предложил учащимся найти ещё другие способы решения иррациональных уравнений в пособиях по математике. Ребята сформулировали выводы из теории, которую сегодня узнали. Учитель оценил работу класса. Словесные, эмоциональные методы; оценка практической значимости содержания обучения, прогнозирование будущей деятельности; логические методы Фронтальная Получение учащимися информации о реальных результатах учения. Чёткость и краткость этапа.
6.Рефлексия.
Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения). Усвоение принципов саморегуля-
ции и сотруд-ничества.
(2 минуты) Учащиеся провели самоконтроль за усвоением основного содержания лекции, отвечая на вопросы:
1) что на уроке было главным;
2) что на уроке было интересным;
3) что нового сегодня узнали;
4) чему научились?
Учащиеся оценивали успешность своей деятельности, отыскивали причины, приведшие к успеху и неудачам. На один и тот же вопрос отвечали несколько учащихся. Учитель наравне с учащимися высказывал своё мнение. Рефлексия деятельности и поведения, словесные методы, социальные методы Фронтальная, индивидуальная Открытость некоторых учащихся в осмыслении своих действий и самооценке. Не все учащиеся готовы правильно оценить свою работу на уроке, последовательно и чётко изложить свои мысли. Чувствуется собранность учителя, рабочий настрой учащихся. Речь учителя грамотная, эмоциональная. Обстановка на уроке доброжелательная, что располагало учащихся к рефлексии.
7.Информа-ция о домаш-нем задании, инструктаж
по его вы-полнению.
Обеспечение понимания
цели, содер-жания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствую-щих записей.
(2 минуты) Учитель обсуждает с учащимися вопрос о том, что должно содержать домашнее задание, чтобы новый материал был качественно закреплён. Домашнее задание предложено на выбор: 1) решить уравнения, которые записал учитель (5 уравнений); 2) подобрать или придумать иррациональные уравнения. Также дано индивидуальное задание для желающих: найти ещё другие способы решения иррациональных уравнений. Словесные, наглядные, эмоциональные, познавательные методы Фронтальная, индивидуальная Реализация условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития. Соответствие содержания домашнего задания уровню обученности учащихся, т.к. оно осознано всеми учащимися в процессе обсуждения.
АНАЛИЗ УРОКА – ЛЕКЦИИ В 11 КЛАССЕ по теме “СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ ИРРАЦИОНАЛЬНЫХ УРАВНЕНИЙ” (40 минут).
Триединая дидактическая цель (ТДЦ) урока предусматривает взаимосвязь воспитательного, обучающего и развивающего компонентов. Цели урока были сформулированы в совместной деятельности учителя и учащихся. Чётко поставлены образовательные и развивающие цели, которые были направлены на действия всех учащихся. Но в постановке воспитательных целей не было чёткости, так как трудно воспринималась учащимися, например такая цель как формирование ценностного отношения к математическим понятиям. Поставленные цели были взаимообусловлены и поэтому приняты всеми учащимися. образовательные цели были операциональны, так как точно определили, что учащиеся должны усвоить различные способы решения иррациональных уравнений и должны научиться применять их в соответствии с заданным уравнением. Эти цели были определены и находились в зоне ближайшего развития каждого ребёнка, так как на уроке задания давались и на базовом, и на творческом уровне с учётом индивидуальных особенностей учащихся (аудиалы, визуалы, кинестетики).
Реальные результаты – на уроке активно участвовали все учащиеся (на репродуктивном, конструктивном уровнях) (запись лекции, обсуждение, работа в группах, рефлексия). Ответы учащихся на уроке в основном были положительные.
Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Его логика соответствует структуре урока данного типа. Включает следующие этапы урока: организационный момент, подготовка к основному этапу, усвоение новых знаний и способов действий, первичная проверка понимания, подведение итогов урока, рефлексия, информация о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.
На этапе подготовки к основному этапу урока была обеспечена мотивация и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений. Задача выполнена полностью. Методы, отобранные учителем, оптимально подобраны под содержание дидактической задачи.
Решение этой дидактической задачи обеспечило переход к следующему, главному этапу, который проходил с 5-ой по 30-ю минуту – положительно продуктивная часть урока. На этапе было обеспечено восприятие, осмысление знаний и способов действий репродуктивного и конструктивного уровня, частично были использованы задания творческого уровня. Все аспекты ТДЦ урока нашли отражение в организации деятельности учащихся и в её содержании. Учитывая возможности класса и особенности изучаемого материала, учитель оптимально выбрал методы: словесные, наглядные, практические, логические, опора на личностный опыт, побуждение к поиску альтернативных решений.
Первичный контроль, проверка понимания показали, что материал усвоен. Чередование словесных, практических методов, форм организации познавательной деятельности способствовали предупреждению перегрузки учащихся в процессе урока.
Рефлексия показала, что своим продвижением довольны все учащиеся, отметили сотрудничество.
Формы организации познавательной деятельности соответствовали содержанию учебного материала и возрастным особенностям учащихся.
Методы обучения, используемые учителем, были разнообразны (словесные, наглядные, практические, логические и другие) и способствовали лучшему усвоению учебного материала.
Для домашнего задания было предложено на выбор два задания, одно из которых требовало творческого подхода. Также было дано индивидуальное задание. Всё это способствовало изучению и освоению материала в зоне ближайшего развития.
Урок достиг целей, представляет целостную систему с полным набором элементов. Связи между дидактическими задачами, содержанием учебного материала, методами и формами обучения прочные и обеспечили оптимальное функционирование всей системы урока. ТДЦ урока реализована полностью.
Рекомендации:
Более тщательно отбирать и дифференцировать материал для учащихся разных уровней, включённый в содержание урока – лекции.
Планировать проведение урока – лекции на двухчасовое занятие, так как за один урок изучается не очень большой объём нового материала.
Анализ посещенного урока.Преподаватель Гацаева М.В имеет большой педагогический опыт и пользуется заслуженным уважением учеников. Урок в 9 «Б» классе начался своевременно и организованно – строго по звонку. Основные задачи урока были сформулированы педагогом четко и ясно, громко. Учитель показывает примеры решения упражнений чётко и доступно, объясняя важные для понимания учениками моменты, учитель указывает и исправляет ошибки в процессе выполнения упражнений учащимися. Правильно подобранные упражнения по уровням сложности позволяют наращивать сложность по мере усвоения материала. Учащиеся к занятиям относятся с большим энтузиазмом, охотно решают задания в тетрадях, но отсутствует мотивация к выходу для решений заданий у доски. Вступительная части урока содержит контроль за приобретенными знаниями, и введение в новый материал, что подготавливает детей к основной его части. Учитель относится к детям с уважением, пониманием, соблюдает тактичность. Урок проводится согласно программе. Перед уроком учитель составляет конспект урока, в котором рассмотрены методики проведения урока, их целесообразность.Во время урока учитель привлекает внимание учеников, задавая вопросы, иногда выходит на уровень диалога с учениками. Методы обучения и воспитания достаточно результативны, не сложны, скоординированы, дети быстро их усваивают. В процессе урока учитель исправляет ошибки в решениях примеров, в случаях затруднений делает подсказки. Учитель придерживается дидактических принципов обучения и воспитания: активности, наглядности обучения, систематичности, последовательности, доступности. Привлекает детей к анализу выполненных примеров, самооценке. Ученики относятся к занятиям положительно, по возможности выполняют все упражнения урока. Время урока целесообразно распределено по уровням сложности.В заключительной части урока закрепление основных моментов, рефлексия. Проводится подведение итогов урока, дается домашнее задание. ^ Ход урока.
Организационный этап. Учитель приветствует учеников, отмечает присутствующих, подготавливает учащихся к работе. Этот этап не занимает много времени, но очень важен для мобилизации внимания учеников и внутренней готовности к проверке знаний, полученных на предыдущем уроке и изучению нового материала.
Задача второго этапа урока - установить правильность и осознанность усвоенных на предыдущем занятии знаний. Учитель никого не вызывает к доске, а понемногу опрашивает весь класс. Если ученик затрудняется с ответом, учитель предлагает другим помочь ему с формулировками, что-то добавить, высказать свою точку зрения, сам помогает и направляет ход мыслей учеников. Таким образом, за пять – семь минут, учащиеся вспомнили, обсудили и обобщили материал предыдущего урока. 
Преподаватель сообщает тему сегодняшнего урока. Задача этого этапа -организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся. Время от времени преподаватель акцентирует внимание учеников на каких-то важных фактах: «А вот здесь давайте поподробнее», «Это очень важно». Таким образом, он обращает внимание учеников на какие-то значимые, ключевые факты, являющиеся ключом к разрешению какого-либо вопроса, проблемы. Это способствует выработке у учащихся умению выделять главные мысли, существенные стороны изучаемого материала, учит их мыслить аналитически, составляя из отдельных эпизодов целостную картину.
Нужно отметить, что учащиеся активно включаются в обсуждение вопросов, задаваемых учителем, не стесняются выражать свои мысли. Учитель же поощряет такую активность одобряющими фразами: «Молодец», «Правильно», «Да, именно так» и т.д. Это способствует внутреннему раскрепощению учеников, никто не чувствует себя лишним, ученикам очень приятно осознавать, что их мнение значимо, что они могут увидеть какие-то скрытые закономерности и факты, а значит, способны мыслить глубоко и серьезно. Ученики ведут себя дисциплинированно, так как все включены в работу и не отвлекаются.^ Управляющая роль, поведение и деятельность учителяУчитель уверенно и настойчиво требует выполнений задач урока. Он умело держится перед классом, владеет им. К детям относится с уважением, соблюдает тактичность. Взаимоотношения детей с учителем доверительные. Он дает указания детям правильно, его речь четкая и ясная. К отдельным ученикам применяет индивидуальных подход. ВыводыВ процессе урока все задания учителя выполнены на высоком уровне. В процессе урока выполнены образовательные, воспитательные и развивающие задачи. ПредложенияДля совершенствования проведений занятий я бы предложил, стимулировать мотивацию учеников; использовать более высокую техническую базу: презентации