Сказкотерапия как средство развития творческих способностей у дошкольников


«Сказкотерапия» - как средство развития творческих способностей у дошкольников».
Дубинская Елена Владимировна
Актуальность: в настоящее время в психолого-педагогической литературе остается актуальным вопрос о значении восприятия сказки для психического развития ребёнка, его становления как личности, раскрытия творческого потенциала. Это напрямую связано с открытием новых возможностей и методов работы со сказкой. Сказка представляет собой психологический феномен, который несет культурное наследие и духовный опыт социума. Эти положения отразились в современном направлении практической психологии одном из методов арт-терапии – сказкотерапии.
Как известно, умственное развитие детей от трех до шести лет характеризуется формированием образного мышления. Оно помогает ребёнку думать о каких-либо предметах, сравнивать их в уме, даже тогда, когда он ни видит их. Ребенок начинает формировать модели той действительности, с которой имеет дело, строить ее описание. Делает он это с помощью сказки.
Возраст четырех-пяти лет – является апогеем сказочного мышления. Сказка помогает ребёнку интерпретировать окружающую действительность.
Современные научные данные показывают, что сказка формирует базовое доверие ребенка к миру, его открытость. Сказка прививает ценности добра и справедливости, душевной красоты. Воспитывает уважение к семье, к взрослым, и к коллективу детей. Обеспечивает основу для реализации эмоционально положительного опыта растущей личности дошкольника.
Работа со сказкой на уровнях слова, художественного образа позволяет формировать у дошкольника активный речевой запас. Сочинение сказки и иллюстрация к ней развивают вербальное и невербальное воображение, которое в свою очередь является основой творческих способностей. Сказка учит дошкольника понимать эмоциональное состояние окружающих.
С помощью метафор ребёнок интегрирует ситуации в сказке в свой жизненный опыт. Дошкольник через сказку получает знания о том, как устроен этот мир; как приобретать дружбу и любовь; как строить отношения с родителями, взрослыми и другими детьми. Также он учится умению прощать, ценить хорошее отношение к себе и другим. Начинает осознавать, что происходит с человеком в разные периоды его жизни, какими ценностями нужно руководствоваться во взаимоотношениях с социумом.
В процессе работы с детьми дошкольного возраста нами были отмечены следующие проблемы: дети очень мало знают сказок; родители дома не читают книг своим чадам; ребенок проводит все время за компьютерными играми, как следствие мы наблюдаем замкнутость у дошкольников, неумение строить диалог друг с другом, общаться. В связи с этим, я выбрала приоритетным направлением в своей работе с детьми – метод сказкотерапии.
Педагогам также рекомендую читать детям сказки, сочинять вместе с ними, использовать модификацию сюжета сказки. Моя задача донести до педагогов информацию о том, что творческие способности у детей дошкольного возраста можно развивать не только с помощью продуктивной деятельности (лепки, конструирования, рисования), но и посредством современного метода практической психологии, широко популярного в дошкольном образовании и применяемого в педагогики, одного из направлений арт-терапии – сказкотерапии.
На всех своих занятиях я использую музыкальное сопровождение, методы релаксации.
При прослушивании сказки, при обыгрывании, при рисовании, музыкальное оформление занятия создает более комфортные условия для терапевтического эффекта. В работе с детьми я использую различные виды постановок сказки: записываем выдуманную сказку по кругу на диктофон и прослушиваем, спектакли поставленные при помощи кукол, театрализованные игры на прогулке, сказки на песке. Мы лепим сказочных героев с малышами (3,5-4,5 лет) и придумываем небольшие истории о них. Рисуем сказки, с нестандартным сюжетом. Например, в одном сюжете могут сочетаться элементы разных сказок. Также мы проигрываем сказки в «песочной терапии», которая была разработана мной и подготовлена «своими руками». Я практикую следующее, бывает, что ребёнок справился с заданием быстрее всех, есть немного времени ожидания работы других, я позволяю ему поиграть с песочком.
Принятие ребёнком роли какого-либо персонажа дает ему возможность лучше понимать других людей, то есть развивает чувство эмпатии.
Я всегда провожу ритуал вначале занятия – «вхождение в сказку». Мы превращаемся в писателей. А вконце, ритуал возвращения в детский сад.
Мы работаем как правило на мягком ковровом покрытие, что тоже создает дополнительно непринуждённую психологически теплую атмосферу. Что также дает свой терапевтический эффект. Ребенок чувствуя себя более раскованно, раскрывает весь свой творческий потенциал. Уходят зажимы и зажатости. Ребенок учится доверию, у него повышается чувство собственной значимости, соответственно повышается самооценка. Я разрешаю детям работать, так как им удобно. Даю свободу, но при этом соблюдая технику безопасности. Например, при работе с ножничками.
Один из методов который я широко применяю в своей практике – это метод «коллажа». На нем хочу остановиться более подробно. В данном методе мы развиваем: мелкую моторику ручек, когда вырезаем картинки для коллажа; эстетическое восприятие, при оформлении самой сказки; часть сюжета мы клеим из вырезанных картинок, часть дорисовываем с помощью восковых мелков, акварели, при этом закрепляем восприятие цвета, название цветов. Активно развивается речевой запас, воображение, фантазия. Как известно, все эти психические процессы неразрывно связанны с мышлением. В итоге, играем, и в то же время активно «мыслим».
Занятие по сказкотерапии, как правило, состоит из нескольких этапов:
1. Необычное приветствие;
2. Ритуал «Вхождения в сказку»;
3. Коллективная работа (рисуем коллаж по сказке, выдумываем сказку, либо ее продолжение, либо используем модификацию сюжета);
4.Упражнения (подвижные игры, пальчиковая гимнастика, психогимнастика);
5. Релаксация (ароматерапия, хромотерапия, музыкотерапия);
6. Рефлексия;
7. Ритуал прощания, сюрпризный момент.
8. Творческое задание (по желанию родителей и детей даётся доделать дома, выполнить что-то своими руками).
Проведя ряд занятий по сказкотерапии методом «коллаж» я организовываю конкурс между группами, соревновательный характер придает им мотивацию к конкуренции, сделать как можно лучше свою работу. Затем мы просим кого-то из воспитателей выступить в роли жюри. Каждая группа выходит и презентует свою работу. Дети учатся «самопрезентации», привыкают к публичному выступлению, что в дальнейшем поможет лучшей адаптации к школе. То есть происходит некая «психопрофилактика» страха «отвечать у доски». Правило конкурса заключается в следующем: «чья сказка интереснее всех, тому и хлопают громче дети». Но, как правило, все сказки по-своему хороши, и поэтому жюри объявляет, что победила как всегда «дружба». Это занятие рассчитано на детей средней, старшей и подготовительной (если есть в ДОУ) группы. Для детей 3-4 лет рекомендую делать главными героями сказок игрушки, маленьких человечков и животных.
Сочинение сказки, использование театрализованной деятельности, в свою очередь формирует привычку у дошкольников к выразительной публичной речи, является эффективным способом коррекции трудностей в развитии коммуникативной, эмоционально-волевой и поведенческой сфере у детей.
Во время театрализованной деятельности происходит «катартическое» очищение, освобождение от негативных эмоций, снятие нервно-психологического напряжения, коррекция нарушений общения, формирование адекватного поведения, самооценки.
Коррекционно-развивающее занятие с помощью метода «сказкотерапии» для детей среднего и старшего дошкольного возраста (4-5, 5-6, 6-7 лет).
Тема: «В гостях у сказки».
Вид занятия: подгрупповое коррекционно-развивающее психологическое занятие (интегрированное).
Цель: создание условий для развития творческого потенциала и способностей детей.
Задачи:
1. Развитие творческого воображения и фантазии.
2.Стимулирование творческого самовыражения, способности к «самопрезентации»;
3. Развитие креативности мышления;
4. Активизация познавательных процессов;
5. Развитие эмоционально – волевой сферы;
6. Стабилизация психических процессов, снятие напряжения.
7. Научить детей понятиям «писатель», «сюжет», «фантазия», «воображение», «сочинять».
8. Развивать психические процессы (внимание, память, мышление, воображение, восприятие, речь), коммуникативные навыки, чувство сплочённости, уважения к себе и другим.
9. Обогащать словарный запас детей.
10. Формировать уверенное мнение о себе (позитивная самооценка), умение оперировать местоимением «Я».
Целевая аудитория: дети среднего и старшего дошкольного возраста (4-5; 5-6, 6-7 лет).
Количество детей: 6-8 человек.
Оснащение: демонстрационный материал (сюжетные картинки для беседы), книжки, раскраски, картинки (которые можно использовать для вырезания героев), ватман (либо обои), ножницы «с тупым наконечником» (детские), клей-карандаши, восковые мелки, краски, карандаши, маркеры, посылка (коробочка для сюрпризного момента).
Время проведения: 40 мин.
Музыкальное оснащение: диск с записанной музыкой (список возможных композиций приведён в конце).
Ожидаемые результаты:
Дошкольники осваивают навык группового взаимодействия. Повышается эмоциональный фон настроения ребёнка, самооценка. Появляется чувство уверенности в своих силах. Дети учатся доверию. Развивается познавательная сфера, а также эмоционально-волевая. Дети овладевают коммуникативными навыками. Учатся межличностному общению. Происходит успешная адаптация и социализация. Снимается мышечное напряжение и зажатость. Развиваются творческие способности. Вырабатывается навык творческого самовыражения, самопрезентации. Дети обогащают словарный запас новыми выражениями. Речь становится яркой живой правильной.
Ключевые вопросы: «Кто придумывает и пишет нам сказки?» «Кто такой писатель? Чем он занимается?», «Вы любите слушать сказки?», «А сочинять?», «Какой ваш любимый сказочный герой?», «Почему?», «Хотели бы вы стать на один день писателем и придумать свою сказку?»
Ход занятия:
1 этап. На первом этапе дети заходят в зал, становятся в круг, берутся за руки, и улыбаясь друг другу, здороваются и садятся в круг на ковёр.
Приветствие. Эмоциональная игра «Пульс».
Цель: научить детей слушать своё сердце; прививать доверие, отзывчивость; воспитывать чуткость, доброту; игра способствует положительной групповой динамики, сплочению группы.
Ведущий рассказывает о сердечке, показывает, как нужно и можно услышать свое сердечко (положить правую ладонь на левую часть грудной клетки). А затем в тишине показывает, как можно почувствовать свой пульс (у виска, на руке). Дети упражняются на себе, проверяют пульс друг друга [12; карточка № 10].
Упражнение «Подари тепло своего сердца». После беседы психолог говорит «Ребята, а теперь давайте положим руку на наше сердечко и мысленно вложим в нее все свое тепло, доброту, улыбку, любовь и дружбу, и подарим друг другу». Каждый ребёнок прикладывает к своему сердцу ручку. Закрывают глаза, представляют тепло своего сердца и открыв глазки с помощью воздуха, посылают друг другу тепло своего сердца.
Цель: воспитание приветливости, доброты, чуткости.
Беседа с репродуктивными вопросами (с использованием сюжетных картинок).
Цель: выучить понятия ««писатель», «сюжет», «фантазия», «воображение», «сочинять», развивать групповую динамику, навыки общения, воспитывать добропорядочность, взаимопонимание, активизация воображения, фантазии, творческих способностей, познавательных процессов.
После Приветствия начинается беседа с репродуктивными вопросами: «Кто придумывает и пишет нам сказки?» «Кто такой писатель? Чем он занимается?», «Вы любите слушать сказки?», «А сочинять?», «Какой ваш любимый сказочный герой?», «Почему?», «Хотели бы вы превратиться на один день писателем и придумать свою сказку?»
Под музыку «В гостях у сказки» психолог приглашает детей отправиться в гости к Принцессе Сказке. Дети закрывают глаза и под спокойную музыку отправляемся в сказку. На счёт один-два-три открываем глаза.
Психолог: «Ребята, мы с вами превратились в писателей. Я получила телеграмму от Принцессы Сказки. Она придумала для нас с вами задание. Если удастся справится с ним, тогда нас ждёт сказочное волшебство, но это пока сюрприз».
2 этап. Упражнение. Коллективная работа методом «Коллаж».
Цель: упражнение способствует повышению уровня сплочённости в группе, повышает эмоциональный фон настроения. Позволяет формировать у дошкольника активный речевой запас, развивать вербальное (сочинение сказки) и невербальное воображение (иллюстрация к сказке). Происходит стимулирование творческого самовыражения, способности к «самопрезентации». Формируется уверенное мнение о себе (позитивная самооценка), умение оперировать местоимением «Я». Развиваем мелкую моторику ручек, вырезая картинки.
Психолог предлагает выбрать среди картинок, книжек, иллюстраций разложенных на полу, 1-2 героев из понравившейся сказки. Объясняет ребятам, что сказка будет одна-общая, а не у каждого своя, но с разными героями.
Выбираем героев, затем вырезаем картинку. Работаем под музыку «Пение птиц», «Звуки природы», которая способствует активизации продуктивной деятельности.
Психолог: «Ребята, давайте посмотрим какие герои у нас хотят поучаствовать в сказке?»
Придумываем название. Сочиняем. Упражнение «Новые названия к старым сказкам» или «Сериалы, продолжения знакомых сказок» с модификацией сюжета [11; карточка № 9]. Психолог помогает определиться ребятам с названием сказки, если они затрудняются. Но, как правило, те дети у которых фантазия и воображение развиты очень хорошо, уже выкрикивают раньше всех. После того как у нас есть название. По кругу, можно по желанию, тот, кто хочет начать первым, начинает повествование сказки. Ребенок говорит несколько слов о своем герое, а затем приклеивает его на коллаж. И так каждый по кругу продолжает сказку своим дополнением, связывая свой сюжет с выбранным героем. Хочу отметить, что работы получались довольно интересные и необычные. Причем, нельзя сказать, что средняя группа проявила свои творческие способности слабее старшей группы. Все зависит от индивидуального развития каждого отдельно взятого ребёнка.
Минутка психогимнастики.
1. Пальчиковая игра «Бабочка». [12; карточка № 10].
Цель: снимаем напряжение.
Чтобы руки смогли превратиться в бабочку, их нужно скрестить в запястьях и прижать ладони тыльными сторонами друг к другу, выпрямив пальцы. Бабочка сложила крылья. А теперь бабочка взлетает с цветка! Ладони остаются выпрямленными и напряженными, пальцы не сгибаются – ведь бабочка не может согнуть крылья, они у нее всегда прямые.
2. Пальчиковая игра «Пирожки». [12; карточка № 3].
Цель: развиваем мелкую моторику рук, снимаем мышечное напряжение.
- просеиваем муку (ладошками);
- разобьем яйца (о ребро ладони);
- солим правой ручкой;
- сластим левой ручкой;
- мнем тесто;
- отбиваем кулаками;
- берем скалку – раскатываем;
- печем пирожки;
- делаем гребешки – пальчики соединяются все по очереди с большим;
- укладываем на противень – ставим в духовку;
- нюхаем – вдох, выдох;
- достаем пирожки, снимаем с противня;
- угощаем всех и кушаем сами, говорим: «Вам, вам, вам»;
- все кушают, жуют, гладят животики;
- вытираем пот со лба.
Эмоциональная игра «Баба-Яга» [12; карточка № 11].
Цель: стабилизация психических процессов, снятие напряжения. Научить детей народной мудрости «Добро век не забудется». С помощью метафоры научить детей тому, что в жизни добро всегда должно побеждать зло, также, как и в сказке.
Дети становятся в круг.
- Давайте покажем злую Бабу-Ягу: она кричит: «У-у-у!», топает ногами, клацает зубами, хмурит брови, руками машет, прыгает.
- Давайте подразним Бабу-Ягу:
Баба-Яга, костяная нога,
Печку топила, кашу варила.
- Вам нравится такая Баба-Яга?
Взрослый знакомит детей с народной мудрость: «Добро век не забудется».
- Как вы это понимаете?
- Давайте попросим Принцессу Сказки превратить злую Бабу-Ягу в добрую, ласковую.
Тренинг эмоций. Предложить детям изобразить с помощью мимики и пантомимики весёлую Бабу-Ягу [12; карточка № 11].
Цель: Развитие творческого воображения и фантазии. Стимулирование творческого самовыражения, способности к «самопрезентации». Развитие креативности мышления. Игра повышает эмоциональный фон настроения.
3 этап. Минутка изобразительной деятельности. Упражнение «Дорисуй коллаж». Когда коллаж готов, все выступили, берём мелки, краски и оформляем эстетически нашу сказку, дорисовываем некоторые элементы, которых нам не хватает. Все происходит под музыку «Шум моря и звуки дельфинов, чаек», «Звуки фортепиано и дельфинов».
Цель: развитие невербального воображения, восприятия, креативного мышления, тонкой моторики рук, эстетического восприятия красоты; закрепляем цвета, оттенки; снимаем мышечное напряжение; укрепляем эмоционально-волевую сферу (умение доводить до конца начатое, завершить сюжет, дорисовать картинку); прививаем правила работы в коллективе (умение делиться, работать вместе). Происходит стабилизация психических процессов.
4 Этап. После завершения работы с коллажом, прикрепляем его на видное место – выставку (для дальнейшего конкурса). Психолог приглашает детей отдохнуть на берег моря. Психоэмоциональный этюд «Возле моря». «Релаксация на берегу моря» под «Морской прибой, дельфины». [9; с.140]
Психолог: «Ребята, пока вы отдыхали, мне пришла ещё одна телеграмма от Принцессы Сказки, ей очень понравилась наша история. Вместе с телеграммой пришла посылка с сюрпризом!!!»
Сюрпризный момент: награждение наклейками за активное участие в занятии (жетонная система).
5 Этап. Завершающий.
Психолог: «А теперь ребята пришло время возвращаться домой, в наш любимый детский сад». Закрываем глаза и насчет раз, два, три оказываемся дома…»
Рефлексия всего занятия: закрепляем понятия «писатель», «сюжет», «фантазия», «воображение», «сочинять».
Психолог: «Ребята, вам понравилось сегодняшнее занятие? Что понравилось больше всего? Чей герой показался вам самым интересным?»
Ритуал «Прощание». Упражнение «Столбик из кулачков». Всем, всем до свидания…[10; c.36].
Выводы: 1. данный метод служит во-первых, как диагностический – то есть проверяет наличие креативных способностей у детей, во-вторых, дает психотерапевтический (коррекционный) эффект, так как ребенок сочиняя и рассказывая сказку обязательно проживает ее, и тем самым лечит потайные уголки своей детской души, другими словами происходит «самоисцеление». 2. Развивающий компонент заключается в том, что мы активизируем работу всех психических процессов (речь, память, мышление, воображение, внимание, восприятие). 3. Социальный – взаимодействие с группой, коллективом, сплочение. Принятие ребёнком роли какого-либо персонажа дает ему возможность лучше понимать других людей, то есть развивает чувство эмпатии. 4. Нравственно-моральное воспитание – достигаем через сюжет сказки, всегда позитивный конец (все дружат, помирились, баба Яга подобрела и обрела друзей). 5. Художественно-эстетическое воспитание – восприятие гаммы, цветов, красоты рисунка и самого коллажа. Эмоционально-волевое развитие – через восприятие законченности, завершенности идеи, сюжета. 6. Психопрофилактика детских травм. Положительно психоэмоциональное воздействие – ребенок получает позитивные эмоции, радуется. 7. Креативный компонент заключающийся в процессе развития творческих способностей, реализуется через сказкотерапию. Он включает в себя игры и упражнения на развитие творческого мышления и воображения, решение проблемных ситуаций, свободное и тематическое рисование, изготовление коллажей, релаксационные этюды, визуализация, использование сказки, хромотерапии (цветотерапии), музыкотерапии. 8. Данная статья представляет интерес для практических психологов, педагогов-психологов, социальных педагогов, методистов, воспитателей дошкольных учебных заведений.
Занятие разработано и проведено:
Педагогом-психологом МБДОУ «Ромашка» Дубинской Еленой Владимировной.
Источники:
Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк: кн. для учителя» М.: Просвещение, 1991.
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Основы сказкотерапии.- СПб.: Речь, 2006.
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2002.
Интернет – ресурс (музыка для занятия).
Ильина М.В. Развитие вербального воображения.- М.: Прометей; Книголюб, 2003.
Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми. – СПб.: Речь, 2006.
Корекційні програми на допомогу практичному психологу ДНЗ / уклад. О. Є. Марінушкіна, Г. В. Замазій. – Х . : Вид. група «Основа», 208. – 204, [4] с. : табл.. – (Серія «Дошкільний навчальний заклад. Психологія виховання»).
Николаева Е.И. «Психология детского творчества» СПб.: Речь, 2006.
Психологічне здоров`я дошкільників / Уклад. Т.І. Прищепа. – Х. : Вид. група «Основа», 2011. – 239, [1] с. : іл. – (Серія «Психологія виховання»). До базової програми «Я у світі».
Соціалізація дошкільників в умовах ДНЗ / Уклад. Т. І. Прищепа. – Х. : Вид. група «Основа», 2009. – 169, с. : іл. – ( Серія «Психологія виховання»).
Я расту: Комплект наглядных пособий для дошкольных учреждений и начальной школы. – Х. : Изд-во «Ранок», 2008. – 18 отдельных листов в папке. (Серия «Беседы по картинкам»)
Я и моё поведение: Комплект наглядных пособий для дошкольных учреждений и начальной школы. – Х.: Изд-во «Ранок», 2008. – 20 отдельных листов в папке. (Серия «Беседы по картинкам»)
Музыкальное сопровождение занятия (список композиций):
«Приветствие». Песня «От улыбки» из м/ф «Крошка Енот» (Музыка Владимира Шаинского. Слова Михаила Пляцковского).
Мелодия «Приходите в гости к нам» из передачи «В гостях у сказки» (автор Владимир Дашкевич).
Приходите в гости к нам
Пение птиц.
Звуки природы.
Шум моря и звуки дельфинов, чаек.
Звуки фортепиано и дельфинов.
«Морской прибой, дельфины» (Релаксация «На берегу моря»).
Сведения об авторе: Дубинская Елена Владимировна, педагог-психолог муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Ромашка» села Каменоломня Сакского района Республики Крым.
E-mail: dubinskaya-elena-2010@mail.ru.