Программа — интенсив прекрасное рядом


Муниципальное образование Тимашевский район
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №18
УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета протокол № 1
от 28.08.2016года
Председатель педсовета
___________Л.М.Галоян
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(общекультурное направление)
Тип программы – ориентированная
Наименование клуба - «Прекрасное рядом»
Срок реализации программы - 1 год
Возраст обучающихся 10-11 лет
ФИО учителя: Любинец Юлия Сергеевна
1.Пояснительная записка
  Актуальность изучения эстетического курса «Прекрасное рядом» в государственных и муниципальных образовательных учреждениях обусловлена насущной социально-педагогической потребностью обновления содержания образования, развития воспитательных функций школы в новых социокультурных условиях.
Школьный возраст – время, когда закладываются основы духовности личности благодаря живости, непосредственности, эмоциональности восприятия ребенком окружающего мира. Именно в этот период возможно формирование будущего зрителя, читателя, слушателя посредством включения ребенка в деятельность по освоению художественных и культурных ценностей. И в связи с этим художественно-практическая деятельность, существующая в динамике от созерцания к желанию действовать, от первичного соприкосновения с искусством к его осмысленной оценке, является одним из ведущих, но недостаточным на сегодня оцененным средством развития личности ребенка. Курс развивающе-обучающий по своему характеру с приоритетом развивающей функции, интегрированный по своей сути. Интеграция в данном случае подразумевает рассмотрение различных видов искусства на основе общих, присущих им закономерностей, проявляющихся как в самих видах искусства, так и в особенностях их восприятия. Эти закономерности включают образную специфику искусства в целом и каждого его вида в отдельности (соотношение реального и ирреального), особенности художественного языка (звук, цвет, объем, пространственные соотношения, слово и др.) и их взаимопроникновение, средства художественной выразительности (ритм, композиция, настроение и др.), особенности восприятия произведений различных видов искусства как частей единого целого образа мира. Особенное место в этой интеграции занимает трудовая художественно-творческая деятельность как естественный этап перехода от созерцания к созиданию на основе обогащенного эстетического опыта.
Целью курса является саморазвитие и развитие личности каждого ребенка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность.
Задачи курса:
•расширение общекультурного кругозора учащихся;
•развитие качеств творческой личности, умеющей:
а) ставить цель;
б) искать и находить решения поставленных учителем или возникающих в собственной жизни проблем;
в) выбирать средства и реализовывать свой замысел;
г) осознавать и оценивать свой индивидуальный опыт;
д) объяснять свои действия соответственно эстетическому контексту;
• общее знакомство с искусством как результатом отражения социально-эстетического идеала человека в образах;
• формирование эстетического опыта и технологических знаний и умений как основы для практической реализации замысла.
Задачи курса реализуются через культурологические и художественно-эстетические знания, которые являются основой для последующей художественно-творческой деятельности и в совокупности обеспечивают саморазвитие и развитие личности ребенка.
Предлагаемая программа предназначена для школьников 10 - 11 лет. В связи с этим курс строится на концентрической основе с постепенным расширением знаний и смещением акцентов в изучении материала с внешних описательных сюжетов в сторону его содержательного осмысления.
Особенностью программы является развитие духовной нравственности воспитанников на основе организации взаимодействия внутреннего и внешнего социума. Включение детей в специально создаваемые ситуации нравственного выбора, личный пример родителей, использование различных видов деятельности. Большое внимание уделяется воспитанию чувства уважения к старшему поколению, к свои товарищам, к самому себе. Реализуемые мероприятия проводятся как в учебном классе, так и в социуме. При планировании и проведении занятий учитывается мнение обучающихся, их инициатива.
Ценности программы: нравственный выбор; смысл жизни; справедливость; милосердие; забота о старших и младших; воспитание в ребенке чувства доброты, внимания к людям, сострадания; чувства собственного достоинства по средствам положительных поступков при самостоятельном выборе.
Общественно полезный труд организуется в строгом соответствии с правилами и нормами охраны труда детей, безопасности труда и производственной санитарии.
Данная программа предназначена для реализации в 5-6 х классах. Программа рассчитана на 175 часов. Реализация программы предполагает активное участие родителей в подготовке и проведении мероприятий, проявление инициативы самих воспитанников.
Основная форма организации детского коллектива по данной программе - коллективные творческие дела (КТД).
Данная программа направлена:
- на решение проблемы  взаимоотношений между поколениями;
- на привитие  детям через общение с людьми различных возрастов и поколений коммуникативных навыков;
- на решение проблемы взаимоотношения человека с самим собой, с другими людьми;
- на обучение анализу своих поступков и решение проблемы  взаимодействия в коллективе;
- на формирования инициативности у воспитанников в решении значимых задач.
Личностные и метапредметные результаты реализации программы
Результаты первого уровня: приобретение школьником социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни: приобретение знаний об этике и эстетике в повседневной жизни человека; о принятых в обществе нормах отношения к природе, к памятникам истории и культуры, к людям других поколений и других социальных групп, о российских традициях памяти героев Великой Отечественной войны; о христианском мировоззрении и образе жизни.
Развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям, миру, людям иной этнической или культурной принадлежности; своему собственному здоровью и внутреннему миру.
Результаты второго уровня: формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом: развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, к труду, к другим людям, к своему здоровью и внутреннему миру; формирование позитивного отношения к базовым ценностям (любовь к Родине, духовно-нравственное воспитание детей в семье).Результаты третьего уровня: приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия: опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений, с участниками и очевидцами Вов; опыт благотворительной деятельности; опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работе в команде; опыт управления другими людьми и взятие на себя ответственности за других людей
Содержание программы
Модуль 1. Общекультурное направление.
Система классных часов, рассчитан на 1 час в неделю, общей продолжительностью 34 часа и включает в себя как Единые всекубанские классные часы, так и классные часы, проводимые спланированные классным руководителем самостоятельно с учетом направлений воспитательной работы в школе и классе.
Модуль 2.Общеинтеллектуальное направление «Искать, творить, стремиться к цели».
Подготовка общешкольных, районных, краевых, общероссийских мероприятий: сборы, слёты, соревнования, «погружения», фестивали, походы, экспедиции и т.д. (73 часа).Модуль 3. Социальное направление «Во мне взрослеет гражданин»
Данный раздел раскрывает деятельность органов классного самоуправления (68 часов)
Особое значение в изучении курса отводится формированию нравственности ребенка. Этот процесс должен проходить на всех занятиях.
Изучение курса надо связать с другими предметами: чтением, изобразительной деятельностью, пением и т.д.
При изучении курса очень важно показать глубокую личную причастность ребенка к великим ценностям культуры, которые были созданы нашим народом и его государством, предками самих детей, законными наследниками которых и являются современные дети: на них лежит ответственность за сохранение и развитие этой величайшей в истории человечества культуры.
Очень важно вовремя увидеть необходимость перемен форм и методов преподавания. При их выборе следует руководствоваться соответствием целям, содержанию курса и возрасту ребенка, их разнообразием и постепенным смещением с внешней активности к внутреннему переживанию и осмыслению материала. В преподавании курса в начальных классах особенно важна живая, заинтересованная позиция учителя.
Тематический план программы
№ Наименование направлений внеурочной деятельности, разделов (модулей), тем Всего часов Кол-во часов Универсальные учебные действия (УУД), проектные, ИКТ-компетенции.
1.Общекультурное направление
Аудитор
ныеВнеаудиторные 34 28 6 1.1 Единый Всекубанский классный час (согласно рекомендациям Министерства образования и науки Краснодарского края). 1 У обучающегося будут сформированы:
-ориентация в нравственном поведении как собственных поступков, так и поступков своих товарищей;
-знания основных моральных норм и стремление к их выполнению;
-развитие этических норм: вины, совести как регуляторов морального поведения;
-понимание чувств других людей, воспитание чувства сопереживания им;
Обучающиеся получат возможность для формирования:-способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении,  ориентации на их  мотивы, чувства;
-осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечения благополучия;
 
Регулятивные универсальные учебные действия:
Обучающиеся научатся:
-принимать и сохранять учебную задачу;
-сотрудничать с учителем при знакомстве с новой темой;
-адекватно воспринимать обоснованную  критику учителя,  товарищей, родителей, других людей;
-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
-корректировать действия после его завершения, исправлять ошибки для создания более совершенного результата;
 
Познавательные учебные действия.
 Обучающийся научится:
-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения поставленной задачи с использованием дополнительной литературы, включая электронные носители;
-составлять сообщения в устной и письменной форме;
-анализировать объекты изучения с существенными и несущественными признаками;
Коммуникативные универсальные учебные действия.
Обучающийся научится:
-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть диалоговой речью;
-адекватно реагировать на различные точки зрения среди товарищей, в том числе с не совпадающими с его собственными;
-учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству;
-уметь формировать свою позицию и точку зрения;
-приходить к общему решению задач в совместной деятельности среди одноклассников;
1.2 «Книга главный помощник» 1 1.3 «Твоя личная безопасность» 1 1.4 Беседа о правилах дорожного движения. 1 1.5 Классный час:«Хорошие манеры». 1 1.6 «Азбука вежливости или этикет на каждый день». 1 1.7 «Правовые нормы в ученическом коллективе». 1 1.8 Праздник «Посвящение в пятиклассники». 1 1.9 Круглый стол «Наши победы и поражения». 1 1.10 Классный час: «Мои вершины». 1 1.11 Участие в интернет уроке«Дети мира против наркотиков». 1 1.12 Просмотр фильма «Улица полна неожиданностей». 1 1.13 «Что значит быть интеллигентным человеком?» 1 1.14 «Знай правила движения как таблицу умножения». 1 1.15 Диспут: «Человек – это тайна». 1 1.16 «Совесть – это нравственная категория…» 1 1.17 Ученическое собрание «Наши достижения за 1 полугодие». 1 1.18 «Государственные символы: история и современность». 1 1.19 Практикум «Как мы ведем себя в театре, в кино, на выставке?». 1 1.20 «Дорога к моему «Я». 1 1.21 Классный час: «Юные герои антифашисты». 1 1.22 Классный час: «Есть такая профессия – ученик»». 1 1.23 «Культурные ценности семьи и их значение для ребенка» 1 1.24 Классный час: «Мои вершины». 1 1.25 Как работать с библиотечным каталогом? 1 1.26 Классный час:«Сотвори себя сам». 1 1.27 Красота танца «Путешествие в страну «Здоровье» 1 1.28 День космонавтики «Лунная мозаика». 1 1.29 Проверка состояния учебной литературы и принадлежностей 1 1.30 Классный час:«Мои вершины». 1 1.31 Познавательное мероприятие «Цветы - живая красота земли» 1 1.32 Говорим мы вам без смеха – чистота залог успеха! 1 1.33 Маленькие герои большой войны. Цена Победы. 1 1.34 Единый Всекубанский классный час (согласно рекомендациям Министерства образования и науки Краснодарского края). 1 2.Общеинтеллектуальное направление «Искать, творить, стремиться к цели» Аудитор
ныеВнеаудиторные 73 5 68 2.1 Общий сбор класса. Введение в КТД. 5 У обучающегося будут сформированы:
-ориентация в нравственном поведении как собственных поступков, так и поступков своих товарищей;
-знания основных эстетических норм и стремление к их выполнению;
-развитие чувства прекрасного, соединение с прекрасным в пространстве мирового искусства и культуры;
-уважение к труду своему и других людей;
Обучающиеся получат возможность для формирования:-способности к самостоятельному решению моральных проблем на основе собственных переживаний и чувств;
-осознанного понимания роли каждого участника коллективного дела;
 
Регулятивные универсальные учебные действия:
Обучающиеся научатся:
-принимать и сохранять учебную задачу;
-сотрудничать с учителем и с коллективом класса при знакомстве ;-адекватно воспринимать обоснованную  критику учителя,  товарищей, родителей, других людей;
-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
-корректировать действия после его завершения, исправлять ошибки для создания более совершенного результата;
 
Познавательные учебные действия.
 Обучающийся научится:
-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения поставленной задачи с использованием дополнительной литературы, включая электронные носители;
-составлять собственные монологические высказывания в устной и письменной форме;
-анализировать объекты изучения с существенными и несущественными признаками;
- отбирать для исследования только необходимые факты;
Коммуникативные универсальные учебные действия.
Обучающийся научится:
-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть диалоговой речью;
-адекватно реагировать на различные точки зрения среди товарищей, в том числе с не совпадающими с его собственными;
-учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству;
-уметь формировать свою позицию и точку зрения;
-приходить к общему решению задач в совместной деятельности среди одноклассников;
2.2 Подготовка и проведение осенних мероприятий 14 2.3 Подготовка и проведение зимних мероприятий 14 2.4 Подготовка и проведение весенних мероприятий 14 2.5 Подготовка и проведение летней программы 14 2.6 Экскурсии, походы. 12 3.Социальное направление «Во мне взрослеет гражданин» Аудитор
ныеВнеаудиторные 68 39 29 3.1 Подготовка сбора органов самоуправления класса 2 2 Личностные универсальные учебные действия.
У обучающегося будут сформированы:
-ориентация в нравственном поведении как собственных поступков, так и поступков своих товарищей;
-знания основных эстетических норм и стремление к их выполнению;
-развитие ответственности не только за свои поступки, но и за всю группу (коллектив);
-умение донести мнение коллектива до участников сего коллектива школы;
Обучающиеся получат возможность для формирования:-способности к формированию коллективной точки зрения на основе всех возникших мнений;
-осознанного понимания роли лидера в группе;
 
Регулятивные универсальные учебные действия:
Обучающиеся научатся:
-под руководством учителя выполнять отчет о действиях группы;
-сотрудничать с учителем и с коллективом класса ;-адекватно воспринимать обоснованную  критику учителя,  товарищей, родителей, других людей;
-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
-корректировать действия после его завершения, исправлять ошибки для создания более совершенного результата;
 
Познавательные учебные действия.
 Обучающийся научится:
-осуществлять сбор необходимой информации для выполнения поставленной задачи с использованием материалов, собранных группой;
-составлять собственные монологические высказывания в устной форме;
-анализировать объекты изучения с существенными и несущественными признаками;
- отбирать только значимые для данной задачи факты;
Коммуникативные универсальные учебные действия.
Обучающийся научится:
-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть диалоговой речью;
-адекватно реагировать на различные точки зрения среди товарищей, в том числе с не совпадающими с его собственными;
-учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству;
-уметь формировать свою позицию и точку зрения;
-приходить к общему решению задач в совместной деятельности среди одноклассников;
3.2 Самоподготовка звеньев класса 4 3.3 Проведение сбора класса № 1 2 2 3.4 Проведение сбора класса № 2 4 3.5 Проведение сбора класса № 3 4 3.6 Подготовка и организация акции «Начни свой день с зарядки» 1 1 3.7 Подготовка и организация «Памятник» 2 4 3.8 Подготовка и организация акции «Уютный дворик» 2 2 3.9 Подготовка и организация акции «В будущее без риска» 2 2 3.10 Подготовка и организация акции «Красота спасет мир» 2 2 3.11 Подготовка и организация акции «Пусть в твоей жизни не будет черной полосы» 2 2 3.12 Акция «Посылка солдату». 2 2 3.13 Подготовка и организация акции «Чистый школьный двор» 2 4 3.14 Подготовка и организация акции «Ветераны живут рядом» 2 4 3.15 Подготовка и организация акции «В будущее без риска» 2 2 3.16 Подведение итогов работы ОСУ 4 .
Описание материально-технического обеспечения программы.
1.Печатные пособия
Методическое пособие «Сценарии детских праздников.
2.Технические средства обучения
Экспозиционный экран
DVD проигрыватель
Ноутбук
3.Экранно-звуковые пособия
Видеофрагменты и другие информационные объекты (изображения, аудио- и видеозаписи), отражающие основные темы курса
4.Оборудование кабинетов Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, магнитная доска, экспозиционный экран
DVD проигрыватель, ноутбук, принтер