Выступление на педагогической конференции на тему «Современный урок физики в условиях введения и реализации ФГОС ООО»


Копытина Н.А.,
учитель физики МБОУ лицей с.ХлевноеВыступление на педагогической конференции, 30 марта 2016 года.
«Современный урок физики в условиях введения и реализации ФГОС ООО»
Особенность ФГОС ООО — деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности обучающегося, оптимизации обучения. Развитие личности в системе образования обеспечивается через формирование универсальных учебных действий, которые выступают основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение обучающимися универсальными учебными действиями создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, способность к саморазвитию, и самосовершенствованию, то есть умения учиться, включение содержания обучения в контекст решения жизненных задач.
Наиболее эффективным средством включения учащихся в процесс творчества на моих уроках стало использование современных образовательных технологий:
технология интегрированного обучения, (см. Приложение 1)
игрового обучения, (см. Приложение 1)
развивающего обучения,
информационные технологии: использование компьютера для поиска необходимой информации, создание проектов.
Успешность уроков физики зависит от доступной формы подачи учебного материала, создание ситуации успешности, доброжелательная атмосфера на уроке — всё это помогает обучающимся лучше усваивать материал учебника. Что бы ни твердили о компьютеризации и дистанционном образовании, учитель всегда будет капитаном в учебном  плавании и главным штурманом проводки «ученика-корабля» через все рифы. Как бы ни старались уравнивать учителя с учениками, он как был, так и остается главным действующим лицом на любом уроке. Потому, что он – всегда старше, за ним – знания, опыт понимания и применения этих знаний. Но всё это – не облегчает, а осложняет его жизнь. Перед Учителем – живые, вечно меняющиеся, непредсказуемые ученики, от которых не всегда знаешь, чего ожидать.
Современный урок в моём понимании должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи и тренинга.
Моделируя урок, я придерживаюсь следующих правил:
Конкретно определить тему, цели, тип урока и его место в развороте учебной программы.
Отобрать учебный материал (определить его содержание, объем, установить связь с ранее изученным, систему управлений, дополнительный материал для дифференцированной работы и домашнее задание).Выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения в данном классе, разнообразные виды деятельности учащихся и учителя на всех этапах урока.
Определить формы контроля за учебной деятельностью школьников.
Продумать оптимальный темп урока, то есть рассчитать время на каждый его этап.
Продумать форму подведения итогов урока.
Продумать содержание, объем и форму домашнего задания.
Свои уроки я стараюсь строить на основе использования технических средств с применением как традиционных, так и инновационных педагогических технологий и методик, таких как:
Стремление учителя самостоятельно планировать уроки.
Точное и одновременно творческое выполнение программно-методических требований к уроку.
Знание типологии урока
Использование игровой формы, когда это служит лучшему выполнению образовательных целей урока.
Формулировка, кроме темы урока так называемого «имени урока».
Продумывание хотя бы для себя ценностных оснований выбора содержания и трактовки учебного материала на уроке.
Помощь детям в раскрытии личностного смысла изучаемого материала.
Опора на межпредметные связи с целью их использования для формирования у учащихся целостного представления о системе знаний.
Практическая направленность учебного процесса.
Включение в содержание урока упражнений творческого характера.
Выбор оптимального сочетания и соотношения методов обучения.
Создание условий для проявления самостоятельности учащихся
Рациональное использование средств обучения (учебников, пособий, технических средств).
Дифференциация домашних заданий.
Знание и применение психосберегающих, здоровьесберегающих и здоровьеразвивающих технологий.
Имидж учителя.
Современный урок для меня — это организованное педагогом духовное общение учащихся и учителя, содержанием которого является научное знание, а ключевым результатом — интеллект каждого ребёнка, его духовное обогащение. Обучающиеся достигнут высоких результатов только тогда, когда увидят, что определённые умения необходимы ему и на других предметах и в жизни! Учитель, его отношение к предмету, его творчество и профессионализм, его желание и умение раскрыть способности каждого учащегося — есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС не будут реализованы!
Приложение 1
Маршрутный лист урока
«Мы открываем страны как законы»
(урок география +физика в 10 классе)
Формулируем тему и цель урока
Физическое явление, при котором тело приобретает электрический заряд. ________________
Группа островов, расположенных близко друг к другу и имеющих обычно одно и то же происхождение.____________________
Столица Японии.______________
Электрический заряд палочки из _________________, потертой о мех, условились называть отрицательным.
Один из способов электризации тел. ______________
Форма правления, при которой главой государства является лицо, занимающее этот пост в порядке престолонаследия. _____________________
ЗАДАНИЕ: Получите название страны. Для этого возьмите:
Из первого слова последнюю букву;
Из второго слова пятую букву;
Из третьего слова вторую букву;
Из четвёртого слова четвёртую;
Из пятого слова пятую букву;
Из шестого слова опять последнюю букву.
ТЕМА УРОКА: «__ __ __ __ __ __ и закон Кулона»
ЦЕЛЬ УРОКА: _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Работа с картой (география)
Работа с учебником (физика)
Вопросы для работы: в парах
1. Как направлена кулоновская сила?
2. Каковы границы применимости закона Кулона?
Запишите формулировку и формулу
Закон Кулона:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
F= , где
k=
Проверьте себя
Продолжите предложение:
С увеличением расстояния между зарядами сила кулоновского взаимодействия…__________________________________.
С увеличением величины одного из зарядов сила кулоновского взаимодействия…__________________________________.
Оцените, пожалуйста, по 5-ти бальной шкале
Понятность
информации на уроке Пользу
от Вашей деятельности на уроке Проявленный
Вами интерес к уроку Результативность
урока для Вас