План работы по инновационному проекту (экологическое воспитание)


МБОУ «Гимназия № 20 имени Абдуллы Алиша» Советского района г.Казани

«ОДОБРЕНО» «УТВЕРЖДАЮ»
Председатель кафедры Зам.директора по УР
_______________ Хамидуллина М.Х.
«___»______ 2015 г. «___»_______ 2015 г.






План работы по инновационному проекту
«Экологическое воспитание учащихся
в рамках участия в Международном проекте «Ассоциированные школы ЮНЕСКО»
(2015-2016 учебный год)






Лебедева Л.В.,
учитель русского языка и литературы
I квалификационной категории





















Казань-2015
Экологическое образование и воспитание учащихся - это не дань моде, а веление времени, продиктованное самой жизнью: для того, чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть экологическими ценностями и в соответствии с ними строить свои взаимоотношения с окружающим миром. Экологическое образование подрастающего поколения становится одной из главных задач, стоящих перед обществом. Чтобы избежать неблагоприятного влияния на экологию, чтобы не делать экологических ошибок, не создавать ситуаций опасных для здоровья и жизни, современный человек должен обладать элементарными экологическими знаниями и новым экологическим типом мышления. И в этом важная роль отводится общеобразовательной школе, которая, вооружая детей современными знаниями и жизненным опытом, по существу работает на будущее.
Эффект экологического воспитания учащихся во многом определяется состоянием культуры их взаимоотношений с окружающей средой - природной и социальной. Привитие учащимся культуры отношения с нею осуществляется как в процессе усвоения знаний, умений и навыков на уроках, так и во время специально организованной внеурочной деятельности детей.
Экологический подход необходимо реализовывать через экскурсии, экологические акции, решение задач с экологическим содержанием, практические работы, а также при проведении ролевых игр.
Задачи с экологическим содержанием способствуют формированию экологических знаний и умений школьников, более глубокому пониманию ими сущности экологических проблем, возникновению убежденности в необходимости их решения, а также развитию приемов умственной деятельности, таких как анализ, синтез, сравнение, обобщение.
Отношение ребенка к окружающей природной среде в существенной степени определяют три фактора:
непосредственное познание природы;
школьное экологическое воспитание и образование;
средства массовой информации.
Школьное экологическое воспитание и образование обладает возможностью целенаправленной, координированной и системной передачи знаний.
Цель:  создание широких возможностей для творческой самореализации личности на пользу себе и обществу.
Задачи:
Обучающие:
дать ребёнку системные знания об окружающем его мире в соответствии с его возрастом и способностями;
научиться применять на практике полученные знания.
Развивающие:
развивать у воспитанников эстетические чувства и умение любоваться красотой и изяществом природы;
формировать и развивать у детей навыки психологической разгрузки при взаимодействии с миром природы;
повышать общий интеллектуальный уровень подростков;
развивать коммуникативные способности каждого ребёнка с учётом его индивидуальности, научить общению в коллективе и с коллективом, реализовать потребности ребят в содержательном и развивающем досуге.
Воспитательные:
прививать чувство доброго и милосердного отношения к окружающему нас миру;
воспитывать потребность в общении с природой;
способствовать формированию экологического восприятия и сознания общественной активности;
способствовать укреплению здоровья ребят, посредством общения с природой и проведению массовых мероприятий на свежем воздухе.
Принципы организации экологического воспитания и образования:
Процесс формирования гармоничных отношений с окружающей средой является составной частью общей системы воспитания и образования, актуальным ее направлением.
Процесс формирования экологической культуры строится на взаимосвязи глобального, регионального и краеведческого подходов к раскрытию современных экологических проблем на принципе непрерывности.
В основе формирования бережного отношения к природе лежит единство интеллектуального, эмоционального восприятия окружающей среды и практической деятельности по ее улучшению на основе права на субъективность и субъектность каждого ученика по отношению к учебно – воспитательному процессу (свобода выбора учеником сфер приложения сил в организации биологической деятельности школы)
Процесс формирования экологической культуры школьников опирается на принципы систематичности, непрерывности, и междисциплинарности в содержании и организации экологического образования и воспитания.
Формы, методы и средства организации экологического воспитания и образования: а) традиционные; б) активные, инновационные.
межпредметная - экологическое содержание уроков – практическая реализация принципа интеграции – внедрение экологического образования и воспитания на уроках биологии, химии, физики, математики, литературы и др.;
внеурочная - различные формы внеурочной и внешкольной воспитательной работы:
классные и библиотечные часы;
исследовательская работа (проектная деятельность) – научные исследования школьников под руководством преподавателей;
экологические праздники и мероприятия;
лекторская работа - педагоги проводят занятия, организуют просмотр фильмов на экологические темы;
участие в экологических конкурсах, конференциях и олимпиадах;
практическая помощь природе - кормушки, скворечники, субботники.
Важное значение имеет практическая направленность деятельности учащихся в местном сообществе, ее ориентация на общественно-полезные дела, а также участие школьников в разработке и практическом воплощении собственных экологических проектов. Особое место занимает работа с родителями, вовлечение их в процесс экологического становления учащихся.

Экологическое образование формирует следующие ключевые компетентности:
компетентность в области общественно-политической деятельности (реализация прав и обязанностей гражданина, выполнение функций гражданина в охране и защите природы своей страны);
компетентность в социально-производственной сфере (анализ собственных профессиональных склонностей и возможностей, ориентирование в сфере биотехнологий, приобретение навыков общения и организации труда и т. д.);
компетентность в учебно-познавательной деятельности (самостоятельный поиск и получение информации из различных источников, умение ее анализировать, критически мыслить и т. д.);
компетентность в эколого-практической деятельности (ориентация и практические навыки существования и сосуществования в реальных природных условиях) и другие.   
Мероприятия по реализации проекта (практический этап):
Для осуществления поставленных задач разработан комплекс мероприятий, охватывающий практически все аспекты жизнедеятельности школы: научно-методический, учебно-воспитательный, документально-правовой, административно-хозяйственный, материально-технический.


Мероприятия
Сроки


Обустройство территории школы
В течение года


Посадка зеленых насаждений на территории школы, уход за ними
Март-май


Участие в мероприятиях Глобал Лаб, ЮНЕСКО
В течение года


Разработка конспектов с использованием экологического материала
В течение года


Участие в конкурсах экологических социальных проектов
В течение года

6
Выставление методических находок по экологии на школьный сайт
В течение года

7
Участие в предметных олимпиадах, интеллектуальных марафонах
В течение года

8
Участие в акции «Кормушки для птиц» (8 класс)
Апрель

9
Участие школьнико в экологических конференциях («Зилантенок» и др.)
В течение года

10
Лекторий для 8 класса «Правила поведения в обществе»
октябрь

11
Проведение для учащихся начальной школы мини экопроектов «Чистое утро», «День цветов», «Экологическая почта», «Капелька», «Животные в моей семье»
В течение года

12
Наблюдения за жизнью природы (календарь природы, народные приметы).
В течение года

13
Сочинение «Природа родного края» (6-10 классы)
ноябрь

14
Экологические уроки:
«Я знаю родной край» (урок – игра 6 кл.)
«Красная книга» - 6 кл.
«Охрана животных» - 8 кл.
«Человек и окружающая среда» 6-8 кл.
«Экология жилища» (урок-исследование 9 кл.)
«Антропогенное воздействие на биосферу» 10 кл.
В течение года

15
Осенний карнавал «Золотая осень»
октябрь

16
Выставка творческих работ «Подарки щедрой осени»
ноябрь

17
Выпуск экологических сказок (6-8 классы)
февраль

18
Оформление фотовыставки «Природа Родины моей» (6-10 классы)
март

19
Оформление школьного экологического стенда по календарю экологических дат
В течение года

20
Акции:
1 апреля – День птиц (КВН - «Птичьи разговоры»; постройка и развешивание скворечников - «Помоги птицам», постройка кормушек и кормление птиц - «Птичья столовая»)
7 апреля – День здоровья,
22 апреля – День Земли
4 октября – День защиты животных,
22 марта – Всемирный день воды (инфо-урок «Вода – удивительное вещество!»)
В течение года

21
Дни здоровья.
В течение года

22
Организация дежурства в классе и в школе.
В течение года

23
Лекторий «Загрязнение воздуха в помещениях»
декабрь

24
Экологические субботники «Чистота спасет мир: Чистая улица. Чистый двор»
В течение года

25
Участие в конкурсах ГДЭБЦ
В течение года

26
Посещение и выезд в музеи, центры экологической направленности
В течение года

27
Проведение предметных недель по экологии
январь

28
Конкурс чтецов (стихи о природе)

апрель

29
Конкурсы рисунков и плакатов, посвященные экологическим датам «Экологический колокол», «Чистый воздух», «Сохраним нашу планету»
В течение года

30
Конкурс на лучшую поделку из природного материала «Лесное диво»
май

31
Конкурс поделок из бытовых отходов «Вторая жизнь пластиковой бутылки», «Чистая планета»
апрель

32
Анализ состояния экологического образования и воспитания (через тестирование и анкетирование школьников и их родителей)
В течение года

33
Изучение проблемы экологического воспитания, определение целей и задач педагогического коллектива.
В течение года

34
Методический семинар для родителей «Формы и методы экологического воспитания школьников»
декабрь

35
Участие в районных и областных методических  семинарах по проблемам экологического воспитания (ГДЭБЦ и др.)
В течение года

36
Родительский всеобуч
«Как сохранить здоровье ребенка»,
«Влияние телевидения и компьютерных игр на здоровье школьника»,
«Домашняя экология».
В течение года

37
Экологический всеобуч:
«Как воспитать любовь к природе»
март

38
Экологические акции:
«Школьный двор»,
«Посади дерево»,
«Школьный день вместе».
В течение года


Ожидаемые конечные результаты
Воспитание чувства ответственности за судьбу природы своей Родины, понимания необходимости научиться беречь свой дом, свою Землю.
Осознание учащимися важной роли экологии в решении глобальных проблем современности.
Повышение общей экологической культуры учащихся, учителей и родителей
Улучшение экологической ситуации вокруг школы и в  поселке.
Превращение школы в центр экологического просвещения и воспитания.

Мониторинг
С целью изучения эффективности экологического воспитания и образования проводится диагностика уровня воспитанности через анкетирование учащихся. В определении уровня воспитанности используется методика Н.П.Капустина, по которой одним из критериев является отношение к природе. Этот критерий складывается из бережного отношения к земле,  к растениям, к животным, стремления сохранить природу в повседневной жизнедеятельности и труде,  оказать помощь природе.


Предлагаемые материалы помогут в определении уровня воспитанности и саморазвития своих воспитанников.
Существенное влияние на развитие личности ученика оказывает классный коллектив, равно как и ученик оказывает свое влияние на развитие коллектива, в котором он находится.

Литература
1. Адам А.М. Глоссарий по экологии, экологической безопасности техносферы, природопользованию и охрана окружающей среды. - Томск: изд. «ТГАСУ» 2008
2. Буковский Е.М. Экологические олимпиады для учащихся 9-11 классов. М: изд. «АРКТИ» 2008
3. Былова А.М., Шорина Н.И. Экология растений. М: изд. «Вентана-Граф» 2007
4. Воронцов А.И. Охрана природы. - М: «Агропромиздат» 1989
5. Высоцская М.В. Биология и экология 10-11 классы. Проектная деятельность учащихся. - Волгоград: изд. «Учитель» 2007
6. Вторая городская научно-практическая конференция школьников по экологии и географии «В краю кедровом». - Томск: 2005
7. Вишнякова С.М. Экология и охрана окружающей среды. Толковый термилогический словарь. - М: изд. «Всемирный следопыт» 1998
8. Гурова К.П. Прогресс и природа. - М: изд. «Всемирный следопыт» 1986
9. Зверев А.Т. Экология. - М: изд. «ОНИКС» 2005
10. Зыкин П.В. Экологическая безопасность жизнедеятельности человека. - М: изд. «Армпресс» 2003
11. Домило Ж. Социальная экология. - М: «Просвещение» 1991
12. Ердаков Л.Н.Экология. Учебное пособие для 5-8 классов. - Томск: изд. «Агрос» 2007
13. Ердаков Л.Н., Чубыкина. Экология. Учебное пособие для 10-11 классов. - Томск: изд. «Агрос» 2005
14. Иванова Г. В судьбе природы – наша судьба. - М: изд. «Художественная литература» 1990
15. Кресс В. Томская область сегодня и завтра. - Томск: изд. «Пресс-интеграл» 2004
16. Криволап Н.С. Планета здоровья. - Минск: «Красико-Принт» 2005
17. . Комяшкин В.А. Мокс – программа на химическом на сибирском химическом комбинате. -Томск: 2004
18. Кашинская Е.А. Всё обо всём. - М: 1999
19. Никишов А.И., Кузнецов В.Н., Теплов Д.Л. Экология. М: «Устойчивый мир» 2000
10. Норенко И.Г. Экологическое воспитание в школе. Классные часы, игры, мероприятия. Волгоград: - изд. «Учитель» 2007
20. Ошмарин А.П. Школьный справочник. Экология. - Ярославль: «Академия развития» 1998
21. Митрошкин К.П. Прогресс и природа. - М: изд. «Лесная промышленность» 2003
22. Миронов А.В. Преподавание экологии в школе. - М: изд. «Владос» 2004
Маркин В. А. Я познаю мир. - М: 2000
24. Рюкбейль Д.Л. Экология и мировоззрение. - Новосибирск: 1998
25. Сомкова В. Экологический бумеранг. - М: изд. «Новая школа» 1996
26. Степановских А.С.Общая экология. М: изд. «ЮНИТИ-ДАНА» 2000
27. Суравегина И.Т., Сенкевич В.М. Экология и мир. Методическое пособие для учителя. - М: изд. «Новая школа» 1994

Заголовок 2 Заголовок 315