Информационная карта инновационного опыта участника приоритетного национального проекта «Образование»

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА
УЧАСТНИКА ПРИОРИТЕТНОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ОБРАЗОВАНИЕ»

1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Ф.И.О. автора опыта
Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес и индекс
Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала
Стаж работы в должности

Донецкая Валентина Валентиновна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 города Цимлянска Ростовской области, ул. Ленина, 44, 347320
Учитель иностранного (немецкого и французского языков)
38 лет

Сущностные характеристики опыта

Тема инновационного педагогического опыта
Реализация инновационных процессов в системе школьного иноязычного образования в условиях апробации (освоения) современных учебно-методических комплектов по немецкому языку

Источник изменений
Изменения в общественной, политической, экономической жизни, которые произошли за последнее время в нашей стране повлекли за собой коренные преобразования в различных социальных сферах, в том числе в системе школьного образования, и в частности, в области преподавания и изучения иностранных языков. Расширение международных контактов и сотрудничество на всех уровнях, политика интеграции России в европейское и мировое сообщество, вхождение России в общеевропейское образовательное пространство ставят перед ответственной школой задачу организации школьного образования такого уровня, при котором учащийся получил бы возможность не только изучать иностранный язык, но и свободно общаться на нем. При этом ответственность учителя всегда была исключительной, но в условиях введения федерального, государственного общеобразовательного стандарта она существенно возрастает. В этой связи чрезвычайно важным и актуальным является качественное методическое сопровождение образовательного процесса в школе, выбор новых УМК, которые бы основывались на современных достижениях в области обучения иностранным языкам, на сохранении и приумножении практики преподавания нескольких иностранных языков, на основе современного, основанного на реальном речеупотреблении, яркого и умного учебника. Тем самым учителю предлагаются учебники со знакомой ему методической материей, при этом совершенствуя и модернизируя ее. Но главным ядром всех этих новых УМК должна стать концепция духовно-нравственного воспитания гражданина и патриота России.
Научить учащихся общению на иностранном языке сложно и не только потому, что у всех ребят разные возможности и способности, но еще и из-за тех противоречий, которые возникают в образовании и преподавании иностранных языков.
Противоречие между требованием ФГОС и уровнем обученности учащихся;
Между осуществлением диалога культур и недостаточностью материалов учебников;
Между стремлением учащихся к общению и недостатком языковых средств;
Между необходимыми знаниями в профессии и низкой мотивацией;
Между перечнем УМК (федеральном) и ограниченностью и недоступностью новых УМК в магазинах.
И только освоение новых УМК помогут учителю устранить противоречия, которые существуют в современном иноязычном образовании.

Идея изменений
Опыт и работа с новыми УМК направлен:
На реализацию новых документов по ФГОСу, новых программ-концепций О.Ю. Зверловой «С немецким за приключениями», О.А. Радченко «Вундеркинды», М.М. Аверина «Горизонты», которые были подготовлены с учетом требований российских образовательных стандартов и пожеланий российских учителей.
Внедрение в учебный процесс по изучению немецкого языка новых УМК.
Развитие профессионализма и совершенствование мастерства учителя через апробацию новых УМК. Раскрыть его творческий потенциал, его инновационный подход к содержанию учебника.
Вызвать интерес у ученика к изучению иностранного языка, раскрыть его творческие способности, так как цель обучения по новым УМК имеет 4 четко различаемых аспекта – учебный, воспитательный, познавательный и развивающий.
Освоение новых УМК будет способствовать:
Формированию дружелюбного и толерантного отношения к ценностях иных культур, оптимизма и выраженной личностной позиции в восприятии мира, в развитии национального самосознания на основе знакомства с жизнью своих сверстников, с учетом достигнутого обучающимися уровня иноязычной компетентности.
Формированию и совершенствованию иноязычной коммуникативной компетенции, расширению и систематизации знаний о языке, расширению лингвистического кругозора и лексического запаса, дальнейшему овладению общей речевой культурой, в том числе в условиях немецко-русского языкового и культурного контраста.
Достижению допорогового уровня иноязычной коммуникативной компетенции.
Созданию основы для формирования интереса к совершенствованию достигнутого уровня владения немецким языком, в том числе на основе самонаблюдения и самооценки, к изучению второго/третьего иностранного языка, к использованию немецкого языка как средства получения информации, позволяющей расширять свои знания в других предметных областях.

Концепция изменений
В основу опыта положена образовательная деятельность учителя немецкого языка в рамках реализации требований ФГОС (2010) и ФГОС (2004) в условиях апробации новых УМК, современной образовательной политики, ее ведущих стратегий и целевой программы национальной общеобразовательной инициативы «Наша новая школа». Процесс обучения по новым УМК организуется таким образом, чтобы он был направлен на:
1. Формирование и развитие языкового и речевого творчества и познавательной активности каждого учащегося.
2. Предоставлении каждому возможность осознать, осмыслить новый языковой материал.
3. Получение достаточной практики для формирования необходимых навыков и умений.
4. Умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками на уроке немецкого языка и за его пределами.
5. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач коммуникативного характера.
6. Владение основ самоконтроля, самооценки, принятию решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности в рамках предмета «Немецкий язык».
7. На использование новых информационных технологий, Интернета на уроках.
8. Адаптацию учащихся к современному поликультурному миру; рассматривает проблемы коммуникативной социализации личности обучаемого и пути их решения.
Наиболее важным в новых УМК является не только расширение общеобразовательного кругозора школьников, развитие их познавательной активности и творческого потенциала, но что самое главное – формирует ключевые предметные компетенции, обеспечивая достижения нового качества иноязычного образования:
Речевая
Языковая
Социокультурная
Компенсаторная
Межкультурная
Формирует умения учителя выбирать оптимальные формы и темпы обучения для учащихся (индивидуальная, парная, групповая, фронтальная) использование проектной методики, применять способы обучения и контроля (тесты, контрольные работы, эссе, изложение, диктанты, сочинения, написания статей в газету), которые наиболее соответствуют его индивидуальным особенностям.
Работа по новым УМКа требует высокого профессионального уровня учителя. И только тогда они послужат хорошими помощниками не только в обучении иностранному языку, но и к успешной сдачи ЕГЭ по немецкому языку.

Условия реализации изменений
Апробация новых УМК нацелена на следующие условия реализации:
Изучение целевой аудитории учащихся:
а) УМК «Вундеркинды» Яцковская 5 класс;
б) УМК «Вундеркинды» О.А. Радченко 6 класс;
в) УМК «С немецким за приключением» О.Ю. Зверлова 7-9 классы;
г) УМК « Ключевое слово – немецкий» - О.Ю. Зверлова 10-11 классы;
д) УМК «Горизонты» - М.М. Аверин 7 класс (немецкий язык, как второй язык).
2. Ознакомление и изучение федерального перечня УМК.
3. Изучение программ-концепций О.Ю. Зверловой, О.А. Радченко, М.М. Аверина и анализ авторских программ с целью ознакомления и реализации новых УМК.
4. Коррекция индивидуальной работы и программы учителя с целью освоения содержания новых УМК в учебном процессе.
5. Отбор содержания дополнительного материала с целью расширения и углубления знаний социокультурной компетенции (лингво-страноведческого материала),
Интернет-ресурсов для реализации диалога культур.
Разработка сценариев-занятий для реализации инновационных форм организации учебного процесса в обучении иноязычному общению.
Реализация новых технологий и методов:
Технология интерактивного обучения;
Информационно-коммуникативные технологии;
Развивающие технологии.
Подготовка аналитических материалов по апробации (отчетов).
Разработка, поиск, отбор мониторинга по усвоению новых УМК.

Результаты изменений
Переход на обучение по новым УМКа способствовал развитию и совершенствованию компетенций и ФГОС.
Учащиеся могут свободно выражать свое мнение, смело аргументировать свои взгляды и убеждения, а также умение понять мнение оппонента, приняв или не приняв его.
Обогащается представления учащихся об образе и условиях жизни в немецкоязычных странах.
Формируется современная, самостоятельно мыслящаяся личность, свободная от предрассудков и готовая к диалогу с представителями других национальных культур.
Способствует критическому осмыслению социальных проблем, тенденций и таких понятий, как смысл жизни, качество жизни, жизненные ценности.

Результаты изучения учебного предмета
Личностные результаты выпускников основной школы, формируемые при изучении иностранного языка:
Формирование мотивации изучения иностранных языков и стремление к самосовершенствованию в образовательной области «Иностранный язык»;
Осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка;
Стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом;
Формирование коммуникативной компетенции в межкультурной и межэтнической коммуникации;
Развитие таких качеств, как воля, целеустремленность, креативность, инициативность, трудолюбие, дисциплинированность;
Формирование общекультурной и этнической идентичности как составляющих гражданской идентичности личности;
Стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность содействовать ознакомлению с ней представителей других стран; толерантное отношение к проявлениям иной культуры; осознание себя гражданином своей страны и мира;
Готовность отстаивать национальные и общечеловеческие (гуманистические, демократические) ценности, свою гражданскую позицию.
Метапредметные результаты изучения иностранного языка в основной школе:
Развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение;
Развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли;
Развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации;
Развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/ по ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов;
Осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке.
Предметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по иностранному языку:
А. В коммуникативной сфере (т.е.владении иностранным языком как средством общения).
Б. В познавательной сфере.
В. В ценностно-ориентационной сфере.
Г. В эстетической сфере.
Д. В трудовой сфере.
Е. В физической сфере.


В результате учащиеся Донецкой В.В. ежегодно активно и результативно выступают на районных (2010 год – 1 место Хорсова Галина, 10 класс, Подельщикова Кристина – 11 класс, Келерова Ксения – 11 класс; 2011 год – Хорсова Галина – 1 место – 11 класс, призеры – Прыткова Ангелина – 10 класс, Келерова Елена – 10 класс, Солонович Михаил – 9 класс; 2012 год – Келерова Елена – 1 место – 11 класс; призеры Суша Илья – 9 класс, Ольховой Владислав – 10 класс) и областных олимпиадах (2011 год – Келерова Ксения – призер – 11 класс; 2012 год – призер Хорсова Галина – 11 класс). Принимают участие в областных конференциях (2011 год – 1 место Подельщикова Кристина в конференции «Немецкий язык в контексте межкультурного многоязычия»; 2012 год Хорсова Галина).
Владение новыми технологиями, которые дали новые УМКа в процессе изучения иностранного языка дало возможность учащимся профессионально сориентироваться, получить высокие знания и проявить глубокий интерес к иностранному языку, связать свою дальнейшую жизнь и судьбу с иностранным языком. За последние 5 лет – 15 учащихся учились и учатся на факультетах иностранных языков Ростовской области(Провоторов А., Новокрещенов Е., Додонова Е., Подельщикова К., Келерова К. и др.) связали свою жизнь с педагогической деятельностью два выпускника (Провоторов А., Додонова Е.) четыре выпускника повышают свой языковой уровень в ВУЗах Германии. Эффективное использование новых УМК способствует в достижении требований ФГОС по иностранному языку.

Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте
Региональная Интернет-конференция на сайте РОИПК и ПРО (15 – 18.03.2011).
Участие в форуме: «Второй иностранный язык в российской общеобразовательной школе» (3 – 4 марта 2012 г.).
Статья «Инновационные педагогические технологии в современных учебниках немецкого языка для 2-9 классов в условиях освоения ФГОС».
Мастер-класс по учебнику О.Ю. Зверловой.
Введение языкового практикума на базе РО ИПК и ПРО.
Стажерская площадка по апробации новых УМКа.


Внутренняя результативность: на основании посещения уроков администрацией школы, коллегами, результатов тестирования выявило наличие следующих изменений:
Увеличение объема высказывания учащихся.
Увеличение степени вовлеченности учащихся в речевую деятельность.
Создание на уроке исследовательской творческой атмосферы.
Значительное повышение интереса к изучению иностранного языка.

Описание инновационного опыта учителя


Сегодня рынок предлагает различные учебно-методические комплекты по иностранным языкам. Иногда бывает трудно выбрать УМК, отвечающий современным языкам. «В 2005 году мне было предложено издательство «АРТ-Пресс» в качестве эксперимента апробировать новый УМК О.Ю. Зверловой.
Для 5-11 классов, состоящий из программы-концепции, курса по немецкому языку для общеобразовательных учреждений, книги для учителя, учебника, рабочей тетради, книги для чтения и аудиокассеты. Учебник был для меня новым и еще не использовался в работе не только мною, но и моими коллегами. А с 2011 года я начала апробацию новой линии учебников «Вундеркинды» для 5 класса Г.В. Яцковской.
Экспериментальная работа проводилась и проводится по следующим этапам:
Ознакомительный этап
Ознакомление с концепцией УМК через:
а) участие в областных авторских семинарах издательств «Арт-Пресс» и «Просвещение» на базе КПК Ростовского ИПК и ППРО.
б) ознакомление и изучение федерального перечня рекомендованных и допущенных УМКа.
в) изучение и проработка авторских программ и соотнесение целевых установок УМК с требованиями ФГОС.
г) знакомство и изучение использования методического инструментария апробации УМКа (рекомендации издательства и дополнительных компонентов УМКа.
II. Исследовательский этап.
Знакомство с новыми УМК О.Ю. Зверловой и Г.В. Яцковской «Вундеркинды» и концепцией их новых программ. Познакомившись, я отметила, что отличительными чертами новых УМКа являются:
Расширение общеобразовательного кругозора, развитие познавательной активности и творческого потенциала школьников с целью формирования и воспитания конструктивно думающими личности, которой присущи такие качества, как открытость, терпимость, готовность к диалогу.
Овладение приемами самостоятельной работы с языком, стратегиями учения, а также компенсаторными приемами, если возникает дефицит языковых средств; наиболее эффективно и «кратчайшим путем» решать поставленные задачи.
Освоение письменной речи и овладение умением письменно фиксировать и передавать информацию различного объема и характера.
Творчески обращаться с немецким языком, воспринимать красоту языка, пользоваться немецким языком для творческого самовыражения.
III Этап. Знакомство с основными принципами новых УМКа.
Одним из ведущих принципов новых УМКа, на мой взгляд, является необходимость предоставить учащимся возможность самостоятельно мыслить, решать интересные и важные для них проблемы, размышлять и рассуждать над возможными путями решения этих проблем.
Важно, чтобы в центре внимания учащихся была идея, мысль самовысказывание, чтобы внимание было направлено, прежде всего, на содержание этого высказывания, а уже во вторую очередь на языковую форму. При такой организации учебного процесса язык выступает в своей первичной функции – как средство формирования и формулирования мыслей.

IV Этап. Коррекция индивидуальной программы в соответствии с новыми УМК. Апробация новых УМКа на уроках и внеурочное время.
Все компоненты, составляющие содержание обучения, находятся в тесной взаимосвязи, согласуются и сочетаются друг с другом, обеспечивая увлекательность, информативность, актуальность содержания обучения, способствуют всестороннему развитию личности учащегося, расширению его кругозора и интереса к изучению немецкого языка.

V Этап. Коммуникативно-ориентированный контроль за усвоением материала, данного в новых УМКа.
Цель контроля как одного из компонентов апробация новых УМКа заключается в том, чтобы, с одной стороны, установить между реальным уровнем сформированности у учащихся всех видов речевой деятельности на немецком языке и требованиями программы новых УМКа и, с другой стороны, в том, чтобы вовремя обнаружить пробелы в знаниях учащихся и устранить их.

VI Этап. Отслеживание результатов мониторинга среди учащихся по работе с новыми УМКа.
Проводимые среди учащихся анкетирование и анализ мониторинга показали, что учебники нового поколения О.Ю. Зверловой и Г.В. Яцковской пользуются большой популярностью не только среди учащихся, но и их родителей.
Популярность среди учащихся этих новых УМКа обусловлена тем, что они дают учащимся в руки такой инструмент, с помощью которого они могли бы учиться языку самостоятельно, вне урока, углублять и совершенствовать уже полученные знания, добывать новые в зависимости от своих личных и профессиональных целей и потребностей. А также в случае необходимости применять определенные стратегии для изучения других иностранных языков.


Экспертное заключение

Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений
Распространение опыта на КПК РИПК и ППРО с 2004-2013 г.
Областная стажировочная площадка по апробации новых УМК с 2008 года.
Представление учебно-методического материала на региональной Интернет-конференциях, организованных КПК РИПК и ППРО 15 – 18.03.2011 г. 3 – 4 03.2012 г.
Выступления на районных МО.
Участие в международных форумах, посвященных немецкому языку (Москва 14-16 ноября 2012 года, Санкт-Петербург июль 2012 год).
Участие в конкурсе ПНПО 2007 год.
Участие в районном конкурсе «Лучший учитель» 2007 год.
Участие во всех акциях проводимых Гете-институтом.


15