Урок музыки Волшебный инструмент открывший дорогу добру


Тема урока: Волшебный инструмент - показавший дорогу добру.
Цели урока:
познакомить учащихся с казахским народным инструментом-домбра, кюем - легендой «Аксак кулан», разучить песню « Если добрый ты.»
развивать чувство прекрасного, музыкальные способности учащихся.
воспитывать интерес и уважение к народной музыки, доброту отзывчивость
Ход крока.
Организационный момент.
Актуализация знаний учащихся.
Музыкальная викторина: Дорогие ребята прошу вас прослушать звучание инструмента и правильно вспомнить и сказать нам его название. Все ответы будут оцениваться фишками.
Из какого материала его изготовляют?
Флешка. №1- Сабызғы
№4- саз сырнай.
№12- жетеген №15- шан кобыз-А сейчас, давайте назовем, на какие группы делятся все инструменты?
(духовые, струнно-смычковые, струнно-щипковые, язычковые)
-Правильно! Я сейчас прикреплю к доске название групп инструментов, и мы попробуем, распределим по ним те, инструменты которые мы уже изучили.
Прошу поднять руки кто у нас не боится справиться с этим заданием.
(Дети вытягивают название инструмента, читают и прикрепляют, на магнит к доске к нужной группе карточки с названием инструмента.)
-Молодцы! Вы хорошо справились с заданием.
Изучение нового материала.
И мы переходим к новой теме. А кто у нас сможет прочитать название новой темы?
-Правильно. «Волшебный инструмент - показавший дорогу добру.»(Демонстрация слайдов.)
-Домбра занимает особое место в казахской музыкальной культуре. Это самый любимый и распространенный в народе инструмент. Музыканты, владеющие игрой на домбре, пользуются уважением в народе.
Домбру было легко перевозить при кочевке аула, легко настраивать, где бы, музыкант не находился.
Не было раньше не одной юрты, где бы, не висела домбра.
И обучение игре на инструменте передавалось из поколения в поколение.
В разных областях Казахстана домбры оформлялись по разному, их было несколько видов.
Великий музыкант А.Жубанов сказал:
«О чем только не повествует серебряный голос.
Ее струны хранят музыкальную мудрость столетий.
Домбра – это история казахского народа.» Домбра в руках талантливого исполнителя, может передать человеческую речь. Чувства, настроения, нарисовать картины природы, рассказать о волнующих событиях.
Не мало, сложено и стихов об этом прекрасном инструменте!
Когда играют на домбре,Я вижу гладь степной равнины,Где бродят кони на заре,Среди небесной, вольной сини.Когда играют на домбре,Я будто вижу через время,Как дарит мне родное племяСвой след в ковыльном серебре.Когда играют на домбре,Я вижу праздник достархана!Ведь нет страны - тебя добрей,И нет прекрасней Казахстана!
Инструментальное произведение исполняемое на домбре называется – кюй.
А исполнителя называют - кюйши.
Кюй можно исполнять на домбре, кобызе, сабызғы.
Но сегодня мы познакомимся с кюем –легендой о том как домбра спасла жизнь людей.
Я прошу вас очень внимательно смотреть и слушать кюй который будет звучать.
Мы ознакомились с кюем –легендой «Аусак кулан.»
Слушайте внимательно постарайтесь услышать в кюе ритм скачки, тревожный характер разьяренного кулана, и настроение тяжелого горя Чингиз хана.
Дети смотрят видео кюй –легенда «Аксак кулан».
Скажите пожалуста вам понравилась эта легенда?
Правильно ли поступил сын Чингиз Хана на охоте?
А почему мать куланенка встала на защиту?
Как поступил старый мудрый кюйши?
Как Чингис Хан понял, что его сын погиб?
Кто расплатился за то, что принес печальную весть хану?
-Домбра.
Как вы думаете, этим поступком домбра открыла дорогу добру?
Вам жалко что так поступили с домброй?-
-Но не печальтесь, на свете много мастеров которые умеют делать этот инструмент, и у нас в Восточном Казахстане тоже есть такой мастер и зовут его Амангельды Смагулов.(видео)
Этот мастер делает не только домбры, но и кобызы, шертеры, их звучание настолько безукоризненно, что мастеру поступают заказы даже из-за границы.
А) ПГА-распевка «До свиданья капитан» – с движением рук,
«Как у бабушки Наташи» - С движением рук.
Б)Разучивание: « Если добрый ты»
-Как вы думаете, что значит быть добрым?
В)Первичное закрепление-исполнение в группах покуплетно.
Итог:
-Наш урок подошел к концу, что нового вы узнали на уроке?
Почему тема нашего урока была-Инструмент открывший дорогу добру?
- Как назывался кюй с которым вы познакомились?