Описание инновационного педагогического опыта. Коммуникативные образовательные технологии в образовательной системе начального звена.


Описание
инновационного педагогического опыта
учителя начальных классов
МКОУ «Специальная школа №106»
Горбуновой Оксаны Юрьевны
Коммуникативные образовательные технологии в образовательной системе начального звена. В свете современных требований к школе, когда перед учителем стоит задача научить каждого ребенка самостоятельно учиться, особое значение приобретает вопрос о формировании их познавательных интересов, активного, деятельного отношения к учебному процессу. Изменение целей современного образования повлекло за собой изменение всех составляющих методической системы учителя. Мы переходим с объяснительно-иллюстративного способа обучения на деятельностный, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Для нас урок – это не только основная форма организации учебного процесса, но и место встречи с личностью ученика. А для того, чтобы обучение на самом деле имело развивающий характер, необходимо соблюдать одно важное условие – развиваемый субъект должен быть включен в активную деятельность и общение. Главной задачей для нас является вовлечь обучающихся в активный познавательный процесс, развивать готовность детей к овладению современными средствами информации и способность актуализировать их для самостоятельного постижения знаний.
Сущность заключается в создании условий для формирования активной познавательной деятельности обучающихся посредством применения коммуникативных образовательных технологий. Ведущей является идея формирования умения школьника включаться в учебную деятельность в качестве субъекта, способности работать в сотрудничестве, проявлять коммуникативные способности.
Анализируя свою деятельность и отмечая положительные результаты в ходе реализации программ развивающего обучения, я столкнулась с рядом проблем, затрудняющих переход детей на следующую ступень образования. В числе таких проблем отмечу следующие: низкий уровень самостоятельности обучающихся; неумение следовать прочитанной инструкции, ярко проявляющееся в неспособности внимательно прочитать текст и выделить последовательность описанных в нем действий, а также выполнить работу в соответствии с заданием; разрыв между степенью умения учащихся выполнять поисковую и исследовательскую деятельность и уверенно применять эти умения на практике; неумение обучающихся переносить знания из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации - в ситуацию жизненную. Например, на уроках русского языка дети стараются писать грамотно, обдумывая, какой буквой обозначить звук в той или иной позиции, в иной же ситуации, например, на уроке окружающего мира, некоторые ученики пишут безграмотно, не используя имеющиеся у них знания грамматических правил. Передо мною встал вопрос - для чего я прихожу в школу? Только для того чтобы дать детям крепкие знания, умения и навыки, или ещё помочь маленькому человеку ориентироваться в этом сложном мире, решать поставленные жизнью задачи и выходить победителем из сложных ситуаций? Конечно, хорошие знания – это немаловажно, но так хочется вырастить и воспитать такого ученика, который сможет легко адаптироваться в современной социокультурной среде. А начало этому процессу следует положить именно в начальной школе. Тогда сразу встаёт следующий вопрос: как, с помощью чего достичь поставленной перед собой цели. Осмыслив эти и некоторые другие проблемы, я решила, что необходимо дополнить урочную систему организации учебного процесса новой формой работы с обучающимися, при использовании которой они были бы погружены в атмосферу, требующую размышлений, рассуждений, грамотного изложения своих мыслей, т. е. могли бы применить все свои знания на практике. Развитие основ умения учиться (формирование универсальных учебных действий) определено Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС), который предполагает решение ключевой педагогической задачи «научить учиться». В структуре общеучебной компетентности младшего школьника одной из важных является коммуникативная компетентность. Коммуникативная компетентность не возникает на пустом месте, она формируется. Как и любая другая компетентность, она не может формироваться вне деятельности. Учитель формирует данный вид компетентности, задавая своим собственным общением эталон коммуникативных умений, организовывая взаимодействие учеников друг с другом. С этой целью большое внимание уделяется одному из способов коллективного взаимодействия – работе в группах, которая позволяет улучшить успеваемость, раскрыть систему отношений школьника к миру, одноклассникам и самому себе. Психологи определили, что «инкубатором» самостоятельного мышления, познавательной активности ребёнка является не индивидуальная работа под руководством чуткого взрослого, а сотрудничество в группах совместно работающих детей. Основная цель групповой работы – развитие мышления учащихся, а развивать мышление – значит, развивать умение думать. При этом решается ряд учебных и воспитательных задач: – возрастает объём усваиваемого материала и глубина его понимания;– на формирование понятий, умений, навыков тратится меньше времени, чем при фронтальном обучении; – ученики получают удовольствие от занятий, комфортнее чувствуют себя в школе; – возрастают познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся; – меняется характер взаимоотношений между детьми (исчезают безразличие, агрессия, прибавляются теплота и человечность); – возрастает сплочённость класса; – растёт самокритичность (ребёнок, имевший опыт работы со сверстниками, более точно оценивает свои возможности, лучше себя контролирует); – учитель получает возможность реально осуществлять индивидуальный подход к обучающимся (учитывать их взаимные склонности, способности, темп работы при делении класса на группы, давать группам задания, дифференцированные по трудности). Таким образом, групповая работа создаёт благоприятные условия для включения всех школьников в активную работу на уроке. При организации работы в группах каждый ученик мыслит, выражает своё мнение. В группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идёт взаимообучение детей в процессе учебной дискуссии, учебного диалога. Особенно важно, что групповая форма работы позволяет реализовать индивидуальный подход в условиях массового обучения, организовать взаимодействие детей для выявления их индивидуальных возможностей и потребностей.
Новизна работы заключается в следующем: - в преобразовании образовательной системы начального звена: коммуникативные технологии используются как средство формирования коммуникативных навыков школьников и как средство активизации познавательной деятельности обучающихся; особенности методики, описанной в опыте, позволяют ее использование в учебном процессе на каждом из предметов, изучаемых в начальной школе, а также в системе воспитательной работы педагога.
Групповая работа способствует реализации общественно- воспитательных целей, приучает к ответственности, готовности оказать помощь другим. Способствует реализации познавательных целей, повышает производительность труда обучающихся, развивает их познавательную активность и самостоятельность. Расширяет границы межличностных отношений и способствует возникновению связей между обучающимися. Делает объективным процесс самооценки, повышает объективность в оценке других. Главной задачей для нас является вовлечь обучающихся в активный познавательный процесс, развивать готовность детей к овладению современными средствами информации и способность актуализировать их для самостоятельного постижения знаний.
Учебный диалог служит цели развития речевой деятельности младших школьников при определенных условиях, главными из которых являются учет возрастных, психофизиологических особенностей становления речевой деятельности детей младшего школьного возраста, психологическая и педагогическая готовность учителя начальных классов к организации учебного диалога и дальнейшему обучению учащихся вести диалог, учет роли сверстников в речевом развитии младших школьников.
Используя коммуникативные технологии в работе по развитию познавательной активности у обучающихся 1-2 классов, учитывая индивидуальные особенности каждого ученика, мы добились положительных результатов. Прежде всего, на уроках исчезли страх и безразличие, у детей появился интерес к учёбе, они стали активными участниками учебного процесса. Сильный ученик старается сделать как можно больше, а слабый тянется за ним, сильный учит слабого. Детям очень нравится групповая форма работы, работа в парах, выполнение карточек с разноуровневыми заданиями, самостоятельная работа с текстами, выполнение творческих заданий. Эти изменения должным образом отразились на успеваемости школьников.
Составляющим компонентом интерактивного, личностно- ориентированного обучения является учебный диалог. Диалог как форма речи первичен, естественен, является более простой формой общения. Поэтому на практике при решении определенной учебной задачи совершенствуем эту форму, обучая более совершенному владению языком в диалоге, и только затем переходим к обучению детей монологической форме речи. На уроке школьники ставят и решают учебные задачи, учатся постановке вопросов учителю, сверстникам. Обучение обучающихся ведению учебного диалога включает в себя 3 этапа: обучение обучающихся постановке вопросов; обучение учащихся работе в парах, группах; обучение обучающихся ведению групповой и общеклассной дискуссии. Эта работа проводится поэтапно с 1 по 4 класс при этом в содержание каждого следующего этапа обучения входит содержание предыдущего, но на более высоком уровне. 1 класс Обучение умению задавать вопросы учителю, запрашивая недостающую информацию (разграничение области знания и незнания – первичная рефлексия); работа в парах: диалог обучающихся между собой при выполнении совместных действий; обучение устному высказыванию: элементарное рассуждение. 2 класс - Обучение умению задавать вопросы учителю, товарищам; работа в парах: планирование совместных действий, само- и взаимооценка; работа в группах по 3-4 человека по поводу совместного решения учебной задачи (под руководством учителя); обучение связному устному (рассуждение) и письменному высказыванию (описание, повествование) 3 класс Самостоятельная постановка вопросов по содержанию учебной проблемы; работа в парах по решению учебной задачи: планирование, выполнение, контроль и оценка совместных действий, само- и взаимооценка; самостоятельная работа в группах по поводу решения учебной задачи; обучение связному высказыванию (рассуждение, высказывания смешанного типа) 4 класс Работа в группах, самостоятельный диалог учащихся между собой по поводу решения учебной задачи (планирование, распределение ролей, выполнение, контроль и оценка совместных действий); -ведение групповой, общеклассной дискуссии; устный монолог-рассуждение, монолог- доказательство. Для формирования умения сотрудничества во время урока работаем с детьми маленькими группами, в итоге к работе привлекается весь класс. Класс делится на группы разными способами. Нецелесообразно создавать группы с рядом сидящими детьми: и без того они общаются и сотрудничают между собой. В каждой группе собираются ученики с разным уровнем знаний, с разным темпераментом и характером, которые заданную проблему рассматривают с разных точек зрения. Тем самым появляется возможность самореализации каждого ученика. Каковы же особенности работы в группах? 1. Как и перед любым уроком, учитель должен предварительно подготовиться, заранее определить цель и содержание работы, основать для себя и для своих учеников, почему именно эту проблему целесообразно решать «групповым» методом. Отметим, что работа группами позволяет объяснить новый материал, повторить и закрепить пройденный, проверить, усвоен ли материал, обобщить работу и т.д. Необходимо также предсказать, продумать возникновение возможных трудностей и предусмотреть варианты их решения. 2. Деление класса на рабочие группы. Разделить класс на группы можно по предпочтениям, по интересам, по желанию, по индивидуальным особенностям учеников и т.д. Главное – быть внимательным, чтобы в одной группе не собрались только активные или пассивные ученики, лидеры, конфликтующие, «сильные» или «слабые» ученики и т.д. Чтобы группы не мешали работать друг другу во время обсуждения, необходимо рассаживать учеников лицом друг к другу. Во время работы групп учитель должен подходить к ним. Слушать обсуждения учеников, при необходимости вмешиваться в разговор, при этом не влияя на мнения учеников и ход их мыслей. Преподаватель должен помогать преодолевать трудности организационного плана, если таковые в группе возникли. 3. Сами ученики вместе с учителем разрабатывают «правила группы», что помогает им в дальнейшем добросовестно соблюдать и выполнять принятые требования. 4.Объявление темы работы. По усмотрению учителя задания могут сопровождаться подробными объяснениями, обусловленными трудностями работы, степенью владения учебным материалом и уровнем возможностей при выполнении работ такого характера, темпераментом и характером межличностных отношений учеников, входящих в группы, видом задания (интересное, загадочное, развлекательное, логическое и т.д.). С помощью вопросов можно выяснить, понятно ли задание, представляют ли ученики свои дальнейшие шаги и пр. 5. Контроль над работой в группе. Во время работы учитель подходит к группам и следит за ходом обсуждений в них: все ли участники активны, помогают ли друг другу (особенно тем ученикам, которые не вникли в суть задания, темы) в усвоении учебного материала, что с точки зрения сотрудничества является главной особенностью и продуктивным средством при работе маленькими группами. В это время учитель обращает внимание на тех учеников, у которых возникают трудности при работе в группах, а при обнаружении пассивных учеников отмечает, что в той или иной группе есть пассивные участники, и дает задание ученикам вовлечь их в работу. При этом учитель поддерживает «благополучное» течение обсуждений, воодушевляет пассивных учеников, при необходимости помогает им. Но чрезмерное вмешательство в работу группы неуместно. 6. Когда все группы закончат работу (причем все ждут тех, кто заканчивает работу позднее), по предложению учителя каждая группа выбирает одного ученика, который представляет результат работы. Нецелесообразно выбирать представителя группы до начала работы: это приведет к уменьшению числа активистов. Когда каждая группа выберет своего представителя, начинается следующая, проверочная, стадия работы. 7. Проверка результатов работы – это этап, где каждый из представителей докладывает о результатах работы своей группы. Важно говорить не только о результатах, но и «пути достижения»: какие были собраны материалы (если, например, написано сочинение), каким образом была разделена работа, кто за что отвечал. Члены группы слушают своего представителя, при необходимости добавляют, обобщают его выступление. 8. При оценке результатов учитель берет во внимание не работу отдельных учеников, а степень сотрудничества (участия) и качество представления результатов. Естественно, в начальных классах не на всех уроках можно осуществить работу с маленькими (малыми) группами. Подобную работу можно организовать, в частности, при обобщении учебного материала, считая существенной не балловую оценку, а достижение группы, хотя каждый балл должен быть обоснован учителем: оценивается группа, и каждый ученик ответственен за общую (групповую) оценку. Именно это и является стимулом сотрудничества: все должны помогать друг другу. При групповой работе ученики стремятся работать вместе, сближаются, познают друг друга, учатся помогать друг другу. Групповую форму работы успешно применяем на уроках окружающего мира. Это сугубо условное деление основано не только на общих показателях успеваемости, здесь прежде всего учитываются психологические особенности детей. Поэтому в каждой группе есть «генератор идей» (предлагает путь решения), «критик», «исполнитель» (проверяет возможные варианты ответа). Данную методику применяем на уроках окружающего мира, взяв за основу задания рубрик учебника «Подумай!» и «Проверь себя». Выполнив задания, один-два ученика от каждой группы знакомят класс со своими вопросами и дают подготовленный ответ. Все остальные группы участвуют в обсуждении результатов. Такая организация деятельности позволяет за урок оценить работу обучающихся. Подобная атмосфера обеспечивает гуманистическое учебно- воспитательное поле, где каждый ученик раскован, свободен, готов к поисково-творческой работе, а это и есть условия для развития личности. Процесс общения всегда протекает непросто. Наблюдая за ним, мы видим только внешнюю, поверхностную картину взаимодействия, однако за ним лежит внутренний, невидимый, но очень важный слой общения: потребности и мотивы, т.е. то, что побуждает одного человека тянуться к другому. Только хорошо зная и понимая своего собеседника, можно построить истинное общение с ним. То же самое можно отнести к общению детей друг с другом. Многие конфликты сверстников связаны, прежде всего, с неумением встать на точку зрения другого, увидеть в нем личность, обладающую своими потребностями и желаниями. А неблагополучие в одной сфере общения влечет за собой неудачи в другой. Способность к общению включает в себя: 1.Желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу»); 2.Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими («Я знаю»); 3.Умение организовать общение («Я умею»). Поэтому наша задача состоит в том, чтобы научить детей общаться, взаимодействовать друг с другом, развивать необходимые умения и навыки. Конечно, в рамках только уроков умения и особенно навыки общения надежно сформированы быть не могут. Формирование устойчивых умений и навыков – это в большей степени задача внеклассной работы. Это и проведение различных конкурсов, КВН, посещений музеев .Становление первого аспекта коммуникативных способностей – «Я хочу общаться» связано с некоторыми затруднениями, которые возникают практически у каждого ребенка в определенные моменты его жизни. Это и медлительность, упрямство, неуравновешенность, агрессивность, неуверенность в себе, страхи, вранье и т.д. Причин здесь много: неблагополучные отношения в семье, которые проявляются в непоследовательности и противоречивости воспитания; тип нервной системы, влияющий на особенности темперамента; психофизиологические нарушения и наследственные заболевания. Учитывая вышеперечисленные обстоятельства, необходимо помочь ребенку пройти этот сложный путь развития общения более безболезненно. Поэтому в своей практике мы используем ряд игр и игровых упражнений, направленных на поддержание интереса к общению с окружающими, желания совместного взаимодействия с ними. Вторым этапом в работе по развитию коммуникативных способностей у детей является формирование умения организовать общение – «Я знаю». Большое значение в регуляции поведения ребенка играют правила. Действуя в соответствии с ними, младший школьник учится соотносить свои поступки с объективными требованиями, заключенными в них, а само правило служит ребенку ориентиром в выборе определенных действий или оценке поведения сверстников. Очень важно воспитать осознанное отношение к правилам поведения, которое, на мой взгляд, должно включать в себя три взаимосвязанных компонента: -знание правил; -понимание их справедливости, осознание нравственной ценности и личностной значимости для себя и для окружающих; -соответствие поступков известным правилам и саморегуляции поведения. Поэтому в своей работе с детьми опираемся прежде всего на разъяснение смысла правил, их нравственной ценности и необходимости выполнения, используя разнообразные методы и приемы: беседы на основе обсуждения художественных произведений, иллюстраций, а также на основе детского опыта. Прочно вошли в практику создание и анализ речевых ситуаций Ситуации либо моделируются, например: Твой друг попросил у тебя твою любимую игрушку и вернул ее сломанной. Ты нашел на улице слабого, замерзшего котенка, либо их можно подобрать из литературы. После разыгрывания конкретных ситуация, проведения игр и игровых упражнений очень важно проанализировать совместно с детьми действия и поступки каждого ребенка, обсудить разнообразные варианты выхода из сложившихся ситуаций с тем, чтобы дети приобрели опыт взаимодействия с окружающими людьми, расширили представления об этических и нравственных нормах морали. В результате анализа ситуаций учитель может подвести детей к следующим выводам: «Мы часто оцениваем (поступки, умственные способности, предметы и т. д.) и должны научиться делать это корректно, осторожно. Оценочные высказывания часто эмоциональны. Значит, необходимо научиться следить за словесным выражением оценки. Давая оценку человеку, его поступку, мы оказываем воздействие на него. Это воздействие может быть положительным, т.е. мы приносим радость слушающему, побуждаем человека к дальнейшему проявлению того или иного качества, укрепляем дружеские отношения. Но воздействие бывает и отрицательным, мы обижаем, оскорбляем людей. Необдуманная, вылетевшая случайно фраза может стать причиной ссоры и даже разрушить дружбу. Наша оценка может не совпадать с оценкой того же предмета или поступка, данной другими людьми. Мы не всегда правильно оцениваем кого- или что-либо. Не в любой ситуации оценка уместна». Наблюдая за поведением детей в реальной жизни, можно сказать, что им не всегда легко поступить по правилу, преодолеть свое нежелание действовать согласно моральным нормам. Ребенок должен уметь организовать общение, поэтому становление 3-го компонента – «Я умею» сопряжено прежде всего с развитием его эмоционально-волевой сферы. Благодаря нравственному и интеллектуальному росту у детей возникает способность постепенно преодолевать импульсивность своего поведения. Для развития волевых усилий очень важным является организация практической деятельности детей, постоянное упражнение их в совершении тех или иных поступков, в результате чего у них появляется возможность «учиться» на своих ошибках. Приобретенный таким образом опыт создает возможность предвидения некоторых последствий своих действий, сознательно затормаживает желания ребенка, мешающие выполнению правил поведения. Для реализации вышепоставленных задач мы используем метод создания проблемных ситуаций. Решая смысловые задачи, ребенок не только обнаруживает имеющийся у него эмоциональный опыт, но и развивает его, вставая перед необходимостью осознания его личностного смысла, собственных мотивов и установок. Примеры ситуаций. Два мальчика поссорились, помири их. Твой друг обижен на тебя, извинись перед ним и попробуй помириться. Анализ фактов свидетельствует в пользу вывода о влиянии общения на любознательность ребенка, на развитие познавательной активности. Механизмом такого влияния и взаимосвязи можно считать решение ребенком коммуникативных задач, относящихся к уровню внеситуативно-личностной формы общения. Гуманизация образования включает развитие коммуникативных умений, культуры речи при изучении всех учебных дисциплин, так как родной язык в школе не только предмет изучения, но и средство обучения основам всех наук. Воспитание речевой культуры школьников может успешно осуществляться только в результате целенаправленных и квалифицированных действий всего педагогического коллектива и родителей по выполнению единых требований к речи обучающихся в школе и дома.