Из опыта работы Встречаем широкую Масленицу

Каждый год в нашем детском саду мы проводим фольклорный праздник-развлечение «Широкую Масленицу».
Основная задача в проведении праздника – создать у ребёнка радостное настроение, вызвать положительный эмоциональный подъём, сформировать праздничную культуру, дать знания о традициях праздника, его организации, о правилах приглашения детей и гостевом этикете.
В нашу саду воспитываются и обучаются дети с нарушениями речи, поэтому мы заранее начинаем подготовку к Масленице. Сначала мы рассказываем детям об истории этого праздника.
Испокон веков празднуют на Руси Масленицу, накануне Великого поста, начиная от понедельника и заканчивая воскресеньем. Это наиболее любимый праздник, рождение которого уходит в глубокую древность.
Масленицу играли всем миром: старики и взрослые ходили в гости друг к другу, молодёжь озорничала на посиделках, дети забавлялись катанием на санках, бересте, все вместе смеялись на представлениях, катались на тройках и, конечно, объедались блинами.
Как известно, Масленица – семь дней гуляет. Каждый день праздника имеет своё название.
Первый день – встреча Масленицы. К этому дню изготовляли чучело Масленицы, напоминая о давно забытой славянской богине, которую звали Мара Моревна. Дети строили ледяные горки, взрослые ставили качели, посещали родных, начинали печь блины.
Второй день – «Заигрыши». Начинались карнавальные шествия ряженных. Во второй день много пели, плясали, состязались в лазанье по шесту, в русской борьбе, проводись кулачные бои.
Третий день – «Лакомка». Молодёжь собиралась вечером в каком-нибудь доме, где плясали и пели, а в перерывах катались с ребятишками с ледяных горок.
Четвёртый день – «Разгуляй» («Широкий»). Масленица набирала полную силу. Главное действо дня – взятие снежного городка. Это обычно организовывали взрослые, продумывали правила.
Пятый день – «Тёщины вечера». В этот день зятья угощали своих тёщ блинами.
Шестой день – «Золовкины посиделки». Молодая невестка дарила своей золовке подарки.
Седьмой день – «Прощённый день» или «Целовальник». В этот день весело прощались с праздником, поджигали чучело Масленицы, символизирующее смерть зимы.
Кроме того, в этот день совершался древний обряд прощения всех обид, накопленных за год: «Прости меня, пожалуйста, если в чём виноват перед тобою». Затем целовались и низко кланялись.
После того, как дети узнали историю этого замечательного, весёлого праздника, мы учим с ними стихотворения про Масленицу, например В. Степанова «Масленица»:
Масленица, Масленица
Дай блинок полакомиться
Прогони от нас метели
Прокати на карусели.
Растопи холодный лёд,
Пусть весна скорей придёт!
Разучиваем пальчиковые игры, такие как :
Положи блинок в ладошку Прочертить пальцем круг на ладошке
Угости мурлыку – кошку Загибать пальцы с проговариванием
Угости щенка Трезорку соответствующих слов.
Потом мальчика Егорку,
Дай блиночек мамочке,
Дай блиночек папочке.
Благодаря пальчиковым играм вырабатываются навыки общения с детьми и взрослыми, происходит приобщение к истокам народной культуры. В ходе этих игр расширяется кругозор детей, ребята получают элементарные представления об окружающем мире, развивается речь.
Разучиваем народные потешки, иллюстрируя их движениями:
Солнышки, появись, Поднимаем руки вверх
Красное, обрядись
Поскорей, не робей, Прыгаем и хлопаем в ладоши
Нас, ребят, обогрей.
Так же мы знакомим детей с закличками весны:
Птички – невелички
Высоко летите!
Зиму проводите!
Весну встречайте!
Печаль провожайте!
Птички, летите,
Весну проводите!
***

Солнышко-колоколнышко,
Ты пораньше взойди,
Нас пораньше разбуди.
А зачем всходить?
А зачем будить?
Нам в поля бежать,
Нам весну встречать!
Вместе с музыкальным руководителем разучиваем русские народные обрядовые песни, например: «Как на Масленой недели со стола блины летели», « Широкая Масленица, мы тобою хвалимся»
Вместе с физкультурным руководителем проводим игры-прятки, игры-состязания, игры-загадки, игры-ловишки, например, «Звенящий колокольчик»: одному ребёнку завязывают глаза платком, другому – дают в руки колокольчик. Все дети произносят: « Динь-дон, динь дон. Отгадай, откуда звон?» Водящий ловит 2звенящий колокольчик» и всех детей на площадке, которые двигаются за колокольчиком.
Ещё одна игра очень нравится детям – «Царь горы»: один из играющих взбирается на невысокую снежную горку и кричит: «Я – царь горы!» остальные ребята со всех сторон бросаются на штурм горки. Каждый старается захватить её, свергнув «царя».
А самые любимые игры и развлечения детей это «Жмурки», «Два Мороза», « Холодно - горячо», «Перетягивание каната», катание на санках в горки.
В подготовке праздника принимает участие весь коллектив детского сада, родители, дети.
Воспитатели и дети украшают свои участки цветными флажками, льдинками, поделками из снега, строят горки, лабиринты, снежные крепости. А родители пекут румяные блины.
Вот все приготовления к празднику окончены и наступает долгожданная Широкая Масленица. Все роли на празднике исполняют взрослые, дети же являются активными участниками игр и забав.
Встречает всех детей и гостей ведущая. На празднике также присутствуют скоморохи, Весна, Зима, Баба-яга, Леший. Разыгрывается весёлый спектакль, где добро, как всегда, побеждает зло.
А в конце праздника скоморохи поджигают чучело Масленицы и все поют:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло!
Затем Весна и скоморохи выносят горячие и румяные блины, самовар и угощают всех.
На празднике все веселятся, пляшут, играют, рассказывают потешки и заклички, отгадывают загадки.
Наибольший эмоциональный отклик у детей вызывают именно такие фольклорные праздники. Они способствуют развитию чувства любви и уважения к культурным ценностям и традициям русского народа, патриотизма, вызывают только положительные эмоции.
Через такие фольклорные праздники мы формируем у детей общее представление о народной культуре, её богатстве и красоте, учим любить и ценить народную мудрость, гармонию жизни.

15