Опытно-экспериментальная работа по теме: «Развитие ритмичности движений у детей старшего дошкольного возраста»


Опытно-экспериментальная работа по теме:
«Развитие ритмичности движений у детей старшего дошкольного возраста»
Воспитатель МБДОУ №9 «Теремок»
Г. Мензелинск Республики Татарстан
Недорезова И. В.
Содержание
Введение………………………………………………………………...…………3
1.Опытно-экспериментальная работа по развитию ритмичности движений у детей старшего дошкольного возраста……………………..…….5
1.1. Определение уровня ритмичности движений у детей……………………5
1.2. Организация занятий ритмической гимнастикой……………………..…..8
1.3. Анализ результатов исследования…………………………………………14
Заключение……………………………………………………...………………..17
Список литературы………………………………………………..……………..19
Приложение……………………………………………………………………..21
Введение
Физическая культура является не только эффективным средством физического развития детей дошкольного возраста, укрепления и охраны их здоровья, сферой общения и проявления социальной активности людей, разумной формой организации и проведения их досуга, но бесспорно влияют и на другие стороны человеческой жизни не без помощи музыкального сопровождения: трудовую деятельность, на структуру нравственно-интеллектуальных характеристик, эстетических идеалов и ценностных ориентаций с раннего возраста. Физкультура предоставляет каждому ребенку широчайшие возможности для развития, утверждения и выражения собственного «я», для сопереживания и сопричастия спортивному действию как процессу творчества, заставляют радоваться победе, огорчаться поражением, отражая всю гамму человеческих эмоций, и вызывают чувство гордости за беспредельность потенциальных возможностей человека.
Роль физической культуры в воспитании детей дошкольного возраста гармонически сочетает в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Физические упражнения не только являются средством укрепления здоровья детей, его физического совершенствования, рациональной формой проведения досуга, средством повышения социальной активности детей, но и существенно влияют на другие стороны человеческой жизни, в первую очередь на трудовую деятельность, нравственные и интеллектуальные качества.
Комплекс ритмической гимнастики состоит из набора общеразвивающих упражнений на самые разные группы мышц. И практически каждое движение можно рассматривать как движение на развитие координации. А так как возраст 4-7 лет по функциональным возможностям детей, характеру генетического развития двигательной функции является благоприятным для становления многих двигательных проявлений, в том числе и ритмических движений, именно в этот период работу по развитию ритмических движений нужно проводить более интенсивно. И, кроме того занятия должны быть не только полезны, но и занимательны, иначе желаемого результата можно и не достичь. Поэтому лучшим выходом будет развитие ритмичности движений на занятиях по ритмической гимнастике.
Теоретической базой исследования явились труды таких ученых, как
С. И. Бекина, В.К. Бальсевич, А.В. Иваницкий, В.Н. Кряж, Е. П. Раевская, Т.Т. Ротерс, М.А. Рунова и др.
Объект исследования: процесс развития ритмичности движений у дошкольников.
Предмет исследования: влияние ритмической гимнастики на развитие ритмичности движений у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: научное обоснование и экспериментальная проверка возможности развития ритмичности движений у детей старшего дошкольного возраста посредством ритмической гимнастики.
Гипотеза исследования: ритмическая гимнастика, включающая в себя общеразвивающие упражнения для различных групп мышц, элементы танца и музыкально-ритмические движения, подчиненные определенному темпу, ритму выполнения и сопровождающиеся различной по характеру музыкой, способствует формированию у детей ритмичности движений.
Задачи исследования:
- теоретически обосновать проблему использования ритмической гимнастики в детском саду;
- провести опытно-экспериментальную работу по развитию ритмичности движений у детей старшего дошкольного возраста;
- разработать критерии определения уровня ритмичности движений у детей;
- проанализировать результаты исследования.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Опытно-экспериментальная работа по развитию ритмичности движений у детей старшего дошкольного возраста
1.1. Определение уровня ритмичности движений у детей
Исследование проводилось в ДОУ «Теремок» № 9 г. Мензелинск с февраля по март 2014 г.
В исследовании принимало участие 30 детей, посещающих старшие группы. Одна старшая группа из 15 дошкольников составила экспериментальную группу. Здесь развитие навыка ритмичности движений проводилось в соответствии с разработанным нами экспериментальным планом. Другая старшая группа из 15 дошкольников составила контрольную группу. Здесь развитие навыка ритмичности движений проводилось традиционно.
С целью диагностики ритмичности движений была использована методика «Игровые диагностические задания для выявления особенностей воспроизведения детьми старшего дошкольного возраста музыкальных образов в движении. Автор Е. П. Раевская.
Вначале мы давали детям образный рассказ, раскрывающий сюжет этюда. Затем исполняли музыку. Дети сами должны были найти соответствующие движения, помогающие эмоционально передать игровой образ сюжета. Такие этюды выполнялись детьми индивидуально. Детям предлагался этюд «Подружки», музыка Т. Ломовой. Сюжет следующий: пошли подружки в поле погулять, а там цветов красивых видимо-невидимо. Как зеленый ковер, трава расстилается, под теплым ветерком цветы головками кивают. Стали девочки цветы собирать — красный мак, белую ромашку, синие васильки, лиловые колокольчики, розовую кашку. Нарвали большие букеты и начали плести венки. Надели венки на голову — собой любуются. Притопнули каблучком и заплясали. Довольные прогулкой, пошли девочки обратно домой.
Музыка представляла собой 3-частную форму, предполагающую действия:
1 часть - прогулка, сбор цветов, плетение венков,
2 часть - веселый перепляс и
3 часть - ходьба.
Были разработаны критерии, по которым определялся уровень развития ритмических движений.
Низкий уровень развития навыков ритмичности движений: ребенок не умеют технически точно, легко и выразительно выполнить гимнастические и имитационные движения.
Средний уровень развития навыков ритмичности движений: ребенок выполняет движения довольно точно и выразительно, но нет творческой активности в создании музыкально-двигательных образов.
Высокий уровень развития навыков ритмичности движений: ребенок прочно владеют всеми техническими навыками и приемами. Проявляет творческое отношение к исполнению плясок, хороводов, игр и упражнений.
Результаты исследования показали, что Гульнара А., Света В., Дамир не умеют технически точно, легко и выразительно выполнить гимнастические и имитационные движения. Дамир С. и Лена К. вообще не проявляли интереса к заданию; готовности свободно включиться в танцевальную импровизацию.
Непонимание музыкального образа в исполняемом этюде привело к неадекватности его передачи в движении. Так, например, когда веселый перепляс, Дамир С. почти не двигался, движения были неэмоциональными, невыразительными. Руслан К., Альбина Р. выполняли движения довольно точно и выразительно, но не проявляли творческой активности в создании музыкально-двигательных образов. Рая С. проявила активный интерес к заданию, она адекватно передавала движения, но у нее отсутствует навык владения танцевальными умениями, не умеет импровизировать в танце. Тимур Б. показал хорошие технические навыки приемы, проявил творческое отношение к исполнению плясок, хороводов, игр и упражнений. Мальчик проявил активный интерес к заданию, свободно включался в танцевальную импровизацию. Ребенок понимал и переживал музыкальный образ в исполняемом этюде, адекватно его передавал в движении. Мальчик владеет танцевальными умениями; в танцевальной импровизации проявлял творчество.
Уровни развития ритмичности движений приведены в приложения 1 и 2.
Сравнительные результаты определения уровня развития ритмичности движений в экспериментальной и контрольной группах приведены в таблице 1 .
Таблица 1
Сравнительные результаты определения уровня развития ритмичности движений в экспериментальной и контрольной группах
Уровень Экспериментальная группа Контрольная
группа
кол-во % кол-во %
Высокий 3 20 3 27
Средний 4 27 3 33
Низкий 8 53 9 40

По данным таблицы 1 построим гистограмму (рис.1)

Рис. 1 Сравнительные результаты определения уровня развития навыков ритмичности движений в экспериментальной и контрольной группах (кол-во чел. в %)

В экспериментальной группе по критериям оценки уровня развития ритмичности движений: к высокому уровню относятся 20% детей, к среднему уровню - 27 % детей, к низкому уровню - 53% детей. В контрольной группе к высокому уровню развития ритмичности движений относятся 27% детей, к среднему уровню - 33 % детей, к низкому уровню - 40% детей. Таким образом, в экспериментальной группе уровни развития ритмичности движений у детей ниже, чем в контрольной группе. С целью развития ритмичности движений мы разработали программу «Веселый каблучок» по воспитанию ритмических движений детей посредством ритмической гимнастики.
1.2Организация занятий ритмической гимнастикой
При организации занятий ритмической гимнастикой мы исходили из того, что дошкольный возраст характеризуется активным, неравномерным и равномерным развитием координационных способностей, что обусловлено естественным ростом ребенка и соответствующим развитием систем и функций его организма. Наиболее активно формируются двигательные координационные навыки в возрасте 4-7 лет. Поэтому, работу по их формированию мы проводили именно в старших группах.
Упражнения на развитие ритмических движений дети выполняли на физкультурных занятиях, во время прогулок, на утренней гимнастике, поэтому смысл и принцип выполнения дети усваивали, а качество выполнения отрабатывалось во время занятий ритмической гимнастикой.
Обучение было организовано по принципу от простого к сложному, поэтому выполнение ритмичных движений детьми препятствий не встречало.
Выучив простое движение, добавлялись различные элементы с подключением рук, плеч, головы. Именно это способствовало развитию способности контролировать движения своего тела. Упражнения по своей структуре необычны, поэтому детям нравилось выполнять их с музыкальным сопровождением. Под воздействием музыки движения становились более четкими, ритмичными, координированными.
Музыкально–ритмические движения помогали детям научиться владеть своим телом, координировать движения, согласовывая их с движениями других детей, научили ориентироваться в пространстве, укрепили основные виды движений, способствовали освоению элементов плясок и танцев.
Мы разработали программу «Весёлый каблучок» по воспитанию ритмических движений у детей посредством ритмической гимнастики.
Цель данной разработки: развитие ритмических движений у детей дошкольного возраста.
В разработке программы мы использовали:
- авторский музыкально-двигательный материал (музыкальные постановки);
- музыкально-двигательный репертуар был подобран в соответствии с возрастной категорией.
- использование разных видов занятий (сюжетное, занятие - импровизация, игровое).
В программе использовались различные физические упражнения, последовательность которых соответствовала общепринятой трехчастной структуре.
При этом упражнения, используемые в подготовительной и заключительной частях занятий, а также этюды психогимнастики, танцы и игры мы меняли через 2-3 занятия, варьируя их в соответствии с сюжетом. Комплексы общеразвивающих упражнений (ОРУ), используемые в основной части, выполнялись на протяжении 15-16 занятий. Мы постепенно усложняли упражнения и увеличивали нагрузку. При дозировке упражнений мы учитывали уровень подготовленности и индивидуальные возможности детей.
Весь процесс обучения детей делился на 3 этапа.
1. Начальный этап обучения упражнению (отдельному движению).
2. Этап углубленного разучивания упражнения (движений, музыкально-ритмических композиций)
3. Этап закрепления и совершенствования знаний двигательных навыков.
Начальный этап обучения характеризовался созданием предварительного представления об упражнении. На этом этапе обучения мы рассказывали, объясняли и демонстрировали упражнения, а дети пытались воссоздать увиденное, опробовать упражнение, подражая педагогу. Название упражнений, вводимое нами на начальном этапе, создавало условия для формирования его образа, активизировало работу центральной нервной системы детей. Показ упражнения происходил в зеркальном изображении.
Успех начального этапа обучения зависел от умелого предупреждения и исправления ошибок. При удачном выполнении упражнения мы его повторяли его несколько раз, закрепив тем самым предварительное представление о нем.
Этап углубленного разучивания характеризовался уточнением и совершенствованием деталей техники выполнения упражнений. Основная задача этого этапа сводилась к уточнению двигательных действий, пониманию детьми закономерностей движения, усовершенствованию ритма, свободного и слитного выполнения упражнения. Главным условием обучения на этом этапе являлось целостное выполнение упражнения. Количество повторений в занятии увеличивалось, по сравнению с предыдущим этапом. На этапе углубленного разучивания дети приобретали некоторый опыт в исполнении движений по показу педагога и запоминали несколько композиций. Все это способствовало развитию у детей самостоятельно выполнять выученные упражнения в целом.
Этап закрепления и совершенствования характеризовался образованием двигательного навыка и переходом его к творческому самовыражению в движении под музыку. На этом этапе мы совершенствовали качество исполнения упражнений и формировали у детей индивидуальный стиль. Этап совершенствования упражнения и творческого самовыражения считался завершенным лишь тогда, когда дети начинали свободно двигаться с полной эмоциональной и эстетической отдачей. На занятиях ритмикой подбор упражнений соответствовал возможности и подготовленности детей.
Третья часть занятия - музыкально-ритмическая – наиболее динамична. Сюда мы включали танцевальные движения, творческие задания, танцевальные композиции, хороводы, задания на построение и перестроение. В этой части задания дети самостоятельно могли создавать музыкальные образы. Упражнения распределялись с учетом возрастания физиологической нагрузки в основной части занятия. В подготовительной части объединялись упражнения простые по координации, малые по амплитуде и выполняемые в медленном умеренном темпе; постепенное увеличение этих параметров движения и темпа приводило к усилению нагрузки в основной части; в заключительной части нагрузка постепенно снижалась. Мы подбирали музыку, которую использовали на занятии, доступную восприятию ребенка, используется детские песни, песни из мультфильмов, эстрадные и классические произведения. Музыкальные стили и темп на протяжении занятия менялись, но основной темп – умеренный. Музыкально-ритмические занятия проводились с применением различных структур:
1. Тематическое занятие
2. Сюжетное занятие
3. Игровое занятие
4. Импровизация
1. Тематическое занятие.
Оно состояло из подготовительной, основной и заключительной частей.
Цель занятия: Воспитание интереса, потребности в движениях под музыку, развитие гибкости, пластичности, развитие способности к выразительному исполнению движений.
На занятии использовались:
1. Основные виды движений:
а) ходьба бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, топающим шагом, вперед и назад (спиной), с высоки подниманием колена (высокий шаг) в разном темпе и ритме, ходьба гусиным шагом;
б) бег – легкий, ритмичный, передающий различный образ («бабочки», «птички», «ручейки» и т.д.), широкий («волк»), острый (бежим по «горячему песку»);
в) прыжковые движения – на двух ногах на мест, с продвижением вперед, прямой галоп – «лошадки», легкое поскакивание.
2. Общеразвивающие упражнения на различные группы мышц.
Упражнения на развитие гибкости, пластичности, точности и ловкости движений, координации рук и ног.
2. Плясовые движения.
Элементы народных плясок, доступных по координации. Например, поочередное выставление ноги на пятку, притопывание одной ногой «выбрасывание» ног, полуприседание для девочек, и полуприсядка для мальчиков и др. Разучивание танцевальных упражнений: шаг польки, приставной шаг, поскоки и др., а также разучивание музыкально-ритмических композиций.
2. Сюжетные занятия.
Сюжетное занятие выстраивалось в соответствии с содержанием русских и зарубежных сказок. В сюжетном занятии преобладали имитационные движения – разнообразные, образно-игровые движения, жесты раскрывающие понятный детям образ, динамику его настроений или состояний (в природе, в настроениях человека и животных, в вымышленных игровых ситуациях). Цель занятия: Развивать у детей умение сочувствовать, сопереживать другим людям и животным – персонажем сказок. Развивать художественно-творческие способности по средством ритмической пластики.
Сюжетное занятие проводилось по заданному сценарию сказки, или произведения. Занятие состояло из основных трех частей. Подготовительная часть: сюда входила разминка и общеразвивающие упражнения, в которых был отражен сюжет занятия, т.е. «сказочная зарядка». Основная часть: это кульминация – наивысшая точка развития сюжета. В основную часть входили музыкально-ритмические композиции, соответствующие сценарию. Заключительная часть – развязка на достижение целей, которые были поставлены в начале занятия перед детьми. Мы использовали следующие сюжетные темы: «На лесной опушке», «Новогодняя сказка», «Путешествие по сказкам», «Теремок», «Осень в гости к нам пришла», «Весенняя карусель». Использование приемов имитации и подражания, образных сравнений соответствовало психологическим особенностям дошкольников, облегчало процесс запоминания, освоения упражнений, повышало эмоциональный фон занятия, способствовало развитию мышления, воображения, творческих способностей, познавательной активности.
Использование ритмичной музыки вызывало у детей положительные эмоции, способствовало воспитанию чувства ритма, облегчало формирование двигательных навыков. Применение серийно-поточного способа выполнения упражнений позволило увеличивать нагрузку и моторную плотность занятий и повысить их тренирующий эффект.
Результаты исследования показали, что музыкально–ритмические движения помогли детям научиться владеть своим телом, координировать движения, согласовывая их с движениями других детей, научили ориентироваться в пространстве, укрепили основные виды движений, способствовали освоению элементов плясок и танцев. У детей активизировался их творческий потенциал, появились чувства поиска, радости, удовольствия, удовлетворения индивидуальных их потребностей и интересов. В результате диагностического обследования детей выявилась положительная динамика в развитии ритмических движений, кроме этого разученные с детьми музыкально-ритмические композиции использовались в праздниках, концертах.
1.3. Анализ результатов исследования
На контрольном этапе эксперимента детям были предложены те же тесты, что и на констатирующем этапе исследования.
Сравнительные результаты уровня развития ритмичности движений экспериментальной группы на первом и третьем этапах эксперимента.
Таблица 2
Сравнительные результаты уровня развития навыков ритмичности движений экспериментальной группы на первом и третьем этапах
Уровень 1 этап 3 этап
Кол-во % Кол-во %
Высокий 3 20 7 47
Средний 4 27 7 47
Низкий 8 53 1 6
По данным таблицы 2 построим гистограмму (рис.2).
Рис. 2 Сравнительные результаты уровня развития навыков ритмичности движений экспериментальной группы на первом и третьем этапах
(кол-во чел. в %)
Анализируя гистограмму (рис.2), мы видим, что количество детей с высоким уровнем развития навыков ритмичности движений выросло с 3 человек на 1 этапе до 7 человек на 2 этапе, количество детей со средним уровнем выросло с 4 до 7 человек, количество человек с низким уровнем уровня развития навыков ритмичности движений снизилось с 8 человек до 1 человека. Сравнительные результаты уровня развития навыков ритмичности движений контрольной группы на первом и третьем этапах занесены в таблицу 3.
Таблица 3
Сравнительные результаты уровня развития навыков ритмичности движений контрольной группы на первом и третьем этапах
Уровень 1 этап 3 этап
Кол-во % Кол-во %
Высокий 3 20 4 27
Средний 3 20 5 33
Низкий 9 60 6 40
Результаты исследования показали, что Гульнары А., Светы В., Дамира и других детей повысились умения технически точно, легко и выразительно выполнить гимнастические и имитационные движения. Движения Дамира стали более эмоциональными, выразительными.Руслан К., Рая С. Лена К. стали проявлять активный интерес к заданию. Они проявляли готовность свободно включиться в танцевальную импровизацию. Повысился уровень понимания музыкального образа в исполняемом этюде, что привело к адекватности его передачи в движении.
Дети научились выполнять движения довольно точно и выразительно, проявлять творческую активность в создании музыкально-двигательных образов. Многие дети показали хорошие технические навыки приемы, проявили творческое отношение к исполнению плясок, хороводов, игр и упражнений. В конце эксперимента дети проявляли активный интерес к заданию, свободно включались в танцевальную импровизацию. Дети научились понимать и переживать музыкальный образ в исполняемом этюде, адекватно его передавали в движении. Дети научились владеть танцевальными умениями; в танцевальной импровизации проявляли творчество.
По данным таблицы 3 построим гистограмму (рис.3).

Рис.3 Сравнительные результаты уровня развития навыков ритмичности движений контрольной группы на первом и третьем этапах
(кол-во чел. в %)
Анализируя гистограмму, мы видим, что количество детей с высоким уровнем уровня развития навыков ритмичности движений выросло с 3 человек на 1 этапе до 4 человек на 3 этапе, количество детей со средним уровнем выросло с 3 до 5 человек, количество человек с низким уровнем уровня развития навыков ритмичности движений снизилось с 9 человек до 6 человек. В экспериментальной группе количество детей с высоким уровнем развития навыков ритмичности движений выросло на 27%, в контрольной группе только на 7%. Количество детей с низким уровнем развития навыков ритмичности движений снизилось в экспериментальной группе на 47%, в контрольной – только на 20%. Количество детей со средним уровнем повысилось в экспериментальной группе на 20%, в контрольной - на 13%.
Мы видим, что в экспериментальной группе больший прогресс в повышении уровня навыков ритмичности движений, чем в контрольной.
Таким образом, наша гипотеза о том, что ритмическая гимнастика, включающая в себя общеразвивающие упражнения для различных групп мышц, элементы танца и музыкально-ритмические движения, подчиненные определенному темпу, ритму выполнения и сопровождающиеся различной по характеру музыкой, способствует формированию у детей ритмичности движений, подтвердилась.
Заключение
Таким образом, ритмическая гимнастика – это прекрасное средство разностороннего физического развития и эстетического воспитания ребенка, которое берет своё начало далеко в недрах истории, которое не только благоприятно воздействует на все системы организма (сердечно-сосудистую, дыхательную, выделительную и т. д.), но и снимает психическое напряжение, повышает умственную и физическую работоспособность, улучшает самочувствие. А так как структура ритмической гимнастики достаточно гибкая, то широко применяется в детских дошкольных учреждениях. Музыка, используемая на гимнастике, повышает не только интерес и желание заниматься, способствует более качественному исполнению движения, четкости, правильности, пластичности, выразительности.
Для проверки эффективности разработанных комплексов ритмической гимнастики для формирования навыков ритмичности движений у детей старшего дошкольного возраста был проведён сравнительный педагогический эксперимент, результаты которого позволили рассмотреть изменения в уровне развития исследуемых способностей.
Положительные сдвиги в уровне формирования навыков ритмичности движений отражают влияние целенаправленного педагогического воздействия, о чём свидетельствуют более выраженные изменения показателей у детей экспериментальной группы по сравнению с контрольной. Разумеется, положительные изменения произошли и в контрольной группе, где конечно результаты отличались от исходных данных. Однако темп прироста в экспериментальной группе оказались значительно выше, чем в контрольной.
В результате проведенного эксперимента выявилась эффективность разработанных комплексов. Полученные результаты исследования показали, что использование комплексов ритмической гимнастики могут находить широкое применение в детских дошкольных учреждениях. В процессе занятий повышается уровень навыков ритмичности движений детей, обеспечиваются лучшие условия для формирования умений управлять своими движениями, то есть действовать целенаправленно, продуктивно, экономично.
В результате всей проводимой работы: подготовка детей к занятиям, поэтапное разучивание движений, чёткий показ воспитателя с согласованными комментариями, учёт принципов систематичности и последовательности, дети стали лучше ориентироваться в окружающем пространстве, у малышей повысилась естественная активность, движения стали более точные, динамичные. Следовательно, выдвинутая нами гипотеза имеет не только теоретическое, но и практическое подтверждение.
Список литературы
1. Бекина, С. И. Музыка и движение (упражнения, игры и пляски для детей 6-7 лет) / С.И. Бекина. - М.: Просвещение, 2006. – 120 с.
2. Волина, Н.Н. Учимся играть: пособие для учителя / Н.Н. Волина. – М.: Гардарики, 2004. – 125 с.
3. Иваницкий, А.В. Ритмическая гимнастика / А.В. Иваницкий. - М.: Спорт, 2006. – 165 с.
4. Иова, Е.П. Утренняя гимнастика под музыку / Е.П. Иова. - М.:Детство-пресс, 2007. – 67 с.
5. Колодницкий, Г. А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей / Г.А. Колодницкий. – М.: Детство-пресс, 2008. – 115 с.
6. Кряж, В. Н. Гимнастика. Ритм. Пластика / В. Н. Кряж - М.: Сфера, 2006. – 150 с.
7. Лескова, Г.П. Общеразвивающие упражнения в детском саду. - М.: Аркти, 2010. – 120 с.
8. Раевская, Е. П. Музыкально-двигательные упражнения в детском саду / Е. П. Раевская. - М.: Аркти, 2011. - 156 с.
9. Ротерс, Т.Т. Музыкально-ритмическое воспитание и художественная гимнастика / Т.Т. Ротерс. - М.: Детство-пресс, 2009. – 210 с.
10. Рунова, М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду / М.А. Рунова. - М.: Академия, 2010. – 125 с.
11. Сологуб, Е.Б. Влияние музыкального сопровождения на процессы адаптации к нагрузкам и мобилизации системной деятельности мозга юных спортсменов / Е.Б. Сологуб // Функциональные резервы спортсменов различной квалификации. - М.: Академия, 2007. – С. 24-28.
12. Теория и методика физической культуры / Под ред. Л.П. Матвеева. - М.: Академия, 2009. – 420 с.
13. Тимофеева, Е.А Подвижные игры с детьми дошкольного возраста: пособие для воспитателя детского сада / Е.А.Тимофеева. - М.: Аркти, 2008. – 145 с.
14. Усова, А.П. Игра и организация в жизни детей: пособие для учителя / А.П. Усова. - М.: Знание, 2007. – 250 с.
15. Фролов, В.Г. Физкультурные занятия на воздухе с детьми дошкольного возраста / В.Г. Фролов - М.: Детство-пресс, 2009. – 150 с.
16. Фонарева, М.И. Развитие движений ребенка-дошкольника / М.И. Фонарева - М.: Сфера, 2006. – 107 с.
17. Шишкина, В.А. Движение+движение / В.А. Шишкина. - М.: Антарес, 2011. - 96с.
18. Щербак, А.П. Тематические физкультурные занятия и праздники в дошкольном учреждении / А.П. Щербак. - М.: Владос, 2011. -72с.
19. Эрбах, Б. Гимнастика круглый год / Б.Эрбах. - М.: Физкультура и спорт, 2010. – 145 с.
20. Яковлев, В. Г. Физическое воспитание подрастающего поколения / В. Г. Яковлев // Теория и методика физического воспитания. - М.: Академия, 2011. – С. 125-138.
Приложение 1
Диагностика уровня развития ритмичности движений в экспериментальной группе на трех этапах исследования
№ Имя Уровень
1 этап 3 этап
1 Гульнара А. Н С
2 Тимур Б. В В
3 Света В. Н С
4 Ренат Г. С В
5 Зульфия Г. С В
6 Саша Д. В В
7 Сабина З. С В
8 Руслан К. С С
9 Лена К. Н Н
Сергей Л. С В
Дина П. Н Н
Альбина Р. С В
Дамир С. Н С
Рая С. Н С
Гуля Ф. С В
Приложение 2
Диагностика уровня развития ритмичности движений в контрольной группе на трех этапах исследования
№ Имя Уровень
1 этап 3 этап
1 Галина А. Н С
2 Люда Б. В В
3 Рустам В. С С
4 Ильдар Г. Н Н
5 Марат Л. С В
6 Сирень И. С с
7 Ильнур Р. В В
8 Олег К. С С
9 Инна Л. С С
Альбина Р. В В
Миша П. С С
Катя С. Н Н
Артем Т. С С
Эльвира Ф. С В
Ренат Х. Н Н