Использование модуля «Обучение критическому мышлению» при планировании серии последовательных уроков.


Рефлексивный отчет об использовании модуля «Обучение критическому мышлению» при планировании серии последовательных уроков.
Не мыслям надобно учить, а мыслить.
Иммануил Кант
Критическое мышления помогает учащимся повысить эффективность восприятия преподаваемого предмета, интерес, как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения. Учащиеся учатся критически мыслить, ответственно относиться к собственному образованию, работать в сотрудничестве с другими. Всё это приводит к повышению качества образования учеников. Теоретически я знала о технологии развития критического мышления, но на практике затруднялась использовать ее аспекты, потому что недостаточно была подготовлена теоретически, не знала, как возможно применить данные стратеги на уроках математики, а также владела лишь некоторыми приемами критического мышления. Применяла лишь какие-то элементы. Мне пришлось углубиться в процесс обучения технологии развития критического мышления, проработать и «Руководство для учителя», и дополнительную литературу, так же много времени посвятила поиску информации в интернете. Конечно, не все полученные мною знания попробовала применить на уроках. Что-то получилось сразу, над чем-то предстоит поработать еще.
Изучая внедрение стратегий критического мышления, я ставила перед собой цель, построить уроки так, чтобы в них отражался этот модуль, руководствуясь главным принципам своей работы «Не навреди!». При организации деятельности учащихся на уроке наряду с формированием математических знаний, умений и навыков происходит формирование критического мышления учащихся. Хотя на уроках математики, я думаю, решая задачи, мы уже начинаем критически мыслить, то есть активизируем мыслительную деятельность.
Работая традиционно, на уроке большую часть времени говорила я, задавала детям вопросы для выявления базовых знаний и проверки понимания. Я не придавала большого значения вопросам, отвечая на которые дети должны были рассуждать, оценивать, не продумывала постановку вопросов от простых к более сложным. Дети чаще всего работали по определенному алгоритму, шаблону, так как это я считаю, является основным методом для отработки навыка решения задач, особенно в старших классах. На уроке дети не «добывали» знания самостоятельно, а получали их в ходе моего объяснения материала.
Изучив  модуль Программы «Обучение критическому мышлению», я поняла, что учитель на уроке должен сотрудничать с учащимися, выступать как равный партнёр, должен дать возможность раскрыться каждому, выработать у них умение мыслить и убедить каждого ученика в его уникальности. Таким образом, на уроке ученики из разряда пассивных слушателей должны перейти в разряд активных участников познавательно-образовательного процесса. Центральной фигурой на уроке должен быть не учитель, а ученик.
Чтобы изменить взгляды на учебный процесс, научить думать детей критически, прежде всего, должна была измениться я сама, должно было измениться моё отношение к обучению школьников. Ко второму этапу «Практика в школе» я уже подошла с новыми взглядами, с новым отношением к детям и к учебному процессу вообще, хотя это не так просто. Для того чтобы научить детей мыслить критически, я должна была дать им возможность думать самостоятельно, искать пути решения заданий различной сложности, а для этого необходимо было подобрать оптимальные для этой задачи стратегии, создать благоприятные условия.
Мною были проведены четыре последовательных урока по геометрии в 7 классе, по темам главы «Треугольник и его виды».
На стадии вызова я побуждала детей к работе, вызывала интерес к теме урока, побуждала к обращению за уже имеющимися знаниями, определяла отправную точку, все ответы детей принимались в бесконфликтной форме, зачастую фиксировались на ватмане.
387352268855Стратегия «Логические цепочки»
00Стратегия «Логические цепочки»
28968702269490Кластер «Треугольник и его виды»
00Кластер «Треугольник и его виды»
Психологически настроив детей на работу, создав в классе атмосферу сотрудничества, стараясь подвести детей к самостоятельному определению темы урока и её значимости, я применяла видеоролики, анаграммы, ключевые слова.  Например, при изучении темы «Треугольник и его виды» для определения темы урока учащимся был представлен ролик «Треугольники вокруг нас», без темы ролика. После просмотра на вопрос «Что явилось ключевой фигурой…?», учащиеся путем размышлений ответили – треугольник. Данный прием позволяет привлечь интерес учащихся к изучению новой темы, не блокируя восприятия непонятными математическими терминами. Очень важно на данном этапе показать значимость ответа каждого учащегося, чтобы вовлечь его в активную деятельность. Учащиеся в начале урока определяли тему, ставили цель, определяли критерии успеха.
Немаловажным аспектом при реализации стадии вызова является актуализация и систематизация изученной информации по теме. С этой целью, учащиеся выполняли задание по созданию кластера «Виды треугольников», где отразили не просто модели видов треугольника, но и вспомнили об их отличиях и сходствах. Заполняли классификационную таблицу видов треугольников по длине стороны и величине угла, выполняли задания на соотнесение видов треугольников или элементов треугольника с их определениями, собирали логические цепочки по определениям или следствиям теорем, отвечали на вопросы разного вида.
Применяла прием «Да-Нет», который формирует такие учебные действия, как умение связывать разрозненные факты в единую картину, систематизировать уже имеющуюся информацию, в частности, о медиане, биссектрисе и высоте треугольника, умение слушать и слышать друг друга.
Учащиеся работали в группах, никто в группе просто так не сидел и не проводил время бесполезно, они с удовольствием работали, обобщали, размышляли, творили, создавали постеры. На первых уроках стадия вызова давалась очень тяжело, приходилось вытягивать с детей ответы по одному слову, и диалог не очень получался. Но на последующих уроках ученики сориентировались, и уже более активно участвовали в диалоге учитель - ученик, даже вступали в диалог ученик - ученик, при постановке вопросов и выполнении задания исследовательского характера в парах, делясь мнениями и отстаивая свою точку зрения. 
Вторым этапом уроков была стадия осмысления. На данной стадии, для развития критического мышления ребят, я использовала различные методы и формы работы: работа в группах по созданию и защите кластера по основному свойству треугольника; работа с текстом; задание на соотнесение, прием «Зигзаг». При выполнении приема «Зигзаг» учащиеся совместно анализировали текст, вели исследовательскую работу в группе, передавали информацию друг другу, самостоятельно отрабатывали теоретический и практический материал по теме «Медиана, биссектриса и высота треугольника». Применение приема «Кубик Блума» позволяет учащимся через вопросы, понимать новые понятия, с помощью анализа и размышлений. Например, при ответе на вопрос «Почему у треугольника не может быть больше одного тупого или прямого угла?» ученик должен найти причинно-следственные связи. Отвечая на вопрос “Объясни, на основании чего сумма острых углов в прямоугольном треугольнике равна 900?” ученик использует знания в новой ситуации, применяет следствие теоремы о сумме внутренних углов треугольника, демонстрирует правильное ее применение. И, конечно же, задание одной из грани кубика: “Предложи вариант равенства острых углов в двух прямоугольных треугольниках” или “Придумай треугольник с внешним углом, имеющим некоторую градусную меру, и назови градусную меру внутреннего угла треугольника, смежного с его смежным углом”, направлены на активизацию мыслительной деятельности ученика. Он выделяет скрытые предположения, проводит различия между фактами и следствиями, анализирует, оценивает их значимость.
3010535389890Диалог при исследовательскойработе в парах.
00Диалог при исследовательскойработе в парах.
-20320390525Синквейн «Биссектриса»
00Синквейн «Биссектриса»
На стадии рефлексии учащиеся писали «Синквейн», составляли вопросы, создавали обобщающий коллективный кластер (на 4 уроке), все, что узнали за четыре урока о треугольнике. Также применяла «Тонкие и толстые вопросы», когда ученики учились отвечать на вопросы не только кратко, но и умели давать развернутый ответ, что развивает математическую речь учащихся.
Например:
1. Почему отрезок исходящий из вершины треугольника делит его угол пополам?
2. В каком случае треугольник называют тупоугольным?
3. Почему в треугольнике можно провести три медианы?
4. Когда треугольник называют остроугольным?
5. Почему отрезок, выходящий из вершины треугольника перпендикулярен его
основанию?
6.В каком случае треугольник называется разносторонним?
7. Согласны ли вы, что у треугольника можно провести три высоты? Почему?
Эти приемы применяла при осмыслении определений видов треугольника, медианы, биссектрисы угла треугольника, теоремы о сумме внешнего угла треугольника, свойств внешнего угла треугольника.
32912052236470Дерево успеха
00Дерево успеха
Проведение рефлексии учащимися на уроках ещё раз заставляло детей обратиться к теме, обменяться мнениями, поразмышлять над своими достижениями в  усвоении материала, соотнести базу уже имеющихся знаний с полученными знаниями на уроке, оценить собственную позицию о расширении полученных знаний. Проведение рефлексии на уроке способствует не только лучшему осмыслению темы урока, но и запоминанию. На уроках учащиеся проводили рефлексию в устной и письменной форме, говорили и писали о том, что они знали, что узнали, что им было непонятно на стикерах. На первых двух уроках после написания рефлексии, я попросила их разместить свои стикеры на дерево успеха, в зависимости от того, насколько они оценивают себя на данном уроке (корни, листики). Почему я дважды сделала данный вид рефлексии и оценивания, потому что, мне показалось, что одного раза не достаточно для того, чтобы ребята критически оценили свою работу и после второго урока, они более обдуманно подошли к данному заданию. Приятно было читать, что ученикам понравились уроки с внедрением модулей Программы, что они хотят, чтобы такие уроки у них проходили всегда.
Очень важно, чтобы дети не только критически оценили как работу одноклассников, так и свою, но и чтоб оценка была объективной. Поэтому на уроке составляются критерии оценивания, опираясь на которые происходит дальнейшее оценивание. Оценивая на уроке себя и других, ученики не только критически относятся к работе на уроке, но и критически оценивают свои знания.
Диалог на уроке, а в большей степени исследовательская беседа, способствует развитию критического мышления школьников. На уроках  я использовала работу детей в парах при практической и исследовательской работе. Получив задание, учащиеся обменивались своими знаниями, дискутировали, делали выводы. В процессе диалога дети углубляли свои знания. Каждый осознавал свою значимость.
Поначалу, не все дети сразу включались в работу в группе, т.к. привыкли  традиционно получать определённую порцию информации, а не добывать её самостоятельно. У детей не было навыков общения в группе, они не умели задавать вопросы друг другу для обмена знаниями. На вопросы дети отвечали односложными ответами, они не могли аргументировать свои ответы, доказывать, оценивать. Использование парной и  групповой формы работы на уроке позволило детям самостоятельно получать знания, а также углублять их в процессе общения, способствовало развитию критического мышления. Командный дух в дальнейшем сплотил учеников, им понравилось в общении друг с другом проводить обмен своими знаниями, достигать единой цели.
Использование данного модуля позволило мне самой критически подойти к уроку. Теперь на уроках я стала придавать значение постановке вопросов от простых к сложным, использовать различные стратегии развития критического мышления.
Применение модуля «Обучение критическому мышлению» на уроках позволило учащимся приблизиться к процессу познания. Процесс обучения стал ориентирован на каждого ученика и позволил ученику не принимать истину в готовом виде, а отыскивать её самому, поэтому применение данного модуля способствует эффективности учебного процесса. В результате у детей повысился интерес к предмету, к процессу обучения, повысилась эффективность восприятия материала урока, у учащихся появилось желание «получать» знания самостоятельно. Ученики стали задавать глубинные вопросы: Как? Что является причиной? Какой можно сделать вывод? Что произойдет, если…? Как это связано с…? Правильно ли это? Они стали искать объяснения, принимать точку зрения другого ученика. Дети стали более активными, более терпимыми друг к другу. На уроках они учились аргументировать, рассуждать, анализировать, они стали предлагать свои идеи, выбирать главное, важное, они стали оспаривать мнение своих одноклассников, делать выводы, учились оценивать свою деятельность на уроке. Все это применимо на уроках геометрии, о чем пока не могу сказать об уроках алгебры.
В дальнейшем, в своей практике, я хочу разнообразить приёмы развития критического мышления на уроке. Я буду обмениваться опытом с другими учителями-практиками и использовать их опыт в своей работе.
Свою рефлексию я хочу закончить словами Николая Ивановича Пирогова: «Мое искреннее желание, чтобы мои ученики относились ко мне с критикой, моя цель будет достигнута, когда они убедятся в том, что я действую последовательно; действую ли правильно? - это другое дело; это смогут показать лишь время и опыт».