Статья «Внедрение модуля «Обучение критическому мышлению»»

Шевелёва Татьяна Павловна
КГУ «Средняя школа №13села Озёрное»
акимата Осакаровского района

Внедрение модуля «Обучение критическому мышлению»

Почему я интегрировала идеи модуля «Обучение критическому мышлению?».
Как известно из содержания Программы трехмесячных курсов «Критическое мышление – ведущее современное педагогическое понятие, актуальное для развития преподавания и обучения в Казахстане. Данный модуль предполагает адаптацию сознательного и обдуманного подхода к развитию критического мышления, как учеников, так и учителей. Основы критического мышления могут быть развиты и в работе с младшими школьниками, начиная с очень ранней стадии их обучения» [1, с. 154]
Размышления о полученной информации заставили меня по – новому взглянуть на весь процесс образования и методику обучения. Я поняла, что
должна научить моих учеников: наблюдать, анализировать, делать выводы.
Какие качества необходимы нашим ученикам для будущего? Каким должен быть идеальный ученик? Об этом мы размышляли на курсах. Мы много спорили, беседовали, аргументировали. А затем пришли к выводу, что он должен быть самостоятельным в обучении, уметь анализировать, оценивать свою деятельность, быть готовым к изменениям в жизни.
Составляя среднесрочный план серии моих последовательных уроков, я предполагала, что они научатся развивать устную и письменную речь в ходе выполнения заданий различного уровня сложности. А как они научатся этому? Я подумала, что использование стратегии критического мышления поможет ученику использовать язык, решая проблемные задачи.
Как обучались ученики?
Познавательный процесс прошел в три этапа: вызов, осмысление и размышление. Стимулирование интереса к новому знанию происходит при «извлечении» уже известных знаний и выяснении появившихся вопросов.
На своих уроках использовала групповую, парную работу в целях развития критического мышления. На первом уроке, изучая тему «Текст. Тема текста» разделила класс на группы по интересам. Я предложила ученикам подумать и определить тему, цель урока самостоятельно. Создание проблемы развивает внутреннюю мотивацию. Учащимся нужно было собрать из букв название темы урока. Все ученики имели возможность вступить в диалог с собеседниками в лице успевающих одноклассников и учителя.
Современные исследования подтверждают, что дети обучаются эффективнее, и их интеллектуальные достижения выше при условии активного их вовлечения в обсуждения, диалог и аргументацию. [1, с. 156] Как утверждал Л. Выготский, обучение становится более эффективным, когда ученики работают в «зоне ближайшего развития», обучаются способам мышления более высокого уровня. На этапе изучение новой темы я применила стратегию критического мышления «Карусель». Ученики работали в группах для того, чтобы обмениваться идеями. У них была возможность оценивать идеи других групп.
Учащиеся ознакомились с заданием. В ходе исследовательской беседы вспомнили ранее изученный материал, проанализировали, сравнили, определили различия между текстом и предложением, синтезировали данные. При выступлении аргументировали свой ответ. Это задание было интересным для учащихся с высокой и низкой учебной мотивацией. На этом этапе работы применила взаимооценивание, самооценивание по стратегии «От кулака до пяти пальцев». Такую форму оценивания они узнали впервые. Ребята проявили большой интерес к этой работе. А мне это позволило определить степень усвоения нового материала.
Как формативное оценивание повлияло на процесс обучения?
Ученики были вовлечены в процесс оценивания своих одноклассников и самих себя. Лишь тот, кто учится, способен научиться в этой связи для того, чтобы усовершенствовать свое обучение. Необходимо реагировать на информацию, получаемую в результате обратной связи, что требует понимания, мотивации и желания действовать. [1, с. 163]
На этапе закрепления применила стратегию «Тетрадь писателя». Учащиеся в группах на одном листке разноцветными ручками писали сочинение на общую тему: «Пробуждение природы». Каждый ученик писал одно предложение о весне, с учетом того, что уже написано. Так листок проходил по кругу. Когда написали все, спикер читал весь текст, доказывал: «Это текст, потому что ». Взаимооценивание по стратегии «Две звезды и желание» способствовало проявлению высокой активности, некоторые ребята оценивали, давая сразу две звезды. Желания повторялись можно сказать у всех, но здесь были услышаны «голоса тихих учеников», которые боялись высказывать свои мысли вслух. Ученик должен знать, что его мнение учитывается. Это влияет на формирование положительного отношения к процессу обучения.
На втором уроке при организации работы по определению темы урока использовала стратегию «Что здесь лишнее». Важное условие для развития критического мышления у учеников – создание проблемной ситуации в процессе обучения. Ученики по таблице, расположенной на интерактивной доске, определяли лишнюю букву в каждой графе. Из этих букв составляли слово, которое определяло тему урока. С этим заданием справились все группы, в процесс обучения вовлечены все учащиеся.
Для развития критического мышления при организации самостоятельной работы применяла стратегию «Верные - неверные утверждения». Ученики систематизировали известную информацию по изучаемому вопросу. Для оценивания применяла формативную оценку: самооценивание по критериям. Это помогло понять, насколько ученики усвоили пройденную тему. При просмотре видеоролика, старалась подвести учеников к тому, чтобы они сами добывали знания, то есть преодолевали зону своего ближайшего развития. На этапе изучения нового материала применяла стратегию «Группировка». Этот вид работы развивает критическое мышление, так как направлен на поиск связей между утверждениями или фактами. Для рефлексии использовала стратегию «Голосование точками». Этот метод направлен на развитие у учеников навыков самоуправления.
На третьем уроке, изучая тему «Текст – описание», применяла приём «Толстый и тонкий вопросы». Зачем нужны вопросы? Говоря словами Алисон Кинг, «умеющие мыслить, умеют задавать вопросы» [2, с. 4] На этапе приобретение и применение знаний целесообразно сочетала индивидуальную и групповую работу. Индивидуальная работа позволила каждому ученику актуализировать свои знания и опыт. Работа в группе позволила обменяться мнениями, все были вовлечены в работу.
На уроке по теме «Сочинение-описание» ученики приобретали навыки и умения правильно и последовательно излагать собственные мысли. Ученикам предложено задание: рассмотреть животное на экране, назвать признаки, по которым определили, что это лиса. Вопросы низкого и высокого порядка: Кто изображен на экране? Почему вы думаете, что это лиса? Какие у этого животного повадки? Где живет лиса? Чем питается? Приносит вред или пользу? Почему вы так думаете? Ваше отношение к лисе.
Ученики наблюдают, делают выводы, аргументируют свой ответ. На этапе подготовки к письменной передаче текста ученики в группах составляют план и выполняют творческую работу «Описание животного».
Чему научились ученики?
Использование стратегий «Светофор», «Голосование точками», позволило отрефлексировать ученикам понимание содержания темы и участия в процессе обучения, подумать о том, достигли ли они цели урока, которую поставили сами, рассуждая о том, чему научились на уроке.
Таким образом, внедрение модуля «Обучение критическому мышлению» представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией через чтение и письмо, совокупность разнообразных стратегий, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать ученика (пробудить в нём исследовательскую, творческую активность), затем предоставить ему условия для осмысления материала и, наконец, помочь ему обобщить приобретённые знания. 

Литература:
1.Руководство для учителя. Программа курсов повышения квалификации педагогов общеобразовательных школ Республики Казахстан. Третий базовый уровень. Кокшетау. 2012 г.
2.Goldsworthy, A. Раздаточный материал. Учебно - профессиональное издательство «Reed». 2000 г.

15