Анализ по самообразованию на темуФормирование коммуникативных умений у младших школьников в учебно-воспитательном процессе




Формирование коммуникативных умений у младших школьников в учебно-воспитательном процессе.
Учитель начальных классов: Чичикина Ирина Сергеевна.
Коммуникативные умения – это осознанные коммуникативные действия учащихся (на основе знания структурных компонентов умений и коммуникативной деятельности) и их способность правильно строить свое поведение, управлять им в соответствии с задачами общения. Эффективность обучения во многом определяется уровнем коммуникативных умений. Эти умения необходимо целенаправленно формировать и развивать, они не являются врожденными. Коммуникативные умения по своей структуре являются сложными умениями высокого уровня; они включают в себя простейшие (элементарные) умения.
Коммуникативные умения (подразумевают: умение общаться и взаимодействовать с людьми).
К ним относится:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
- умение ставить вопросы
- умение разрешать конфликты
- умение выражать свои мысли
- умение контролировать и оценивать действия партнера.
Коммуникация обеспечивает совместную деятельность людей и предполагает не только обмен информацией, но и достижение некой общности: установление контактов, кооперацию (организацию и осуществление общей деятельности), а также процессы межличностного восприятия, включая понимание партнёра. Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнёра по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Характеристика результатов формирования коммуникативных умений на разных этапах обучения по УМК «Перспектива» в начальной школе
1. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.
2. Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.
3. Слушать и понимать речь других.
4. Продуктивно работать в паре
Я остановлюсь на организации работе в парах. В начале третьей четверти

Детям, сидящим парами, даю по одному изображению рукавички и прошу украсить их так, чтобы они составили пару, т.е. были бы одинаковыми, но сначала надо договориться между собой, какой узор рисовать, а потом приступать к изображению этого узора.
Результат:
- договариваться и прийти к общему решению удалось далеко не всем;
- дети не замечали друг у друга, отступали от первоначального замысла, иногда бурно реагировали, даже поссорились;
- у большинства пар сходство частичное: отдельные признаки цвет или форма некоторых деталей совпадают, но имеются и заметные отличия;
- Из диагностики стало видно, что примерно 60 % учеников имеют низкий уровень подготовленности к систематическому обучению в школе, 30% – средний и 10% – высокий уровень подготовленности.












Приступая, к организации работы в парах я потратила время на проведение тренингов для выработки навыков, необходимых для парной работы. Существует множество тренингов, я использовала следующие:
- ориентироваться в пространстве;
В классе имелось одно свободное место. Спрашиваю: "Сколько в классе свободных мест?" Дети отвечают. Того, кто ответил первым, прошу сесть на свободное место, но так, чтобы ничего не задеть и как можно быстрее. Ученик пересаживается. Затем указываю на ученика, который должен найти свободное место и занять его.
Тренинг можно усложнить. Указываю одновременно на двух учеников. Понятно, что вдвоем они не смогут сесть на единственное место, его займет лишь один из них. Другой вынужден будет занять только что освободившееся место своего товарища. А тем временем я указываю уже на двух других учеников. (Можно использовать как физ.мин.)
-слушать партнера и слышать то, о чем он говорит;
Игра "Испорченный телефон".Класс делится на варианты. На первую парту каждого варианта выдается карточка с пословицей, поговоркой, скороговоркой, правилом, определением. Ученики на первой парте читают запись на карточке, запоминают ее и, отложив в сторону, по сигналу учителя поворачиваются и проговаривают фразу соседу на второй парте. Этот тренинг использую часто, чаще при работе с правилами.
-работать в шумовой среде;
Учиться в слишком большом шуме довольно трудно. А вот то, что учиться в абсолютной тишине, оказывается, практически невозможно . Умение учиться в шуме следует отрабатывать специально. Задание при этом такое: у каждого ученика есть небольшая карточка, на которой написана скороговорка. Мальчики приходят в гости, здороваются и читают свою скороговорку девочкам, а те свою – мальчикам. Когда каждый проговорит свою скороговорку без запинки, ученики меняются карточками, и мальчик, поблагодарив, уходит в гости к другой девочке. В классе стоит шум, так как половина ребят говорит. Однако ученики довольно быстро привыкают к этому и даже не замечают шума.
-находить нужную информацию;
Перед всеми ребятами в классе кладутся обратной стороной вверх карточки.
На них нарисовано половина яблока. Парные карточки лежат в разных концах класса на разных вариантах. Задача ребят – найти нужного партнера и образовать пару. Задания можно усложнить, написать по половине пословицы, например: на одной карточке "тише едешь", на другой – "дальше будешь".
- Если не отработать такие умения и навыки, то при первом знакомстве ребят с механизмом работы в парах можно не достичь желаемого результата. (что и было со мной) Если работа в парах организована верно, то ребята трудятся легко, непринужденно, даже весело.
На уроках письма школьники составляли и записывали предложения с помощью слов-карточек. На математике использовались: лист с заданиями и карточки с заданиями. Проводились различные формы уроков ,такие как урок-соревнование групп на быстрое и правильное решение примеров, урок-соревнование по рядам. На одном из уроков окружающего мира дети получили практическое задание изготовить кормушки, повесить их возле дома, понаблюдать и сделать выводы. Было проведено занятие-конкурс
«Накормите птиц зимой».

Во время выполнения практической работы дети часто сталкиваются с проблемой, конфликтом, ищут способы разрешения и делают свои первые открытия.
Использовались творческие задания :
Придумай новые слова, используя слово
Придумай свои правила поведения в школе, на природе, на экскурсии, в парке, при общении с незнакомыми людьми.
Придумай свои знаки поведения, рисунки.
Ребята разрабатывали мини-доклады на темы: «Моя семья», «Моя любимая игрушка»

Эти доклады они защищали перед всем классом.

Во внеурочной деятельности проводились
Игровые занятия
Групповая работа
Викторины
Данная работа очень сплачивает детей, они попадают в условия постоянного общения, так как приходится обращаться друг к другу с различными просьбами. В это время приходится направлять детей к правильному и вежливому общению, ведь не все дети в своей речи используют слова «Пожалуйста», «Спасибо» , «Извините» и др.


В конце первого полугодия была проведена повторная диагностика « Рукавички». Результаты оказались такими:
30 % учеников имеют низкий уровень подготовленности к систематическому обучению в школе, 40% – средний и 30% – высокий уровень подготовленности

13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415

Л.С Выготский говорил:
«То, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно».

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Начальная общеобразовательная школа № 12»


2012-2013

Формирование коммуникативных умений у младших школьников в учебно-воспитательном процессе
Учитель начальных классов : Чичикина Ирина Сергеевна



Приложение 2Рисунок 1Приложение 2Рисунок 8Рисунок 9C:\Users\МБОУ НОШ № 12\Desktop\фотографии\Дети\новый год\PC260384.JPGРисунок 6C:\Users\МБОУ НОШ № 12\Desktop\фотографии\2f1207f736b74669ab125a2baacead52.jpgРисунок 7C:\Users\МБОУ НОШ № 12\Desktop\фотографии\36f7d2975e0f4796b66178c49e9fe19b.jpgДиаграмма 16Root Entry