Опытно – экспериментальная работа на тему «Формирование экологической культуры младших школьников»


Содержание
I. Введение 3
Актуальность и перспективность опыта по проблеме «Формирование экологической культуры младших школьников»3
Противоречия традиционной программы, побудившие к поиску иных подходов по формированию экологической культуры младших школьников.. 4
Цель и задачи опыта 5
II. Описание опыта работы по теме «Формирование экологической культуры младших школьников» 5
Научно-методическое обоснование... 5
Ведущая педагогическая идея. 7
Технология использования опыта..11
Результативность опыта.. 20

III. Заключение 21
IV. Список литературы.. 22










I.Введение 1. Актуальность и перспективность опыта по проблеме «Формирование экологической культуры младших школьников» Если вы думаете на год вперед – сейте зерна, Если вы думаете на 10 лет вперед – сажайте деревья, Если вы думаете на 100 лет вперед – воспитывайте человека.  (Китайская мудрость) Бурный научно-технический прогресс, потребительское, безнравственное отношение к природным богатствам и нерациональное их использование привели к загрязнению природной среды радиоактивными, промышленными, сельскохозяйственными и бытовыми отходами. К крупномасштабным экологическим проблемам следует отнести и парниковый эффект, и разрушение озонового слоя, и изменение климата на Земле. Все это приводит к нарушению экологического равновесия. Для решения экологических проблем ученые выделяют две главные задачи: 1.Принятие практических первоочередных мер по выходу из кризиса. 2.Воспитание экологической культуры подрастающего поколения с целью предотвращения повторения сложившейся ситуации. За последнее десятилетие в Российской Федерации предприняты активные усилия по развитию системы экологического образования, направленного на воспитание экологической культуры человека. В свете концепции устойчивого развития экологическое образование становится ведущим условием решения проблемы выживания человечества. Человечество сможет спасти окружающую среду при условии осознания каждым человеком своей гражданской позиции, ответственности за судьбу своего общего дома – Земля. Кто, если не учитель, будет заниматься формированием экологического сознания и поведения детей?  Традиционная программа по окружающему миру даёт возможность формировать у детей целостное представление о мире: 1.Научное отношение к природной среде.
2.Осознание роли человека в природе. В курсе изучения природоведения можно выделить три уровня изучения природы:  Конкретные объекты и явления (Здесь на доступном для детей уровне, рассматриваются связи между неживой и живой природой. Объекты природы рассматриваются в их отдельности, без акцентирования внимания на связях между ними. Это важный уровень, без которого изучение последующих уровней будет затруднено, но им нельзя ограничиваться). Взаимосвязь природных объектов и явлений. (Между различными компонентами неживой природы. Объекты природы рассматриваются в их взаимной связи. Например, изучается, чем питаются различные животные, строятся цепи питания). Взаимосвязь человека, общества и природы. Между природой и человеком. Рассматриваются уже не просто предметы природы, а процессы. На предыдущих уровнях изучались предметы, а на этом изменения, которые с ними происходят. Какие природные изменения нас интересуют прежде всего?) Для полноценного экологического воспитания необходимо изучение природы на всех трех уровнях. Но в современной практике встречаются недостатки и противоречия традиционной программы, которые делают работу малоэффективной: 1. Традиционная программа направлена в основном на развитие интеллектуальной сферы. 2. Природные ресурсы рассматриваются с точки зрения потребности в них человека, что приводит к потребительскому отношению к природе, а не к осознанию её как ценности. 3. Использование только учебных пособий без организации системной практической деятельности младшего школьника не может содействовать формированию экологической культуры. Общество нуждается в творчески активных личностях, способных систематично, последовательно и качественно решать существующие проблемы, так как в изменчивых условиях экономического и социального развития общества выпускники должны быть готовы эффективно встраиваться в социальную деятельность и, обладая базисным уровнем знаний, быть способными совершенствовать свои знания на протяжении жизни, т.е. обладать общеучебными компетенциями. 
В связи с этим, общество диктует необходимость изменить модель восприятия мира у наших детей, предложив им экологически правильную ориентацию. Здесь изначально закрепляется сознание того, что человек - это не царь природы и не ее управляющий, а один из многочисленных организмов планеты, который должен жить в согласии со многими жителями Земли. В школу приходят дети с разным уровнем подготовки. Результаты тестирования, проводимые в 1 классе, показывают, что дети различают и называют лишь небольшое количество животных и растений, не могут назвать их особенности, сравнивают объекты по разным несравнимым признакам, не всегда проявляют гуманное отношение по выходу из трудной ситуации. Познавательное отношение неустойчиво, связано с привлекающими внимание событиями. Как изменить ситуацию? Чему учить? Каков общий состав знаний доступен младшему школьнику? Каковы требования к экологической подготовке младших школьников?  Чтобы ответить на эти вопросы, педагогу необходимо владеть основами экологического образования и строить работу с детьми по экологическому образованию и воспитанию в системе.   Целью экологического воспитания является формирование экологически культурной личности, которая предполагает наличие у человека определённых знаний и убеждений; готовности к деятельности и, главное, практической деятельности, которая согласуется с требованиями ответственного и бережного отношения к природе. Экологически культурная личность предполагает наличие у человека активной жизненной позиции.
II.Описание опыта работы по теме «Формирование экологической культуры младших школьников»
1.Научно-методическое обоснование
Общество диктует необходимость изменить модель восприятия мира у наших детей, предложив им экологически правильную ориентацию. Здесь изначально закрепляется сознание того, что человек - это не царь природы и не ее управляющий, а один из многочисленных организмов планеты, который должен жить в согласии со многими жителями Земли. Школа обязана готовить новое поколение людей, способных предотвратить опасность кризисных ситуаций, возникающих в природе. Экологические знания особенно важны, т.к. они помогают обеспечить сохранность всего живого, в том числе и человека, на Земле. Заниматься экологическим воспитанием надо с раннего возраста.  Детство это период бурного развития ребёнка, интенсивного накопления знаний об окружающей среде, мире, в котором мы живём; формирование многогранных отношений к природе и людям. Отсюда непременный спутник детской любознательности вопрос “Почему” и общепринятое утверждение о том, что этот возраст возраст “Почемучек”. Психолог Л.И. Божович подчеркивает, что ответственное отношение человека к природе зависит от формирования у школьников природоохранных умений, навыков, привычек. На важную роль привычек в воспитании правильных форм поведения указывал К.Д. Ушинский, следовательно, в экологическом воспитании, формированию привычек целесообразно уделять особое внимание. В качестве важнейших условий эффективного нравственного воспитания младших школьников. Л.И. Божович выделяет наличие предъявляемых детям в наглядном плане образцов нравственного поведения и мобилизацию у них активного стремления к овладению этими образцами. Для формирования у младших школьников внутренней потребности поступать согласно образцам нравственного поведения, как отмечает Ш.А. Амонашвили, необходимо не только дать им пример соответствующего поведения, но и сформировать сознание того, какое поведение является в обществе нравственным, какое безнравственным, то есть сформировать морально-правовое оценочное отношение к действительности. Начальная школа важнейший этап в становлении научно-познавательных, эмоционально-нравственных, практически - деятельностных отношений детей к окружающей среде и своему здоровью.  Исходя из этого, встает вопрос: в чем сущность экологического просвещения в начальных классах и какие понятия доступны для восприятия младших школьников?  Во – первых, при изучении окружающего мира необходимо раскрывать разнообразные и достаточно сложные связи, что способствует теоретическому повышению знаний и развитию интереса. Во – вторых, повышать экологическую культуру школьников, что способствует ответственному отношению к природе. Курс «Мир вокруг нас», разработанный имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В ХХI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества. Особую остроту экологические проблемы имеют в России, поскольку наша страна решает сложнейшие задачи экономического и социального развития в условиях крайнего дефицита экологической культуры в обществе. 2.Ведущая педагогическая идея. Целевые установки учебных предметов начальной школы обуславливают необходимость совместного использования их для воспитания младших школьников в духе любви и бережного отношения к природе. На основе содержания всех учебных предметов формируется ядро экологического образования и воспитания в начальной школе. Ведущая идея опыта заключается в целостном подходе к построению образовательного процесса, который основан на интеграции базового и дополнительного образования детей, углубленного изучения предмета, а также практической деятельности учащихся.
Новизна опыта Поиск новой формы организации учебно-воспитательного процесса подтолкнул меня На изучение программ и учебников по окружающему миру.На поиск новых форм и методов обучения предмету.На изучение передового педагогического опыта.На сотрудничество с учителями района с целью изучения их опыта и привлечения к совместной деятельности.Наиболее приемлемой для меня является программа Плешакова А. А. «Мир вокруг нас». Курс «Мир вокруг нас» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях.  Учебный курс носит личностно-развивающий характер. Его цель воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества. Приоритетной задачей курса является формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира, как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит становление у ребенка современной экологически ориентированной картины мира, развивается чувство сопричастности к жизни природы и общества, формируются личностные качества культурного человека доброта, терпимость, ответственность. При этом средствами учебного предмета целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирования учебной деятельности. Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: при этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.Отбор содержания учебного курса «Мир вокруг нас» осуществляется на основе следующих ведущих идей: 1. Идея многообразия мира. 2. Идея экологической целостности мира.
3. Идея уважения к миру. Экологическая целостность мира важнейший для нас аспект фундаментальной идеи целостности, также последовательно реализуемой в курсе. Идея экологической целостности мира реализуется через раскрытие разнообразных экологических связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты.  Идея уважения к миру базируется на учении А. Швейцера о благоговении перед жизнью, на концепции экологического императива Н. Н. Моисеева, созвучна современным идеям воспитания культуры мира. В основе методики преподавания курса «Мир вокруг нас» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий реализацию развивающих задач учебного предмета. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единый учебно-методический комплект. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребенка с окружающим миром. Занятия проводятся не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Фактором успешности, содержащимся в опыте по формированию экологической культуры учащихся, является компонент дополнительного образования детей и организация их практической деятельности. Важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась и после их окончания.  В результате мной был разработан план повышения экологической культуры школьников на основе: 1.Углубленного изучения окружающего мира.
2.Сотрудничества с детским садом и средним звеном.
3.Опорой на практическую направленность работы. 
Результат оказался положительным, о чём свидетельствует мониторинг качества знаний учащихся в 4 классе, на входе 5 класса. Положительной оказалась и динамика обученности учащихся. Новизна опыта состоит также в усовершенствовании отдельных сторон педагогической деятельности, в нахождении новых средств и правил их применения.  Учебный процесс: 1. Обеспечение изучения экологии, как системообразующего компонента школьного образования с учётом специфики природных и социальных условий, культурных традиций.
2. Создание специализированных экологических пособий для начальной школы.
3. Качественное преподавание экологии, как отдельного школьного предмета.
4. Интеграция основного и дополнительного образования. 5. Обеспечение цельности и преемственности знаний и умений на различных ступенях общеобразовательной школы. 6. Информирование педагогов, учащихся, родителей о нормативных требованиях, предъявляемых выпускнику начальной школы в области экологии. 
7. Опора на регионализацию.
Воспитательный процесс: 1. Воспитание любви и ответственного отношения школьников к родной природе и людям, как части биосферы и мирового сообщества.
Новые требования к уровню освоения программы для учителя: 1.Учитель должен знать теоретические основы формирования экологического сознания школьников.
2.Владеть практическими навыками формирования экологической грамотности. 
3.Уметь планировать работу по формированию экологического сознания.
4.Действовать в рамках дополнительного образования. Технология использования опыта.
Цель и задачи.
Цель – формирование экологического сознания и мышления на основе активной жизненной позиции (ответственное отношение к окружающей среде) 1.Усвоение элементарных представлений об экокультурных ценностях, об экологически грамотном взаимодействии человека с природой (в ходе изучения учебных дисциплин, бесед)  2. Получение первоначального опыта эмоционально-чувственного непосредственного взаимодействия с природой, экологически грамотного поведения в природе (в ходе экскурсий, прогулок, походов)
3. Получение первоначального опыта участия в природоохранительной деятельности (в школе и на пришкольном участке - высадка растений, создание цветочных клумб, подкормка птиц, уборка территории)
Воспитательные:
1. Воспитание бережного и ответственного отношения к окружающей среде, всему живому. 2. Воспитание активной жизненной позиции младших школьников. 3. Формирование личности, развивающейся в гармонии природы и цивилизации. Развивающие: 1. Развитие естественнонаучного мировоззрения, усиление связи обучения с жизнью. 2. Развитие чувства самоуважения, сопереживания. В ходе выполнения программы, необходимо опираться на следующие принципы:  Принцип сознательности и активности нацеливает на формирование у учащихся осмысленного отношения к познавательной деятельности, предполагает в учащихся высокую степень самостоятельности и творчества.  Принцип наглядности обязывает строить процесс обучения с максимальным использованием форм привлечения органов чувств. Принцип систематичности и последовательности проявляется во взаимосвязи знаний, умений и навыков.Принцип повторения позволяет выработать динамические стереотипы. Принцип постепенности предполагает преемственность от одной ступени обучения к другой. Принцип индивидуализации. Опираясь на индивидуальные особенности ребёнка, педагог всесторонне его развивает, прогнозирует его развитие. С учётом уровня индивидуальной подготовленности намечаются пути усовершенствования умений и навыков учащихся.Принцип активного обучения позволяет использовать игровые технологии, работу в парах, игровую работу.Принцип связи теории с практикой призывает применять знания на практике.Необходимо использовать принципы учёта возрастных и индивидуальных особенностей. Виды деятельности. Эффективность экологического образования определяется умелым сочетанием разнообразных видов деятельности. Внести свой вклад в формирование экологической культуры детей и их отношения к природе призваны все учебные предметы начальной школы. Формы организации работы при изучении курса разнообразны. Основные методы и формы организации изучения – рассказ, беседа, сюжетная игра, сказка, экскурсия, рисование, раскрашивание. Начальное обучение экологии проводится на материалах сказок, басен, а также рассказов писателей-натуралистов: Виталия Бианки, Николая Плавильщикова, Николая Сладкова, Михаила Пришвина, Николая Зверева, которые доступны детям этого возраста, достоверно отражают специфику природных явлений, учат быть наблюдательными, с любовью относиться ко всему живому. Очень удобными в учебном процессе оказываются специальные учебные пособия, для создания которых использован фольклорный и сказочный материал. 
Формы организации работы можно представить в виде схемы: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Большое внимание уделяется формированию знаний учащихся о правилах индивидуального поведения в природе. Важным приёмом формирования таких знаний является применение этих правил на практике: на предметных уроках, уроках-экскурсиях, на уроках трудового обучения, чтения. Эффективность экологического образования определяется умелым сочетанием разнообразных видов деятельности. Внести свой вклад в формирование экологической культуры детей и их отношения к природе призваны все учебные предметы начальной школы.  Интегрированные уроки – природоведение и математика, чтение и природоведение – реальный шаг в направлении «экологизации» растущего человека. «Природа и люди – одно целое», «Природа в опасности», «Природа ждет моей помощи» - вот те важнейшие выводы, которые должен делать каждый ребенок. Большой эмоциональный всплеск дают уроки изобразительного искусства и технологии. На этих уроках дети не только учатся видеть красоту природы, но и изображать её. На уроках русского языка используем тексты упражнений и диктантов о природе. На уроках развития речи придумываем рассказы на темы: «Последняя ромашка на земле», «Война консервных банок с людьми», «Продавец воздуха» и т. д.Пример: «И еще есть у осины одна особенность. Поздней осенью, когда уже пройдет листопад, у нее начинается ветвепад. Тонкие веточки разной длины, словно листья, падают на землю. На конце веточки почки, а в них будущие листья. Ее не сломал ветер, она сама отделилась от дерева, как пожелтевший лист» Математика создает условия для умения давать количественную оценку состояния природных объектов и явлений, положительных и отрицательных последствий деятельности человека в природе и социальном окружении. Необходимо в каждый урок математики вводить хотя бы одну задачу, знакомящую с элементами природы или рассказывающую об охране природы.Текстовые задачи открывают возможность для раскрытия вопросов о среде обитания, заботы о ней, рациональном природопользовании, восстановлении и приумножении ее природных богатств (Иванова Т.С.Экологическое образование и воспитание в начальной школе.). К ним относятся, экономия воды, энергии, бумаги, проблемы отходов и шума, защита животных, здоровое питание, гигиена и здоровье. Каждое задание должно заканчиваться призывом к ученику. Задания по занимательной экологии основаны на научных данных.  Пример: - Как вы помогаете птицам зимой? Решите задачу: 2 класс Б решил сделать 25 кормушек для птиц. За неделю они сделали 15 кормушек. Сколько кормушек для птиц ещё осталось смастерить ребятам? Математические раскраски – это комплексные задания, в которых необходимо выполнить математические действия, выбрать цвет для раскрашивания, который зависит от результата действий. В них изображаются как редкие, так и часто встречающиеся растения и животные. Ребята с ними могут работать как самостоятельно, так и в группах.  Экологические сказки. «Сказка может быть использована для того, чтобы предложить ребенку способы решения конкретной проблемы». По мнению профессионалов, именно в экологических сказках удается наиболее полно использовать средства эмоционального воздействия на ребенка. Через сказки удается привить не только любовь к природе, но и осознание необходимости ее охраны, гражданской ответственности. К тому же экологическая сказка способствует распространению научных знаний о природе. Пример: Сказка о воде. Жила-была Вода, и однажды надумала она сделать Природу красивой. Вода решила отправиться по свету и понаблюдать за Природой. Она превратилась в маленький Ручеек и потекла по Земле. Со временем Ручеек становился все шире и шире, все больше и сильнее. Вскоре Ручеек превратился в Реку и потек не быстро, как ручей, а медленно и важно, как течет настоящая река. Вдруг ярко засветило Солнце, Река высохла и стала Паром.  - Солнце, скажи, как мне сделать Природу красивой? Солнце улыбнулось и ответило: - Растениям и деревьям нужен дождь! И обернулся Пар Дождиком. Полил он все вокруг и любуется: все деревья, и кусты вновь зацвели, птицы запели свои веселые песенки, даже в пустынях появились оазисы. Все люди и животные радостно закричали: - Спасибо тебе, Дождик! Природа отвечает: - Спасибо тебе, Вода, я тебе очень благодарна! Необходимой формой работы следует считать включение ребят в проектную деятельность. Работа над проектом способствует формированию принципов повседневной жизни Человека на Земле во взаимодействии со всем окружением. Эти принципы помогут ему принимать правильные решения в интересах Природы и Жизни. Этой цели можно достичь, направляя повседневную работу детей на конкретную природоохранную деятельность. В ходе работы приходится находить сторонников природоохранных комитетах, проводя просветительскую работу среди своего окружения, оповещая местное население о результатах исследований и успехах в деле сохранения природы.Благоприятно подавать сведения с опорой на этно-экологию. Издавна, бытующие в народе экологические ценности формируются в строгие экологические нормы, воплощённые в педагогические идеи, традиции, обычаи. Представляют большой интерес традиции народа, связанные с выбором деревьев для посадки во дворе. У дома можно было сажать иву, приносящую добро и охраняющую от бед. Тополь не сажали, так как считалось, что мальчики в доме будут болезненными, не сажали сосну, так как это дерево было высоким, а в высокое дерево ударит молния. Орех сажали в конце огорода – в нем живет злой дух, насылающий на спящего кошмарные сны. Не рубили и плодоносящие деревья.
С ребятами создаём свою «Красную книгу», для которой дети рисуют или изготовляют исчезающие виды животных и растений; придумывают знаки, призывающие к бережному отношению к природе; создаём книжки – раскладушки с изображением птиц, насекомых, земноводных, которых мы видим в природе. С родителями делаем кормушки.  Внеурочной формой экологического воспитания является внеклассная работа, которая часто дополняет урок, так как ее содержание развернуто на основе изучения жизни человека в единстве с экологическими системами. Целенаправленное изучение во внеклассной работе экологической ситуации, которая сложилась на территории микрорайона, помогает учащимся освоить моральные нормы отношения к природе, нормы запретов (не причинять умышленного вреда живому, не загрязнять природу и т. п.). Исследование учащимися реальной жизни в процессе внеклассной работы дает материал для обсуждения разнообразных жизненных ситуаций, особенно поведения людей в природной среде, где результат часто не соответствует желаемому. Это позволит школьникам извлечь урок на будущее, изменить цели своей деятельности, научить принимать решения в соответствии с убеждениями.   Внеклассная работа создает условия для приобретения опыта принятия экологических решений на основе полученных знаний: как и где проложить тропы, без гари и копоти, оборудовать стоянку; как относиться к живым обитателям леса, луга; стоит ли рвать дикорастущие растения; нужно ли экономить колодезную воду и т. д. Велика роль внеклассной работы в приобщении учащихся к самостоятельной работе, которая проводится индивидуально или группами. При этом обращаемся к эксперименту, практической деятельности, исследованию с фиксацией на фотопленке, в рисунках, схемах и других документах. Все это делает исследования привлекательными и интересными.
Опыт проведения исследовательских работ позволяет применять теоретические знания на практике, способствует выработке активной жизненной позиции.  Пример: Учащиеся 1 класса сажают возле дома дерево. Ухаживают за ним и ведут наблюдения, которые фиксируют в дневнике наблюдений. По итогам работы проводится конференция, где заслушиваются не только работы и доклады учащихся, но также демонстрируются фотографии, схемы, таблицы по результатам исследований, высказываются предложения по озеленению и оформлению кабинетов и коридоров. Предложения учащихся по благоустройству школы и пришкольного участка всегда являются предметом дискуссии. Итоги этих обсуждений учитываются при оформлении кабинетов и пришкольного участка. Благодаря таким исследованиям школа становится более благоустроенной. Большую помощь оказывают родители учащихся. Но вся работа лишь тогда окажет влияние на чувства и развитие учащихся, если у них будет свой собственный опыт общения с природой.Наиболее популярными средствами обучения экологии являются экскурсии. Они позволяют выявить природные связи и основные этапы изучения природы. Экскурсии могут быть связаны с изучением программного материала, носить краеведческий характер, могут быть просто посвящены знакомству с природой. Следует иметь в виду, что в процессе экскурсий в природу мы должны решать и задачи эстетического воспитания.К. Д. Ушинский писал: «А воля, а простор, природа, прекрасные окрестности городка, а эти душистые овраги и полыхающие поля, а розовая весна и золотистая осень разве не были нашими воспитателями? Зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное значение в развитие молодой души, с которой трудно соперничать влиянию педагога».Организация игр – путешествий, труда детей в природе. Положительным является такой приём: детям предлагается попробовать сочинить экологические сказки на избранную тему, переделать известную сказку на новый лад. «Если ребёнок придумал сказку, связал в своём воображении несколько предметов окружающего мира – значит можно сказать с уверенностью, что он научился мыслить» (В. А. Сухомлинский) Пример: « В царстве водорослей прятались жители морского дна. Здесь я встретила дельфина, он стал моим новым знакомым. Такой красивый! Я танцевала с ним на волнах, выпрыгивала из воды, играла в мячик! Никогда не думала, что дельфины дышат, как люди, ведь у них есть лёгкие! А ещё они умеют разговаривать особыми звуками, которые, то успокаивают, то вызывают тревогу. Они умеют дружить, не оставляют своих сородичей в беде».  Хорошей формой являются фенологические наблюдения. (Дежурный каждый день сообщает о наблюдениях за погодой, заносит результаты наблюдений в экологический дневник) Информационно-коммуникативные методы. Позволяют облегчить усвоение обширного материала за счёт комплексного воздействия видеоряда, звука.
Практическая работа. Рассматривание живых и гербарных экземпляров растений, нахождение их органов, сравнение органов разных растений; рассматривание плодов и семян растений и т. д.
Практическое занятие. Посадка дерева или кустарника, изготовление кормушек для птиц. Самостоятельное чтение дополнительной природоведческой литературы и поиск в ней необходимой информации.
Загадка. Загадка - элемент татарского народного творчества, который способствуют формированию морально- эстетических норм. Уроки с их использованием, заставляют ребёнка думать, рассуждать, доказывать и не утомляют учащихся.




Результативность опыта Характеристика полученных результатов (по критериям и показателям, определённым согласно поставленной цели)
Результатом деятельности является:
Усвоение элементарных представлений об экокультурных ценностях, об экологически грамотном взаимодействии человека с природой (в ходе изучения учебных дисциплин, бесед) 
Получение первоначального опыта эмоционально-чувственного непосредственного взаимодействия с природой, экологически грамотного поведения в природе (в ходе экскурсий, прогулок, походов)
Получение первоначального опыта участия в природоохранительной деятельности (в школе и на пришкольном участке - высадка растений, создание цветочных клумб, подкормка птиц, уборка территории)
Результатом деятельности является:
В результате выпускники начальных классов научатся (научились):
Осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение.
Выполнять правила безопасного поведения в природной среде.
Планировать и контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Показателями воспитанной личности служат: экологические знания, умения, практические результаты, которые выражаются в выполнении учащимися общественно-полезной работы по охране природы.    III.Заключение. Основными критериями роста и показателями проявления нравственно – экологической позиции являются: - усвоение норм и правил экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром, трансформация значительной их части в привычки; - наличие потребностей в приобретении экологических знаний, ориентация на их практическое применение.-потребность в общении с представителями растительного и животного мира, сопереживание им, проявление положительных чувств; -умение видеть и понимать прекрасное, потребность самовыражения в творческой деятельности; проявление инициативы в решении экологических проблем своего ближайшего окружения;
-формирование интереса учащихся к экологической обстановке в городе, области, стране и желание ее улучшить;
-приобретение практических навыков посадки, ухода за цветами, кустарниками, деревьями;





Список литературы
3. Кучер Т.В. Экологическое воспитание учащихся.- М.: Просвещение, 1990. 4. Новолодская Е. Г. Методика развития экологической культуры у младших школьников//Начальная школа.- 2002, № 3, с. 52-55. 5. Кропочева Т. Б. Нетрадиционные уроки естествознания в начальной школе. //Начальная школа,- 2002, № 1,с.57-63. 6. Морозова Е. Е. Психолого – педагогические и методические аспекты экологического образования в начальной школе. // Начальная школа, - 2002, № 7, с. 35-38. 7. Утков П. Ю. Из опыта экологического образования и воспитания младших школьников. // Начальная школа, № 8, с. 12-16. 8. Материалы по дополнительному экологическому образованию учащихся (сборник статей). Вып. III / Под ред. М. Н. Сионовой и Э. А. Поляковой. – Калуга: Изд – во КГПУ им. К. Э. Циолковского. 2007. – 224 с. 9. Материалы по дополнительному экологическому образованию учащихся (сборник статей). Вып. II. / Под ред. М. Н. Сионовой и Э. А. Поляковой. – Калуга: Изд-во КГПУ им. К. Э Циолковского. 2005. – 218 с. 10. Сеть Интернет.








13PAGE \* MERGEFORMAT142115




Заголовок 215