«РЕФОРМЫ Н.С. ХРУЩЁВА», конспект урока истории Отечества, 9 класс


0ДАТА:
КЛАСС: 9
ТЕМА:
«РЕФОРМЫ Н.С. ХРУЩЁВА»
ЦЕЛЬ:
Формирование представлений у учащихся об экономической политике Н.С. Хрущёва
ЗАДАЧИ:
Познакомить учащихся с первыми шагами Н.С. Хрущёва на посту главы государства; формировать представление о реформе управления народным хозяйством; дать сведения, что экономическая реформа не привела к ожидаемому результату;
Коррекция и развитие умения устанавливать причинно-следственные связи посредством ответа на вопросы учителя;
Формировать активную гражданскую позицию.
ОСНОВНЫЕ ЗНАНИЯ:
Экономическая реформа Н.С. Хрущева; появление совнархозов; освоение целины; денежная реформа
ТЕРМИНЫ, ПОНЯТИЯ:
Реабилитация, кредит, целина
ОБОРУДОВАНИЕ:
Карточки с заданиями.
ТИП УРОКА:
Комбинированный
ХОД УРОКА
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Приветствие учащихся
Проверка готовности учащихся к уроку
5 – ти минутное чтение
АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
Учитель:
Вспомните, о чём говорили на прошлом уроке?
Учащиеся:
На прошлом уроке говорили о внешней политике СССР и о борьбе за власть после смерти И.В. Сталина.
Учитель:
Как была переименована Коммунистическая партия нашей страны?
Учащиеся:
Коммунистическая партия нашей страны была переименована в Коммунистическую партию Советского Союза (КПСС)
Учитель:
Для чего был образован Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ)?
Учащиеся:
Совет Экономической Взаимопомощи был образован для укрепления экономического сотрудничества с братскими социалистическими странами.
Учитель:
Какие страны назывались братскими социалистическими странами?
Учащиеся:
Страны, которым Коммунистическим партиям Советского Союза помогала коммунистическим партиям государств устанавливать в своих странах такие же государственное управление, как и в СССР.
Учитель:
Почему было создано НАТО?
Учащиеся:
НАТО было создано, потому что бывшие государства-союзники СССР по войне опасались, что СССР станет угрожать им войной.
Учитель:
Какие государства входили в НАТО?
Учащиеся:
В НАТО входили Америка, Англия и другие страны.
Учитель:
Какой союз был создан СССР и странами Восточной Европы против стран НАТО?
Учащиеся:
СССР со странами Восточной Европы создали Организацию Варшавского Договора (ОВД).
Учитель:
В чем заключалась «холодная война» между двумя союзами: НАТО и ОВД?
Учащиеся:
Холодная война между НАТО и ОВД заключалась в том, что эти два союза создавали экономические трудности друг другу, друг с другом не торговали, отказывались в поставках оборудования, каждая сторона старалась создать новые виды оружия, чтобы запугать своего противника.
Учитель:
Когда умер И.В. Сталин?
Учащиеся:
И.В. Сталин умер в марте 1953 года.
Учитель:
Кто принимал участие в борьбе за власть в стране после смерти И.В. Сталина?
Учащиеся:
Участие в борьбе за власть после смерти И.В. Сталина принимали люди, которые занимали важные государственные посты: Л.П. Берия, Г.М. Маленков, Н.С. Хрущёв.
Учитель:
Кто одержал победу в этой борьбе? (ВЫБРАТЬ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ) (СЛАЙД)
Л.П. Берия
Г.М. Маленков
Н.С. Хрущёв.
Учащиеся:
Победу одержал Н.С. Хрущёв.
СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА
Учитель:
В результате борьбы за власть после смерти И.В. Сталина победу одержал Н.С. Хрущёв. Он, как и Сталин сосредоточил всю партийную и государственную власть в своих руках. Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с первыми шагами Никиты Сергеевича Хрущева во время своего правления и реформами, проведенными во времена Никиты Сергеевича. Откройте тетради и запишите дату и тему урока. Тема урока: «РЕФОРМЫ Н.С. ХРУЩЁВА»
Учащиеся: (открывают тетради, записывают дату и тему урока)
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Учитель:
При изучении нового материала нам встретятся новые слова, посмотрите на экран:
СЛОВАРНАЯ РАБОТА:
РЕАБИЛИТАЦИЯ – ОПРАВДАНИЕ НЕВИННО ОСУЖДЁННЫХ ГРАЖДАН
ЦЕЛИНА – НЕ РАСПАХАННЫЕ ЗЕМЛИ
Учитель:
Первым шагом своего правления Н.С. Хрущёв начал разоблачение незаконных репрессий против советского народа, которые проводились по приказу И.В. Сталина. На XX съезде Коммунистической партии Н.С. Хрущев осудил действия Сталина и его соратников. Также Никита Сергеевич осудил систему власти, которая представляла собой культ личности Сталина. После чего началась реабилитация невинно осуждённых людей. Тысячи людей возвращались из тюрем и лагерей, где многие из них провели долгие годы. В лагерях многие граждане погибли, не выдержав издевательств и тяжёлой работы. Многие имена погибших были посмертно реабилитированы. Во времена правления Сталина многие граждане были осуждены по доносу и клевете, а на самом деле они были не виновны. Таким людям возвращались их честные имена.
Учитель:
С чего начал Н.С. Хрущёв свою работу на посту главы государства?
Учащиеся:
Свою работу на посту главы государства Н.С. Хрущёв начал с разоблачения незаконных репрессий Сталина и осуждения Сталина и его соратников, и осуждение системы власти. Которая представляла культ личности И.В. Сталина.
Учитель:
Соотнесите термин с его определением:
РЕПРЕССИИВОССТАНОВЛЕНИЕ ЧЕСТИ, ДОБРОГО
ИМЕНИ, НЕСПРАВЕДЛИВО ОБВИНЁН-
НОГО ЧЕЛОВЕКА
РЕАБИЛИТАЦИЯНАКАЗАНИЕ
Учащиеся:
РЕПРЕССИИВОССТАНОВЛЕНИЕ ЧЕСТИ, ДОБРОГО ИМЕНИ,
НЕСПРАВЕДЛИВО ОБВИНЁННОГО ЧЕЛОВЕКА
РЕАБИЛИТАЦИЯНАКАЗАНИЕ
Учитель:
На очередном съезде КПСС Хрущёв заявил о том, что в Советском Союзе победил социализм и пора переходить к строительству коммунизма. Перед партийцами он поставил задачу построить к 1980 году коммунистическое общество. В послевоенное время люди жили очень плохо, продукты выдавались по карточкам. Война лишила крова миллионы семей, люди жили в землянках, в бараках, коммуналках. Жилья не хватало, зарплата была низкой, а цены на продукты высокими. Поэтому население страны заявление Хрущева о том, что через два десятилетия жизнь будет прекрасной, восприняло настороженно.
Учитель:
В 1957 – 1958 гг. Хрущёвым было проведено 3 реформы: реформа сельского хозяйства, денежная реформа и реформа образования.
Учитель:
Сейчас работая с текстом учебника на стр. 230 (6 – 7 абзац), вам нужно выяснить, в чем же заключалась реформа управления народным хозяйством.
РАБОТА С ТЕКСТОМ УЧЕБНИКА стр. 230 (6 – 7 абзац), (САМОСТОЯТЕЛЬНО)
Учитель:
Какую реформу провёл Н.С. Хрущёв?
Учащиеся:
Н.С. Хрущёв провёл реформу управления народным хозяйством.
Учитель:
В чем заключалась реформа управления народным хозяйством?
Учащиеся:
Реформа управления народным хозяйством заключалась в том, что Хрущев ликвидировал министерства, а вместо них создал совнархозы, каждый совнархоз руководил одной областью и всеми отраслями промышленности и сельского хозяйства, которыми занималась эта область.
ЗАПИСЬ В ТЕТРАДЬ:
Реформа управления народным хозяйством - вместо министерств - совнархозы. Совнархоз руководил одной областью и всеми отраслями промышленности.
Учитель:
Следующая реформа – это реформа сельского хозяйства. (ЗАПИСЬ В ТЕТРАДЬ) По происхождению, да и по интересам Хрущёв был ближе к нуждам крестьян. На Пленуме ЦК Хрущев выступил с серией важных для того времени предложений по развитию сельского хозяйства: предложил увеличить закупочные цены на сельхозпродукцию, а так же по его предложению было введено авансирование труда колхозников хотя до этого расчёт с ними производился один раз в год. Для того чтобы поправить зерновое хозяйство и обеспечить страну хлебом решили осваивать целинные земли – это были земли которые никто никогда не распахивал. Находились эти земли в Сибири, на Алтае и в Казахстане. Освоение целинных земель привело к увеличению урожая хлеба. С этого момента с продовольствием в стране стало лучше и СССР стал продавать хлеб за границу и в стране появились дополнительные средства на промышленность.
Учитель:
Как называлась следующая реформа Н.С. Хрущёва?
Учащиеся:
Реформа сельского хозяйства.
Учитель:
В чем заключалась реформа сельского хозяйства?
Учащиеся:
Реформа сельского хозяйства заключалась в том что были увеличены закупочные цены на сельхозпродукцию, а так же было введено авансирование труда колхозников. Начали осваивать целинные земли для того чтобы обеспечить страну хлебом.
Учитель:
Каков результат реформы сельского хозяйства?
Учащиеся:
В стране увеличился урожай хлеба, излишки начали продавать за границу и в стране появились дополнительные средства на развитие промышленности.
ЗАПИСЬ В ТЕТРАДЬ:
Реформа сельского хозяйства - увеличены закупочные цены на сельхозпродукцию, введено авансирование труда колхозников. Начато освоение целины.
Учитель:
В 1961 году в стране была проведена денежная реформа. Были выпущены новые образцы бумажных денег. Был объявлен обмен денег 1 к 10, т.е. 10 старых рублей обменивались на 1 новый рубль. Результатом этой реформы стало повышение цен на многие товары и продукты.
ЗАПИСЬ В ТЕТРАДЬ:
Денежная реформа – обмен денег.
Учитель:
Проведенными Н.С. Хрущевым реформами многие партийные работники были недовольны, т.к. хрущёвские реформы привели лишь временное улучшение жизни советских людей.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ
Учитель:
Ребята о чем говорили сегодня на уроке?
Учащиеся:
Сегодня на уроке мы говорили о реформах проведенных Н.С. Хрущёвым.
Учитель:
С чего начал свою деятельность Н.С. Хрущёв?
Учащиеся:
Н.С. Хрущёв начал свою деятельность с осуждения систему власти, которая представляла культ личности Сталина, и с разоблачения незаконных репрессий против советского народа.
Учитель:
Почему решили осваивать целину?
Учащиеся:
Целину решили осваивать из-за того что в стране не хватало хлеба.
Учитель:
Какие реформы были проведены Н.С. Хрущёвым?
Учащиеся:
Н.С. Хрущёвым были проведены: реформа управления народным хозяйством, денежная реформа, реформа сельского хозяйства.
Учитель:
Какие улучшения произошли в жизни советских людей?
Учащиеся:
После освоения целинных земель увеличился урожай хлеба.
Учитель:
В чем состояла денежная реформа?
Учащиеся:
Денежная реформа заключалась в том, что был произведён обмен денег.
Учитель:
Что отрицательного было в реформах Хрущёва?
Учитель:
После проведения денежной реформы, цены на продукты и товар повысились.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
I ГРУППА – стр. 230 - 235, читать, ответить на вопросы стр.232, 235
II ГРУППА – стр. 230 - 234 , читать, ответить на вопросы стр.232
III ГРУППА – стр. 230 - 232 , читать, ответить на 3 вопрос стр.232