Программа внеурочной деятельности Динамическая пауза


Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Соленоозерная школа»
Джанкойского района Республики Крым
РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей начальных классов МОУ « Соленоозерная школа» Протокол № _____ от «__»______ 20__ г. Руководитель МО
__________ Э.Н.Гайкова
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе
__________А.А. Боева«__»____________2015г. УТВЕРЖДЕНО
Директор МОУ «Соленоозерная школа»
_________ С.И. ДрачукПриказ № _____ от «__»______ 20__ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
спортивно-оздоровительного направления
«Динамическая пауза»
4 класс
на 2015-2016 учебный год
Учитель: Муйдинова Эльзана Фармановнас. Соленое Озеро
2015 год
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности по курсу «Динамическая пауза» для 4 класса разработана на основе:
- федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования (06.10.2009г. № 373)
- основной образовательной программы начального общего образования МОУ «Соленоозерная школа»
- учебного плана внеурочной деятельности МОУ «Соленоозерная школа»;
Программа курса «Динамическая пауза» рассчитана на учащихся 4 классов начальной школы.
Данная программа тесно связана с программами по физической культуре Егорова Б.Б., Пересадина Ю.Е., Ляха В.И.
Связь динамических пауз, осуществляемых во внеурочное время, с содержанием обучения по другим предметам обогащает занятия и повышает заинтересованность учащихся.
Актуальность изучаемой деятельности обусловлена тем, что игры направленны на:
общефизическое развитие детей;
сложные и разнообразные движения игровой деятельности
вовлекают в работу все мышечные группы, способствуя развитию опорно-двигательного аппарата, нормальному росту, укреплению различных функций и систем организма и формированию здоровой осанки.
Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся,
вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:
быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения;
быть ориентированными на лучшие конечные результаты.
Динамическая пауза не предназначены для решения задач физического совершенствования, а носят, главным образом, релаксационный и оздоровительный характер.
Динамические паузы помогают обеспечить детям необходимую для правильного развития растущего организма двигательную активность, позволяют активно отдохнуть после преимущественно умственного труда в вынужденной позе на уроке; обеспечивают сохранение работоспособности на последующих уроках.
Новизна:
Чтобы двигательная активность доставляла радость ребенку, нужно, чтобы она была организована незаметно, без напряжения для него. Поэтому она в первую очередь должна быть разнообразной. Чтобы обеспечить разнообразие в условиях современной школы нам видится выход в организации для каждой параллели классов цикличных занятий по скользящему графику.
Ведение курса «Динамическая пауза» - необходимость не только времени, но и
физиологическая, поскольку даже 3 урока физкультуры не компенсируют дефицита
физической нагрузки, чтобы удовлетворить биологическую потребность растущего организма в движении.
Двигательная активность обеспечивает обогащение мозга кислородом, ускорение
процессов восстановления, повышение работоспособности, что способствует снятию
дискомфорта и напряжения во время учебного дня.
Важное направление в содержании программы «Динамическая пауза» уделяется
спортивно-оздоровительному воспитанию младшего школьника.
Цель: воспитание у учащихся 4-х классов основ здорового образа жизни посредством подвижных игр.
Задачи:
комфортная адаптация первоклассников в школе;
устранение мышечной скованности, снятие физической и умственной усталости;
удовлетворение суточной потребности в физической нагрузке;
формирование установок здорового образа жизни;
ведение закаливающих процедур;
укрепление и развитие дыхательного аппарата и организма детей;
укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств и
повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма;
совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения
подвижным играм и физическим упражнениям;
формирование общих представлений о режиме двигательной активности, его
значении в жизни человека, роли в укреплении здоровья;
воспитание и формирование лидерских качеств личности, способной
взаимодействовать в команде;
развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями,
подвижным играм, формам активного отдыха и досуга.
Результаты решения выше перечисленных задач определяются в игровой форме.
Общая характеристика курса.
На первых порах совместно с учителем ученики выполняют репродуктивные задания, позволяющие им понять суть подвижных игр, затем наступает черёд продуктивных заданий, в рамках которых ученики пробуют применить полученные знания в новой ситуации (в новых играх, упражнениях).
Наконец, учащиеся самостоятельно используют полученные знания, умения в различных жизненных ситуациях.
Программа нацелена на формирование личностных результатов, регулятивных,
познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий.
Дает возможность ребёнку убедиться в необходимости быть здоровым.
Пути, средства, методы достижения цели.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Основополагающие педагогические принципы программы:
реализации потребности детей в двигательной активности,
учета специфики двигательных занятий,
комплексном подходе к укреплению и сохранению здоровья учащихся,
постепенном усилении физической и мышечной нагрузки,
разнообразной физической деятельности учащихся,
преемственности урочных и внеурочных работ.
Средства достижения цели:
1.Аудиовизуальные
2.Электронные образовательные ресурсы
3.Наглядные
4Демонстрационные
Методы достижения цели:
групповой метод;
практический метод;
познавательная игра;
ситуационный метод;
игровой метод;
соревновательный метод и др.
Формы организации деятельности:
Ведущими формами организации внеурочной деятельности предполагаются:
практические занятия;
сюжетно-ролевая игра, игра с правилами, образно-ролевая игра;
просмотр и обсуждение видеоматериала;
беседы по воспитательным эффектам подвижных игр;
мини – проекты.
Форма организации деятельности в основном – коллективная и групповая.
Для решения задачи сохранения здоровья и формирования здоровьесберегающегоспортивно-ориентированного стиля жизни учащихся, учебно-образовательный процесс
строится согласно приоритетам здоровьесберегающих технологий, с применением
следующих групп средств: средства двигательной направленности; оздоровительные силы
природы; гигиенические факторы.
Место предмета в учебном плане
Полный курс рассчитан на 1 год обучения по 1 часу в неделю.
Рабочая программа курса «Динамическая пауза» составлена согласно требованиям СанПиНа, годового календарного плана МОУ «Соленоозерная школа» и составляет 34 часа
Программа направлена на:
усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного
использования школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений вфизкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях
физическими упражнениями,
расширение межпредметных связей, формирование мировоззрения учащихся в области
физической культуры, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности
изучаемых явлений и процессов.
Результатом занятий подвижными играми является освоение учащимися основ
физкультурной деятельности, развитие личностных качеств учащихся: самостоятельность,
наблюдательность, терпеливость, доброжелательность и др.
Планируемые результаты
Содержание внеурочного курса «Динамическая пауза» направленно на воспитание таких качеств личности, которые во многом обусловливают становление и последующее формирование универсальных способностей (компетенций) человека, а также на развитие различных форм двигательной активности для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации здорового образа жизни.
По окончании изучения курса «Динамическая пауза» в четвертом классе начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Базовым результатом освоения курса «Динамическая пауза» является не только
активное развитие физической природы занимающихся, но и формированию у нихпсихических и социальных качеств личности и направлена на достижение первого уровня
результатов - приобретение школьниками социальных знаний, установок на здоровый образ жизни, методы укрепления здоровья школьников посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма, на совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения подвижным играм и физическим упражнениям, формирование общих представлений о режиме двигательной активности, его значении в жизни человека, роли в укреплении здоровья, воспитание и формирование лидерских качеств личности, способной взаимодействовать в команде; развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, формам активного отдыха и досуга.
Универсальность компетенций определяется в первую очередь широкой их
востребованностью каждым человеком, объективной необходимостью для выполнения
различных видов деятельности, выходящих за рамки физкультурной деятельности.
В число универсальных компетенций, формирующихся в начальной школе в процессе освоения учащимися курса «Динамическая пауза» с общеразвивающей направленностью, входят:
умение организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения ее цели;
умение активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
умение доносить информацию в доступной, эмоционально яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностные результаты:
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических качеств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств ее осуществления;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты:
формирование первоначальных представлений о значении двигательной активности для укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического), о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации;
овладение умениями организовать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);
формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, показателями основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости);
взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
выполнение технических действий из базовых видов спорта, применение их в игровой и соревновательной деятельности.
Содержание программы
1. Подвижные игры рассматриваются в качестве одного из важных средств
физического воспитания.
Они привлекают занимающихся своей эмоциональностью, доступностью,
разнообразием и состязательным характером, помогают в основном правильно, но воблегчённом виде выполнять элементы изучаемых технических приёмов и тактических
действий и одновременно содействуют воспитанию физических качеств. Выполняются такие упражнения, как правило, с полной мобилизацией двигательных способностей.
Характеристика основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости и равновесия. Физическая нагрузка и её влияние на повышение частоты сердечных сокращений.
Правила предупреждения травматизма во время занятий: организация мест занятий, подбор одежды, обуви и инвентаря.
2. Игры на внимание отражают реальные факты или события, но обычное раскрывается через необычное, простое — через загадочное, трудное — через преодолимое, необходимое - через интересное. Все это происходит в игре, в игровых действиях, становится близким ребенку, радует его. Цель игры – усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими. Также они обостряют внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха.
В играх на внимание содержится комплекс разнообразной деятельности детей: мысли, чувства, переживания, сопереживания, поиски активных способов решения игровой задачи, подчинение их условиям и обстоятельствам игры, отношения детей в игре.
3. Самостоятельные игры и развлечения. Помощь в организации и проведении подвижных игр (на спортивных площадках и в спортивных залах, в рекреации, в классе).
Формирование осанки: ходьба на носках, виды стилизованной ходьбы под музыку; комплексы корригирующих упражнений на контроль ощущений (в постановке головы, плеч, позвоночного столба), на контроль осанки в движении, положений тела и его звеньев стоя, сидя, лежа; комплексы упражнений для укрепления мышечного корсета.
Развитие координации: бег с изменяющимся направлением по ограниченной опоре; про бегание коротких отрезков из разных исходных положений; прыжки через скакалку.
Развитие быстроты: выполнение беговых упражнений, бег с горки; бег на перегонки, ускорение из разных исходных положений.
Развитие выносливости: равномерный бег с чередующийся с ходьбой, бег с ускорениями.
Развитие координации движений: стойка на одной ноге (попеременно); комплексы общеразвивающих упражнений с изменением поз тела, стоя на одной и двух ногах.
4. Комплексы общеразвивающих упражнений
Комплекс № 1 (без предметов), комплекс № 2 (с гимнастической палкой), комплекс № 3 (с мешочком), комплекс № 4 (с флажками), комплекс № 5 (со скакалкой), «Вырастем большими», «Клён», «Лесорубы», «Мишка на прогулке», комплекс общеразвивающих упражнений «Разминка танцора», комплекс упражнений в равновесии «Дорожка».
Динамическая пауза как система разнообразных форм занятий физическими упражнениями по укреплению здоровья детей: ходьба, бег, прыжки, как жизненно важные способы передвижения человека.
Правила предупреждения травматизма во время занятий: организация мест занятий, подбор одежды, обуви и инвентаря.
Самостоятельные занятия. Составление режима дня. Выполнение простейших закаливающих процедур, комплексов упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища, развития основных физических качеств; проведение оздоровительных занятий в режиме дня (утренняя зарядка, физкультминутки).
Подвижные игры. На материале гимнастики с основами акробатики: игровые задания с использованием строевых упражнений, упражнений на внимание, силу, ловкость и координацию.
Тематический план

раздела Наименование раздела Учебные часы
1 Подвижные игры 9
2 Игры на внимание 9
3 Общеразвивающие игры 9
4 Комплексы общеразвивающие 7
Итого: 34