Занятие для учащихся и их родителей: «БЕЗОПАСНЫЙ ИНТЕРНЕТ»

Занятие для учащихся и их родителей

ТЕМА ЗАНЯТИЯ: «БЕЗОПАСНЫЙ ИНТЕРНЕТ»

Цели: создать условия для ознакомления учащихся и их родителей с правилами безопасной работы в сети Интернет; содействовать умению ориентироваться в информационном пространстве; способствовать ответственному использованию online-технологий; формировать информационную культуру учащихся; умение самостоятельно находить нужную информацию пользуясь web-ресурсами; развивать критическое мышление; воспитывать дисциплинированность при работе в сети.

Тип занятия: урок изучения нового материала.

Методы и формы обучения: словесный (дискуссия, рассказ), наглядный (мультимедийный учебник), практический, частично-поисковый, проблемный; интерактивная форма обучения.

Программно-дидактическое обеспечение: мультимедийный учебник «Безопасный Интернет» (диск), online тест на определение Интернет- и игровой зависисмости ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]), индивидуальные памятки «10 правил разумного пользователя Интернета».

План занятия:
Организационный момент. (1 мин.)
Сообщение темы и постановка целей занятия. (2 мин.)
Актуализация опорных знаний (5 мин.)
Изучение нового материала (20 мин.)
Практическая работа (8 мин.)
Закрепление изученного материала (6 мин.)
Подведение итогов занятия (3 мин.)

ХОД ЗАНЯТИЯ

Организационный момент (1 мин.)
Приветствие учащихся и их родителей. Проверка готовности «класса» к работе.

Сообщение темы и постановка целей занятия (3 мин.)
Компьютерные сети, как вид телекоммуникации – принципиально новый пласт социальной реальности. Наиболее широкое распространение, в наше время, получила компьютерная сеть Интернет, так же известная под названием «Всемирная паутина». Информация для человека имеет огромное значение. Компьютер и Интернет является мощным инструментом обработки и обмена информацией, кроме того, благодаря компьютеру стали доступными различные виды информации. Поэтому аудитория интернета стремительно растет – среди них дети и подростки составляют ее значительную часть. Сейчас почти каждый второй ребенок в нашей стране выходит в интернет и чем старше подростки, тем выше среди них доля «Интернетчиков». Сегодня детям доступно, то, что лет пятнадцать назад было доступно только профессионалам. На фоне этого появился новый вид психологического расстройства Интернет-зависимость.
Кроме того, в последние годы в России становится актуальной тема безопасности подростков в сети Интернет, откуда на ребенка обрушивается целая группа различных угроз. К числу таких угроз относят:
склонение несовершеннолетних к сексуальным действиям (груминг);
контент с признаками разжигания расовой, национальной, религиозной вражды, пропаганды тоталитарных сект;
пропаганда и публичное оправдание терроризма;
киберунижение и кибертравля;
сцены физического насилия над несовершенноленими;
пропаганда и распространение наркотиков;
интернет-мошенничество и программно-технические угрозы.
Именно поэтому тема нашего сегодняшнего занятия «Безопасный Интернет».
Главный вопрос, на который нам предстоит сегодня совместно ответить: «Как сделать работу ребенка в сети безопасной?»

3. Актуализация опорных знаний (5 мин.)
Прежде, чем мы приступим к обсуждению этого вопроса, предлагаю заглянуть в закрома своей памяти и восстановить некоторую информацию, так или иначе связанную с темой нашего сегодняшнего занятия.
Сделаем мы это в форме небольшого диспута: учащиеся предлагают свое утверждение о возможностях сети Интернет, а родители либо соглашаются, либо опровергают точку зрения детей, приводя свои аргументы.
Например, вариант утверждения: «Интернет, это неисчерпаемая кладезь полезной информации!» или «В Интернете можно почерпнуть много интересного, но можно и столкнуться с негативной информацией!»
(Диспут между учащимися и их родителями).

4. Изучение нового материала (20 мин.)
Вы, конечно же, все молодцы! Диспут у нас получился очень интересным и поучительным. Но, вот ведь в чем проблема. Наши знания в области безопасности в Интернете по большей части поверхностны. А ведь хотелось бы оперировать терминами и понятиями сети Интернет на более высоком уровне. Хотелось бы поподробнее узнать о тех «подводных камнях» и скрытых угрозах, которые таит в себе «Всемирная паутина», и тем более, как избежать всего этого до того, как беда придет в наш дом.
Перед каждым из вас на персональном компьютере запущен мультимедийный учебник «Безопасный Интернет». Предлагаю сейчас заняться самообразованием, и в течение ближайших 15-20 минут познакомиться с информацией, размещенной на страницах этого учебника.
Учебник разбит на две части: для родителей и для школьников. В учебнике имеются прямые ссылки на отдельные ресурсы сети Интернет. Внимательно ознакомьтесь с ними и приготовьтесь к обсуждению.
(Родители и учащиеся знакомятся с содержанием мультимедийного учебника «Безопасный Интернет»).

5. Практическая работа (8 мин.)
Итак, теперь можем считать, что вы теоретически стали более подкованы в вопросе безопасности в сети Интернет. Однако, я думаю, что большинство из вас теперь задались вопросом, имеется ли у вас (обращаюсь к школьникам) или у ваших детей (обращаюсь к родителям) Интернет- и игровая зависимость. А еще интересней, совпадают ли ваши мнения в этом вопросе.
В учебнике есть ссылка на страницу онлайн теста, который сможет дать вам ответ на этот вопрос. Я сейчас предлагаю ученикам от своего имени, а родителям от имени их детей (т.е. представить себя на их месте) ответить на вопросы этого теста. А потом мы сравним результаты и дадим им качественную и количественную характеристику.
Ссылка находится в разделе учебника Родителям Как распознать Интернет- и игровую зависимость.
(Учащиеся и родители проходят тест, затем анализируют его результаты и резюмируют их).

6. Закрепление изученного материала (6 мин.)

(Обращаюсь к школьникам)
Перед каждым из вас находится памятка, в которой ее авторы постарались обобщить все те сведения, которые изложены в нашем учебнике. Возьмите ее с собой и постарайтесь запомнить все 10 правил разумного пользователя Интернета. Пусть эти правила станут стилем вашей «виртуальной жизни» в Интернете.

10 ПРАВИЛ РАЗУМНОГО ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ ИНТЕРНЕТА

Никогда не сообщайте в открытом Интернете свои личные данные: настоящее имя, номер телефона, домашний адрес.
Пользуясь компьютером в общественном месте, корректно завершай работу с сервисами: не запоминай пароли на компьютере и всегда выходи из учетной записи.
Научитесь защищаться от нежелательной почты, не отвечайте на нежелательную почту и пользуйтесь фильтрами электронной почты.
Внимательно относитесь к файлам, пришедшим вам по почте, они могут содержать опасные вирусы. Не загружайте из Интернета программы, музыку или файлы из непроверенных источников.
Знайте, что обмениваясь файлами и загружая из Интернета текст, изображения и другие материалы, можно нарушить законы об авторских правах. Пользуясь чужими материалами, не забывайте спрашивать разрешение или указывать автора.
Не забывайте об ответственном и порядочном поведении в Интернете. Не используйте Интернет для хулиганства, распространения слухов или угроз.
Посоветуйтесь со взрослыми перед заказом, покупкой или продажей чего-либо в Интернете.
Азартные игры в Интернете связаны с риском. Знайте, что играть в азартные игры в Интернете запрещено законом.
С осторожностью относись к знакомствам в Интернете, помни, что за ником и аватаркой может стоять кто угодно.
Сообщи взрослым (учителю или родителям), если что-то или кто-то в Интернете угрожает вам или доставляет неудобства, посоветуйся с ними о возможных способах защиты.

А сейчас вернемся на 40 минут назад и вспомним вопрос, с которого мы начинали наше занятие: «Как сделать работу в сети безопасной?»
(Выслушиваются ответы учащихся и родителей)

5. Подведение итогов урока (3 мин.)
Я очень рад, что вы не остались равнодушны к теме безопасного интернета. Спасибо всем за активное участие в работе и обсуждении. Думаю, что сегодняшние 45 минут были вами потрачены совсем не зря. Кто-то переосмыслил свое отношение к безопасности в сети Интернет, а кто-то наоборот, почерпнул для себя совершенно новую информацию по этому вопросу.
Ежегодно в феврале, проходит День безопасного Интернета. Его цель – способствовать безопасному и более ответственному использованию онлайн- и мобильных технологий детьми и взрослыми всего мира.
Впервые он проводился в 2004 году, и с тех пор число его участников постоянно растет. Участниками движения за безопасный Интернет становятся представители ведущих общественных, некоммерческих и других организаций. Станьте же и вы в нынешнем году одними из тех, кто сделает свой, пусть и не самый большой, но очевидно очень полезный вклад в будущее свободного безопасного Интернета.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению:
Придумать определение понятиям «информационная безопасность», «безопасный Интернет».
Составить список «Избранное – Мой безопасный контент».
Для каждого правила из памятки подобрать подходящую русскую пословицу или поговорку, отражающую его суть.