РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу «Экология Тамбовской области» (Экология человека) для 8 класса учителя Поваровой Светланы Николаевны на 2015 -2016 уч. год


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу «Экология Тамбовской области»
(Экология человека)
для 8 класса
учителя
Поваровой Светланы Николаевны
на 2015 -2016 уч. год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа для 8 класса составлена в полном соответствии с Федеральным компонентом Государственного стандарта основного общего образования по биологии, на основе Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы курса регионального компонента базисного учебного плана «Экология человека» автора Шутовой С.В. – Тамбов: ТОИПКРО, 2007. Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение экологии в объеме 17 часов (0,5 часа в неделю).
Цель:формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Задачи:
освоение знанийо роли экологических знаний в жизни человека;
овладение умениями применять экологические знания для объяснения процессов жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области экологии, о факторах здоровья и риска; работатьсо справочниками; проводить наблюдения за состоянием собственного организма;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностейв процессепроведения наблюдений за своим организмом, работы с различными источниками информации;
воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизнидля заботы о собственном здоровье, оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Новый учебный предмет «Экология человека» изучается в восьмом классе параллельно изучению дисциплины «Биология. Человек» и способствует расширению и углублению знаний по данному предмету. Актуальность этого курса обусловлена нарастающей значимостью экологических проблем и осознанием роли человека в охране окружающей среды.
В курсе рассматриваются естественнонаучные (прежде всего анатомические и физиологические) основы взаимодействия организма человека с окружающей средой. Учащиеся овладевают знаниями, позволяющими им не только углубить понимание механизмов взаимодействия организма человека с окружающей средой, но и лучше понять принципы морфофункциональной адаптации человека к различным факторам окружающей среды.
Предлагаемая программа уделяет усиленное внимание факторам среды, действующим на организм человека в условиях Тамбовской области.
Изучение экологии ориентировано на воспитание экологической ответственности, развитие экологического мышления и сознания, нацелено на понимание природных процессов и результатов деятельности человека в биосфере, на воспитание экологической культуры.
Программа предусматривает реализацию межпредметных связей с дисциплинами: анатомия, физиология, гигиена, география, физика. Формами организации занятий являются комбинированный урок, урок изучения нового материала, урок контроля знаний, лабораторные и практические работы.
Результаты изучения курса «Экология человека» приведены в содержании программы для каждой темы, а также в разделе «Требования к уровню подготовки обучающихся» и соответствуют стандарту.
Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: узнавать, сравнивать, объяснять, описывать, приводить примеры. В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
Данная программа реализуется в учебниках «Экология человека. 8 класс» автора Шутовой С.В. – Тамбов: ООО «Издательство Юлис», 2007.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/пТема Всего часов
Введение.Взаимодействие организма со средой обитания 3
1 Адаптация человека к различным природным факторам 4
2 Адаптация человека к экстремальным условиям среды 3
3 Социальная адаптация 7
Итого: 17
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ВВЕДЕНИЕ. Взаимодействие организма со средой обитания (3 ч)
История развития представлений о влиянии факторов окружающей среды на организм человека. Предмет экологии человека и его место в системе биологических наук. Общебиологическое, физиолого-гигиеническое, эргономическое, социально-экономическое и демографическое значение экологии человека на современном этапе.
Понятие адаптации. Природные и антропогенные адаптогенные факторы. Комплексное воздействие факторов. Адаптационные ресурсы организма. Количественная характеристика воздействующего фактора среды (оптимум, норма, пессимум). Особенности воздействия фактора в зависимости от его природы.
Классификации процесса адаптации по разным признакам. Генотипическая и фенотипическая адаптация. Краткосрочная и долгосрочная адаптация. Биохимическая, морфологическая, физиологическая, психологическая и социальная адаптация. Комплексный характер процесса адаптации.
Учение Г. Селье о механизмах адаптации. «Стресс-реакция» Г. Селье как основа адаптационного процесса, стадии её протекания и основные проявления. Особенности адаптации человека к экстремальным условиям Относительный характер понятия «экстремальный фактор» Виды чрезвычайных ситуаций в жизни человека (катастроф).
Понятие здоровья человека. Болезнь как следствие нарушения адаптации. Примеры развития болезни на разных этапах адаптационного процесса. Заболевание как последовательный (поэтапный) процесс.
Специфические и неспецифические методы увеличения эффективности адаптации.
Лабораторная работа 1. Адаптация рецепторов кожи к температурным воздействиям.
знать: - определения основных понятий и терминов в курсе «Экология человека»;
- понятия адаптации и адаптогенных факторов; экстремальных условий среды;
- виды и механизмы адаптации;
- биологические аспекты заболеваний и методы увеличения эффективности адаптации.
уметь:- объяснятьроль экологии в жизни современного общества, человека, самого
ученика; характер взаимодействия организма человека и окружающей среды;
- проводить самостоятельный поиск экологической информации;
- ориентироваться в учебнике с помощью оглавления, работать с текстом
и вопросами;
- находить в тексте учебника, в словарях и справочниках значения экологических
терминов; в различных источниках необходимую информацию (в том числе с использованием информационных технологий).
использовать приобретенные знания и умения для:
- прогнозированияпоследствий нарушения адаптации;
-соблюдения мер профилактики заболеваний, стрессов;
- соблюдения правил безопасного для организма и окружающей его среды
образа жизни;
- проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
ТЕМА 1. Адаптация человека к различным природным факторам (4 ч)
Разнообразие космических влияний на организм человека, их необходимость для процессов жизнедеятельности.
Влияние Солнца на живые организмы. Реакции организма не действие инфракрасных, ультрафиолетовых и видимых световых лучей. Влияние Луны на живые организмы. Магнитное поле Земли и его физиологические эффекты.
Разнообразие метеорологических факторов, погода и климат.
Температура воздуха: зона температурного комфорта, постоянство температуры тела человека и пределы ее колебаний; тепловой обмен между организмом человека и окружающей его средой; физиологические реакции, проявляющиеся при понижении и повышении температуры окружающей среды.
Влажность воздуха: основные характеристики; значение для жизнедеятельности организма человека, сочетание с другими метеорологическими факторами.
Движение воздуха (ветер): действие на организм человека
Атмосферное давление, его роль в функционировании организма.
Метеолабильность и метеопатология.
Экологические аспекты хронобиологии. Классификации биоритмов по продолжительности, морфофункциональному уровню проявлению, происхождению. Основные характеристики биоритмов. Суточные (циркадианные) ритмы, их эндогенность, теории физиологической природы «биологических часов». Сезонные (циркануальные) ритмы, их физиологические проявления. Влияние гелиогеофизических факторов на биоритмы человека. Адаптационная перестройка биологических ритмов. Десинхронозы.
Общие вопросы адаптации организма человека к различным климатогеографическим регионам. Адаптация человека к условиям Арктики и Антарктики. Морфофункциональные особенности аборигенов Севера. Адаптация человека к аридной зоне. Морфофизиологические особенности коренного населения аридной зоны. Адаптация человека к условиям тропиков (юмидная зона). Морфофункциональные особенности коренных жителей тропиков. Адаптация человека к высокогорью. Горная болезнь. Морфофункциональные особенности коренных жителей высокогорья. Адаптация человека к условиям морского климата. Климатозакаливающие и климатолечебные эффекты.
Лабораторные работы 2. Реакции организма на изменения температуры окружающей среды. 3. Определение хронотипа человека.
знать: - основные абиотические факторы среды и степень их воздействия
- на организм человека в условиях Тамбовской области;
- экологические аспекты хронобиологии.
уметь:- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды на организм
человека и его здоровье;
- объяснять особенности адаптации человека к различным природным факторам;
использовать приобретенные знания и умения для:
- прогнозированиявозможных изменений в организме жителя Тамбовской области при адаптации к другим климато-географическим условиям;
- проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
ТЕМА 3. Адаптация человека к экстремальным условиям среды (3 ч)
Степень экстремальности воздействующих на человека факторов, общие механизмы ответных реакций. Гравитация Механизмы действия ускорений (перегрузок). Ударные ускорения. Реакции организма человека на невесомость. Проблема адаптации человека к условиям авиакосмических полетов.
Влияние на организм человека вибраций. Влияние на организм человека длительных и интенсивных звуковых нагрузок. Влияние электромагнитных излучений на организм. Влияние ионизирующих излучений на организм.
Острая гипоксия. Высотные декомпрессионные расстройства. Влияние на организм подводных погружений. Физиологические реакции организма на избыток кислорода. Гиперкапния. Адаптация человека кпоследствиям чрезвычайных ситуаций (катастроф). Кровопотери. Гипо- и гипертермии.
Лабораторная работа
4. Реакции организма на изменение положения тела в пространстве.

знать: - понятие экстремальных условий среды;
- проблемы адаптации человека к экстремальным условиям среды.
уметь: - анализировать и оцениватьвоздействие на организм человека вибраций, шума,
электромагнитных и ионизирующих излучений, гравитационных воздействий,
изменения газовой среды.
использовать приобретенные знания и умения для:
- прогнозированиявозможных ответных реакций организма в условиях экстремальности
воздействующих на человека факторов (космических и авиакосмических полетов, подводных погружений);
- проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Тема 3. Социальная адаптация (7 ч)
Группы социальных факторов: загрязнение среды, материальные условия труда, быта, досуга, социально-организационные условия и поведенческая сторона образа жизни. Основные заболевания, связанные снеблагоприятными социальными условиями. Адаптация к городским и сельским условиям.
Загрязнение как антропогенный фактор среды. Последствия загрязнения почвы, воды, воздушной среды.
Влияние телевидения на здоровье детей. Фотоэпилепсия. Положительные и негативные стороны использования компьютера в деятельности ребенка.
Реакции на курение основных систем детского организма. Алкогольная интоксикация и ее последствия.
Определение понятия «наркомания» и «токсикомания». Этапы развития физической зависимости от наркотических средств. Влияние наркотиков на детский организм.
Понятия умственной и физической работы, их основные характеристики. Работоспособность, ее периодические изменения, методы увеличения работоспособности.
Определение утомления, его биологическое значение. Средства профилактики и снятия утомления.
Лабораторная работа
5. Оценка степени осведомленности о вреде табакокурения.

знать: - основы социальной адаптации;
- проблемы адаптации человека к экстремальным условиям среды.
уметь: - характеризовать основные социальные факторы, негативно влияющие на организм
человека;
- анализировать и оцениватьвоздействие на детский организм телевидения
и компьютера, химического загрязнения окружающей среды, факторов риска;
- выявлятьосновы адаптации к различным видам деятельности, основы
рациональной организации учебного и трудового процессов.
использовать приобретенные знания и умения для:
-соблюдения мер профилактики заболеваний, стрессов, ВИЧ-инфекции,вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха;
- рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения
в окружающей среде;
- проведения наблюдений за состоянием собственного организма;
- соблюдения правил безопасного для организма и окружающей его среды образа жизни.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Нормативные документы
1. Приказ Минобразования РФ от 5 марта 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного и среднего (полного) общего образования».
2. Программа курса «Экология Тамбовской области»: раздел «Экология человека.
8 класс» / Шутова С.В.– Тамбов: ТОИПКРО, 2007.
3. Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.:
Дрофа, 2006.
Учебно-методическая литература
1. Шутова С.В. Экология человека: Учебное пособие для учащихся 8 класса. – Тамбов: ООО «Издательство Юлис», 2007.
2. Шутова С.В. Методика выполнения практических работ по экологии человека: Учебно-методическое пособие. – Тамбов: ТОИПКРО, 2007.
3. Щутова С.В., Исаева И.В. Здоровье человека: методы оценки и оптимизации: Учеб.-метод. пособие. - Тамбов, 2005.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Бастракова Ю.А., Воложанина Л.Е., Ельцова И.А., Загуменнова Л.С., Немова Н.В., Селиванова О.В., Солопова Н.К., Филатова Е.Ю. Элективные курсы предпрофильной подготовки (экология) / Под редакцией Н.К. Солоповой, к.п.н., доцента, зав. Кафедрой преподавания дисциплин естественно-математического цикла ТОИПКРО. – Тамбов: ТОИПКРО, 2005.
Головастикова С.Ю. Возрастная физиология детей и подростков. Учеб.-метод. пособие/ Под редакцией О.В. Селивановой, гл. методиста-зав. кабинетом биологии ТОИПКРО. – Тамбов: ТОИПКРО, 2005.
Сборник контрольных измерительных материалов по курсу «Экология человека»./Авторы-сост.: Шутова С.В., Селиванова О.В., Черникова С.В., Кондакова И.А., Грачева Н.Ю., Александрова Н.В. - Тамбов: ТОИПКРО, 2009.
Федорова М.З., Кучменко В.С., Воронина Г.А. Экология человека. Культура здоровья: Учеб. пособие для учащихся 8 класса. – М.: Вентана-Граф, 2006.
Школьная энциклопедия. Экология. – Смоленск: Русич, 2003.
Электронные ресурсы на компакт-дисках
1. 2 СD «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» – М.: Просвещение, 2001.
Календарно-тематическое планирование уроков по курсу «Экология Тамбовской области» (Экология человека) в 8 классе (0,5 часа в неделю, всего 17 часов)

п/пТЕМА УРОКА Кол. чТИП УРОКА Содержание урока ВИД КОНТРОЛЯ ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ
ПЛАН ФАКТ
1 2 3 4 5 7 8 9
1 Введение. Адаптация и адаптогенные факторы. Л.р. №1 «Адаптация рецепторов кожи к температурным воздействиям»
Д/з: §1 1 Объяснение Предмет экологии человека и его место в системе биологических наук. Понятие адаптации. Природные и антропогенные адаптогенные факторы. Комплексное воздействие факторов Фронтальный опрос Л.р.
2 Виды и механизмы адаптации. Адаптация к экстремальным условиям среды
Д/з: §2 1 Комбинированный Классификации процесса адаптации по разным признакам. Учение Г. Селье о механизмах адаптации. Особенности адаптации человека к экстремальным условиям Индивидуальный опрос 3 Биологические аспекты заболеваний. Методы увеличения эффективности адаптации
Д/з: §3 1 Комбинированный Понятие здоровья человека. Болезнь как следствие нарушения адаптации. Специфические и неспецифические методы увеличения эффективности адаптации Индивидуальный опрос 1 2 3 4 5 7 8 9
4 Космические влияния
Д/з: §4 1 Объяснение Разнообразие космических влияний на организм человека. Влияние Солнца на живые организмы. Реакции организма на действие инфракрасных, ультрафиолетовых и видимых световых лучей. Влияние Луны на живые организмы. Магнитное поле Земли и его физиологические эффекты
Индивидуальный опрос 5 Метеорологические факторы и их влияние на организм. Л.р. №2 «Реакции организма на изменение температуры окружающей среды»
Д/з: §5 1 Комбинированный Разнообразие метеорологических факторов, погода и климат. Температура, влажность, движение воздуха, их действие на организм. Атмосферное давление, его роль в функционировании организма. Метеолабильность и метеопатологияИндивидуальный опрос Л.р. 6 Экологические аспекты хронобиологии. Л.р. №3 «Определение хронотипа человека»
Д/з: §6 1 Комбинированный Экологические аспекты хронобиологии. Основные характеристики биоритмов. Суточные (циркадианные) ритмы. Сезонные (циркануальные) ритмы, их физиологические проявления. Влияние гелиогеофизических факторов на биоритмы человека
Фронтальный опрос Л.р.
1 2 3 4 5 7 8 9
7 Возможные изменения в организме жителя Тамбовской области при адаптации к другим климатогеографическим условиям
Д/з: §7 Комбинированный Общие вопросы адаптации организма человека к различным климатогеографическим регионам. Основные абиотические факторы среды и степень их воздействия на организм человека в условиях Тамбовской области Фронтальный опрос
8 Гравитационные воздействия. Реакции организма человека на условия космических полетов. Л.р. №4 «Реакции организма на изменение положения тела в пространстве»
Д/з: §8 1 Объяснение Гравитация. Механизмы действия ускорений (перегрузок). Ударные ускорения. Реакции организма человека на невесомость. Проблема адаптации человека к условиям авиакосмических полетов Индивидуальный опрос Л.р. 9 Влияние на организм человека вибраций, шума, электромагнитных и ионизирующих излучений
Д/з: §9 1 Комбинированный Влияние на организм человека вибраций. Влияние на организм человека длительных и интенсивных звуковых нагрузок. Влияние электромагнитных излучений на организм. Влияние ионизирующих излучений на организм Индивидуальный опрос 10 Реакции организма человека на изменения газовой среды
Д/з: §10 1 Комбинированный Гипоксия. Высотные декомпрессионные расстройства. Влияние на организм подводных погружений. Реакции организма на избыток кислорода. Гиперкапния. Гипо- и гипертермии Индивидуальный опрос 1 2 3 4 5 7 8 9
11 Социальные факторы, негативно влияющие на организм
Д/з: §11 1 Объяснение Группы социальных факторов. Социально-организационные условия и поведенческая сторона образа жизни. Основные заболевания, связанные снеблагоприятными социальными условиями. Адаптация к городским и сельским условиям Индивидуальный опрос 12 Химическое загрязнение окружающей среды и его воздействие на растущий организм
Д/з: §12 1 Комбинированный Загрязнение как антропогенный фактор среды. Последствия загрязнения почвы, воды, воздушной среды Индивидуальный опрос 13 Реакции детского организма на телевидение и компьютер
Д/з: §13 1 Комбинированный Влияние телевидения на здоровье детей. Фотоэпилепсия. Положительные и негативные стороны использования компьютера в деятельности ребенка Фронтальный опрос
14 Реакции детского организма на курение и алкоголь. Л.р. №5 «Оценка степени осведомленности о вреде табакокурения»
Д/з: §14 1 Комбинированный Реакции на курение основных систем детского организма. Алкогольная интоксикация и ее последствия Фронтальный опрос Л.р.
15 Проблема детской наркомании и токсикомании
Д/з: §15 1 Комбинированный Определение понятия «наркомания» и «токсикомания». Этапы развития физической зависимости от наркотических средств. Влияние наркотиков на детский организм Фронтальный опрос
1 2 3 4 5 7 8 9
16 Адаптация к различным видам трудовой деятельности
Д/з: §16 1 Комбинированный Понятия умственной физической работы, их основные характеристики. Работоспособность, ее периодические изменения, методы увеличения работоспособности Индивидуальный опрос 17 Утомление и рациональная организация учебного и трудового процесса
Д/з: §17 1 Комбинированный Определение утомления, его биологическое значение. Средства профилактики и снятия утомления Индивидуальный опрос
Календарно - тематическое планирование
уроков по курсу «Экология Тамбовской области» (Экология человека)
в 8 классе
по учебнику Шутовой С.В.(17 часов, 0,5 часа в неделю)

урока Тема урока Дата проведения Домашнее
задание
план факт ВВЕДЕНИЕ. Взаимодействие организма со средой обитания (3 ч)
1 Введение. Адаптация и адаптогенные факторы. Л.р. №1 «Адаптация рецепторов кожи к температурным воздействиям» §1
2 Виды и механизмы адаптации. Адаптация к экстремальным условиям среды §2
3 Биологические аспекты заболеваний. Методы увеличения эффективности адаптации §3
ТЕМА 1. Адаптация человека к различным природным факторам (4 ч)
4 (1) Космические влияния §4
5 (2) Метеорологические факторы и их влияние на организм. Л.р. №2 «Реакции организма на изменение температуры окружающей среды» §5
6 (3) Экологические аспекты хронобиологии. Л.р. №3 «Определение хронотипа человека» §6
7 (4) Возможные изменения в организме жителя Тамбовской области при адаптации к другим климатогеографическим условиям §7
ТЕМА 2. Адаптация человека к экстремальным условиям среды (3 ч)
8 (1) Гравитационные воздействия. Реакции организма человека на условия космических полетов.
Л.р. №4 «Реакции организма на изменение положения тела в пространстве» §8
9 (2) Влияние на организм человека вибраций, шума, электромагнитных и ионизирующих излучений §9
10 (3) Реакции организма человека на изменения газовой среды §10
ТЕМА 3. Социальная адаптация (7 ч)
11 (1) Социальные факторы, негативно влияющие на организм §11
12 (2) Химическое загрязнение окружающей среды и его воздействие на растущий организм §12
13 (3) Реакции детского организма на телевидение и компьютер §13
14 (4) Реакции детского организма на курение и алкоголь.
Л.р. №5 «Оценка степени осведомленности о вреде табакокурения» §14
15 (5) Проблема детской наркомании и токсикомании §15
16 (6) Адаптация к различным видам трудовой деятельности §16
17 (7) Утомление и рациональная организация учебного и трудового процесса §17
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯВ результате изучения предмета ученик должен
знать/понимать:
механизмы взаимодействия организма человека с окружающей средой;
принципы морфофункциональной адаптации человека к различным факторам окружающей среды.
уметь:
объяснять роль экологии человека в жизни людей и самого ученика; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; необходимость защиты окружающей среды; причины ослабления иммунитета у человека и возникновения заболеваний в организме;
выявлять приспособления организма к среде обитания, типы взаимодействия организма человека с внешней средой;
анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на состояние и здоровье организма;
проводить самостоятельный поиск экологической информации;
находить в тексте учебника, в словарях и справочниках значения экологических терминов; в различных источниках необходимую информацию (в том числе с использованием информационных технологий).
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики заболеваний, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха;рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
проведения наблюдений за состоянием собственного организма;
соблюдения правил безопасного для организма и окружающей его среды образа жизни.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Нормативные документы
1. Приказ Минобразования РФ от 5 марта 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного и среднего (полного) общего образования».
2. Программа курса «Экология Тамбовской области»: раздел «Экология человека.
8 класс» / Шутова С.В.– Тамбов: ТОИПКРО, 2007.
3. Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.:
Дрофа, 2006.
Учебно-методическая литература
1. Шутова С.В. Экология человека: Учебное пособие для учащихся 8 класса. – Тамбов: ООО «Издательство Юлис», 2007.
2. Шутова С.В. Методика выполнения практических работ по экологии человека: Учебно-методическое пособие. – Тамбов: ТОИПКРО, 2007.
3. Щутова С.В., Исаева И.В. Здоровье человека: методы оценки и оптимизации: Учеб.-метод. пособие. - Тамбов, 2005.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Бастракова Ю.А., Воложанина Л.Е., Ельцова И.А., Загуменнова Л.С., Немова Н.В., Селиванова О.В., Солопова Н.К., Филатова Е.Ю. Элективные курсы предпрофильной подготовки (экология) / Под редакцией Н.К. Солоповой, к.п.н., доцента, зав. Кафедрой преподавания дисциплин естественно-математического цикла ТОИПКРО. – Тамбов: ТОИПКРО, 2005.
Головастикова С.Ю. Возрастная физиология детей и подростков. Учеб.-метод. пособие/ Под редакцией О.В. Селивановой, гл. методиста-зав. кабинетом биологии ТОИПКРО. – Тамбов: ТОИПКРО, 2005.
Сборник контрольных измерительных материалов по курсу «Экология человека»./Авторы-сост.: Шутова С.В., Селиванова О.В., Черникова С.В., Кондакова И.А., Грачева Н.Ю., Александрова Н.В. - Тамбов: ТОИПКРО, 2009.
Федорова М.З., Кучменко В.С., Воронина Г.А. Экология человека. Культура здоровья: Учеб. пособие для учащихся 8 класса. – М.: Вентана-Граф, 2006.
Школьная энциклопедия. Экология. – Смоленск: Русич, 2003.
Электронные ресурсы на компакт-дисках
1. 2 СD «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» – М.: Просвещение, 2001.