Конспект урока русского языка на тему Правописание окончаний глаголов 2 лица единственного числа (4 класс)


Тема урока «Правописание окончаний глаголов 2 лица единственного числа».
Цель урока носит триединый характер и состоит из трёх взаимосвязанных, взаимодействующих аспектов: познавательного, развивающего и воспитательного.
Образовательный аспект урока: познакомить с новой ролью мягкого знака у глаголов 2 лица единственного числа, формировать практические навыки правописания окончаний глаголов 2 лица ед. числа, совершенствовать умение спрягать глаголы, определять тип спряжения, правильно писать безударные окончания глаголов.
Развивающий аспект урока: развитие орфографической зоркости, речи, внимания(устойчивость, концентрация, переключение, самоконтроль), памяти(расширение объёма, устойчивости), мышления(наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое), формирование общеинтеллектуальных умений (операций анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков, гибкость мыслительных процессов).
Воспитательный аспект урока: привитие любви к учению, стремления к получению новых знаний, формирование умения добывать учебную информацию, привитие навыков и культуры общения.
Помимо триединой цели, решалась задача сохранения и укрепления здоровья учащихся.
Здоровьесберегающий аспект урока состоит в работе по профилактике нарушений зрения, осанки, выработке правильного дыхания, поддержанию интереса к учёбе и снижению утомляемости.
I. Орг. момент («Поймай моё пожелание»)
И
Н
Ь
Д
Б
У
Ш
-Внимательно проследите глазками по моим командам. «Соберите» буквы и «поймайте» моё пожелание.
К
С
О
Ы
Л


Зелёный круг (У)
Синий квадрат (Л)
Красный квадрат (Ы)
Оранжевый квадрат (Б)
Оранжевый треугольник (Н)
Красный квадрат (И)
Зелёный треугольник (С)
Красный треугольник (Ь)
-Что получилось? (улыбнись). Улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи- ведь с маленькой удачи начинается большой успех. Садитесь, и начнём наш урок, как всегда, с орфографической разминки.
II. Орфографическая разминка.
На доске записаны слова:
З.в.зала
Н.см.яласьП.ж.лелаП.дп.сала.тв.рила (картофель)
.гл.деласьП.р.кр.чалаП..вилась
П.г.сила
-Что общего у всех слов, записанных на доске? (глаголы, глаголы с приставками, глаголы прошедшего времени, глаголы женского рода, безударная гласная в приставке и корне)
-Как поступаем, если встречаем безударную гласную в приставке?
-А если в корне?
-Вставляем пропущенные буквы («цепочкой»)
III. Минутка чистописания.
1. -Среди данных глаголов найдите слово, в котором звуков будет меньше, чем букв. (Огляделась). Почему? Почему не подошли слова «насмеялась» и «появилась», ведь у них тоже есть мягкий знак?
-Итак, в слове «огляделась» найдите букву, которая обозначает звонкий, мягкий, парный согласный звук и сформулируйте тему минутки чистописания. (На минутке чистописания мы будем писать букву «Д»)
2. –Посмотрите внимательно и скажите, как продолжим строчку?
Дда Ддя Дду Ддю Ддо Ддё…
-Вспомним правила красивого письма и красиво напишем буквы.
3.- Прочитаем слова, записанные ниже.
Друг- дружок, подруга, подружить, друзья, дружный, дружелюбный, дружба, дружище, сдружились, дружина, другой.
-Все ли записанные слова будут родственными к слову «друг»? (Лишние слова- друзья, другой).
-Значения всех ли слов вам понятны? (Дружина- княжеское войско, группа, отряд)
-Докажите, что все оставшиеся слова- родственники.(два признака)
-А какой общий корень? Почему он разный в некоторых словах?( процесс- чередование согласных)
4. Соотнесение со схемами.
-Какой схеме соответствует какое слово?
-Какому слову не подобрали схему? (дружелюбный) Что можете сказать об этом слове?(сложное, образовалось при сложении двух основ). Разберём его по составу.
5.- Мы говорим о дружбе, а кого можно назвать настоящим другом?
IV. Дыхательная гимнастика. («Ныряние парами»)
-Ныряем сначала с открытыми глазами, потом с закрытыми.(включаю комп.)
V. Введение в тему урока, актуализация опорных знаний.
-А как вы думаете: почему для орфографической разминки я подобрала все слова, являющиеся глаголами?(Мы изучаем большую, сложную, но очень интересную тему «Глагол»)
VI. Работа над новым материалом.
-Чтобы тему урока сформулировать более точно, выполним следующее задание.
На экране слова: постучишь, промолчишь, дрожь, помощь, решишь, молодёжь, читаешь, брошь, бегаешь, вещь, мышь, пишешь.
-Прочитайте слова и подумайте: на какие две группы можно разделить эти слова? (На существительные и глаголы). Запишем слова в два столбика.
-Проверим: читаем существительные. Что общего у всех существительных? (На конце мягкий знак, женского рода, 3 склонения). Можете ли вы мне объяснить написание мягкого знака у этих существительных? Какова его роль? Он показатель мягкости согласных? Он разделительный? (Он показатель женского рода существительных)
-Теперь прочитаем глаголы. Чем данные глаголы похожи на существительные? Кто мне объяснит написание мягкого знака у этих глаголов? (Это глаголы 2 лица, единственного числа, настоящего и будущего времени).
-Как думаете: какова же роль мягкого знака у данных глаголов? (Грамматическая роль: показатель 2 лица, единственного числа глаголов)
-Кто же догадался и более точно сформулирует тему нашего урока?
-Да, сегодня мы продолжим тренироваться в написании глаголов 2 лица единственного числа настоящего и будущего времени.
-Выделим окончания глаголов. Почему они разные: -ешь и –ишь? (завистит от типа спряжения).
-А как определить тип спряжения? (на экране- алгоритм?)
-Всё ли мы вспомнили? (глаголы-исключения- на экране).
VII. Гимнастика для глаз.
-А сейчас стоя выполним гимнастику для глаз и будем работать дальше.
-А теперь посмотрите в окно в самую даль и подумайте о чём-нибудь приятном. (выключаю компьютер)
VIII. Выполнение тренировочных упражнений.
Замена фразеологизмов глаголами 2 лица ед. числа.
-Я буду читать фразеологизм, а вы сначала будете записывать его значение, а затем замените его формой 2 лица единственного числа.
Ломать голову (думать-думаешь).
-Выделите окончание . Покажите безударную гласную в окончании.
Вставлять палки в колёса (мешать- мешаешь)
Зарубить на носу (запомнить-запомнишь)
Повесить голову (грустить- грустишь)
Выбиться из сил (устать-устанешь)
Бежать со всех ног (гнаться- гонишься). Чем необычен данный глагол? (исключение, частица –ся)
-Как, глядя на глаголы и даже не подбирая местоимения, догадаться, что записанные глаголы 2 лица ед.ч.?
Дифференцированная творческая работа в парах.
-Посмотрите на текст, записанный у вас на карточках. Какие слова пропущены в предложениях? (глаголы). Вам нужно вставить глаголы 2 лица единственного числа: 1 ряд- по смыслу, 2 ряд – из слов для справок. Помните о правильном написании окончаний глаголов.
Летом ты _________________ с первыми лучами солнца.
________________ мыло, полотенце и __________ на речку.
Быстро _______________ одежду и ______________ в прохладную воду.
Потом _______________ на берег и ______________ полотенцем.
Затем быстро _____________ домой.
Слова для справок: просыпаешься, бежишь, берёшь, снимаешь, выходишь, прыгаешь, вытираешься, идёшь.
-Проверим, что у вас получилось. (Чтение нескольких работ)
-Выделите окончания глаголов и укажите тип спряжения.
-Посмотрите на схемы и скажите, какое предложение соответствует первой схеме? И т.д.
-Какой схеме не подобрали предложение? Давайте составим его сами.
3. Словарная работа.
-А сейчас наша любимая игра. В классе я спрятала карточки со словами. Ваша задача- их отыскать.(Нашли, встали в круг)
-Какая орфограмма пропущена в этих словах? (непроверяемая безударная гласная). Прочитаем эти слова так, как они пишутся.
-Вы услышали все слова. Что у них общего? (глаголы, глаголы неопределённой формы)
-Что это за форма глагола? (Не определим ни времени, ни лица, ни числа). А что всё-таки можно у них определить? (спряжение)
-На какие две группы можем разделить эти глаголы? ( отвечающие на вопрос «что делать» и «что сделать»).
-От каких глаголов мы можем образовать все три временные формы глагола? Какой формы не будет у глаголов «Что сделать»?
-Образуем от данных глаголов форму 2 лица ед.ч.
-Теперь образуем форму 3 лица мн.ч.
-Теперь форму 1 лица мн.ч.
-Теперь форму 1 лица ед.ч. (Проблема- победить)
4. Выполнение упражнения 75 на с.88 учебника. (Самостоятельная работа).
Самопроверка: на доске.
-Какие ещё пословицы знаете, в которых есть глаголы 2 лица единственного числа.
IX. Домашнее задание.
-Дома запишите 5-7 таких пословиц и подумайте над формой глагола «победить» в 1 лице единственного числа.
X. Итог урока. Рефлексия.
- А сейчас положите голову на парту, расслабьтесь и вспомните наш урок от начала и до конца.
-Проснулись. Открыл ли кто-нибудь для себя что-то новое на уроке?
-Тогда задам вопрос по-другому: какую же роль выполняет мягкий знак после шипящих у глаголов?
-Какие задания вам показались наиболее интересными?
-Выполнение каких заданий вызвало затруднение?
-Чью работу на уроке вы бы отметили?
-Кто считает, что заслуживает отметку «5»? «4»? «3»?
-Молодцы, вы очень хорошо работали на уроке, я довольна вами. Чтобы сохранить хорошее настроение, закончим урок стихотворением «Антонимы»
Скажу я слово высоко, а ты ответишь… (низко)
Скажу я слово далеко, а ты ответишь… (близко)
Скажу я слово потолок, а ты ответишь… (пол)
Скажу я слово потерял, и скажешь ты… (нашёл)
Скажу тебе я слово трус, ответишь ты… (храбрец)
Теперь начало я скажу, ну, отвечай… (конец)
Урок русского языка
в 4 классе по теме
«Правописание окончаний глаголов 2 лица единственного числа»
Учитель МБОУ СОШ п.Мирный
Буренок О.Н.
2012 год
Цель: 1. Познакомить учащихся с новой грамматической ролью мягкого знака, формировать практические навыки правописания окончаний глаголов 2 лица ед. числа, совершенствовать умения спрягать глаголы, определять тип спряжения глаголов и правильно писать безударные окончания глаголов.
2.Развитие орфографической зоркости, речи, внимания(устойчивость, концентрация, переключение, самоконтроль), памяти(расширение объёма, устойчивости), мышления(наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое), формирование общеинтеллектуальных умений (операций анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков, гибкость мыслительных процессов).
3. Привитие любви к учению, стремления к получению новых знаний, формирование умения добывать учебную информацию, привитие навыков и культуры общения.
Здоровьесберегающий аспект урока: работа по предупреждению и сохранению здоровья учащихся (профилактика нарушений зрения, осанки, выработка правильного дыхания, поддержание интереса к учёбе и снижение утомляемости)
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, карточки с заданиями, индивидуальные карточки для обратной связи.