Урок русского языка, «Согласный звук [Й] и буква Й краткое», 2 класс


Технологическая карта урока
Предмет Русский язык
Класс 2 класс
Учитель: Старикова Ольга Владимировна
УМК Образовательная система «Школа России», «Русский язык», автор Канакина В.П.
Тема урока «Согласный звук [Й] и буква Й краткое» ( 21 урок (из 34) в теме «Звуки и буквы»)
Цель урока Закрепление знаний учащихся о согласном звуке [Й’] и о букве Й
Тип урока Закрепление занний.
Учебные задачи Учебные задачи, направленные на достижение
- предметных результатов:
Уточнить представления учащихся о согласном звуке [Й’];
Различать согласный звук [[Й’] и гласный звук [И], а также слоги, в которых есть звук [Й’];Различать способы обозначения согласного звука [Й’] буквами на письме
формировать опыт звуко - буквенного анализа слов со звуком [й’] и буквой й.
формировать орфографическую зоркость;
- метапредметных результатов:
Формировать умение анализировать, обобщать материал
формировать умение проверять себя и оценивать результаты учебной деятельности;
формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации
- личностных результатов:
формировать ценностное отношение к русскому языку;
воспитывать доброжелательность, терпимость;
развивать навыки сотрудничества во время работы в статичных парах.
Оборудование Учебник. «Русский язык. 2 класс». В.П.Канакина, В.Г.Горецкий
ПК, мультимедиа-проектор, экран, презентация, смайлики
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
Организационный момент Сиди тихо, мой дружок,
Начинается урок.
Слайд №1 Проверка детей готовности к уроку. Актуализация знаний по ранее изученным темам.
1.Каллиграфическая минутка.
Сегодня пропишем сочетание букв и знаков. Приготовьтесь написать красиво.
2. Орфографическая минутка.
Запишем предложение под диктовку:
Я вчера поймал золотую рыбку.
В каких словах мы можем отыскать безударные гласные в корне?
(золотую, поймал)
Какую работу можно провести с этими словами? (найти корень, проверить безударную гласную)
Запишите эти слова с проверочным словом. Выделите корень в словах.
(золотую – золото, позолоченный,Поймал – пойманный)(Проверка работы)
Прописывают сочетание.
Записывают под диктовку предложение (один ученик работает у доски).
Фронтально отвечают на вопросы.
Высказывают свои предположения.
Озвучивают правило проверки безударных гласных в корне слова.
Записывают слова, выделяют корень, орфограмму.
Доказывают правильность написания слова с проверяемой безударной гласной. Познавательные УУД:
Учатся осуществлять актуализацию изученного материала,
учатся определять орфограммы.
Регулятивные УУД:
Постановка учебной задачи на основе того, что уже известно
Коммуникативные УУД:
Учатся строить ответы на вопросы, слушать собеседников.
Самоопределение к деятельности. Ребята, вспомните, какую тему мы изучали на прошлом уроке?
Дайте характеристику звуку [Й]?
Какой буквой она обозначается на письме?
С какой буквой мы вчера сравнивали буку Й?
Слайд № 2
Откройте учебник на стр. 116.
Записана ли тема урока? Почему? Что бы сегодня будем делать на уроке?
Чтение «Странички для любознательных». Вспоминают предыдущий урок, его тему.
Дают характеристику звуку [Й'], называют букву, которой обозначается на письме. Сравнивают с гласным звуком и называют гласную букву.
Определяют задачи урока.
Познавательные УУД:
Вызов устойчивого интереса к теме урока, мотивация учащихся к учебной деятельности; побуждение учащихся к работе.
Регулятивные УУД:
-нацеливание на успешную деятельность.
Личностные УУД:
- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое.
Коммуникативные:
- формирование умения слушать и слышать.
Тренировочное упражнение Давайте проверим правда ли звук [Й] может быть невидимым? Как часто он надевает на себя шапку-невидимку. Отложите ручки и внимательно смотрите на экран.
Слайд №3-4
В каких буквах прячется звук [Й]?
Устная работа по слайду.
Находят звук [Й'] в словах: ягода, пьют, синие, ветер, ёрш, няня. Проговаривают каждое слово, называют букву, которая обозначает два звука (если такая имеется). Находят лишние слова, доказывают свой выбор.
Называют буквы.
Делают вывод, когда буквы Ё, Е, Ю, Я могут обозначать два звука. Познавательные УУД:
Учатся анализировать учебный материал, производить звуко -буквенный разбор слов
Коммуникативные УУД:
Учатся строить
доказательство правильности выполнения задания,
излагать мысль чётко и ясно.
Регулятивные УУД:
- умение анализировать, действовать по плану,
выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознания качества и уровня усвоения
Физкультминутка Слайд № 5 -15
Выполняют упражнение на снятие напряжения рук согласно демонстрации. Закрепление пройденного материала
Работа с учебником.
Откройте учебник
Стр. 116. Упр.186.
Будем работать у доски с комментированием. Прочитайте задание к упражнению.
Развитие речи (конструирование предложения).
Составьте и запишите распространенное предложение со словом ХОЗЯЙКА.
Запишите его в тетрадь.
Выделите основу предложения.
Работа в парах на карточках.
На основе упражнения упр.187.
Прочитайте слова.
Лексическое заначение каких слов вам не понятно?
Слайд № 16
Йошка́р-Ола́ ( HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA" \o "Марийский язык" луговомар. Йошкар — «красный», Ола — «город» — «Красный Город», ) — город в России, столица Республики Марий Эл.Нью-Йо́рк (англ. New York City, МФА: New York— крупнейший город США)
Майо́р (лат. maior — старший) — первое звание старших офицеров.
Йогурт (от тур. yoğurt) — кисломолочный продукт с повышенным содержанием обезжиренных веществ молока, изготовляемый путём сквашивания.
Майоне́з (фр. mayonnaise) — холодный соус, приготовленный из растительного масла, яичного желтка, уксуса и/или лимонного сока, сахара, поваренной соли, иногда горчицы и других приправ.
Фойе (фр. foyer — двор с очагом) — особое помещение, зал, предназначенный для зрителей. Помещение в театре, кинотеатре, цирке, предназначенное для пребывания зрителей в ожидании сеанса, спектакля, представления.
Фейерве́рк (нем. Feuerwerk, от Feuer — огонь и Werk — дело, работа) — декоративные огни разнообразных цветов и форм, получаемые при сжигании пиротехнических составов.
Ио́д (тривиальное (общеупотребительное) название — йод; от др.-греч. ἰώδης — «фиалковый (фиолетовый)»)
Расставьте слова в алфавитном порядке при помощи цифр
ВЫПОЛНИМ ПРОВЕРКУ
Слайд № 17 Работают у доски
(с комментированием) и в тетрадях по заданию учебника.
Коллективное составление предложения. Выбор наиболее удачного. Записывают в тетрадь.
Выделяют грамматическую основу.
Чтение слов.
Совместное нахождение лексического значения непонятных / не знакомых слов.
Запись слов в алфавитном порядке
Йогурт
Йод
Йошкар-Ола
Майонез
Майор
Нью-Йорк
Фейерверк
Фойе Регулятивные:
- умение анализировать, рассуждать, доказывать,
- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, сверяя с эталоном
- формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами
Познавательные:
развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью
Личностные:
- готовность к сотрудничеству, оказанию помощи
Коммуникативные:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Итог урока Подведем итог урока: можете ли вы охарактеризовать звук [Й']?
Какими буквами он обозначаются?
Почему согласный звук [Й'] называют звуком-невидимкой?

Проговаривают особенности звуков. Объясняют, где может стоять в слове звук [Й'] и какими буквами обозначаться.
Регулятивные:
- выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено,
осознания качества и уровня усвоения;
Познавательные:
Проверка усвоения учебного материала, построение логической цепи рассуждений;
Коммуникативные:
сотрудничество в поиске и сборе информации;
- умение слушать и вступать в диалог.
Запись домашнего задания Слайд № 18
Дома, для закрепления пройденного выполните упр.187 на стр.116 Рефлексия Кому на уроке было интересно?
Оцените свои достижения на уроке. Покажите смайлик с оценкой своих достижений. Оценивают свои знания смайликами.
Регулятивные УУД
Учатся самостоятельно адекватно оценивать степень усвоения учебного материала, изученного на уроке
Используемая литература:
«Русский язык», учебник для 2 класса, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий М.:Просвещение, 2012
«Русский язык», рабочая тетрадь для 2 класса, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий М.:Просвещение, 2011
Поурочные разработки по русскому языку. К учебнику В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого. 2класс. Т. Н. Ситникова, И. Ф Яценко, Н. Ю. Васильева Москва. «Вако» 2013
«Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа», Е.С. Савина, М.: Просвещение, 2011, Стандарты второго поколения
«Планируемые результаты начального общего образования», Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова, М.: Просвещение, 2011, Стандарты второго поколения
Интернет ресурсы http://ru.wikipedia.org/wiki/