Внеурочное мероприятие по математике Мотив дорог идущему понятен


Литературно – музыкальная композиция о жизни
великих русских учёных "Мотив дорог идущему понятен".
Цель : популяризация математики, воспитание патриотических чувств, чувства гордости за русских учёных, сделавших большой вклад в развитие науки, расширение кругозора учащихся, создание условий для самореализации учащихся со слабыми учебными возможностями.
Ход мероприятия .
Парты и стулья в классе сдвигаются, класс делится на две зоны: места для участников и места для зрителей. Оформляются уголки
Первый уголок: стол, накрытый кружевной скатертью. На столе- раскрытая книга, подсвечник, перо. Второй уголок: стол, шахматная доска, подсвечник. Третий уголок: стол, настольная лампа, стопка книг.
Вся композиция сопровождается показом слайдов с портретами, рисунками.
В назначенное время учащиеся старших классов и гости собираются в кабинете. Они знают: их ждут прекрасные минуты общения с поэзией, музыкой, историей. И вот зазвучали первые аккорды, и на фоне произведения П.И.Чайковского «Элегия памяти» первая группа рассказчиков занимает свои места в первом уголке.

Рассказчик 1.
« У всякого человека есть своя история, а в истории есть критические моменты, и о человеке можно безошибочно судить только смотря по тому, как он действовал и каким он является в эти моменты, когда на весах судьбы лежала его и жизнь, и честь, и счастье. И чем выше человек, тем история его грандиознее, критические моменты ужаснее, а выход из них торжественнее и поразительнее», - писал Виссарион Григорьевич Белинский.
Рассказчик 2.
Мы хотим рассказать вам о судьбах русских учёных – людей, жизнь которых прошла в борьбе за великое дело развития науки и просвещения своей родины.
Рассказчик 3. Становление русской науки в целом справедливо связывают с именем Михаила Васильевича Ломоносова. Это имя известно всем нашим соотечественникам без исключения. Улицы, университеты, города, физические законы носят его имя. Всякий узнаёт в школе, как «...архангельский мужик по своей и божьей воле стал разумен и велик».
Рассказчик 4.
И это чистая правда. Ломоносов действительно достоин почтения и как учёный, и как человек из самых низов общества дошедший до вершин образованности и славы.
На доску проецируется портрет Ломоносова
Рассказчик1. (зажигает свечу в простом подсвечнике, держит её в руке) Родился он близ города Холмогоры, на берегу Северной Двины 19 ноября 1711 года. Его отец был неграмотным черносошным крестьянином. Энергичный и предприимчивый, он пользовался уважением в округе. Мать, дочь дьякона, умела читать. Именно она показала сыну буквы в единственной имевшейся в доме книге-библии на славянском языке. Мальчик быстро постигал грамоту. В результате его горячих просьб родители отдали его в обучение к местному дьячку. Он самостоятельно перечитал все книги, которые удалось найти у соседей. В том числе «славянскую грамматику» Смотрицкого и «Арифметику» Магницкого. Впоследствии он назвал эти книги вратами своей учёности.(Ставит свечу под портретом)
Рассказчик 2.
Прочитанные книги выдвигали перед Ломоносовым множество вопросов, на которые он не находил ответов. Стремление продолжать обучение в нём непреодолимо росло. Но в единственное учебное заведение- духовное училище- крестьянских детей не принимали. И тогда молодой человек пришёл к мысли: уйти учиться в Москву. Этот шаг он осуществил, не спросясь отца, уйдя с обозом в Москву 7 декабря 1730 года.
Рассказчик 3.
А уже 15 января, выдав себя за сына дворянина, Михаил Ломоносов поступил в Славяно – Греко – латинскую академию. Первые три класса окончены за один год. Латинский язык он изучил настолько, что уже мог сочинять на нём стихи. Впоследствии в Европе он был признан лучшим знатоком латинского языка. В 1734 году академическое начальство узнало о крестьянском происхождении Ломоносова, но успехи его были так велики, что обман остался без последствий.
Чтец1.
Жизнь прожить- не поле перейти, миг ушедший не вернуть опять.
Знаем ведь, как нелегко найти и как очень просто потерять.
Солнце не сорвётся с высоты, ветру не смахнуть его крылом.
Почему же мы свои мечты и не ценим, и не бережём?
И живём, как нам судьба подаст, принимая всё, иль отрицая.
Кто осудит, кто поправит нас, кто забудет нас, а кто узнает. (А. Сологубов)
Рассказчик 4.
В 1736 году Ломоносова направляют учиться в Германию. Начался новый, очень
важный период в жизни Михаила, а вместе с ним и всей начинающейся русской
науки.
Рассказчик1.
Три года обучения в Марбургском университете прошли с пользой. Ломоносов много работал самостоятельно: изучил немецкий и французский языки, познакомился с работами Роберта Бойля, изучал труды выдающихся физиков, химиков и философов.
Рассказчик 2.
С 1939 года русские студенты должны были работать под руководством профессора Генкеля. К сожалению, отношения между Генкелем и Ломоносовым, вначале очень хорошие, затем резко ухудшились. Ломоносов жаловался на тяжёлый характер профессора, на его нежелание передавать знания и на его корыстолюбие. Генкель упрекал Ломоносова за нежелание
заниматься у него, за буйство и постоянные требования денег. Мы не можем
судить, кто из них был прав. Возможно, что правы они были оба. Их
отношения настолько обострились, что в мае 1740 года Ломоносов покинул
Германию.
Рассказчик3.
В Россию Михаил прибывает только спустя год, в июне 1741. Молодой учёный был лишён каких бы то ни было средств для возвращения на родину. Год бродяжничества и обращения в русские представительства чуть не окончился печально для Ломоносова и всей русской науки: рослого и сильного молодого человека заметили вербовщики солдат, опоили его и зачислили в королевские гусары. Сбежал он только благодаря своей находчивости, смелости и физической выносливости.
Рассказчик 4.
И вот он в Петербурге. В 1742году, после рассмотрения его отчётов , он назначен адъюнктом академии по физическому классу с жалованьем в 360 рублей в год, а затем- профессором химии, и тем самым стал полноправным членом академии. Чувства естествоиспытателя, наблюдавшего величественные явления природы, находят отражение в его литературных творениях
Звучит 1симфония П.И.Чайковского «Зимние грёзы» Выходит чтец 2, Зажигает Свечи на столе в уголке 1 , садится за стол, берёт перо.
Чтец1.
Когда бы смертным толь высоко
Возможно было возлететь,
Чтоб к солнцу бренно наше око
Могло приблизившись воззреть;
Тогда б со всех открылся стран
Горящий вечно Океан.
Там огненны валы стремятся
И не находят берегов,
Там вихри пламенны крутятся,
Борющись множество веков;
Там камни, как вода, кипят
Горящи там дожди шумят. (М. В. Ломоносов)
Рассказчик 1.
Ломоносов так ярко и впечатляюще описывает явления, происходящие на солнце, словно он там побывал, а ведь они стали доступны наблюдению лишь в конце XIX века. Так же лирично и прекрасно начало «вечернего размышления»:
Чтец 2. (Сидя за столом)
Лице свое скрывает день,
Поля покрыла влажна ночь,
Взошла на горы чёрна тень,
Лучи от нас прогнала прочь.
Открылась бездна, звёзд полна;
Звездам числа нет, бездне дна. (М. В. Ломоносов)
Звучит «Торжественная увертюра» П.И.Чайковского
Рассказчик 1.
Покровителем Михаила становится граф Иван Иванович Шувалов, любимец императрицы Елизаветы, поэтому и сам Ломоносов был в милости, что позволило по – настоящему развернуться его талантам. Он занимался множеством научных работ, а так же в его обязанности входило написание хвалебных од императрице. Несмотря на то что многие коллеги по академии враждовали с ним, постепенно Ломоносов стал там самым влиятельным лицом. В 1755 году благодаря его хлопотам по его инициативе и проекту был открыт первый в России университет, который носит сейчас его имя.
Проекция- здание МГУ
Рассказчик 2.
После смерти Елизаветы и недолгого царствования Петра третьего на престол взошла Екатерина вторая. При ней в академии на первые роли выдвинулись новые, более близкие
царице люди. Несколько од, которые Ломоносов посвятил ей, оказались не слишком удачными. И ему как придворному поэту нашли замену
Проекция - портрет Ломоносова
Рассказчик 3.
Ломоносов умер почти в опале в 1765 году. После его смерти Екатерина II распорядилась опечатать и изъять все его бумаги. Значительную часть этих бумаг так и не удалось найти.
Рассказчик 4.
У Пушкина есть замечательные строки: « Ломоносов был великий человек… он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом».
Чтец1.
Мотив дорог идущему понятен,
Слова их песен ясны и просты,
Ещё на свете столько белых пятен-
Не отрекись! Не сдайся! Не остынь!
А если вдруг навалится усталость,-
Глаза горят и сердце рвётся ввысь
Ещё дорог непройденных осталось!
Не сдайся! Не остынь! Не отрекись! (А. Сологубов)
Рассказчик 4 гасит свечи, 1 группа ребят занимает места в классе
Звучит «Элегия памяти» П. И. Чайковского, выходит 2 группа рассказчиков.
Рассказчик 1.
Следующий рассказ о великом русском математике Николае Ивановиче Лобачевском.
(Зажигает Свечи на столе в уголке2, проекция- портрет Лобачевского) Величайший русский математик XIX века Николай Иванович Лобачевский родился 1 декабря 1792 года в Нижнем Новгороде в бедной семье мелкого чиновника-регистратора межевой конторы Ивана Максимовича Лобачевского. Мать Николая была малообразованной, но очень рассудительной и энергичной женщиной. Придерживалась передовых взглядов того времени, высоко ценила образование.
Рассказчик 2.
В ноябре1802 года после смерти мужа Прасковья Александровна подала прошение в Казанскую гимназию о приёме в неё трёх своих сыновей и вместе с сыновьями переехала в Казань.
Рассказчик 3.
Режим и быт гимназии были очень суровыми и тяжёлыми. Тяжелее других переносил суровый режим Николай, он не любил подчиняться и поэтому иногда энергично проявлял свой характер. Один из преподавателей, выведенный из себя его буйным поведением, вскричал: « Ты, Лобачевский, будешь разбойником!» Много лет спустя, уже будучи попечителем учебного округа, Николай добродушно напомнил своему преподавателю, что его предсказание не сбылось.
Рассказчик 4.
Братья Лобачевские Николай и Алексей окончили Казанскую гимназию в 1807 году и были зачислены в Казанский университет. Старший брат Александр был зачислен в университет в 1805, но, к большому несчастью, он в июле 1807 года утонул, купаясь в реке Казанке
Рассказчик 1.
Тем не менее Николай Лобачевский аттестовался «весьма прилежным и благонравным» и «занимающимся с особенным прилежанием математикой и латинским языком». В первый год занятий в университете преподавание математики было поручено двум студентам, но Николай знал математику лучше них и поэтому некоторое время занимался медициной. Лобачевский, уже в начале занятий в университете, свободно читал научные мемуары на латинском, немецком и французском языках, хотя в то время ему было всего 15 лет. Звучит «Вальс-шутка» П.И.Чайковского
Рассказчик 2.
Лобачевский поражал профессоров необычной лёгкостью, с которой он усваивал труднейшие вопросы учебных дисциплин, но его неуёмная энергия требовала выхода. Его частые озорные выходки приводили университетское начальство в негодование.
Рассказчик 3.
Он был зачинщиком многих проказ: то на университетском дворе запустил разорвавшуюся с треском ракету; то, поспорив с товарищами, перепрыгнул через тучного профессора Никольского, с одышкой спускавшегося по лестнице; то, на удивление и потеху студентов, приехал в университет верхом на корове; то сочинял эпиграммы и шутки, которые вызывали весёлый хохот студентов.
Рассказчик 4.
Свободолюбивый и весёлый нрав Лобачевского не смогли сдержать многочисленные запреты начальства. Но это были безобидные развлечения. Гораздо серьёзнее были жалобы на него в проявлении безбожия, что грозило весьма серьёзными последствиями, вплоть до исключения из университета и отправки в солдаты. К счастью, его спасло заступничество профессоров.
Рассказчик 1
Нобеспечная юность Лобачевского закончилась, и на смену ей пришла пора творческой зрелости.
Рассказчик 2.
В университете Лобачевский получил энциклопедическое образование. Третьего августа 1811 года Лобачевский утверждён в звании магистра. Он продолжает изучать наиболее современные научные труды. К этому времени относится и педагогическая деятельность Лобачевского –занятия со студентами по повторению пройденного, а с 1812 года-занятия с чиновниками по арифметике и геометрии для подготовки их к экзамену на получение очередного чина. Таким образом, в 21 год Лобачевский становится преподавателем университета и получает назначение на чтение лекций по тригонометрии и теории чисел.
Рассказчик 3.
В 1819 году по высочайшему указу проведена ревизия Казанского университета и поступило предложение его упразднить. Но Александр I наложил резолюцию: зачем уничтожать, лучше исправить. Наступила тяжёлая пора исправления университета. Для студентов был установлен полицейско-казарменный режим, регламентирующий каждый час их жизни. Неугодные профессора были уволены. Была введена система доносов.
Рассказчик 4.
Разгром университета мало коснулся Лобачевского. Он успешно занимался научной работой, замкнулся в себе, искал душевного успокоения в неустанной работе. В ноябре 1820 года его назначают на должность декана физико-математического факультета, в которой он проработал 7 лет. В мае 1827 года Лобачевский был избран ректором Казанского университета, и эту должность он занимал 19 лет до августа 1846 года. Теперь его неустанной заботой стала организация нормальной жизни университета, обеспечение его приборами, книгами, улучшение жизни студентов и служащих, строительство новых зданий.
Рассказчик 1.
В июле 1828 года на торжественном собрании университета Лобачевский произнёс речь «О важнейших вопросах воспитания».
Чтец 3.
«Необходимо растить все способности ума, все дарования, все страсти, ибо нет ничего более ничтожного, чем бесстрастие, отсутствие вкуса к изящному, к воображаемому. Если ум отупел, и чувство заглохло, вы не наслаждаетесь жизнью, для вас природа мертва, чужды красоты поэзии, лишена прелести и великолепия архитектура, незанимательна история веков»
Рассказчик 2.
Лобачевский утверждал, что в университете продолжается любовь славы, чувство чести и внутреннего достоинства. Он был доволен результатом своего воздействия на студентов.
Рассказчик 3.
В конце 1830 года в Казани началась эпидемия холеры. Лобачевский немедленно принял решительные меры, обеспечивающие сохранение здоровья студентов университета. За свою деятельность по спасению людей во время эпидемии
Лобачевский получает благодарность от императора.
Звучит увертюра «Гроза» П.И.Чайковского
Рассказчик 4.
В августе 1842 года в Казани вспыхнул большой пожар, истребивший лучшие части города, в котором погибло 1309 домов и 9 церквей. С трудом с помощью студентов удалось спасти здание университета, но в пожаре погибли астрономическая обсерватория и магнитная станция. Началась работа по восстановлению зданий.
Чтец 3.
Нас и жгли- мы прощали, -чему быть, тому сбыться,
Только иней печалей на висках серебрится.
Если годы, как пашню, бороздят наши лица,
Пусть их- это не страшно и не повод стыдиться-
Реет парус надежды, и открыты забрала!
Сердце бьётся, как прежде. Пусть немного устало. (А. Сологубов)
Звучит «Элегия памяти» П. И. Чайковского.
Рассказчик 1.
Вся деятельность Лобачевского до конца жизни была связана с университетом. В 1841 году исполнилось 25 лет пребывания Лобачевского в должности профессора, и ему предложено было выйти на пенсию. В 50 лет его увольняют с должности профессора и ректора и назначают помощником попечителя Казанского округа. Несправедливое увольнение и назначение на незначительную должность чиновника было совершенно без желания Лобачевского и вопреки ходатайству совета университета. Лобачевский испытал не только акт немилости, но и проявленное к нему оскорбительное отношение. Эта отставка была для него тяжёлым ударом, последствия которого вскоре сказались.
Рассказчик 2.
Семейная жизнь Лобачевского сложилась довольно поздно. Почти в сорокалетнем возрасте он женился на молодой девушке, происходившей из видной дворянской семьи. Характеры супругов были совершенно различны, между ними то и дело возникали споры. Жена не имела желания заниматься хозяйством; все заботы и дела по управлению хозяйством легли на плечи мужа. Лобачевский завёл настоящее культурное хозяйство: выстроил дом, мельницу, плотину, подсобные помещения, разбил сад, развёл скот, ввёл в управление хозяйством современные
по тому времени технические и агрономические новшества. Это позволяло ему отвлечься от напряжённой умственной работы в университете.
Рассказчик 3.
Достоверно неизвестно, сколько детей было у Лобачевского. По-видимому, кто-то умер при рождении или в очень раннем возрасте. В послужном списке Лобачевский указывал, что детей осталась семеро. Смерть детей была самым тяжёлым испытанием для Лобачевского. Постоянное умственное перенапряжение и переживания привели к потере зрения. Лобачевский чувствовал себя оставленным почти всеми, с кем соприкасался по работе, и кто ранее охотно посещал его гостеприимный дом.
Рассказчик 4.
Последнюю работу «Пангеометрия» он диктовал, уже будучи слепым. В 1855 году Лобачевский ещё не терял надежды поправить здоровье, собирался ехать в Москву для лечения. Но надеждам не суждено было сбыться. 12 февраля 1856 года Лобачевского не стало.
Чтец 4.
Сколько в жизни проблем! Для чего и зачем мы их сами себе создаём?
И по тонкому льду у всех на виду мы к вершинам далёким идём,
Где последний причал, где начало начал. Кто дойдёт, кто сумеет добраться?
Нам так много дано, только мы всё равно продолжаем идти и срываться.
Но, разбитые в кровь, поднимаемся вновь, пусть преграды встают на пути.
Застят слёзы глаза, но -ни шагу назад, потому что должны мы взойти
На сверкающий пик, где душа хоть на миг прикоснётся к другим измерениям,
Тем, куда мы уйдём и откуда потом возвратимся в другом воплощении.
(А. Сологубов)
Звучит «Элегия памяти» П. И. Чайковского.
Рассказчик 4 гасит свечи, 2 группа ребят занимает места в классе, выходит 3 группа рассказчиков, располагается в уголке3.
Рассказчик 1.
Совсем необязательно быть гением, чтобы оставить след в памяти потомков. Главное- быть преданным своему делу, уметь отдавать ему всего себя без остатка, горячо любить то, чему ты себя посвящаешь.
Рассказчик 2.
Его книги очень популярны и сегодня. Их читают, ими восхищаются. Их автор-Яков Исидорович Перельман. Его занимательную физику, механику, геометрию, алгебру читают все: от мала до велика. И пусть он не сделал выдающихся открытий, его имя достойно, чтобы о нём знали и помнили.
Рассказчик 3
(Зажигает лампу на столе в уголке 3 проекция: портрет Перельмана )
Яков родился 22 ноября 1882 года в семье Исидора Перельмана, счетовода суконной фабрики. Мать-учительница начальной школы. Семья жила в скромной квартире при мизерном жалованьи отца и с трудом сводила концы с концами. Особенно тяжело пришлось семье, когда в 1883 году скончался отец. Фабрикант, у которого Исидор Перельман проработал свыше 20 лет, пожаловал вдове пенсию 8 рублей в месяц. Мать была вынуждена давать частные уроки.
Рассказчик 4.
Несмотря на бедственное положение, мать стремилась дать детям хорошее образование. Она обучала двоих сыновей французскому и немецкому языкам, руководила их занятиями чтением. В1895 году Яков поступает в реальное училище, которое славилось своими учителями. Здесь он заинтересовался точными науками: физикой, математикой. В 1901 году Яков окончил реальное училище с одной четвёркой, и без труда поступил в Петербургский лесной институт.
Рассказчик 1.
Жилось Якову очень трудно. Надо было платить 60 рублей в год за обучение, тратить деньги на питание, платить за квартиру и справлять студенческую форму. Мать была не в состоянии оказывать материальную помощь. Выручал брат Осип, который иногда печатал научно-популярные очерки в журналах.
Рассказчик 2.
По совету брата Яков написал свой первый очерк, который был напечатан в 1901 году под псевдонимом «Я.П.». Пришлось Якову давать частные уроки. В мае 1903 года скоропостижно скончалась мать, и братья поехали в Белосток хоронить своего самого дорогого человека. Яков, как отличавшийся особыми успехами и как круглый сирота стал получать небольшое пособие. Выпускные экзамены по 12-ти основным дисциплинам Перельман сдал на пятёрки, за исключением четверти по плодоводству. За выдающиеся успехи студент Яков Перельман был удостоен звания «Учёный- лесовод 1 разряда» с выдачей диплома и почётных знаков.
Рассказчик 3.
После окончания института Якову предлагали остаться на кафедре математики, но он всерьёз думал о карьере популяризатора науки, отказавшись от ряда выгодных предложений для работы. Литературное и популяризаторское мастерство в полной мере проявилось в первой книге Перельмана «Занимательная физика», которую он начал писать ещё будучи студентом, и которая вышла первым изданием в 1913 году. Книга вызвала ошеломляющий успех у читателей. В конце 1913 года Перельман встречается с профессором, автором пятитомного курса физики Хвольсоном.
Чтец 5.
Книгу Вашу прочитал с огромным удовольствием, она превосходна во всех отношениях. Я старый физик, лекции в университете читаю скоро 40 лет, но, признаюсь, не представлял себе, что сей предмет может быть так удивительно изложен. Однако среди физиков я вашей фамилии нигде не встречал. Кто вы есть, сударь?
Чтец 6.
Я учёный-лесовод первого разряда
Чтец 5.
Людей, которые умели бы так писать о физике, как пишете вы, нет вовсе. Мой вам настоятельный совет: продолжайте, обязательно продолжайте писать подобные книги и впредь!
Рассказчик 4.
От Хвольсона Перельман ушёл, окрылённый успехом первой книги. С присущей ему энергией и трудолюбием он приступил к созданию новых книг по математике, физике, астрономии. Все эти книги издавались большими тиражами и часто многими изданиями. В этих книгах при их легкости, занимательности и предельной общедоступности изложены сложные естественнонаучные и философские темы.
Рассказчик 1.
В творчестве Перельмана проявился выдающийся талант уметь увидеть, заинтересовать читателя, что достигалось при помощи парадокса, искусства видеть в каждой вещи и явлении то, что ещё никто ранее не видел и не наблюдал. Умение удивляться и удивлять других- величайший дар. Перельман таким даром обладал.
Рассказчик 2.
В начале 20-х годов Перельман приступил к педагогической деятельности. В учебных аудиториях перед Перельманом сидели рабочие, крестьяне, вчерашние солдаты и матросы, образовательный уровень которых был низок, а тяга к знаниям велика. Необходим был новый стиль изложения учебного материала и новые учебные пособия, над созданием которых работает Перельман.
Рассказчик 3.
В середине июля 1934 года в СССР приехал известный английский писатель-фантаст Герберт Уэльс. В гостинице «Астория» Уэльс имел встречу с группой ленинградских популяризаторов науки. На этой встрече присутствовал и Перельман. В беседе Уэльс отметил, что Перельман ловко разоблачил человека-невидимку, указав, что он должен быть слеп, как новорождённый щенок
Чтец 7.
Я тщательно стремился скрыть от читателей эти уязвимые стороны моих романов. Как вам удалось разгадать их?
Чтец 6.
Я, видите ли, физик, математик и популяризатор науки,- скромно ответил Перельман.
Рассказчик 4.
15 октября 1935 года был открыт постоянно действующий Дом Занимательной науки. Множеству разделов науки и техники были посвящены экспозиции этого образовательного центра. Но работа центра была прервана в июне 1941 года.
Звучит фрагмент «Ленинградской симфонии» Д. И. Шостаковича
Рассказчик 1. (на фоне музыки)
В связи с началом Великой Отечественной войны Дом Занимательной науки был закрыт, а многие его сотрудники ушли добровольцами на фронт. Почти вся экспозиция погибла во время блокады Ленинграда.
Чтец 6.
Льётся лунный, таинственный свет, и земля прилегла отдохнуть.
Не количеством прожитых лет измеряется пройденный путь.
Звёзды из первозданных глубин тихо падают, как первый снег.
Не числом седины и морщин измеряется прожитый век…
Лишь войдя в создателя храм, цену жизни своей узнаём.
Но к его заповедным вратам мы когда ещё добредём. (А. Сологубов)
Рассказчик 2.
Во время Великой Отечественной войны Перельман вёл активную пропагандистскую работу в частях фронта и флота в тяжелейших условиях блокады Ленинграда. Его организм не выдержал лишений блокады, и 16 марта 1942 года его не стало. Так ушёл из жизни выдающийся популяризатор науки, который не совершил никаких научных открытий и изобретений, не имел учёных званий и степеней, но совершил настоящий переворот в научно-популярной литературе. Он был безгранично предан науке, которую любил до самозабвения. (Гасит лампу)
Рассказчик 3.
Жизни гениев достойны того, чтобы к ним обращалось искусство потомков. Их имена навечно вошли в историю и произносят их с любовью и благодарностью.
Рассказчик 4.
Мы должны их знать и помнить, ибо это настоящий труд с преодолением настоящих трудностей.
Чтец 5.
В судьбе племён людских,
В их непрестанной смене
Есть рифы тайные, как в бездне тайных вод
Тот безнадежно слеп, кто в беге поколений
Лишь бури разглядел, да волн круговорот.
Над бурями царит могучее дыханье,
Во мраке грозовом небесный луч горит,
И в криках праздничных, и в смертном содроганьиТаинственная речь не тщетно говорит.
И в разные века, что братья исполины,
Различны участью, но в замыслах близки,
По разному пути идут к мечте единой
И пламенем одним горят их маяки. (А. Сологубов)
Заключение (слова учителя).
Сегодня вы услышали рассказ о судьбах людей, посвятивших свою жизнь великому делу- служению России. Их имена навечно остались в памяти русских людей, а жизнь их может быть примером для каждого из нас. Они не ждали почестей и славы, они просто занимались любимым делом. Во благо людей и своей Родины. И в заключении я прошу вас ответить на несколько вопросов.
Чего вы ждали от сегодняшнего мероприятия?
Какие впечатления вы получили сегодня?
Что удивило вас? Что новое вы почерпнули для себя сегодня?
Нужно ли продолжать в традицию знакомиться с судьбами русских учёных?
Библиография
Энциклопедия для детей том 11 «Математика», Москва, «Аванта+»
Газета «Математика» №17 от 7мая 2002г., очерки по истории создания русских учебников по математике
Газета «Математика» №15 от 22 апреля 2002г., очерки по истории создания русских учебников по математике