Рабочая учебная программа для учащихся пятых классов по специальному факультативному курсу по психологии в рамках ФГОС.


УТВЕРЖДЕНО
Приказ № 387
От «31» августа 2016г.
Директору МБОУ СОШ №3
___________Кузнецовой Г.В.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением
отдельных предметов №3» г. Ханты-Мансийск
Рабочая учебная программа для учащихся пятых классов по специальному факультативному курсу по психологии в рамках ФГОС.

Разработала:
Педагог-психолог МБОУ СОШ №3
Осотова А.А.
г.Ханты- Мансийск, 2016
Пояснительная записка
Нормативные документы для разработки программы:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. № 273  «Об образовании в Российской Федерации»
ФГОС. Утвержденный приказом Министерства образования и науки от 6 октября 2009 года
О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в общеобразовательном учреждении (Письмо Минобразования России от 11.02.2000г. №101/28-16)
Письмо Министерства образования РФ от 21.05.2004 № 14-51- 140/ «Об обеспечении успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального общего образования- на основную».
Актуальность: Программа «Я - пятиклассник» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) . За основу взяты программы Е.Г. Коблик «Первый раз в пятый класс.», Н. Слободяник «Уроки общения для младших подростков». Начало пятого класса - это сложный период адаптации обучения в среднем звене. Для многих пятиклассников в это время типичны: снижение успеваемости, нарушение поведения, эмоциональная нестабильность, повышенная утомляемость. Протекание адаптационного периода зависит не только от индивидуальных и личностных особенностей, но и от сформированности некоторых умений и навыков: умения осознавать требования учителя и соответствовать им, устанавливать межличностные отношения с педагогами, принимать и соблюдать правила жизни класса и школы, навыков общения и достойного поведения с одноклассниками, уверенного поведения, совместной деятельности, самостоятельного разрешения конфликтов, адекватной оценки собственных возможностей. В связи с этим проблема психолого-педагогического сопровождения адаптации учащихся пятого класса приобретает особую значимость для всего педагогического коллектива.Предлагаемая программа «Я - пятиклассник» направлена на создание условий для успешной адаптации детей в школе и повышения уровня психологической готовности детей к обучению, познавательному развитию, общению.
 Цель программы:  Оказание психолого-педагогической поддержки учащимся 5 классов в период их адаптации к условиям обучения в средней школе.
Задачи:
Способствовать снижению эмоционального напряжения.
Способствовать самопознанию учащихся 5-х классов и повышению их самооценки.
Развивать творческие и организаторские способности учащихся.
Сформировать  адекватные  формы  поведения в новых школьных ситуациях
Развивать социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений друг с другом.
Принципы:
- Уважительное и доброжелательное отношение к обучающимся и их потребностям.
- Каждый обучающийся принимается таким, какой он есть, признается его ценность, значимость и уникальность.
Принципы работы тренинговой группы
Принцип добровольного участия в работе группы. Он касается как выполнения отдельных упражнений, так и участия в занятиях в целом.
Принцип обратной связи. В процессе занятий создаются условия, обеспечивающие готовность детей давать обратную связь другим детям и ведущему тренинга, а также принимать ее.
Принцип самопознания. В содержании занятий предусматриваются упражнения, помогающие ребенку самостоятельно познавать особенности своей личности.
Принцип равноправного участия. В соответствии с этим принципом необходимо создавать условия для равноправного межличностного общения детей на занятиях.
Принцип психологической безопасности. Упражнения не должны пугать и настораживать детей.
Методы и приёмы, используемые в программе:
1. Ролевые игры. Разыгрывание различных ситуаций, предлагаемых как этюды (например, обиженный и обидчик; учитель и ученик).
2. Дискуссии. Обсуждение вопросов, связанных с основной темой занятия.
3. Рисуночная арт-терапия. Задания могут быть предметно-тематические («Я в школе», «Мое любимое занятие», ) и образно-тематические: изображение в рисунке абстрактных понятий в виде созданных воображением ребенка образов (таких, как «Счастье», «Добро» «Удача»), а также изображающие эмоциональные состояния и чувства («Радость», «Гнев», «Обида» «Скука», «Испуг»).4. Моделирование образцов поведения. Поскольку тревожность и страхи перед определенными ситуациями обусловлены отсутствием у младшего подростка адекватных способов поведения, подобраны игры и упражнения на снятие тревожности, на преодоление школьных страхов, которые позволяют преодолеть тревожность и расширить поведенческий репертуар ребенка.
5. Метафорические истории и притчи. (Просмотров видео-притч и их обсуждение, таких как «Все в твоих руках», «Два волка»)
Структура занятия:
Каждое занятие начинается с проговариванием цели поставленной перед уроком.
Ритуал приветствия, выполняющим функцию установления эмоционально-позитивного контакта психолога с ребенком и формирования у ребенка направленности на сверстников, и завершается ритуалом прощания. Эти процедуры сплачивают детей, создают атмосферу группового доверия и принятия.
Разминка включает упражнения, которые помогают детям настроиться на работу, повышают уровень их активности и способствует формированию групповой сплоченности.
Обсуждение домашнего задания проводится после (иногда вместо) разминки и способствует закреплению пройденного материала.
Основная часть занятия включает в себя психотехнические упражнения, игры, тренинги.
Обсуждение итогов занятия, или рефлексия является обязательным этапом и предполагает эмоциональную и смысловую оценку содержания занятия в ходе заключительного обсуждения. Соблюдение подобной структуры занятий, привыкание к ней детей помогает им войти в новую деятельность и сформировать соответствующие ожидания.
Сроки реализации программы:
Программа: «Я-пятиклассник»  общим объемом 35 часов изучается в течение 1года  и рассчитана на обучение  учащихся 5 классов.
Занятия проводятся в течение учебного периода: 1 час в неделю.
Возрастная характеристика группы:  Программа составлена с учетом возрастных особенностей развития младших подростков (11-12 лет).
Форма организации детского коллектива: Специальный факультативный курс.
Учебно-тематическое планирование.
п/п № тема цель содержание
1 Введение. Психология - наука о душе, психике. Общение в жизни человека. -Дать представление о становлении психологии, как науки с древнейших времен до наших дней. -Просмотр мультфильма «Работа психолога»
-Рассказ мифического рассказа «Психея»
- Беседа
2 Здравствуй, пятый класс - Способствовать формированию групповой сплоченности. *Материалы: - таблички с ответами «да»©, «нет»©, «иногда»© (для упражнения «Найди того, кто...»);-мяч (для упражнения «Игра с мячом»);-бланки «Мои цели»— бланки «Солнышко» *Приветствие *Разминка -Упражнение «Прошепчи имя» .*Работа по теме занятия -Упражнение «Найди того, кто...» -Упражнение «Прощание с начальной школой» -Упражнение «Игра с мячом» *Обсуждение итогов занятия *Домашнее задание ,.*Прощание
3 Создание группы - Создать у учеников мотивацию на самопознание себя и одноклассников. *Материалы: -небольшие листочки бумаги для изготовления визиток; фломастеры.*Знакомство. .-Упражнение «Представление имени» *Разминка -Упражнение «Если весело живется, делай так» .*Работа по теме занятия -Упражнение «Создание группы.» *Дискуссия на тему занятия *Принятие ритуалов приветствия и прощания. *Обсуждение итогов занятия *Домашнее задание *Прощание
4 Находим друзей - Способствовать формированию навыков взаимодействия в группе. Материалы: - мяч (для упражнений «Что я люблю делать» и «Настоящий друг»);-«портреты в лучах солнца» с фотографиями или автопортретами детей;- плакаты, на которых крупно написаны пословицы и поговорки о дружбе. *Приветствие *Разминка -Упражнение «Что я люблю делать» *Работа по теме занятия -Упражнение «Найди меня» -Упражнение «Настоящий друг» *Дискуссия на тему занятия -Упражнение «Мой портрет в лучах солнца» *Обсуждение итогов занятия *Домашнее задание *Прощание
5 Узнай свою школу - Помочь учащимся ознакомиться со школьными правилами и осознать особенности своего поведения в разных школьных ситуациях. *Материалы: - несколько больших листов ватмана, фломастеры, маркеры.*Приветствие *Разминка -Упражнение «Передай ритм по кругу» *Обсуждение 
-Упражнение «Портрет группы» *Работа по теме занятия -Упражнение «Узнай свою школу» *Дискуссия на тему занятия *Обсуждение итогов занятия *Домашнее задание *Прощание
6 Что поможет мне учиться? - Способствовать самораскрытию учащихся *Материалы: — большие листы бумаги (формат АЗ) — по количеству участников, цветные карандаши (для упражнения «Нарисуй свое настроение»);— таблички с ответами «да», «нет», «иногда», плакат с правилами (для упражнения «Правила поведения на уроке»).*Приветствие *Разминка -Упражнение «Нарисуй свое настроение»
*Обсуждение домашнего задания 
* Работа по теме занятия -Упражнение «Что поможет мне учиться» 
-Упражнение «Правила поведения на уроке» 
*Дискуссия на тему занятия 
*Обсуждение итогов занятия 
*Домашнее задание *Прощание
7 Диагностика «Психологический климат в классе» -определить психологический климат класса по эмоциональному, моральному критериям. -Раздача диагностического материала, заполнение диагностик
8 Чего я боюсь -научить детей распознавать свои школьные страхи, найти способы их преодоления, снизить школьную тревожность. *Материалы: - таблички с ответами «да», «нет», «иногда» (для упражнения «Чего я боюсь?»);-бумага, цветные карандаши и краски для каждого ребенка (для упражнений «На ошибках учатся», «Рисуем слово»).*Приветствие *Разминка -Упражнение «Если весело живется, делай так» *Работа по теме занятия -Упражнение «Чего я боюсь?» 
-Упражнение «На ошибках учатся» 
-Упражнение «Рисуем слово» 
*Обсуждение итогов встречи 
*Прощание
9 Я глазами других Сформировать способность к самоанализу. *Материалы: -бумага, цветные карандаши для каждого ребенка.*Приветствие *Разминка -Упражнение «Твое имя» 
*Работа по теме занятия 
- Игра «Ассоциации»
*Анализ занятия.
*Прощание
10 Самооценка
(диагностика) -дать понятие о само ценности человеческого «Я» -Раздача диагностического материала , заполнение диагностик.
11 Я учусь владеть собой -Формирование навыков преодоления тревожности и адекватного поведения в ситуациях, вызывающих тревогу. *Просмотр мультфильма «Про тревожность»
*Обсуждение мультфильма
*Подведение итогов
12 Конфликт или взаимодействие -выработать у детей умение предотвращать конфликты. *Материалы: -небольшая чаша, кувшин или горшочек, плакат с изображением эмоций (например, плакат «Что ты сейчас чувствуешь?»);- мяч (для упражнения «Назови чувство»)- стол, стулья, какие-нибудь призы, например, две ручки или шоколадки (для упражнения «Конфликт или взаимодействие? »);- плакат с «Правилами обсуждения» (для упражнения «Как разрешать конфликтные ситуации»).*Приветствие *Разминка -Упражнение «Назови чувство» *Работа по теме занятия -Упражнение «Конфликт или взаимодействие?» *Дискуссия на тему занятия -Упражнение «Как разрешать конфликтные ситуации» *Обсуждение итогов занятий Обсудите действия, ощущения всей группы. Все участники высказываются о том, что понравилось, удивило, обрадовало на занятии, что получилось, чем довольны, какие чувства испытывали и какие вопросы остались неразрешенными.Прощание
13 Учимся слушать друг друга - подвести учащихся к пониманию необходимости жить в согласии с собой и другими.
*Материал:
-тетради, бланки теста.
*Работа по теме:
-Проведение теста «Умеете ли вы общаться?»
-игра «Испорченный телефон»
-игра «Пойми меня»
14 Уверенное и не уверенное поведение - формировать негативное отношение к агрессии, выработать навыки уверенного поведения. *Материал:
мяч, бумага, бланки теста.
*Работа по теме
-игра «Зубы и мясо»
-тест «Как я ориентируюсь в разных ситуациях»
-игра «Вопрос- ответ»
* Анализ занятия
15 Комплимент- дело серьезное -научить видеть положительные качества у других людей. *Работа по теме
-упражнение «Скажи комплимент»
-написание словариков для комплиментов
* Анализ занятия
16 Прощение обид -выявить способы борьбы с обидой. *Работа по теме
-рисуем обиду
* Анализ занятия
17 Легко ли быть учеником? - помочь детям осознать, какие качества необходимы хорошему ученику, способствовать развитию воображения и навыков совместной деятельности. *Материалы: 
бумага, кисти и краски (гуашь или акварель) для каждого ребенка (для упражнения «Кляксы»).*Приветствие *Обсуждение домашнего задания 
*Работа по теме занятия -Игра «Идеальный ученик» *Дискуссия на тему занятия 
-Упражнение «Незнайка» 
-Упражнение «Кляксы» *Обсуждение итогов занятия 
*Домашнее задание 
*Прощание

18 Что такое страх? -Знакомство с понятием «Страх», снижение  уровня тревожности. *Работа по теме
-обсуждение темы «Страх»
-игра «Повадырь»
* Анализ занятия
19 Что слово, звук пустой - развитие самосознания, самовыражения, развитие творческого мышления, креативности. *Материалы: 
Бумага, аудиоаппаратура
*Приветствие *Работа по теме занятия -Игра «Слышу тебя» *Дискуссия на тему занятия 
-Упражнение «Мысленная картинка» 
-Упражнение «Маленькая страна» *Обсуждение итогов занятия 
*Домашнее задание 
*Прощание
20 Психологическая игра «Колючка» - показать учащимся важность эмоциональной регуляции жизнедеятельности человека. *Приветствие *Работа по теме занятия Подросткам нужно составить предложение из пяти слов , одно из которых «дружелюбный»
-Игра «Из пяти слов»*Дискуссия на тему занятия 
-Упражнение «мои колючки» 
-Работа со сказкой «Шиповник»*Обсуждение итогов занятия 
*Домашнее задание 
*Прощание
21 Чувства и эмоции -повышение эмоциональной устойчивости детей. -Участие детей в театрализованной постановке «Гнев и Радость», которую сочиняют и ставят они самостоятельно.
22 Работа с негативными переживаниями -формирование навыков принятия собственных негативных эмоций, умение адекватно воспринимать обидные замечания. *Материалы: - плакат с изображениями эмоций;-альбомные листы, цветные восковые мелки или карандаши, повязки на глаза (для упражнения «Знакомство с закрытыми глазами» и «Рисуем обиду»).*Приветствие *Обсуждение домашнего задания *Работа по теме занятия -Упражнение «Как реагировать на обидное замечание?» *Дискуссия на тему занятия -Упражнение «Рисуем обиду» -Упражнение на релаксацию -Упражнение «Знакомство с закрытыми глазами» *Обсуждение итогов встречи. *Домашнее задание *Прощание
23 Трудно ли быть настоящим учителем? -расширить и обогатить навыки общения с учителями, сформировать у учащихся правильного отношения к оценке. Материалы: - бумага, карандаши, карточка с изображением геометрических фигур для упражнения «Слушаем внимательно» *Приветствие *Работа по теме занятия 
-Игра «Идеальный учитель» *Дискуссия на тему занятия -Упражнение «Слушаем внимательно» -Упражнение «Интервью с учителем» *Обсуждение итогов занятий *Прощание
24 Путешествие в космос (занятие с элементами тренинга) - Воспитать дружеские взаимоотношения между учащимися в различных жизненных ситуациях. -*Материал: ватман, карандаши цветные, презентация, музыка.
*Повторение правил тренинга
*Инструкция
*Работа в группе
*Рефлексия
25 Путешествие в Вообразилю (занятие с элементами тренинга) - Воспитать дружеские взаимоотношения между учащимися в различных жизненных ситуациях. -Учащиеся сами придумывают игры, упражнения для создания благоприятного климата в классе и сближению коллектива.
26 «Я и мои друзья» Тренинг -Способствовать развитию у учащихся развитию навыков совместной деятельности. *Материал:
ватман, ножницы, карандаши, журналы(для создания доски визуализации)
27 На тропе доверия -Помочь учащимся осознать какие качества важны в доверительных взаимоотношениях. Материалы: - бумага, карандаши, карточка с изображением геометрических фигур для упражнения «Слушаем внимательно» *Приветствие *Работа по теме занятия 
-Игра «Идеальный учитель» *Дискуссия на тему занятия -Упражнение «Слушаем внимательно» -Упражнение «Интервью с учителем» *Обсуждение итогов занятий *Прощание
28 Диагностика «Психологический климат в классе.»-определить психологический климат класса по эмоциональному, моральному критериям. -Раздача диагностического материала, заполнение диагностик
29 Приятно ли со мной общаться? - сформировать умение учащихся самостоятельно анализировать свое поведение в любой ситуации. *Приветствие
*Работа по теме занятия
-упражнение «Найди слово»
-упражнение «Я камушек»
*Анализ занятия
30 Хочу быть успешным -Развивать умение видеть ситуации с разных сторон, находить позитивные моменты в происходящем. *Материал:
-ватман, цветная бумага, карандаши, ножницы, журналы.
*Работа по теме
-Составление доски визуализации «Я успешен»
*Анализ занятия
31 Учимся договариваться -сформировать у учащихся опыт групповой работы разного уровня сложности. -обсуждение проблем в группе
-коллективный анализ ситуации
-индивидуальный (письменный) анализ результатов.
32 Предотвращение конфликтов -умение правильно выходить из конфликтной ситуации. *Приветствие
*Работа по теме занятия
-подумайте над вопросом «Почему люди ссорятся?»
-игра «Петухи»
*Рассказ рефератов
*Анализ занятия
33 Психологическая игра «Расследование» - снятие эмоциональной скованности учащихся. *Инструкция проведения игры
*Рефлексия
34 Внутренний мир человека и система представлений о себе -помочь учащимся в осмыслении личных целей на период в пятом классе. *Просмотр видеофильма
*Обсуждение фильма
*Подведение итогов.
35 «В мире с собой и другими» Тренинг -подвести итоги по окончанию учащимися пятого класса. *Материал: ватман, карандаши цветные.
*Повторение правил тренинга
*Инструкция
*Работа в группе
*Рефлексия
Заключение.
Целью разработки и внедрения данной программы явилось обязательные требования ФГОС - знать и учитывать индивидуальные и возрастные психологические особенности обучающихся. Эта программа поможет учащимся пятого класса успешно адаптироваться в среднем звене.Об эффективности программы можно судить по результатам мониторинга, где прослеживается положительная динамика по всем диагностическим методикам.Разработанную программу можно использовать как ориентировочную, на основе которой можно составить индивидуальные стратегии психологической работы, основанные на специфических проблемах и ресурсах своей собственной школы.
Список литературы.
1. Дубровина И.В. Руководство практического психолога: Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте. М., 1995.2. Дубинская В.В., Баскакова З.Л. Мой мир. Курс социальной поддержки учащихся старших классов. М., 1997.3. Ефремцева С.А. Тренинг общения для старшеклассников. Киев, 1997.4. Кривцова С.В., Мухаматулина Е.А. Тренинг. Навыки конструктивного взаимодействия с подростками. М., 1997.5. Кан-Калик В.А. Грамматика общения. М., 1995.6. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально-эмоциональные проблемы. /Под ред. Л.М. Шипициной, Е.И. Казаковой, СПб., 2000.7. Лещинская Е.А. Тренинги общения для учащихся 4–6-х классов. Киев, 1994.8. Насонкина С.А. Уроки этикета. СПб., 1997.9. Прихожан А.М. Психологический справочник, или Как обрести уверенность в себе. М., 1994.10. Прутченков А.С. Трудное восхождение к себе. М., 1995.11. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? (1–4 ч.) М., 1998.13. Я в мире людей. /Под ред. Б.П. Битинаса. М., 1997.
13. Журналы «Школьный психолог».
14. Шмурыгина С.К. Программа. Психология общения. Х-М., 2002г.