Занятие по развитию эмоциональной сферы старших дошкольников, посредством экспериментирования «Волшебный мир эмоций».


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение города Керчи Республики Крым «Детский сад комбинированного вида №55 «Хрусталик»

Занятие по развитию эмоциональной сферы старших дошкольников, посредством экспериментирования «Волшебный мир эмоций».
Подготовила:
педагог-психолог Чурак М.Н.
г. Керчь, 2016
Цели:
Закрепление знаний детей об эмоциях;
Развитие эмоциональной составляющей личности: творческих способностей ребёнка, познавательного интереса, обогащение сенсорного опыта; формирование основ самоанализа.
Формировать основы целостного мировидения у детей через детское экспериментирование.
Задачи:
Закреплять понимание собственного эмоционального состояния;
Закреплять понимание выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации.
Оборудование: Цветные ладошки, цветные бвбочки, пиктограммы, молоко, акварель, вода в ёмкости, глина, трубочки, ватные палочки, средство для мытья посуды, сода, уксус, цветы эмоций с встроенными магнитами, домики с эмоциями.Педагог-психолог: «Здравствуйте ребята! Посмотрите сколько гостей сегодня у нас на занятии, давайте поздороваемся с ними!».
«А теперь, поприветствуем друг друга. Встали в круг, взялись за руки: Всех приветствуем друзья». Дети: «Здравствуй Маша…Здравствуй Влад!...Рада видеть вас здесь я!».
Педагог-психолог: «Сегодня, мы отправимся в необычное путешествие на ковре-самолёте. А полетим мы в Волшебную страну, где правит королева Эмоций. Ребята, скажите, какие вы знаете эмоции?
Дети: Радость, страх, интерес, удивление, гнев, спокойствие.
Педагог-психолог: «Правильно. Её верные подданные – разные эмоции. В трудных ситуациях они всегда приходят на помощь жителям этой страны. Но прежде, чем мы отправимся, я хотела бы узнать, какое у вас сейчас настроение. Давайте составим солнце из разноцветных ладошек. Цвет ладошки должен соответствовать вашему настроению.»(На мольберте круг, который символизирует солнце. Дети выбирают ладошку того цвета, который соответствует их настроению:
Красный - бодрое, активное настроение.
Жёлтый - весёлое настроение, хочется радоваться всему.
Зелёный - общительное настроение, хочется дружить с другими детьми, разговаривать и играть с ними.
Синий - спокойное настроение, хочется спокойно играть, послушать интересную книгу.
Фиолетовый - мне трудно понять своё настроение, и не слишком хорошее, и не слишком плохое.
Серый - спокойное настроение, не чем заняться.
Чёрный - я злюсь, я обижен, грустное настроение, я расстроен».
Дети выбирают цвет своего настроения под спокойную музыку.
Педагог-психолог: Ребята, вы видите необыкновенную портал?! Это вход в волшебную страну. Нам надо обязательно пройти через него, чтобы попасть в Волшебную страну.
Звучит спокойная музыка.
Слышите звуки - волшебная страна зовёт нас. Но войти в неё может только тот, кто умеет слушать то, что происходит вокруг него, кто хочет найти новых друзей. Подумайте и решите, есть ли среди вас такие дети?
Дети отвечают.
Тогда проходите!
«Итак, ребята садитесь на ковёр – самолёт, закрывайте глаза и в путь через портал!»
(Звучит музыка).
Педагог-психолог: Вот мы и в Волшебной стране, посмотрите, как тут красиво!
**************************************************************************************
Ребята, посмотрите какой красивый домик, это домик ИНТЕРСА
Ребята, на столе лежит магнит, как Вы думаете для чего он нам нужен?
Дети: поиграть, он будет что-то притягивать!
Педагог-психолог: «Правильно ребята, как вы знаете магнит – это кусок железной руды, способный притягивать железные и стальные предметы. Так же ребята происходит и с эмоциями, позитивные эмоции притягивают людей, а негативные отталкивают. Я предлагаю вам поиграть в игру, каждому из Вас достанется цветок с эмоцией, ваша задача показать нам эмоцию изображенную на картинке и мы узнаем притягивает ли эта эмоция наш магнит или нет.»
Эксперимент «Магнит позитивного настроения»
Выберите ребёнка, который будет магнитом (на его магните будет прикреплен смайл). Магнит в виде подвески одевают на ребёнка, дети выбирают различные смайлы с эмоциями, магнит притягивает только положительные эмоции, такие как веселье, радость, спокойствие, а отрицательные не притягиваются магнитом. Попросите, чтобы он встал перед группой. Другие дети подходят к магниту по одному и показывают ту эмоцию, которая изображена на доставшемся смайле, затем подносят смайл и узнают притягивает ли его магнит. Если ребёнок показывает положительную эмоцию, то ребенок-магнит говорит: «Я тебя притягиваю». Если ребёнок показывает отрицательную эмоцию, то ребёнок-магнит говорит: «Я тебя не притягиваю». С детьми, которым досталась отрицательная эмоция проводится игра «Лёша, Лёша повернись, повернись и улыбнись». После чего смайл переворачивается на положительный и ребёнок-магнит его притягивает.
В заключении делаются выводы, что положительные эмоции и проявление искренности и доброты по отношению к другим людям притягивают их, как магнит, а проявление агрессии, злобы, страха отталкивают людей.
А теперь давайте отправимся в гости к следующему домику, посмотрите здесь загадка:
Ночь пришла, и в темноте тени движутся везде. Гном забрался под кровать, спрятался и стал дрожать. (Страх).
Правильно! Мы пришли в гости к СТРАХУ. Никому не страшно?
Педагог-психолог: Ребята в этом домике Королева Эмоций приготовила для вас игру.
Игра «Море волнуется раз»
Правила игры: Дети встают в круг. Педагог-психолог говорит: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три: фигура УДИВЛЕНИЯ, СТРАХА, ПЕЧАЛИ ГНЕВА, РАДОСТИ и т. д.) на месте замри. Упражнение « Зеркало»
Правила игры: Ребёнок должен придумать и показать детям, кем он предстанет перед детьми. Например: «Я злой тигр», «Я весёлый клоун», «Я спокойная кошечка» и др. Дети должны повторить за ним эмоциональное состояние.
Педагог-психолог: А сейчас я предлагаю Вам сделать мимическую гимнастику   «Победи свой страх»:
1. Страхи нас пугают,
    Корчат злые рожи,
    Станем на секундочку
    Мы на них похожи.                   злость
2. Покажите-ка мне все,
    Как можно испугаться?             испуг
3. «Как будто» бы заплачем,
   И станем обижаться.                  обида 4. Теперь за руки возьмёмся,
    Страхам дружно улыбнёмся!    
    Три раза хлопнем,
    Три раза топнем,
     Руки вверх поднимем,
     На весь лес все крикнем:
     «Не боюсь!»
    Ещё раз: «Не боюсь!»
    Снова улыбнёмся,
    Громко рассмеёмся!                                    
***************************************************************************************
Педагог-психолог: В следующем домике живёт ГНЕВ. Чтобы добраться до него нужно попрыгать на одной ноге.
Вот мы с вами и у домика гнева. Ребята здесь для нас приготовили сказку.
Сказка о гневе.
Жил-был один очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора. В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днём число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что легче контролировать свой темперамент, чем вбивать гвоздь и. Наконец пришёл день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из столба по одному гвоздю. Шло время, и пришёл день, когда он мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвёл к забору: — Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остаётся такой же шрам, как и эти дыры. И неважно, сколько раз после этого ты извинишься — шрам останется.
Обсуждение сказки. Что же делать, чтобы не наносить такие шрамы?
Педагог-психолог: «Ребята, я предлагаю Вам провести эксперимент. Перед Вами спящий вулкан, он символизирует человеческие чувства, каждое наше обидное слово либо поступок наполняет наш вулкан негативными эмоциями, и когда эмоции переполняют человека, наш внутренний вулкан превращается из спящего в извергающийся».
Эксперимент «Вулкан эмоций»
Нужны: Поднос, песок, пластиковая бутылочка, пищевой краситель, сода, уксус.Опыт: Вокруг небольшой пластиковой бутылочки из глины или песка следует слепить небольшой вулкан - для антуража. Чтобы вызвать извержение, следует в бутылочку засыпать две столовые ложки соды, влить четверть стакана теплой воды, добавить немного пищевого красителя, а в конце влить четверть стакана уксуса. Объяснение: Когда сода и уксус соприкасаются, начинается бурная реакция с выделением воды, соли и углекислого газа. Пузырьки газа и выталкивают содержимое наружу.
Педагог-психолог: «Так же происходит и с нашими эмоциями, ребята я открою вас секрет, что 80% всех заболеваний являются следствием вот таких эмоциональных извержений. Любая негативная эмоция является разрушительной для человека. Поэтому чтоб такого не происходило необходимо:
• Уважайте чувства других.• Проявите терпимость к чьей–то бурной эмоции.• Отказаться от конфликтов, грубости, агрессии.
А сейчас я предлагаю Вам выполнить упражнение, которое поможет Вам справиться со своими негативными эмоциями.
Упражнение «Свеча».
Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.
************************************************************************************
Молодцы! А теперь мы отправляемся к следующему домику!
Загадка: Вечер в доме тихо-тихо, только тикают часы, гном сидит на кресле, дремлет, а вокруг летают сны. ( Спокойствие).
Правильно! В этом домике живёт СПОКОЙСТВИЕ. Подойдите к его домику на носочках тихо-тихо».
Педагог-психолог: Ребята в этом домике на столе стоит ёмкость с водой. Посмотрите на неё, как вы думаете в каком она сейчас состоянии. Она спокойная. А сейчас мы будем воздействовать на неё, общаться с ней. (Постукиваем по краям ёмкости, а теперь давайте подуем на неё, через трубочку). Видите, как вода волнуется, колышется. Так же и с людьми, если мы общаемся, то испытываем различные эмоциональные чувства. Если в воду окунуть кусочек глины. То вода помутнеет. Настроение испортилось. И даже если мы дольём в эту ёмкость чистой воду – положительных эмоций и добрых поступков, то вода всё-равно уже не будет такой чистой, как раньше потому, что все наши плохие поступки и слова оставляют в душе человека осадок. Поэтому всегда нужно думать прежде чем обижать кого-то.
***************************************************************************************
А сейчас я хочу предложить Вам пройти к следующему, последнему домику в Сказочной стране эмоций.
Загадка: У меня сегодня День Рожденья! И подарков от друзей не счесть: книжки, сладости, игрушки, даже шар воздушный есть! (радость). Правильно, перед нами дом, в котором живёт РАДОСТЬ.
Ребята, я хочу рассказать Вам Сказку о том, как «Как появился разноцветный мир»
Давным-давно, когда весь мир был чёрным и белым, жили на Земле две могущественные феи - Темноты и Света.
Фея Света озаряла всех вокруг чудесным искрящимся светом. Когда же наступала ночь, то приходила другая фея - Тьмы и укрывала Землю чёрным покрывалом. Все предметы становились чёрными - примерными.
Так они сменяли друг друга каждый день. Но вот однажды фея Света решила подарить себе краски. Взмахнула своим волшебным лучом, и предстали перед ней все цветные феи, словно сотканные из разноцветных сверкающих искорок.
- Дорогие феи, - сказала могущественная фея Света, вам предстоит нелёгкая работа: осветить своими цветными лучами Землю. Вот заголубели васильки и незабудки, вода и небо. Вот порозовели розы в садах, щёчки у детей, рассвет осветил облака в утреннем небе. Все феи славно потрудились..И стала Земля нарядная, разноцветная и радостная.
Ребята, Фея Света живущая в домике Радости приготовила для вас сюрприз, она оставила для вас волшебные баночки с красками. Сейчас мы с вами превратимся в волшебников и будем рисовать на молоке разноцветными красками. А сделать наш рисунок волшебным нам помогут волшебные ватные палочки. Давайте осветим нашу Землю цветными лучами и сотворим добро для людей, мы создадим для них хорошее настроение.
Эксперимент «Цветное молоко»
Нужны: Цельное молоко, пищевые красители, жидкое моющее средство, ватные палочки, тарелка. Опыт: Налить молоко в тарелку, добавить несколько капель красителей. Потом надо взять ватную палочку, окунуть в моющее средство и коснуться палочкой в самый центр тарелки с молоком. Молоко начнет двигаться, а цвета - перемешиваться. Объяснение: Моющее средство вступает в реакцию с молекулами жира в молоке и приводит их в движение. Именно поэтому для опыта не подходит обезжиренное молоко. 
Педагог-психолог: Ребята, посмотрите, каким красивым и цветным стало всё вокруг, теперь благодаря Вам у всех людей на планете Земля будет хорошее, радостное настроение!
А нам пора возвращаться в детский сад. Садитесь на ковёр-самолёт, закрываем глаза и в путь.
***************************************************************************************
(Звучит музыка).
Педагог-психолог: «Вот мы и в детском саду. Давайте вспомним, какие эмоции живут в Волшебной стране?»
(Ответы детей).
Педагог-психолог: «Жители Волшебной страны дарят вам на память волшебных бабочек. Давайте из них сделаем лучики солнцу. Какое у вас настроение сейчас? Выберите цвет бабочки, на который похоже ваше настроение и прикрепите к солнцу».
Педагог-психолог: «Посмотрите, какое красивое у нас получилось солнце – волшебное. А сейчас давайте встанем в круг, возьмёмся за руки, улыбнёмся друг другу и передадим тепло наших сердец через ладошки и скажем: «До скорой встречи!». И пусть у всех сегодня будет хорошее настроение. Вы – молодцы!».