ПРОГРАММА объединения по интересам «Клуб финансовой грамотности»

ГУО «Средняя школа №18 г. Бреста»




УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора ГУО СШ №18 г. Бреста
__________________________ Е.Г. Гук
«____» _____________________ 2015 г.






ПРОГРАММА
объединения по интересам
«Клуб финансовой грамотности»
2015-2016 учебной год
9-11 класс













Автор-составитель:
Головач Александр Григорьевич,
педагог дополнительного образования






Брест, 2015 Пояснительная записка
В эпоху глобализации экономики и бурно развивающихся рыночных отношений в мире все признают острую необходимость получения базовых знаний по экономике и прикладным экономическим дисциплинам учащимися школ. При этом все больше внимания уделяется проблеме недостаточной грамотности в финансовых вопросах.
Актуальность предлагаемой программы предопределяется необходимостью экономического образования учащихся в современных условиях становления рыночной экономики. Сегодняшний заказ белорусского общества в сфере образования ориентирован на подготовку поколения с принципиально новым экономическим образом мышления, которое должно помочь будущим выпускникам школ успешно адаптироваться в мире рыночных отношений и наиболее эффективно использовать свой жизненный потенциал. Знание основ экономической теории, финансов и практики инвестиций рассматривается сегодня как обязательный элемент современного образования.
В предлагаемой программе материал адаптирован для старшеклассников, с учетом уровня математической, общегуманитарной и психологической подготовки, а также специфики подросткового восприятия.
Основной акцент делается на углубление знаний по основам экономической теории и ее прикладным аспектам, изучение различных видов и форм экономической и финансовой деятельности; формирование навыков самостоятельного принятия нестандартных решений в сложных ситуациях, сознательного выбора дальнейшего экономического образования и профессиональной деятельности, овладение элементарными, но необходимыми навыками компетентного потребителя финансовых услуг.
Программа объединения по интересам осуществляет межпредметную связь с такими предметами базового курса как; история, география, математика, обществоведение, право и информационные технологии.
Цель – создание условий для формирования базовой компетенции учащихся в области финансовой грамотности
Задачи:
- разработка методических материалов по финансовому просвещению молодежи;
- ознакомление учащихся с теоретическими знаниями, языком и системой финансовых операций;
- развитие навыков принятия самостоятельных экономически обоснованных решений;
- формирование информационной культуры школьников;
- организация социально-значимой деятельности учащихся в свободное время;
- профессиональная ориентация учащихся;
- популяризация идеи финансовой грамотности в обществе.
Содержание программы
Раздел 1. Необходимость изучения финансовой грамотности (4 ч)
Государственная программа по повышению финансовой грамотности населения. Цель финансового просвещения. Тест «Проверь свою финансовую грамотность». Практикум-игра «Где ты встречаешься с экономикой и финансами?»
Раздел 2. Деньги (10 ч)
Что такое деньги? Как появились деньги? Для чего нужны деньги? Какие бывают деньги? Как проверить подлинность денег? Преимущество и недостатки наличных и безналичных денег. Почему у всех стран разные деньги? Создание собственного дизайна купюры и монеты. Экономико-географическая игра «Путешествие или валюта разных стран». Создание буклета для младших школьников по теме «Деньги». Экскурсия в Национальный Банк Республики Беларусь.
Раздел 3. Бюджет (8 ч)
Что такое бюджет? Источники денег. Мои доходы. Карманные деньги. Как увеличить доходы? Куда уходят деньги? Как научиться меньше тратить? Как сэкономить на покупках? Что такое бюджет страны? Составляем личный бюджет. Создание презентации для младших школьников по тебе «Бюджет».
Раздел 4. Что такое банк (12 ч)
Что такое банк и откуда в нем деньги? Кто работает в банке? Что можно делать в банке? Расчетно-кассовые операции. Обмен валют. Банковская ячейка. Банковский перевод. Дорожный чек. Банковские карты. Выбор банковской карты. Банковские карты: правила безопасности. SMS-банкинг. Интернет-банкинг. Мобильный банкинг. Приложение «M-Belarusbank» для смартфонов: подключение, особенности работы и настройки. Как оплатить услуги не выходя из дома? Экскурсия в банк БелВЭБ. Создание презентации для младших школьников по теме «О банке».
Раздел 5. Кредит (10 ч)
Что такое кредит? Виды кредитов. Условия получения кредита. Кредитная история. Как правильно брать кредит? Способы выплаты кредита. Что можно взять в кредит у банка? Когда лучше взять в долг, а когда накопить? Дебаты на тему «Кредит: за и против». Разработка урока для младших школьников на тему «Как занять деньги?»
Раздел 6. Депозит (8 ч)
Что такое депозит? Виды депозитов. Условия депозита. В какой валюте лучше открывать депозит? Особенности депозита в белорусских рублях. Риски и управление ими. Разработка урока для младших школьников на тему «Как выращивать деньги».
Раздел 7. Инвестиции на фондовом рынке (6 ч)
Что такое фондовые рынки и зачем они нужны. Во что можно инвестировать деньги? Ценные бумаги. Облигации и акции. Как купить акции и облигации. Преимущества и недостатки самостоятельной торговли на барже. Деловая игра «Консультанты и клиенты: подбор финансового решения».
Раздел 8. Страхование (4 ч)
Участники страхового рынка. Страхование для физических лиц. Государственное пенсионное страхование. Разработка презентации для младших школьников «Как купить защиту от неприятностей».
Раздел 9. Маршруты финансовой грамотности в Республику Беларусь (6 ч)
Министерство финансов Республики Беларусь. Структура финансовой системы в Республике. Финансовое состояние Республики Беларусь. Экономическое образование в Республике Беларусь. Экскурсия в Брестский государственный технический университет.
Раздел 10. Чему мы научились? (2 ч)
Презентация проекта «Клуб финансовой грамотности».



Формы и методы реализации программы
- мини-лекции;
- беседы;
- мультимедийные презентации;
- ролевые и деловые игры;
- экскурсии;
- встречи с интересными людьми;
- интерактивные игры;
- и другое.



Прогнозируемый результат
- разработать, протестировать образовательную программу «Клуб финансовой грамотности»;
- повышение уровня финансовой грамотности учащихся;
- приобретение жизненно-важных умений и навыков – инициативности, коммуникабельности, ответственности и целеустремленности;
- создать систему доступных информационных ресурсов (мультимедийные презентации, электронные игры, буклеты, справочник младшего школьника и др.) в области финансовой грамотности;
- проведение масштабной информационной кампанию среди учащихся школы;
- обучение волонтёрских групп для распространения образовательной программы «Клуб финансовой грамотности» по принципу «равный обучает равного».
Литература:
1. Алексей Горяев, Валерий Чумаченко, «Финансовая грамота для школьников», «РЭШ», 2009 г.
2. Алексей Горяев, Валерий Чумаченко, «Финансовая грамота для студентов», «РЭШ», 2009 г.
3. Наталья Смирнова, «Финансовая грамотность для детей и подростков», FinAssist, 2012 г.
4. Евгения Блискавка, «Дети и деньги. Самоучитель семейных финансов для детей», Манн, Иванов и Фербер, 2014 г.
5. ЮНИСЕФ, «Взрослые секреты про деньги», ЮНИСЕФ, 2011 г.
6. Совместный проект «Комсомолки», Национального банка и Ассоциации белорусских банков, «Денежная азбука», БелКП-Пресс, 2013 г.

Интернет-ресурсы:
1. Сайт Национального банка Республики Беларусь http://www.nbrb.by
2. Сайт Беларусбанка http://belarusbank.bv
3. Комсомольская правда в Беларуси http://www.kp.bv
4. Народная газета http://www.ng.bv/
5. Издательский дом Проф-пресс http://www.prof-press.by/
6. Игра «Финансовый футбол» http://www.financialsoccer.com/
7. Экономические игры http://basic.economicus.ru/igroteka/
8. Всё о финансах в Беларуси http://infobank.by/
9. Все банки Беларуси http://select.by/
10. Финансы.TUT.BY http://finance.tut.by/

CD-DVD диски
1. Азбука денег или как помочь ребенку вырасти богатым (DVD)
2. Финансовый футбол (CD)
15