Разнообразие методов и форм работы в детском хоровом коллективе


Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования центр развития творчества детей и юношества города Крымска муниципального образования Крымский район
Разнообразие методов и форм работы в детском хоровом коллективе
Педагог дополнительного образования
Малахова Екатерина Юрьевна
Хоровое пение - исконно русская национальная форма музыкального образования, имеющая вековые традиции. Вокально-хоровая музыка является непременной составляющей духовности, самобытным фактором преемственности поколений, приобщением к национальной культуре и истории народа.
Хоровое пение - исконно русская национальная форма музыкального образования, имеющая вековые традиции

Задача моей педагогической деятельности  применение методической системы, которая посредством хорового пения, правильно выбранного репертуара, традиционных и нетрадиционных форм урока будет содействовать музыкальному образованию, воспитанию и развитию личности ребенка. В своей работе использую как уже опробованные, так и современные педагогические технологии. Но, чтобы добиться необходимого высокого уровня вокального исполнения в хоре, необходима большая и кропотливая музыкальная педагогическая работа. Хористов необходимо воспитывать с самого раннего возраста.
Методики хорового воспитания постоянно обновляются. Каждый педагог, в том числе и я, занимающиеся данным видом творчества, привносит в процесс обучения что-то свое, обновляет уже существующие методики, обобщает предыдущий опыт своих коллег. Поэтому совершенно необходимо постоянно следить за изменениями в теории и практике музыкального обучения, брать что-то для личного опыта, анализировать, применять на практике. Немаловажную роль в обучении хоровому творчеству играет и личность педагога. Необходимо обладать не только знаниями в области хорового искусства. Необходимо быть прогрессивным интеллектуалом, умеющим давать представление о разных стилях, видах, жанрах, направлениях в музыке и искусстве, интересных фактах из жизни и творчества композиторов, поэтов, художниках разных времен и эпох. Учитывая реалии сегодняшнего времени, необходимо раскрыть для ребенка не только красоту классики, но и дать возможность исполнять современные произведения и даже популярную музыку.
Имея большой опыт личной работы с детскими хоровыми коллективами, я сделала вывод: профессиональное развитие хористов проходит эффективно только тогда, когда музыкальное обучение хоровому искусству осуществляется систематически, в тесной связи с обучением сольфеджио, музыкальной литературой, игрой на инструменте.
Хоровое пение в тесной связи с обучением сольфеджио и музыкальной литературой

Одновременно происходит формирование общей музыкальной культуры ребенка с учётом возрастных и личностных особенностей. Каждый обучающийся должен уметь сольфеджировать и играть на инструменте свою хоровую партию, что невозможно без изучения сольфеджио и игры на инструменте. Включение детей в творческий процесс на занятиях вокально-хорового хорового коллектива происходит постепенно. Этому весьма способствует внимание педагога к каждому ребенку, поддержке в коллективе творческого настроя
Занятия в нашем хоровом коллективе строятся на принципах творчества, сотоварищества, развития художественно-образного и ассоциативного мышления, фантазии ребенка. Выразительное, эмоционально яркое произнесение текстов повышает речевую культуру детей. Элементы движений, включаемые в исполнение упражнений, песен, музыкальных спектаклей развивают необходимую координацию движений.
Основные методы и методики, используемые при работе с хором.
Для работы с хоровым коллективом использую современные методы обучения: изучение, обобщение, наблюдение, выступление, опрос, показ, оценивание, эксперимент, анализ результатов деятельности посредством просмотра своих выступлений.
Для эффективности образовательного процесса, наряду с вокально-прикладными технологиями, мною широко применяются интерактивные образовательные технологии и методы, значительно активизирующие процесс освоения и закрепления вокально-хоровых навыков, дающие новый стимул творческой коллективной работе, создающие на хоровом уроке атмосферу сотрудничества и общего познания вокальных и хоровых «секретов».
Говоря о применении интерактивной технологии, необходимо ещё раз подчеркнуть, что занятия хоровым пением уже являются интерактивным методом обучения. Метод хорового интерактивного действия использует свойство голосовых связок копировать частоту слышимых человеком звуковых колебаний. Связки ученика с интонационным дефектом начинают колебаться в частоте слышимого им звука под воздействием хорового окружения. Значительное улучшение вокальной интонации у слабо интонирующих ребят при пении в хоре, которое неоднократно наблюдалось, является одним из важных доказательств интерактивности хорового обучения. Интерактивная технология, применяемая в процессе обучения на протяжении всего курса хоровых занятий, позволяет мне шире использовать разнообразные методы и формы коллективной работы. Учащиеся учатся друг у друга (в хоре всегда есть несколько ребят, обладающих природными вокальными данными), друг с другом (можно спеть дуэтом, терцетом или ансамблем хоровой партии) и все вместе.
Хористам некогда «скучать» на занятии. Им необходимо не просто петь, но и постоянно контролировать качество хорового пения, определять вокально-технологические ошибки, анализировать причину их возникновения, коллективно, на основе полученных представлений и вокально-хоровых навыков, находить пути решения возникших проблем, добиваться исправления допущенных ошибок. Даже во время короткой работы с одной из хоровых партий остальным участникам хора предлагается проанализировать интонационный или текстовой ансамбль, качество вокального исполнения, сравнить с исполнением этого фрагмента произведения другими партиями, выявить по исполнению (при коротком коллективном обсуждении) лучшую хоровую партию изучаемого отрывка. Таким образом, интерактивная технология обучения становится не только используемой, но и преобладающей технологией образовательного процесса хоровых занятий, позволяющей наиболее активно вести образовательный процесс. В результате её реализации значительно интенсифицируются процессы обучения предмету, выработки творческих навыков и умений, освоения профессиональных видов репетиционной работы творческого коллектива, овладения профессиональной терминологией, привития умения работать в коллективе. С помощью комплексных методов музыкального обучения и воспитания формируются вокально-хоровые навыки, корректируется поведение детей, формируются качества личности, обогащается опыт их деятельности, общения и отношений. Эффективность методов музыкального обучения воспитания повышается, если они используются в процессе организованной разнообразной деятельности ребенка.
На занятиях использую технику взаимоконтроля. Эта техника преследует цели: проверка знаний, предоставление возможности каждому ученику сообщить о своих успехах, снятие неуверенности у слабых учеников, развитие певческих навыков учащихся, интенсификация опроса. Группа разбивается на "учителей" и "учеников". "Ученики" отвечают своим "учителям".
Занятие я строю таким образом, чтобы один вид деятельности сменялся другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной, менее утомляемой. Благодаря систематическому использованию такого подхода за последние годы по моим наблюдениям удалось достичь появления у большинства учащихся положительной мотивации к изучению предмета, повышению мотивации успешной деятельности, формированию личной ответственности за результат своей деятельности.
Главным, считаю, не заставлять, а заинтересовывать, приглашать ребенка к творческому сотрудничеству. Все дети по результатам опроса посещают занятия с удовольствием.
Для того, что бы хор зазвучал грамотно, я применяю следующие основные принципы постановки голосов в детском хоре:
1. теория – знакомство с общими принципами устройства и работы голосового аппарата и с вокальной терминологией;
2. вокально-техническая работа: упражнения на сознательное использование регистров голоса, тренировку певческого дыхания, артикуляции, дикции, на овладение вокально-хоровыми навыками;
3. вокальная работа над репертуаром – сознательное применение теоретических знаний и практических навыков академического голосообразования при разучивании произведений;
4.охрана детского голоса. Фониатрический контроль в хоре.
Я ответственно подхожу к подбору репертуара, который должен быть в соответствии с высоким художественно-идейным содержанием.
доступность образного содержания произведений для детей разного возраста;
соответствие репертуара техническим возможностям коллектива;
часть репертуара должна отвечать теме дня, жизни города, страны и т.д.;
включение произведений, поднимающих хор на новую, более высокую художественную ступень;
разнообразие по жанру, стилю и характеру исполнения.

Опираясь на методические разработки Огородного Д.Е., Стуловой Г. П., В. В. Емельянова, Т. А. Ждановой, Г. А. Струве, дополнив занятия в форме соревнований и игр: (конкурсов, турниров, дуэлей, ролевых игр, кроссвордов, викторин и. т. д) .; интегрированные уроки, основанные на межпредметных связях, а так же предоставляя возможность ученику побыть в роли учителя, (ученик становится перед хором и работает с ним, тем самым активизируя и используя на практике полученные ране знания) я удостоверилась, что данный подход наиболее продуктивен. Ребята с большим интересом посещают хоровые занятия и овладевают необходимыми знаниями в области хорового пения.