Занятие по психологии Хочу вырасти здоровым человеком


Занятие
Тема: "Хочу вырасти здоровым человеком"
Цели:
познакомить участников занятия с понятием «эмоциональная грамотность»;
научить понимать  свои чувства и эмоции, а также чувства и эмоции другого человека;
показать  взаимосвязь чувств и поведения человека;
тренировать учеников в определении чувств и эмоций людей, способов реагирования на них.
Оборудование:
1. Фотографии эмоциональных состояний людей;2. Карточки с сюжетами для работы в парах;3. Цветные шарики разных цветов, для определения настроения.
Ход занятия
1. Приветствие
«Привет, я  думаю, ты любишь…»
2. Разминка
«Я психологом родился…» Модификация известной детской игры «Я садовником родился…». Детям присваиваются определенные привлекательные качества ( можно по договоренности написать их на листках, чтобы не забыли остальные), и водящий из числа детей произносит зачин: « Я психологом родился, не на шутку рассердился, все черты мне надоели, кроме…» А дальше: доброта, верность, уважение, щедрость и т.д. Дети придумывают свое качество .
3. Основная часть
Введение понятия
– Как вы думаете, физическое и психологическое здоровье связаны между собой?  Как?– Сегодня мы познакомимся с понятием «эмоциональная грамотность» – Как вы думаете, Что это такое? (Умение понимать свои чувства и чувства другого человека)Эмоциональная грамотность – одна из предпосылок  психологического здоровья– А зачем нам это нужно делать? (Непонимание чувств другого человека может привести к конфликту).– А какие чувства может испытывать человек:
Когда читает книгу (Интерес)
Когда наблюдает за восходом солнца? (Восхищение)
Когда задумывается о будущем? (Страх, грусть)
Когда идет на экзамен? (Волнение)
– Да, эмоции нам нужны и мы должны правильно их различать, чтобы не наделать ошибок.
Разбор ситуации
«Оставшись как-то одна дома, Маша решила помыть посуду и нечаянно разбила любимую чашку. Очень ей стало стыдно, расстроилась Маша, забилась в уголок между диваном и шкафом. Пришла мама, увидела разбитую чашку, стала искать Машу, раскричалась: «Ни стыда у тебя, Маша, ни совести! Мало того, что чашку разбила, так еще и прячешься от меня, уходишь от ответа!» Расплакалась тут Маша. А мам еще больше рассердилась: «Ах, так ты еще и плачешь, себя жалеешь?!»– В чем ошиблась мама? А Маша? А почему они не поняли друг друга?– Как нужно было поступить им обоим?
Тренировка поведения
– Сейчас я попрошу вас побыть в роли психологов и разобраться в ситуациях.
(Работа в парах)
Разбор ситуаций в кругу. 
– А у вас были в жизни такие ситуации? Как вы из них выходили?   – А как можно узнать о эмоциональном состоянии человека? (По мимике)– Сейчас мы попробуем отгадать те чувства, которые написаны у вас на карточках.
Работа с фотографиями
Как вы думаете, какие чувства и эмоции переданы на фотографиях? – 7 мин.– Какие эмоции было показывать легче положительные или отрицательные?
Игра «Карусель»
– Перед вами человек, который чем-то расстроен и никак не может успокоиться. Успокойте его.– Перед вами человек , которого вы видели последний раз в детском саду, причем сразу не узнали его.– На школьном дворе вы видите дерущихся ребят из вашего класса. Увидев вас, один из них убежал, а другой остался. Заговорите с ним, постарайтесь узнать причину конфликта.– Перед вами друг, с которым вы поссорились, но который стремиться с вами помириться. Поговорите с ним.– Поделитесь с вашим другом каким-нибудь радостным событием.
Упражнение «Мусорное ведро»
– Для чего я поставила эту корзину?– Зачем нужно избавляться от мусора?– А если представить себе жизнь без мусорного ведра, что произойдет?– Так же и с чувствами. У каждого из нас могут накапливаться чувства, ставшие ненужными, бесполезными. А некоторые сами любят копить чувства. Например, обиды и страхи.– Сейчас на листочках напишите любое из старых ненужных чувств  и выбросите в корзину. А листочках напишем «Я боюсь…», « Я обижаюсь …». Сверните их в комочки и выбросите.
–  Напоследок – упражнение «Скульптура»
Дети разбиваются на 2 команды. Один из них скульптура, другие – скульпторы. Дети лепят фигуры
– ребенка, который ничего не боится;– ребенка, который всем доволен.
Вы разбиваетесь на две команды. Каждая команда получает задание : вылепить определенную скульптуру. Вы выбираете, кто будет скульптурой, а кто будет лепить, и приступаете к работе. Когда все будет готово, вы покажете, что получилось. Вторая команда должна будет угадать, что заказали первой и наоборот.После упражнения – рефлексия.
Обратная связь
– Спасибо, ребята за занятие. Мы сегодня с вами хорошо потрудились, думаю, вы немного познакомились с «эмоциональной  грамотностью» и сможете использовать ее в своей жизни.
Самооценка эмоционального состояния
– А напоследок, я хотела, чтобы вы взяли на память о нашем занятии воздушный шарик. Но не любой, а того цвета, который соответствует вашему эмоциональному состоянию. Вашему настроению.– А теперь поделитесь вашим настроением с другим человеком.