Программа развивающих занятий Быстрей бы вырасти!



ПРОГРАММА
развивающих занятий
по формированию
внутренней готовности к обучению
«Быстрей бы вырасти!»

Пояснительная записка
Данная программа является продолжением «Хочу в 1 класс!»
Готовность к школе, успех в учебной деятельности определяется не столько развитием интеллектуальной сферы ребенка, познавательными способностями (навыки счета, письма, речи), сколько развитием социального интеллекта:
Эмоционально-волевая зрелость;
Коммуникативная зрелость (навыки общения);
Готовность к произвольной деятельности (регуляция поведения с учетом норм и правил группы в соответствии со своей индивидуальностью, мотивация к учебной деятельности).
Цель программы: Развитие социального интеллекта, формирование психологической готовности детей и родителей к школе.
Задачи программы:
Развитие личностной сферы ребенка.
Развитие навыков общения, произвольности деятельности.
Развитие эмоционально-волевой сферы;
Развитие познавательных процессов.
Развитие памяти, внимания, мышления и воображения.
Проводится во втором полугодии с подготовительной группе совместно с детьми, испытывающими трудности в обучении и общении, а так же с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Примерный тематический план

Тема
Количество часов

1
Знакомство.
1

2/3
Школьник и дошкольник. Осознание детьми своего нынешнего и будущего статуса.
2

4/5
Для чего ходят в школу.
2

6/7
Оценка. Формирование реалистичного восприятия
2

8/9
Учимся работать дружно. Знакомство учащихся с навыками конструктивного общения
2

10/11
Учебное сотрудничество.
2

12/13
Закрепление позитивного эмоционального отношения к школе и обучению.
2

14/15
Развитие умения учиться.
2

16/17
На пороге школьной жизни.
2

всего

17



Занятие № 1

Тема. Знакомство
Имена.
Цель: знакомство.
Один ребёнок подходит к другому и прикасается своими ладошками к его ладошкам и называет своё имя, второй в ответ своё имя и т.д.

Чемодан.
Цель: развитие оперативной памяти
Инструкция: «Девочка Маша отправляется в путешествие. Нам с вами нужно ей помочь собрать чемодан, да так чтобы она ничего не забыла. Сейчас, каждый по очереди будет называть по одной вещи, которую сложим в чемодан, повторяя все названные до него вещи».

Запомни рисунок
Цель: развить образную память
Инструкция: «Я выполню на листе несложный рисунок (дом, рожицу, дерево) и покажу его в течении 5 секунд. Вы должны как можно точнее скопировать его. Затем ты рисуешь, мы копируем».

«На море»
Цель: расслабление
«На море плещутся волны маленькие и большие(сцепленные в замок руки рисуют волны . По волнам плывут дельфины(волнообразные движения всей рукой вперёд0. Они сначала вместе, а потом по-очереди ныряют в воду-один нырнул, другой (поочерёдные волнообразные движения рук). За ними плывут их дельфинята (руки согнуты в логтях, прижаты к груди, кисти рук выполнят синхронные волнообразные движения вперёд) Он ныряют вместе и поочереди. Вот так двигаются их хвостики (каждый пальчик поочерёдно совершает волнообразные движения) Вместе с дельфинами плавают медузы (руки сжаты в кулаки, резко разжимаются). Все они танцуют и смеются (вращение рук в лучезапястных суставах))»


Занятие № 2/3

Тема. Школьник и дошкольник. Осознание детьми своего нынешнего и будущего статуса. «Развитие концентрации внимания»
Беседа: «Чем дошкольник отличается от школьника?»
Грецкие орехи.
Цель: разогрев, развитие внимания.
Инструкция: «Возьмите себе по одному ореху. Внимательно рассмотрите его, запомните все особенности. Очень внимательно. Теперь посмотрим на сколько хорошо вы запомнили свой орех. Найдите свой орех».

Кто быстрее?
Цель: развитие распределения и концентрации внимания.
Инструкция: «Каждый получает одинаковый текст. В этом тексте вы должны быстро и точно вычеркивать все буквы о и обвести в кружок все е. Посмотрим, кто быстрее это сделает».

Мысленные образы и эмоции
Цель: обучить связывать мысленные образы с эмоциями
Инструкция: «Я вам буду говорить фразы, а вы после каждой закройте глаза и представьте себе соответствующую картинку».
Собака, виляющая хвостом
Муха в вашем супе
печенье в коробочке в виде ромба

Исключение лишнего
Цель: развитие операций мышления (обобщения, анализа, синтеза)
Инструкция: «Найдите лишнее слово. Почему оно лишнее?»
1Дряхлый. Маленький, старый, изношенный, ветхий

Систематизация
Цель: разминка, развитие умения систематизировать слова по определенному признаку
Инструкция: «Сейчас я буду называть слова, если среди них вы услышите слово, обозначающее ягоду, то хлопните в ладоши».
Капуста, земляника, яблоко, груша, смородина, малина, морковь, клубника, картофель, укроп, черника, брусника, слива, клюква, абрикос, кабачок, апельсин, ананас.
«Сейчас я буду называть слова, если услышите слово, относящееся к ягодам, хлопните 1 раз, если к фруктам – 2.»

Пуговица
Цель: развитие памяти
Инструкция: «У каждого из вас два одинаковых набора пуговиц и игровое поле из 9 квадратов. первый выкладывает на своем поле три пуговицы, остальные смотрят и запоминают. после этого первый закрывает листком сое поле, а остальные должны на своих полях воспроизвести то же расположение пуговиц».

Испорченный телефон
Цель: развитие памяти
Инструкция: «Посмотри внимательно на эту картинку и запомни все, что на ней нарисовано, как можно более точно. Тебе предстоит рассказать содержание ее следующему».
«Сейчас тебе расскажут содержание картинки. Постарайся как можно более точно запомнить, так как тебе придется пересказать ее следующему. Переспрашивать рассказывающего нельзя. Запоминай все так как тебе рассказали». Показывается картинка.

Осознание словесного материала
Цель: осознание словесного материала
Инструкция: «Сейчас я буду читать слова, услышав слово, представьте себе внешний вид данного предмета, его вкус, запах, звуки, которые он может издавать и т. д.»
бумага
гнездо
кот
колесо
палка
фильм
блин
Лабиринты
Цель: развитие внимания
Инструкция: «Перед вами 5 лабиринтов. Обратите внимание на лабиринт № 1. Вам нужно провести ручкой путь к Х как можно быстрее. Закончив 1 лабиринт, переходите к следующему».




Занятие № 4/5

Тема. Для чего ходят в школу.

Беседа: «Для чего люди ходят в школу? Надо ли готовиться к школе? Как? Помогут ли наши тренировки стать внимательнее, сообразительнее, умнее и добрее?»
5 изменений
Цель: эмоциональная разрядка, развитие поведенческой внимательности
Инструкция: «Разбейтесь на пары. Встаньте рядом спиной друг к другу. И поменяйте на себе 5 вещей (что-нибудь в одежде, прическе, украшениях). Главное чтобы у каждого было 5 изменений. Поворачивайтесь друг к другу лицом и ищите, что изменилось».

Способы применения предмета.
Цель: развитие креативности мышления, разогрев.
Инструкция: «Всем вам известен такой предмет как газета. Её, как правило, используют для чтения. А теперь подумайте как еще можно необычно, нестандартно применить этот предмет. Каждый по одному применению».

Исключение лишнего
Цель: развитие операций мышления (обобщения, анализа, синтеза)
Инструкция: «Найдите лишнее слово. Почему оно лишнее?»
1Дряхлый. Маленький, старый, изношенный, ветхий

Пол. Нос. Потолок.
Цель: развитие переключения внимания
Инструкция: «Я буду показывать и говорить, а вы должны смотреть на меня, но делать то, что я говорю, а не показываю».

Запомни картинки
Цель: осознание визуального материала, развитие зрительной памяти.
Инструкция: «Рассмотрите рисунки 1-й строки и постарайтесь их запомнить. (Через 30 сек) Нарисуйте по памяти то, что запомнили».

Осознание словесного материала
Цель: осознание словесного материала
Инструкция: «Сейчас я буду читать слова, услышав слово, представьте себе внешний вид данного предмета, его вкус, запах, звуки, которые он может издавать и т. д.»
счастье
шерсть
телега
волосы
роза
платок
слеза
ботинок

Занятие № 6/7

Тема. Оценка. Формирование реалистичного восприятия
Беседа: «Что делать, если что-то не получается?»
Мысленные образы и эмоции
Цель: обучить связывать мысленные образы с эмоциями
Инструкция: «Я вам буду говорить фразы, а вы после каждой закройте глаза и представьте себе соответствующую картинку».
Молния в темноте
Пятно на любимой рубашке (юбке)
Капли, сверкающие на солнце.
2 текста
Цель: развитие концентрации внимания
Инструкция: «Я вам сейчас прочту текст. Слушайте внимательно и постарайтесь его содержание. Сейчас я вам прочту этот же текст, но с некоторыми изменениями. Ваша задача слушать внимательно и найти эти изменения».

3 слова.
Цель: развитие мышления.
Инструкция: «Я вам назову 3 слова (карандаш, медведь, лодка), из которых нужно будет составить и записать как можно больше предложений. Старайтесь, чтобы предложения были сложными и интересными
Исключение лишнего
Цель: развитие операций мышления (обобщения, анализа, синтеза)
Инструкция: «Найдите лишнее слово. Почему оно лишнее?»
1Дряхлый. Маленький, старый, изношенный, ветхий

Подбери слова
Цель: развитие способности выделять родовые и видовые понятия
Инструкция: «Назови одним словом»
Нос, глаз, ухо, рот
Земляника, клубника, черника, арбуз
Петух, воробей, ворона, чайка
Кит, лев, осел, кот


Простые аналогии
Цель: развитие умения устанавливать связи между понятиями.
Инструкция: «Лошадь относится к жеребенку так же, как корова относится к»


Занятие № 8/9

Тема. Учимся работать дружно. Знакомство учащихся с навыками конструктивного общения
Беседа: «С кем бы ты хотел сидеть за одной партой и почему?»
Запоминание предметов
Цель: Тренировка непроизвольного запоминания, разогрев
Инструкция: «Тебе на короткое время будут предъявлены несколько предметов. Постарайся запомнить их. Теперь отвернись. Что изменилось?»

Исключение лишнего
Цель: развитие операций мышления (обобщения, анализа, синтеза)
Инструкция: «Найдите лишнее слово. Почему оно лишнее?»
1.Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр
Дряхлый. Маленький, старый, изношенный, ветхий

Испорченный телефон
Цель: развитие памяти
Инструкция: «Посмотри внимательно на эту картинку и запомни все, что на ней нарисовано, как можно более точно. Тебе предстоит рассказать содержание ее следующему».
«Сейчас тебе расскажут содержание картинки. Постарайся как можно более точно запомнить, так как тебе придется пересказать ее следующему. Переспрашивать рассказывающего нельзя. Запоминай все так как тебе рассказали». Показывается картинка.

Пиктограмма
Цель: развитие опосредованного запоминания
Инструкция: «Я вам сейчас прочту 10 слов. Вам нужно будет на каждое слово нарисовать картинку, которая поможет вам вспомнить слово. Запишите, названные мною слова, пользуясь своими картинками».
Веселый праздник
Дружба
Болезнь
Семья
Развитие
Животное
Город
Обман
Работа
Солнечный день
Запомни картинки
Цель: осознание визуального материала, развитие зрительной памяти
Инструкция: «Рассмотрите рисунки 1-й строки и постарайтесь их запомнить. (Через 30 сек) Нарисуйте по памяти то, что запомнили».

Исключение лишнего
Цель: развитие операций мышления (обобщения, анализа, синтеза)
Инструкция: «Найдите лишнее слово. Почему оно лишнее?»
1Дряхлый. Маленький, старый, изношенный, ветхий


Исключение лишнего
Цель: развитие операций мышления (обобщения, анализа, синтеза)
Инструкция: «Найдите лишнее слово. Почему оно лишнее?»
1Дряхлый. Маленький, старый, изношенный, ветхий

Загадки.
Цель: развитие мыслительных операций
Инструкция: «Придумай загадку про любой предмет из окружающей обстановки, указав его форму, то из чего он сделан и величину (больше, меньше чего-то). Балл присуждается, если загадка составлена правильно и кто-то из игроков ее разгадает».

Сходства и различия
Цель: развитие анализа и синтеза.
Инструкция: «Сравните между собой предметы и понятия».
Картина и фотография





Занятие № 10/11

Тема. Учебное сотрудничество.
Беседа: «Надо ли быть дружным, помогать соседу и товарищам?»
«Бух!».
Цель: развитие способности распределять внимание.
Инструкция: «Все кладут руки на свои колени. Нужно хлопать ладонями по своим коленям всем вместе в определенном ритме. Одновременно с хлопками в такт хлопку вы должны хором считать от единицы и дальше по возрастанию.
На каждый хлопок произносится следующее по порядку число. Исключение составляют числа 2,4,6,8. Вместо этого участники должны произносить слово «БУМ!» и хлопать в ладоши, а не по коленям.

Корректура.
Цель: развитие внимания
Инструкция: «В тексте, который я вам предложу допущено масса ошибок. Найди букву С и подчеркни»

Исключение лишнего
Цель: развитие операций мышления (обобщения, анализа, синтеза)
Инструкция: «Найдите лишнее слово. Почему оно лишнее?»
1Дряхлый. Маленький, старый, изношенный, ветхий

Способы применения предмета.
Цель: развитие креативности мышления, разогрев.
Инструкция: «Всем вам известен такой предмет как газета. Её, как правило, используют для чтения. А теперь подумайте как еще можно необычно, нестандартно применить этот предмет. Каждый по одному применению».
Подбери слова
Цель: развитие способности выделять родовые и видовые понятия
Инструкция: «Назови одним словом»
1)Стол, диван, кресло, стул
2)Понедельник, воскресенье, среда, четверг

Испорченный телефон
Цель: развитие памяти
Инструкция
«Посмотри внимательно на эту картинку и запомни все, что на ней нарисовано, как можно более точно. Тебе предстоит рассказать содержание ее следующему».
«Сейчас тебе расскажут содержание картинки. Постарайся как можно более точно запомнить, так как тебе придется пересказать ее следующему. Переспрашивать рассказывающего нельзя. Запоминай все так как тебе рассказали». Показывается картинка.

Узнавание
Цель: развитие узнавания зрительного материала
Инструкция: «Посмотрите внимательно на рисунок и запомните изображенные предметы. Назовите их по памяти. Найдите запомненные фигуры на этом рисунке».





Занятие № 12/13

Тема. Закрепление позитивного эмоционального отношения к школе и обучению.
Беседа: «Как стать умным?»
Исключение лишнего
Цель: развитие операций мышления (обобщения, анализа, синтеза)
Инструкция: «Найдите лишнее слово. Почему оно лишнее?»
1Дряхлый. Маленький, старый, изношенный, ветхий

Испорченный телефон
Цель: развитие памяти
Инструкция: «Посмотри внимательно на эту картинку и запомни все, что на ней нарисовано, как можно более точно. Тебе предстоит рассказать содержание ее следующему».
«Сейчас тебе расскажут содержание картинки. Постарайся как можно более точно запомнить, так как тебе придется пересказать ее следующему. Переспрашивать рассказывающего нельзя. Запоминай все так как тебе рассказали». Показывается картинка.


Отгадай предмет
Цель: развитие мышления
Инструкция: «Сосед справа задумывает любой предмет, находящийся в комнате. Ты должен, задав не более 5 вопросов, на которые можно ответить только «да» или «нет», отгадать, какой предмет задуман.»

Упр. «Падишах»
Цель: Развитие активности, творческих способностей
Водящий играет роль падишах. Он сидит на центральном месте. Др.участники приносят ему воображаемый подарок или концертный номер.

Исключение лишнего
Цель: развитие операций мышления (обобщения, анализа, синтеза)
Инструкция: «Найдите лишнее слово. Почему оно лишнее?»
1Дряхлый. Маленький, старый, изношенный, ветхий

Найди общее слово
Цель: развитие способности обобщать
Инструкция: «Каким общим словом можно назвать следующие слова?»
1)Вера, надежда, Любовь, Елена
2)а, б, 7, в,


Занятие № 14/15
Тема Развитие умения учиться.

Картинки
Цель: тренировка наглядно-образного запоминания
Инструкция: «Сейчас я вам покажу картинку из 9 фигур. Посмотрите внимательно и постарайтесь запомнить все фигуры и их расположение за 5 секунд. Какие изменения произошли на второй картинке».

Пиктограмма
Цель: развитие опосредованного запоминания
Инструкция: «Я вам сейчас прочту 10 слов. Вам нужно будет на каждое слово нарисовать картинку, которая поможет вам вспомнить слово».
Город
Небо
Обед
Праздник
Зима
Машина

Проверка пиктограммы
Цель: развитие опосредованного запоминания
Инструкция: «Запишите, названные мною слова, пользуясь своими картинками».

Исключение лишнего
Цель: развитие операций мышления (обобщения, анализа, синтеза)
Инструкция: «Найдите лишнее слово. Почему оно лишнее?»
1Дряхлый. Маленький, старый, изношенный, ветхий

Способы применения предмета.
Цель: развитие креативности мышления, разогрев.
Инструкция: «Всем вам известен такой предмет как ????. А теперь подумайте как еще можно необычно, нестандартно применить этот предмет. Каждый по одному применению».

Упр. «Школа»
Участники получают роли- послушного, упрямого, озорног ученика , учителя. Роли в игре отличаются от тех, которые свойственны ребёнку в жизни. Разыгрывается сюжет из школьной жизни

Исключение лишнего
Цель: развитие операций мышления (обобщения, анализа, синтеза)
Инструкция: «Найдите лишнее слово. Почему оно лишнее?»
1Дряхлый. Маленький, старый, изношенный, ветхий


Занятие № 16/17

Тема. На пороге школьной жизни.

Устойчивость внимания
Цель: развитие устойчивости внимания
Инструкция: «На бланке вы видите ряд линий, перепутанных между собой. ваша задача проследить каждую линию слева направо и у правого конца поставить тот номер, который стоит в бланке у левого конца. следить за линиями надо только глазами. Помогать пальцем, карандашом нельзя. старайтесь работать быстро и не делать ошибок».

Исключение лишнего
Цель: развитие операций мышления (обобщения, анализа, синтеза)
Инструкция: «Найдите лишнее слово. Почему оно лишнее?»
1Дряхлый. Маленький, старый, изношенный, ветхий

Испорченный телефон
Цель: развитие памяти
Инструкция «Посмотри внимательно на эту картинку и запомни все, что на ней нарисовано, как можно более точно. Тебе предстоит рассказать содержание ее следующему».
«Сейчас тебе расскажут содержание картинки. Постарайся как можно более точно запомнить, так как тебе придется пересказать ее следующему. Переспрашивать рассказывающего нельзя. Запоминай все так как тебе рассказали». Показывается картинка.

Сходства и различия
Цель: развитие анализа и синтеза.
Инструкция: «Сравните между собой предметы и понятия».
Утро и вечер

Упр. «Каким я буду через год»
При обсуждении отмечаются и усиливаются позитивные реальные предположения

Исключение лишнего
Цель: развитие операций мышления (обобщения, анализа, синтеза)
Инструкция: «Найдите лишнее слово. Почему оно лишнее?»
1Дряхлый. Маленький, старый, изношенный, ветхий

Совместный рисунок
«Какими мы будем через год» На общем ватмане рисуют все








Литература:

Битянова М.Р. «Адаптация ребёнка к школе: диагностика, коррекция, реабилитация», Москва, Образовательный центр, 1998
Самоукина Н.В. «Игры в школе и дома»Москва, 1995
Слободяник Н.П. «Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении», Москва. 2004
Тесты для детей, сборник тестов и развивающих упражнений. Составители МюН. Ильина, Л.Г.Парамонова.- СПб.: «Дельта», 1997
«Школьный психолог»№ 16, № 22, 2008




















13PAGE 15


13PAGE 141115