Конспект непосредственно образовательной деятельности во 2 младшей группе по познавательному развитию. Тема « Чёрный стриж».

Конспект непосредственно образовательной деятельности во 2 младшей группе по познавательному развитию.
Тема « Чёрный стриж».
Цель: Содействовать познавательному развитию детей.
Задачи:
1. Познакомить детей с перелётной птицей чёрным стрижом; закрепить знания о зимующих и перелётных птицах.
2. Развивать у детей познавательный интерес к жизни птиц; развивать память, умение слушать.
3. Воспитывать любовь к природе; проявлять внимание ко всему живому; формировать доброжелательность.
Предварительная работа: рассматривание наглядно-дидактических пособий с изображением перелётных и зимующих птиц; чтение художественной литературы о птицах; загадки; дидактические игры, прослушивание аудиозаписи с голосами птиц.
Дидактический материал: муляжи зимующих птиц, плоскостная фигура чёрного стрижа, плоскостная фигурка снежинки, магнитофон, магнитная доска, сочок, ленточка, пальма.
Ход НОД.
Дети по дорожке заходят в лес.
Воспитатель: «Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями. Сегодня мы отправимся в путешествие в лес. (Дети по дорожке заходят в лес. На ковре расставлены муляжи деревьев, пенёчки. На деревьях муляжи птиц. Дети рассматривают красоту убранства леса.). Дети садятся на пенёчки.
Воспитатель: « Какое сейчас время года? ( Зима.) Кто же сейчас хозяйничает в лесу? ( Входит Зимушка-зима ). Здоровается с детьми. Рассказывает, что она украсила так лес. (Включается музыка с шумом леса и голосами птиц). Зима: « Скажите, что вы слышали? (Голоса птиц). Посмотрите, на деревьях в моем лесу живут птицы. Какая красивая снежинка. А что в ней? Загадки. Я загадаю вам загадки, а вы попробуйте их отгадать.
Черненькая шапочка, Костюмчик пестрый,
Тоненькие лапочки. Носик острый.
Галстук есть у птицы Сам небольшой
Кто она? Доктор лесной.
(синица). (дятел).

Очень шустрый, суетливый, Птицу с грудкой красной
Разговорчивый, крикливый. Знают все прекрасно.
По дорожке прыгает, Любит птица кочевать,
« Чик-чирик!»- чирикает. И рябину объедать.
(воробей). ( снегирь).
Эти птички с хохолком
И красивые притом
На рябину прилетели
Птички эти-
(свиристели).
( Подходим к деревьям и рассматриваем муляжи птиц). Зима: «Какие птицы? ( Это - зимующие.) А почему так их называют? (они не улетают в теплые края, а остаются зимовать. А другие улетают - они перелетные).
Зима: « А теперь, я хочу с вами поиграть в игру. ( Подвижная игра «Перелетные и зимующие птицы.) Дети проходят на «полянку». Теперь «птички» сели в гнездышки. (Дети садятся на стулья).
Воспитатель: « Мы так замерзли в лесу, а хочется на солнышке погреться.» Зима: «Я ведь волшебница. Закройте глаза. Я дотронусь волшебной палочкой до вас, и вы перенесётесь в Африку.
( Вносится пальма, магнитная доска с изображением черного стрижа).
Звучит волшебная музыка.
Воспитатель: «Вот мы и в жаркой Африке. Сюда прилетает переждать нашу зиму птичка. Сегодня о ней мы и поговорим, о перелётной птице – черном стриже. Давайте его рассмотрим: среднего размера, крылья длинные, хвост как вилочка, ножки коротенькие (показать на ленточке.) ему тяжело ходить по земле, он ползет и помогает крыльями. Если он упал на землю и не может взлететь, то может погибнуть. Оперение темное и лишь на подбородке светлое пятнышко, клюв черный. Он очень быстро летает (самая быстрая птица России). Он даже спит на лету. Черный стриж улетает в далекую страну Африку, где пережидает, когда у нас закончится зима. Возвращается домой он самый последний. Прилёт стрижей свидетельствует об окончательном наступлении теплой погоды. Послушайте стихотворение, которое я сочинила для вас сама.
Черный стриж, черный стриж. Там птенцов своих растить,
Поздно с Африки летишь Быстро их летать учить.
Нужно раньше прилетать, Чтобы осенью суметь
Чтобы домик свой занять. На зимовку улететь.
( Авторское)
Воспитатель: Эти птицы живут как в лесу, так и в городах. Скажите, а где они поселяются в городе (В скворечниках, в нишах домов, на чердаках). Живут они семьями. Вьют гнезда очень интересно. Собирают мусор, склеивают слюной. И прилетают всегда в один и тот же домик. Если его заняли другие птицы, то стриж их выгоняет. И уже в домике выводят птенцов. А кормят их так. Стрижи быстро летают и на лету, широко открыв клюв, ловят мошкару. Как будто сачком. ( Показать сочок). А потом несут птенцам. Птенцы подрастают и улетают вместе с родителями в Африку. Отгадайте загадку: « Что за птица на ходу, быстро ловит мошкару?» Верно, стриж.
А сейчас мы поиграем в игру « Небылицы». А что это такое? ( Правильно, то чего быть не может).
Птенцы высиживают яйца. ( Нет, птицы)
Из яиц птиц вылупляются крокодилы. ( Нет, птенцы)
Стриж живет в будке. ( Нет, в скворечнике,)
Птенцы учат летать взрослых птиц. ( Нет, наоборот).
Скажите, можно обижать птиц и все живое? (Нет.) А что нужно делать? (Беречь, кормить). Молодцы, ребята. А теперь нам нужно вернуться назад. Зима забыла свою палочку волшебную. Я взмахну ей, и мы окажемся дома. ( Встречает нас Зима.).
Зима: « Какую птицу вы в Африке видели. Что это за птица. ( Черный стриж.) Что же вы о нем узнали? ( ответы детей). Вы сегодня хорощо поработали. Я и мои лесные звери приготовили для вас угощение.
( Из-за елки достает корзинку с угощением).






















15