СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ КАЗАХСТАНА В XVIII в.


ИСТОРИЯ КАЗАХСТАНА 8 КЛАСС ________________
Тема урока: СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ КАЗАХСТАНА В XVIII в.
ВНУТРЕННЕЕ И ВНЕШНЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ КАЗАХСКИХ ХАНСТВ В ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XVIII в.
Цель: показать предпосылки присоединения Казахстана к России: подвести учащихся к выводу о том, что сближение России и Казахстана было взаимовыгодно; показать негативную роль отсутствия единой позиции среди правителей жузов; раскрыть роль Абулхаир хана в процессе консолидации трех жузов; начать работу над развитием системного мышления учащихся и навыков самостоятельной работы на уроке, воспитывать любовь к своей земле, родине.
Метод проведения урока: системный подход.
Материалы и оборудование: портреты ханов Абулхаира, Семеке и Кучука, Жолбарыса; карта
"Казахстан в конце XVII—первой четверти XVIII в."
План урока
I. Знакомство учащихся с целью урока и постановка проблемных заданий.
Проблемные задания записываются на доске. Акцентируем внимание учащихся на том, что после того, как они прослушают объяснение нового материала и сделают соответствующие записи в тетрадях, им предстоит ответить на следующие вопросы:
1. Какие социально-экономические и политические факторы способствовали сближению Казахстана и
России?
2. Какие трудности стояли на пути сближения России и Казахстана?
II. Работа с таблицей системного подхода.
На доске чертится таблица. Центральная часть заполняется учителем в ходе объяснения нового материала (основного содержания параграфа). Параллельно с учителем учащиеся делают записи в своих рабочих тетрадях.
Тема Внутреннее и внешнее положение казахских ханств в первой четверти XVIII в.
Основное содержание Строительство военно-опорных пунктов в Верхнем Прииртышье. Заинтересованность России в природных ресурсах Казахстана. Строительство укрепленных пунктов на границе с Казахстаном. Развитие транзитной торговли России, проходящей через казахские степи.
Анализ данных 1. Социально-экономические и политические предпосылки присоединения казахских земель. 2. Внутреннее положение казахских ханств. 3. Роль Абулхаир хана в консолидации казахского общества.
Влияющие факторы 1. Стремление России к расширению границ на Востоке. 2. Установление и расширение экономических и дипломатических связей между Россией и среднеазиатскими странами. 3. Русско-шведская война 1701—1721 гг. 4. Борьба казахских ханств с ойратскими завоевателями.
Проблемы Военно-колонизационные мотивы России. Осень 1715 г.— смерть Тауке хана, обособление трех жузов. Вражда между влиятельными султанами, старшинами и независимыми ханами трех жузов.
III. Работа с проблемными заданиями.
Учитель дает учащимся 5—10 мин (в зависимости от подготовленности класса) на решение проблемных заданий. После опроса наиболее правильные и четко сформулированные ответы заносятся на доску учителем, а ребятами — в тетради.
IV. Закрепление:
работа над анализом данных.
I вариант: учащимся задается вопрос: "Что нового мы узнали на уроке, какие вопросы рассмотрели?"
Ответы записываются учителем на доске, а учащимися в тетради в раздел таблицы "Анализ данных".
II вариант: дается задание составить план рассказа учителя с опорой на центральную часть и занести его в раздел "Анализ данных".
V. Работа над рисунком.
Эта часть работы помогает развить абстрактное, ассоциативное, образное мышление у учащегося. Предлагаем ребятам нарисовать в отведенной части схемы или на отдельном листе бумаги то, с чем у них ассоциируется данная тема (портрет политического деятеля, торговый караван, сцена борьбы с ойратскими племенами и т.д.). Эта часть работы может быть проведена как индивидуально, так и с группой. Если времени на уроке не достаточно, эта работа может быть завершена ребятами дома.
Домашнее задание: стр 5-10, проработать документ к параграфу « О казахско -калмыкских отношениях».