Доклад «Формирование нравственно – патриотических чувств дошкольников через проектную деятельность»


Российская Федерация
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА –
ДЕТСКИЙ САД № 87
236006, г. Калининград, ул. Вагнера, 24, тел.:53-14-20, 46-33-50, 53-14-10
ДОКЛАД
«Формирование нравственно – патриотических чувств дошкольников
через проектную деятельность»
Чернышёва Елена Сергеевна
воспитатель
МАДОУ ЦРР д/с№87
г. Калининград
2016 г.
«Давайте детям больше и больше содержания общего, человеческого, мирового, но преимущественно старайтесь знакомить их с этим через родные и национальные явления».
В.Г.Белинский
Наше время отличается огромным засильем всего иностранного, чужеземного в окружающей жизни  человека — в быту, на телевидении, в музыке и т.п. Среда, в которой растут дети, представляет собой хаотичный набор элементов различных традиций и культур, что таит в себе угрозу развития равнодушия, ведь невозможно постигать, понимать и любить всё одновременно. Что-то должно быть в жизни особенным. Этим особенным для наших детей должна являться родная русская культура.      
Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать  полноценного человека. Знакомство с традициями, обычаями русского народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре русского народа, помогает сохранить прошлое. Начинать приобщение к ценностям народной культуры необходимо с малых лет. Детство — это время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры, это наиболее оптимальный период становления личности, где закладываются базовые системы ценностей, формируется мировоззрение, национальное самосознание, нравственно-патриотические позиции. Приобщение детей к народной культуре является средством воспитания у них патриотических чувств и развития духовности.
       Сейчас, с возвращением к нам национальной памяти, все больше хочется знать о русской культуре, о том, как жили наши предки, во что одевались, как отмечали праздники, какие соблюдали традиции, что ели и пили. Родная культура, как отец и мать должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Ознакомление с произведениями народного творчества побуждают в детях первые яркие представления о Родине, о ее культуре, способствуют воспитанию патриотических чувств, приобщают к миру прекрасного. Человек должен гордиться своей Родиной. С самого раннего возраста надо научить детей доброте, терпению, умению помогать другим, воспитывать в них нравственные качества. А для этого надо познакомить их с народными традициями, с историей нашего народа,  с русским народным бытом, историей и культурой родного края, той общественной среды, в которой они живут.
Сейчас дети, начиная с детского возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций, равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю. Недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье. Да и большинство родителей и педагогов сами плохо знают традиции, обычаи русского народа, не всегда проникнуты чувством и пониманием его величия. Нельзя сказать, что педагоги раньше не работали в этом направлении, но каждый делал это индивидуально, так, как представлял сам, и настолько, насколько считал это необходимым. Поэтому, чтобы заложить в ребенке основу народной культуры, понимание народных обычаев и традиций, воспитать осознанные патриотические чувства, мы решили запустить педагогический проект «Карусель».
Цель нашего проекта:
Развитие нравственно-патриотических чувств дошкольников в процессе приобщения к народному творчеству.
Задачи проекта:
Познакомить детей с разнообразием жанров русского народного творчества, с народно-прикладным искусством. Дать представление о традициях русских промыслов, русского фольклора.
Знакомить детей с предметами русского быта, жилищем, народным костюмом.
Привить потребность в изучении традиций, обычаев, быта русского народа.
Воспитывать чувство гордости и любви к Родине, к родному краю, к ее народной культуре и людям, создающим её. 
Заинтересовать и привлечь родителей к участию в мастер-классах, фольклорных праздниках, организации предметно-развивающей среды.
Реализация проекта проводилась по трём направлениям: работа с детьми, работа с педагогами и работа с родителями, которая включала в себя проведение консультаций, родительских собраний, бесед, мастер-классов, творческих выставок, совместных мероприятий.
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Эти корни связывают его с родным домом и ближайшим окружением, поэтому мы решили установить тесное взаимоотношение с родителями наших воспитанников. Было организовано и проведено родительское собрание, цель которого - объяснить актуальность, важность проводимой работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей в ДОУ, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, заинтересовать их и сделать своими союзниками. Сначала активность родителей была достаточно низкая. Одним из первых мероприятий с участием родителей был осенний народный праздник «Кузьминки», в рамках которого прошёл мастер-класс по изготовлению русской куклы Кувадки. На этом мероприятии присутствовали только мама и папа Романа Б., и мама Риммы А. Но уже зимой, во время музыкально-спортивного развлечения «Наша слава – русская держава» родители приняли самое активное участие. Папы участвовали во всех эстафетах вместе с детьми, а мамы – болели за свои команды. Пришли семьи Ани С., Миши Ул., Риты М., Ромы Б., Наташи М. и др.
На начальном этапе проекта был проведен опрос детей на присутствие нравственных ценностей. Анализ педагогической литературы позволил выделить такие категории в нравственном сознании, как «добро-зло», «дружба-вражда», «честность-лживость». Ребят попросили пояснить, как они понимают предъявленные им слова. В опросе участвовало 15 человек и проводился он индивидуально. Объяснили полно все понятия 4 ребёнка, не все понятия объяснили 5 человек, не полно отдельные понятия объяснили 4 человека, отказались это делать 2 человека.
Дошкольникам проще всего было объяснить, что такое «дружба», «зло», «добро» и труднее - «честность», «лживость».
Раскрывая смысл категории «дружба», дети говорили, что это «люди дружат между собой». Очень редко в ответах звучали конкретные проявления дружбы, такие как «никогда не ссорятся, уважают друг друга», «понимают друг друга», «помогают друг другу», «когда дети не дерутся и играют вместе». Часто дети давали только эмоциональную оценку: «это хорошо», «это весело».
Зло дети толковали как связанную с действием - «это когда бьют», «когда убивают», «когда человек делает что-нибудь плохое», «когда все дерутся»; с характеристикой другого человека («это злой человек») или самого себя («это я, когда плохой»), или просто с эмоциональной оценкой явления - «это плохо».
Добро в представлении отвечающих - «когда делают добрые дела», «всем помогаешь», «всех защищаешь», «когда не дерутся», «когда всем уступаешь», «когда ты добрый», «это когда человек хочет помочь в беде», «это когда помогают», «это когда никто не дерется», «никого не обижают». Ответов, связанных только с эмоциональной оценкой предъявленной категории, не наблюдалось.
Ещё мы проводили опрос среди дошкольников, какие из перечисленных категорий они могут проиллюстрировать посредством сказки, пословицы, рассказа. Проанализировав полученные результаты, мы пришли к выводу, что всех детей, участвующих в исследовании, можно распределить на три уровня по знаниям.
Уровни информированности дошкольников в нравственной сфере.
Высокий уровень: широта представлений о наиболее значимых нравственных явлениях и степень сформированности важнейших понятий в этой области. Ребенок активно перечисляет сказки, пословицы, рассказы, знает какому народу, автору они принадлежат. Искреннее проявляет разнообразные чувства по отношению к другим людям и окружающей среде (доброжелательность к товарищу, доброту, отзывчивость).
Средний уровень: узость представлений о наиболее значимых нравственных явлениях и степени сформированности важнейших понятий в этой области. Ребенок рассказывает сказку, рассказ, не зная автора; знает пословицы, но не знает какому народу принадлежит, не всегда может определить ценностные качества игры, правила игры рассказывает с помощью взрослого.
Низкий уровень: отсутствие представления о наиболее значимых нравственных явлениях и низкая степень сформированности важнейших понятий в этой области. Отказывается выполнять задание.
Результаты показывают, что из 15 человек 3 % имеют высокий уровень; 60% - средний уровень, 37 % - низкий уровень.
Таким образом, общий уровень нравственной воспитанности у большинства детей является достаточно низким.
Кроме того, был проведён мониторинг нравственно-патриотического воспитания дошкольников по технологии М. Ю. Новицкой, С. Ю. Афанасьевой. Результаты показывали, что из 15 детей 20% (3 ребёнка) имеют высокий уровень, то есть знают свое имя, фамилию, название города, страны, свой адрес; называют и узнают (по иллюстрации) достопримечательности, зеленые зоны города, 4- 5 улиц, площадей; знают и узнают флаг, герб, гимн России; герб города; называют народные праздники, игрушки, предметы быта; заботятся об окружающей природе, близких, оказывают помощь, проявляют дружелюбие, считаются с интересами товарищей, умеют договориться со сверстниками, анализируют поступки. Имеют представление о членах семьи и ближайших родственниках. 32% имеют средний уровень, то есть знают свое имя, фамилию, название страны, города, свой адрес; флаг, герб, гимн России, герб города; затрудняются назвать достопримечательности, зеленые зоны, улицы, площади города (делают это после пояснений взрослого); затрудняются назвать народные праздники, игрушки; заботятся о близких, проявляет дружелюбие, но не считаются с интересами товарищей, не умеют договориться с ними, не оказывают помощь; анализируют поступки с помощью взрослого. И 48% детей показали низкий уровень, то есть не знают названия страны, города, своего адреса, но узнают флаг, герб, гимн; отсутствуют знания о достопримечательностях родного города; плохо знают названия улиц; не могут назвать народные праздники, игрушки; природные богатства России, природно-климатические зоны; не заботятся об окружающих, не проявляют дружелюбия, не считаются с интересами товарищей, не умеют договориться с ними, не оказывают помощи, не могут анализировать поступки. Иными словами, можно сказать, что на начало проекта уровень сформированности нравственно- патриотических качеств являлся достаточно низким.
Работу по приобщению детей к русской народной культуре решили начать со знакомства с русскими народными традициями, такими как почитание старости, гостеприимства, взаимопомощи, традиций русской кухни. Было проведено мероприятие «Милости просим, гости дорогие!», на котором дети познакомились с традициями русского народа и предметами утвари русской избы. Так же был проведен праздник "Осенины", на котором ребята узнали, что осенины - это народный праздник, который праздновали на Руси. "Осенины- осени именины",- так говорили наши предки.
В октябре состоялось мероприятие под названием "Сказочная Гжель»". Цель мероприятия - воспитать чувство гордости за талант своего народа, уважение к мастерам и желание создавать своими руками коллективную работу – гжельский сервиз. Ребята совершили путешествие в мир красоты, добра, в мир удивительных творений русских народных умельцев. Разделившись на команды, посоревновались в знании народных промыслов. А затем сами стали мастерами и расписали тарелочки по мотивам гжельской росписи.
Провели развлечение для детей "Покровские посиделки". Ребята погрузились в атмосферу народного праздника, познакомились с историей, обычаями и традициями осенних празднеств русского народа. В ноябре состоялся осенний народный праздник "Кузьминки", в рамках которого прошёл мастер - класс с участием родителей по изготовлению русской куклы Кувадки. Дети и родители познакомились с разнообразием русских национальных кукол, их историей, назначением. Во время мероприятия царила атмосфера тепла, уюта и радости. Ребята остались очень довольны проделанной работой и получившимися куколками.
В декабре у наших ребят состоялось знакомство с русскими валенками. Они узнали, что эта уникальная – без начала, баз конца, без шва, без рубца – обувь была всегда в почёте на Руси. Кроме того, дети узнали как делают валенки и как современные модельеры превращают эту обувь в настоящее произведение искусства. А потом ребята сами стали мастерами и украсили свои валеночки красивыми узорами. А ещё был проведён праздник Русского валенка, где ребята смогли полюбоваться настоящими валенками, поиграли в народные игры с ними, узнали немного истории об изготовлении этой чудесной обуви, о традициях связанных с валенками. Закончилось мероприятие дружным чаепитием с русскими оладушками! Зимой весь крещёный мир отмечает радостный и светлый праздник рождества Христова. А самое главное, без чего не обходится сей светлый праздник - это рождественские колядки. Рождественская колядка - это весёлая песня, в которой восхваляется рождение Христа, и прославляются его родители, а в конце звучат пожелания здоровья и счастья хозяевам дома и всем домочадцам. Вот и у нас в детском саду прошли рождественские колядки. Наши ребята ходили по группам, исполняли колядки и везде их встречали с радостью и давали щедрое угощение!
В феврале ребята познакомились с русской Матрёшкой как видом народной игрушки. Они узнали историю создания этой хранительницы исконно русской культуры, познакомились с особенностями внешнего вида и декора наиболее известных промыслов - семёновской и полхов - майданской. А ещё как настоящие мастера - художники расписали своих матрёшек. Кроме того, мы подготовили и провели музыкально-спортивное развлечение "Наша слава – русская держава", на котором активное участие принимали как дети, так и их родители.
В марте ребята познакомились со старинным русским праздником – Масленицей. Ребята узнали, что праздник Масленицы - проводы зимы и встреча весны. Это веселый праздник - с песнями, плясками и играми, с вкусными блинами с медом и сметаной. Русский народ так весело провожает зиму-стужу и встречает весну-красну! Дни Масленицы называют так: понедельник - "Встреча", вторник - Заигрыш", среда - "Лакомка", четверг - "Разгуляй", пятница - "Тещины вечерки", суббота - "Золовкины посиделки", воскресенье - "Прощание". В последний день делали чучело из соломы и тряпья в виде женщины, выносили на окраину села и сжигали. Так прощались с Масленицей. С родными прощание происходило вечером. На прощание приносили пряники, прощаясь, говорили друг другу: "Прости меня, пожалуйста, в чем виноват перед тобою". Прощание заканчивалось поцелуем и низким поклоном. А ещё ребята слушали сказку про Широкую Масленицу, отгадывали загадки про солнышко, а затем выразили свои впечатления на бумаге и нарисовали свою Масленицу.
В апреле дети познакомились с праздником Вербное воскресенье и Пасха. А также своими руками сделали пасхальные открытки.
На май запланировано мероприятие «Русская ярмарка. Город мастеров».
В мае мы провели мониторинг по формированию нравственно-патриотических чувств у дошкольников. Сравнительные результаты отражают следующие данные:
Общий уровень нравственной воспитанности.

Мониторинг нравственно-патриотического воспитания дошкольников по технологии М. Ю. Новицкой, С. Ю. Афанасьевой.

При сравнении результатов были сделаны следующие выводы:
значительно повысился высокий уровень развития, следовательно число детей с низким уровнем развития имеет минимальный показатель или совсем отсутствует. В ходе проведенной работы дети научились осознанно не принимать проявления грубости по отношению к своим близким и друзьям,
у них сформированы представления о ценности труда родителей и близких родственников, о школе, о жизни детей в других странах, о способах поддержания родственных связей, они умеют отличать символы государства (герб, флаг, гимн) от символов других стран, проявляют заботу, любовь и уважение друг к другу, понимают зависимость дружеских отношений сверстников от поведения каждого ребенка.
Таким образом, приобщая детей к истокам русской национальной культуры, мы развиваем личность каждого ребенка, который, надеемся, будет носителем черт русского характера, русской ментальности, так как только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего.
По итогам участия в проекте дети обогащаются знаниями, усвоенными на занятиях и в повседневной жизни по нравственно-духовному и патриотическому воспитанию, проявляют активный интерес к прошлому и настоящему своего народа, своей семьи, родного города, имеют представления о культурных традициях своей семьи, приобретают определённые представления о народных традициях и духовных ценностях русского народа.
В настоящее время этот проект актуален,, так как в семьях вопросы духовно-нравственного и патриотического воспитания не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение. Привлечение семьи к формированию нравственно-патриотических чувств детей требует от педагога особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. Добровольность участия каждого — обязательное требование и условие данного проекта.
С малых лет ребёнок может ощутить причастность к жизни своего народа, почувствовать себя сыном не только своих родителей, но и всего Отечества. Это чувство должно возникнуть ещё до того, как ребёнок осознает понятия «родина», «государство», «общество». Сегодня первоочередная задача всех педагогов воспитывать в детях любовь к родине, к своему городу, к своей семье и друзьям, учить помогать друг – другу, в общем, воспитать настоящего достойного человека – гражданина Российской Федерации.