Знакомим малыша с окружающим миром с помощью психогимнастики.

Психогимнастика.

Психомышечная тренировка на напряжение и расслабление мышц туловища с фиксацией внимания на дыхание.



Цель: Используя специальные игры – задания осуществлять развитие, профилактику и коррекцию различных сторон психики детей.
Посредством различных физических упражнений и движений формировать в детях способность к эмоционально-пластическому самовыражению, перевоплощению в игровой образ, развивать творческие возможности, продуктивное воображение.
Способствовать нормализации и гармонизации общения с окружающим миром.
Воспитывать умение строить позитивные взаимоотношения: быть открытым и чутким, доброжелательным, понимать чувства других, искренне выражать собственные переживания, уметь справляться с жизненными трудностями.
Содействовать физическому, нервно-психическому, эмоционально-эстетическому, социальному развитию детей.



«Солнышко и тучка»
(На напряжение и расслабление мышц туловища)



Солнце зашло за тучку, стало свежо. (Сжаться в комок, чтобы согреться, задержать дыхание)
Солнце вышло из-за тучки. Жарко! (расслабиться, разморило на солнце, на выдохе)



Без фиксации внимания на дыхание.


«Я мороженое ем»
Музыка Е. Тиличеевой

Я мороженое ем,
Сам ем, сам
Никому я не дам! (лизать языком воображаемое мороженое, сжаться, помахать пальчиком)

Просит солнце:
- Дай чуть-чуть!
Хоть лизнуть! (расслабиться, потянуться к солнцу)
Я не дам! Ем сам!
Никому не дам! (пожадничать, сжаться, помахивание головой)
Солнце жарче,
Солнце ближе
И мороженое лижет (расслабиться, лизать язычком)
И оно
Как назло
От меня
Поползло! (расслабленное оседание вниз)
По губам, по рукам, по штанам! (показывая руками, лежим, растеклись)
Мы мороженое съели
С солнцем пополам! (широкая улыбка)





«Лицо загорает»
(На напряжение и расслабление мышц лица)



Подбородок загорает (подставить солнышку подбородок)
Летит жучок, хочет сесть на подбородок (поводить мышцами лица, энергично двигая носом и губами)
Жучок улетел (расслабиться)
Нос загорает
Летит бабочка, выбирает, на чей нос сесть (сморщить нос, поднять (подставить нос солнцу, рот полуоткрыт) верхнюю губу кверху)
Брови – качели (двигать бровями вверх – вниз)
Бабочка летела. Спать хочется. (Расслабление мышц лица, не открывая глаз переползти в тень, принять удобную позу).





Комплекс «На зарядку!»
А. Кузнецова


Выразительное движение.

Использование и развитие идеи горизонтального пластического балета «Пластик-шоу» Н. Н. Ефименко
Особое внимание обратить на их выразительность с целью развития двигательного творчества обсудить с детьми варианты возможных движений, изменять их в соответствии с предложениями детей.
Движения в соответствии с текстом.



Солнце встало! Солнце встало!
Просыпайся и вставай,
Сбрось проворно одеяло
Не тянись и не зевай!
На площадку по порядку
Становись скорее в ряд!
На зарядку! На зарядку!
Собираем всех ребят!
Выше руки, шире плечи,
Раз, два, три, дыши ровней!
От зарядки станешь крепче
Станешь крепче и сильней.

И. п. – поза сна, лежа на спине с вытянутыми вверх руками. Все тело, позвоночник и мышцы конечностей расслаблены и спокойны. Руки перенести и вытянуть вдоль туловища, сгибая руки в локтях опереться на предплечья, приподняв верхнюю часть туловища посмотреть «где солнышко?», приподнять голову вверх посмотреть «как оно встало?».
И. п. – сидя на коленях. Имитация «сбрасывания одеяла», движения правой и левой рукой в стороны.
И. п. – стоя на коленях, руки согнуты в локтях. Ладонь одной руки под локтем другой руки, грозить пальцем. Меняем положение рук, встать.
Построение в шеренгу, можно в колонну, в звенья.
И. п. – ноги на ширине плеч, руки на поясе. Наклоны туловища вправо – влево.
И. п. – ноги на ширине стопы. Поднимание рук вверх, на носочки, разведение их в стороны на всей стопе.
И. п. – основная стойка. Наклоны вперед с разведением рук в стороны, не сгибая колени.
Глубокий вдох, полный выдох.
Прыжки на двух ногах на месте, руки на поясе.
Ходьба на месте. Упражнение на дыхание.





«Солнышко умывается»
Э. Мошковская


Самостоятельно, но с необходимой помощью педагога.

Эмоционально-повествовательная интонация.

Воробей умывался
В песок зарывался. (Взмахи руками-крылышками, брызгание на себя, движения головой и руками – «зарывание»)
Котенок мылся –
Весь облизался. (Движения язычком – вниз, вверх, вправо, влево, по кругу в одну сторону и в другую)
Утенок мыться
Пошел в болотце (ходьба в полуприседе, руки отведены назад, внимание осанка)
Ребенок мыться
Пошел в корытце (удобно сидя на полу, набирать в ладошки воду, лить на себя)
Лягушонок –
В луже (прыжки как «лягушонок»)
Слоненок –
В душе (ноги на ширине плеч, ладони с разведенными пальцами приставлены к ушам, наклоны головой вправо – влево)
Слон – великан
Сделал фонтан (поднимание рук вверх, разведение в стороны, полное раскрытие ладоней, выдох, опускание через стороны вниз)


Эмоционально-радостная приподнятая интонация.


А солнце глядело
И мыться хотело (большие глаза, глаза раскрыты, ладошки приставлены к вискам, пальцы разведены)
И в тучку зарылось
Зарылось, зарылось (руки на поясе, ноги чуть расставлены, движения головой вправо – влево)

Эмоционально-загадочная интонация.

Только не мылось (движения головой и пальчиком)
А расшалилось! (шаловливое движение всем телом)



Эмоционально-радостная веселая интонация, игривая.



Играло!
Плескало! (набирание воды в ладошки, поливание себя и всего)
И дождик пошел!
Кап-кап-кап! (постукивание пальчиком по ладони)
Мы спрятались! (дети убегают от дождя, прячутся под зонтик)






«Солнышко»
Русская народная песня в обработке М. Иорданского.

(По подражанию, для малышей)



Солнышко – ведрышко
Выгляни в оконышко (движения пальцами к себе зовем)
Где твои детки? (приподнимание плеч, разведение рук в стороны)
Сидят на запечке (сидя удобно)
Лепешки валяют (имитационные движения ладошками)
Тебя поджидают (поклон с разведением рук в стороны)


Потешку можно использовать в игровой гимнастике «Солнышко» для выполнения упражнений.



Очень актуальная тема для северного солнышка, которое зимой очень надолго прячется от детей.




«Где зимой ты ходишь солнце?»
Музыка Т. Чудовой Слова Е Авдеенко

Мимические картинки.


Грустно-вопросительная интонация.



Где зимой ты ходишь солнце? (сидя ноги по-турецки, разведение рук)
Загляни ты к нам в оконце (призыв руками)
Нет тебя давным-давно (движения головой вправо – влево)
В доме пусто и темно (голова и плечи вперед, разведение рук в стороны, сидя на коленях)
Т когда-то нам светило (поднимание рук вверх)
А теперь ты нас забыло (опускание рук вниз)
Где ты солнышко теперь? (поднимание плеч, разведение рук)
Постучи скорее в дверь! (стучат пальцами правой руки по ладони левой)



Радостно-приподнятая интонация.



Заходи ко мне и к маме (приглашение – вращательные движения рукой)
Посиди немножко с нами! (приглашение – указание рукой)
Где ты солнышко теперь? (поднимание, разведение рук)
Постучи скорее в дверь! (постукивание пальцами левой руки по ладони правой)





Фристайл «Прыг да скок»
Слова Г. Лагздынь Музыка В. Голикова


Полное самовыражение – свободный стиль.
Дети самостоятельно создают свою двигательно-музыкальную композицию «Пластик-шоу», полностью выражают свое понимание музыки и чувство движения: эмоции, движения, мимика.


Зайчик солнечный «Прыг-скок»
Прогуляться вышел
Прыгнул бойко на порог
Пробежал по крыше

Прыг да скок, прыг да скок,
Прыгнул на окошко
Прыг да скок, прыг да скок,
И на нос Тимошке.
Тявкнул весело щенок:
«Зайка поиграем!»
Припустился со всех ног
с развеселым лаем

Прыг да скок, прыг да скок,
Прыгает Тимошка
Прыг да скок, прыг да скок,
А за ними – кошка.

Зайчик прыгнул на диван
Вслед Мурлыка – кошка
Спрятал зеркальце в карман
Озорной Сережка.

И не прыг, и не скок,
Приуныл Тимошка
И не прыг, и не скок,
Дремлет, щурясь, кошка.




«Солнце в небе катится»
Детская песня.
Слова И. Лешкевич Музыка А. Лепина.


Солнце в небе катится
В новом красном платьице
В детский сад спешит оно
Вместе с нами заодно
Вот помедлило немножко
И запрыгнуло в окошко
Раз, два, три, четыре, пять
Как теперь его искать?


Словесное описание действий и движений – речевой рисунок – решение проблемных ситуаций, проба выполнения движений, выполнение движений в комплексе.


«Есть у солнышка друзья»
(Младший возраст)
Слова Е. Каргановой Музыка Е. Тиличеевой



Есть у солнышка дружок –
Голосистый петушок

Хорошо когда дружок -
Голосистый петушок

Есть у солнышка друзья -
Это ты и мы и я.

Хорошо когда друзья –
Это мы и ты и я.





«Про солнышко»
Музыка Л. Шаверзашвили, Слова В. Лебедевой.

Раздается звонкий смех
Светит солнышко для всех
И по дням и по часам
Ярко светит солнце нам!





При проведении работы использованы рекомендации Н. Н. Ефименко «Театр физического развития и оздоровления», М. И. Чистякова «Психогимнастика», учебного центра имени Л. А. Венгера по программе «Развитие»

Заголовок 215