Отчет о внедрении педагогического проекта Технологии профилактики вредных привычек среди детей и подростков с ОВЗ


Отчет о внедрении педагогического проекта
«Технологии профилактики вредных привычек
среди детей и подростков с ОВЗ»
Воспитателя ОГКОУ Измайловской СКОШИ VIII вида
Роговой Елены Сергеевны
Целью данного проекта является определение эффективности профилактики при предупреждении явления наркомании и алкоголизма среди подрастающего поколения.
Объект исследования – подростковая наркомания и алкоголизм
Предмет – технологии профилактики вредных привычек среди детей с ограниченными возможностями здоровья.
Цель исследования – охарактеризовать особенности детской наркомании и алкоголизма как социальной проблемы и предложить программу профилактики данного явления.
В качестве основной гипотезы исследования выступало предположение о том, что организация педагогической работы по профилактике вредных привычек у детей с ОВЗ будет успешной, если:
- она неразрывно связана с формированием навыков здорового образа жизни, отношением к своему здоровью и здоровью окружающих как к важнейшей социальной ценности;
- в качестве основных принципов при создании педагогической профилактической программы выступают такие, как целесообразность, системность, дифференцированность, доступность.Объект, предмет, цель и гипотеза исследования позволили определить следующие задачи:
1.Изучить состояние рассматриваемой проблемы посредством психолого-педагогической литературы.
2. Подобрать психолого-педагогические методики диагностики по выявлению типа личности, уровня самооценки, уровня зависимости от алкоголя, табакокурения и наркомании у детей.
4. Разработать и апробировать программу по профилактике вредных привычек детей с ОВЗ.
3. Обобщить полученные результаты .Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений на разных этапах исследования использовался комплекс взаимодополняющих  методов исследования:
- аналитические (теоретический анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы);- диагностические (наблюдение, анкетирование, тестирование);
- формирующие (моделирование, эксперимент);
- статистические (анализ и обработка данных ).
Для подтверждения гипотезы применялись следующие методы:
методы обучения:
- диалогические формы обучения (беседы, обсуждения, ); - проблемные ситуации;
- познавательные и дидактические игры, игровые технологии;
- информационно-коммуникативные технологии;
- наглядный, демонстрационный, аудио- и видеоматериал;
- сочетание индивидуальных, групповых и фронтальных форм учебной работы;
- создание ситуации успеха на занятии;
- анализ жизненных ситуаций, обращение к личному опыту ученика;
- создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке;
- поощрение учащихся.
методы и техники психологического воздействия:
- сказкотерапия (анализ сказок и рассказов, групповое сочетание историй, драмматизация сказок);
- арт-терапия (свободное и тематическое рисование,); - игровые методы (деловые, сюжетно-ролевые, игры- драматизации);
- беседы;
- социально-психологический тренинг;
- психогимнастика,
- «круглые столы»;
- «мозговые штурмы»;
- анкетирование;
- визуализация (наблюдение).
Констатирующий эксперимент
Для разработки программы было проведено экспериментальное исследование на базе Измайловской специальной (коррекционной) школы-интерната VIIIвида.
С применением методик диагностико-психологического обследования(тесты Кулинич Г.Г., тест Дж.Голланда, анкетирование) нами (совместно с психологом) были обследованы воспитанники 6 группы. Дети в количестве 12 человек, в возрасте от 10-12 лет. Целью диагностики являлось выявление склонности к отклоняющему поведению подростков, наличие определенных акцентуаций характера. В результате обследования у основной массы детей были выявлены следующие качественные типы нарушений:
Особенности эмоциональной сферы: повышенная эмоциональная возбудимость, самоконтроль и произвольность поведения не сформированы, неадекватность эмоциональных реакций, колебание настроений.
Особенности личностной сферы: потребность в общении не проявляется, на контакт идут с трудом, конфликтны в поведенческих реакциях, в ситуациях затруднений проявляют агрессию.
С помощью диагностик мы определяли степень информированности молодых людей по проблеме вредных привычек, выявили факторы, влияющие на формирование позитивного отношения к употреблению психоактивных веществ.1 этап. Первичная диагностика
Цели:
Определение у участников наличие склонности к отклоняющему поведению ,ориентированного уровня употребления наркотиков, алкоголя и др. ПАВ, знаний о них, навыка отказа от них, отношение подростков с ограниченными возможностями к принятию различного рода наркотических веществ.
Изучение уровня самооценки участников программы.
определение социальной направленности личности.
Для реализации целей были определены методы исследования:
- анкетирование;
- тесты.
1.Анкета, включающая в себя три блока:
общие сведения о детях и подростках с ограниченными возможностями;
выявление уровня знаний, мотивов проб и отказов от наркотиков и алкоголя;
выяснение проблем, с которыми сталкиваются дети и подростки с ОВЗ.
2. Тесты на предрасположенность подростков к употреблению ПАВ, никотиновой зависимости.
3. Методика «Самооценка уверенности в себе»
4 .Тест Дж. Голланда на определение типа личности.
Анализ результатов первичной диагностики:
Анкетирование. Позволило установить следующее:
Анализ данных опросов о частоте, мотивах, поводах, особенностях употребления наркотиков и алкоголя позволил установить:
Во – первых, употребление спиртных напитков подростками начинается очень рано. 66,4% обследуемых первое свое употребление спиртных напитков относят к возрасту до 14 лет. Отсюда видно, что почти каждый подросток подвержен развитию у него алкоголизма. Пугает частота потребления спиртного, при этом девушки лишь немного уступают в частоте потребления, чем юноши, а это будущие матери. Анализ данных о частоте и динамике потребления показывает, что алкоголепотребление среди молодежи носит регулярный, традиционный характер.
Во-вторых, причины употребления подростками алкоголя – чаще всего следствие неорганизованного досуга, безделья, безнадзорности, которые создают благоприятную почву для развития различных пороков, в том числе и пьянства. Не умея, а не редко и не имея возможности заполнить чем-то интересным свое свободное время, не зная, на что направить запас молодой энергии некоторые подростки бесцельно слоняются по улицам собираются во дворах домов, «организуют» выпивки.

В-третьих, не смотря на всю массовость и распространенность среди подростков употребление спиртных напитков в процессе исследования выявлен интересный факт: все исследуемые против того, чтобы их будущая вторая половина употребляла алкоголь. Но действительность свидетельствует о том, что будущее поколение на пол шага от алкоголизма.
До проведения программы участники давали нечеткие и поверхностные ответы на вопросы (или вообще не отвечали): «С чем ассоциируется у тебя слова наркоман и наркотик?». Очень удивил тот факт, что примерно 75% детей считали, что «Алкоголь – это не наркотик и лечится он быстро и эффективно в отличии от сильно действующих наркотиков»
Тестирование
Для того, чтобы выявить уровень предрасположенности детей к употреблению ПАВ, и на выявление зависимости от никотина, воспользовалась тестовыми методиками разработанными Кулинич Г.Г
Результаты методики «Тест на предрасположенность подростка к употребления ПАВ» на констатирующем этапе эксперимента
№п/п Фамилия, имя учащегося Баллы Уровень
1 Алехин Леша 35 в
2 Вечкунина Наташа 6 н
3 Дегай Гриша 33 в
4 Делианиди Валерия 7 н
5 Зарипова Таня 30 в
6 Закиров Сережа 24 с
7 Кузнецов Саша 34 в
8 Миронова Надя 16 с
9 Миронова Вера 15 с
10 Петров Павел 19 с
11 Служаев Леша 18 с
12 Федоров Женя 35 в
Анализируя табличные данные можно сделать вывод о том, что:
Высокая вероятность зависимости - 5 человека (41,5%)
Средняя вероятность зависимости - 5 человек (41,5%)
Низкая вероятность зависимости - 2 человек (16,6%)
Полученные результаты свидетельствуют о том, что в данной группе у 16.6% детей низкий уровень предрасположенности к употреблению психоактивных веществ, данные подростки в группу риска не входят.
У 41,5% школьников средний уровень предрасположенности к употреблению психоактивных веществ. Данных учащихся уже можно отнести к группе риска, возможно они нуждаются в помощи психолога или социального работника.
У 41,2% подростков высокий уровень предрасположенности к употреблению психоактивных веществ. Им требуется особое внимание педагога, психолога, социального работника, работника правоохранительных органов.
Диаграмма результатов теста на констатирующем этапе эксперимента

Тест на определение зависимости от никотина на констатирующем этапе эксперимента
№п/п Фамилия, имя учащегося Баллы Уровень
1 Алехин Леша 10 в
2 Вечкунина Наташа 3 н
3 Дегай Гриша 10 в
4 Делианиди Валерия 3 н
5 Зарипова Таня 8 в
6 Закиров Сережа 6 с
7 Кузнецов Саша 6 с
8 Миронова Надя 8 в
9 Миронова Вера 5 с
10 Петров Павел 6 с
11 Служаев Леша 9 в
12 Федоров Женя 10 в
Анализ табличных данных показал, что:
Высокая вероятность зависимости - 6 человек (49,8%);
Средняя вероятность зависимости - 4 человека (33,2%);
Низкая вероятность зависимости - 2 человека (16,6%);
Проанализировав полученные результаты, можно сделать вывод о том, что 49,8% детей в группе имеют высокий уровень никотиновой зависимости. Это говорит о том, что с детьми необходимо провести профилактические занятия и с учетом полученных результатов подобрать правильную тактику отказа детей от курения.
Диаграмма результатов теста на определение никотиновой зависимости.

Таким образом, при обобщении полученных в ходе диагностики результатов было выявлено, что наиболее значительными проблемами, для детей являются:
1. Высокий уровень предрасположенности к употреблению психоактивных веществ;
2. Высокая зависимость от никотина.
Следовательно, в программу деятельности были внесены следующие направления работы: 1. Понижение уровня предрасположенности к употреблению психоактивных веществ и 2. Понижение зависимости от никотина у подростков.
3.Анализ методики «Самооценка уверенности в себе».
При первичном проведении данного теста результаты были следующие: у 66,4% участников программы самый низкий показатель самооценки. Это говорит о неуверенности в своих силах, как в учебе, так и в труде. 24,9% участников имеют результат, свидетельствующий о проявлении потребности в обсуждении своих действий с друзьями, родителями. Всего 8,3% это ребята, чьи показатели отражают высокую степень уверенности. По результатам заключительной диагностики, видно, что показатели самокритичности изменились в положительном направлении. Это говорит о том, что у участников программы появилась, а у некоторых ребят, укрепилась уверенность в себе.
4.Анализ результатов теста Дж. Голланда.
33,2% общего числа участников программы являются конвенциальной личностью. Характер стереотипный, конкретный, практический. Не проявляют критичность, оригинальность, консервативность, зависимы. Слабо развиты организаторские способности.
16,6% относятся к социальному типу личности. Ориентированы на общение, реалистичны в достижении цели, имеют позитивную «Я – концепцию».
33,2% относятся к реалистическому типу. Они характеризуются несоциальностью, ориентированы на настоящее, эмоционально стабильны. Отдают предпочтение занятиям, требующим моторной ловкости, конкретности.
16,6% относятся к предприимчивому типу. Они избирают цели, которые позволяют проявить энергию, энтузиазм, импульсивность, любят приключения. Представители данного типа доминантны, любят признания, любят руководить. Им не нравится практический труд, а также занятия, требующие интеллектуальных усилий, усидчивости. Агрессивны и предприимчивы.
Формирующий эксперимент
Формирующий эксперимент был направлен на определение структуры и
содержания профилактической работы по профилактике вредных привычек
у детей и подростков с ОВЗ. На основе констатирующего эксперимента в соответствии с
особенностями каждой возрастной группы учащихся была разработана
система педагогической профилактики вредных привычек у детей и
подростков, основанная на превентивном обучении, представляющим собой
область педагогической деятельности, в которой сочетаются все виды
социологических, психологических, правовых, педагогических, воздействий
на личность ребенка и окружающие его условия. Проект призван
помочь воспитанникам приобрести знания, навыки, опыт, необходимые для
того, чтобы выбрать здоровый образ жизни, обрести сопротивляемость
негативному и вредному влиянию.
Система профилактики включает в себя: учебно-воспитательную работу с детьми; выявление детей «группы риска»; работу с семьей; организацию
педагогом досуга подростков; реализацию принципов профилактики;
определена совокупность педагогических условий, способствующих
эффективности системы педагогической профилактики.
Использование в воспитательном процессе “Проекта ” должно привести к овладению основными знаниями и понятиями о значение здорового образа жизни, о последствиях приёма наркотиков, алкоголя и никотина, их влиянии на организм, о роли досуга в формировании образа жизни, об основных правилах личной безопасности и сохранения здоровья.
В ходе реализации программы учащиеся должны овладеть следующими умениями: применять основные приёмы улучшения и сохранения здоровья, активно и доброжелательно контактировать с людьми, реализовывать свои способности в одном из видов спорта, проявлять творческие способности в коллективно-творческих делах. Использование спорта в качестве вывода человека из повышенного эмоционального состояния.
Проект разработан в соответствии с особенностями каждой возрастной группы. Дети младшего школьного возраста мало информированы о психоактивных веществах. Поэтому основную роль в системе занятий первого года обучения «Детство без алкоголя» (10-12 лет) занимают информационно-дидактические материалы о вреде алкоголя на организм человека как критерия нездоровья вследствие измененного состояния и снижении возможности достижения успеха с последующей коррекцией в режиме тренинга. Таким образом, осуществляется информирование детей данной возрастной группы о вреде алкоголя на уровне ассоциативного образа без упоминания алкоголя и формируется ассоциативно-негативная карта алкоголизации.
Содержание предлагаемого курса охватывает широкий спектр тем, интересных детям, от умения общаться, дружить до поиска ответов на вопросы: « Для чего человеку необходимо здоровье?», «Какие существуют методы сохранения и укрепления здоровья?». Занятия учитывают возрастные особенности детей и носят развивающий характер, в них активно используются приёмы группового взаимодействия: Форма круга, игры и упражнения-активаторы, беседа, дискуссия и др. Подобный подход к изучаемому материалу настраивает детей на активную самостоятельную работу, позволяет, открыто высказывать свои мысли по обсуждаемым вопросам, формировать у учащихся адекватные установки с расширением возможностей социальной адаптации.
Тематика курса для учащихся второго года обучения (дети 12-14 лет) «Профилактика наркомании и психоактивных веществ» состоит из 9 занятий.
Для проведения подобных занятий не подходит обычная форма
проведения уроков. Необходимо, чтобы на занятиях присутствовала
дружеская беседа между равноправными партнерами. На
занятиях вопросы злоупотребления психоактивными веществами
рассматриваются лишь в рамках данных тем, чтобы не спровоцировать
исследовательский интерес у подростков. Например, на занятии «Умеете ли
вы общаться?» учащиеся дают характеристику общительному человеку,
называют черты, которые помогают и мешают нормальному общению. Далее
в связи с этим обсуждается вопрос «Может ли быть наркоман успешным в
общении?».
Психофизиологическая неустойчивость, подверженность детско-
подросткового контингента стрессу на фоне снижения уровня жизни,
безработицы и других негативных проявлений в семьях приводит к
поведенческим расстройствам, к протесту обществу, школе, родителям и, тем
самым приобщению к наркотикам. С учетом этого и подобрана тематика 18 -
часового курса занятий.
Результаты формирующего эксперимента
Цель профилактической работы было достигнута. У обучающихся были сформированы устойчивые установки на неприятие наркотических веществ. Для того, чтобы у подростков не возникало желание попробовать спиртные напитки, наркотические вещества, они должны быть успешно реализованы в окружающем мире: уметь решать возникшие проблемы, удовлетворять потребности, используя свои знания, способности, основная задача профилактики была выполнена. Проведя профилактическую работу я решила ряд задач:
- предоставила подросткам объективную информацию о психоактивных веществах, их воздействиях на человека и последствиях их использования;
- ознакомила молодых людей с особенностями влияния ПАВ на организм человека с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;
- формировала негативное отношения к употреблению психоактивных веществ, умение общаться с окружающими, правильно вести себя в конфликтных и стрессовых ситуациях, конструктивно проводить досуг, справляться с эмоциями и чувствами.
Эффективность профилактической программы по предупреждению наркомании, алкоголизма и табакокурения среди детей с ограниченными возможностями здоровья в целом была подтверждена результатами, полученными в ходе проведении эксперимента.
1. Анкетирование.
После реализации программы, ребята начали понимать, что алкоголь и наркотик – это звенья одной цепи. На вопросы были получены ответы следующего характера: «наркоман – это больной человек», «пропащий человек», «ходячий мертвец», «наркотик – это сладкий яд».
Тестирование
Результаты методики «Тест на предрасположенность подростка к употребления ПАВ» на контрольном этапе эксперимента
№п/п Фамилия, имя учащегося Баллы Уровень
1 Алехин Леша 25 с
2 Вечкунина Наташа 5 н
3 Дегай Гриша 31 в
4 Делианиди Валерия 5 н
5 Зарипова Таня 24 с
6 Закиров Сережа 11 н
7 Кузнецов Саша 29 в
8 Миронова Надя 9 н
9 Миронова Вера 8 н
10 Петров Павел 16 с
11 Служаев Леша 11 н
12 Федоров Женя 30 в
Проанализировав табличные данные на контрольном этапе эксперимента было выявлено что:
Высокая вероятность зависимости - 3человека (24,9%)
Средняя вероятность зависимости - 3человек (24,9%)
Низкая вероятность зависимости - 6 человек (49,8%)
Сводная диаграмма предрасположенности подростков
к употреблению ПАВ

После проведенных занятий результаты свидетельствуют о том, что в группе увеличилось количество детей с низким уровнем предрасположенности к употреблению психоактивных веществ.
Результаты методики « Тест на определение зависимости от никотина на контрольном этапе эксперимента
№п/п Фамилия, имя учащегося Баллы Уровень
1 Алехин Леша 10 в
2 Вечкунина Наташа 3 н
3 Дегай Гриша 10 в
4 Делианиди Валерия 3 н
5 Зарипова Таня 8 в
6 Закиров Сережа 6 с
7 Кузнецов Саша 6 с
8 Миронова Надя 8 в
9 Миронова Вера 5 с
10 Петров Павел 6 с
11 Служаев Леша 9 в
12 Федоров Женя 10 в
Проанализировав табличные данные на контрольном этапе эксперимента было выявлено что:
Высокая вероятность зависимости - 1 человек (8,3%);
Средняя вероятность зависимости - 4 человека (33,2%);
Низкая вероятность зависимости – 7 человека (58,1%);

Сводная диаграмма предрасположенности подростков
к никотиновой зависимости

Проанализировав полученные результаты, можно сделать вывод о том, что у детей в группе понизился уровень никотиновой зависимости. Это говорит о том, что проведенные с детьми профилактические занятия с учетом подбора правильной тактики отказа детей от курения дали положительные результаты.
Методика «Самооценка уверенности в себе»
В результате тренинговой работы у ребят значительно повысилась самооценка, уверенность в себе, снизились показатели уровня личностной тревожности и напряженности.
Результаты измерения показателя «Самооценка уверенности в себе» в первичной и заключительной диагностики.

Анализ результатов методики Дж. Голланда.
66,4% из общего числа участников программы принадлежат к социальному типу личности, 24,9% - к предприимчивому, 8,3% - к реалистическому типу личности. Результаты теста подтвердили эффективность Профилактической программы по предупреждению наркомании и алкоголизма среди детей и подростков с ограниченными возможностями жизнедеятельности.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его содержание, полученные результаты и выводы могут быть использованы: в современной воспитательной профилактической работе с детьми из группы социального риска; как основа для разработки педагогических программ профилактики вредных привычек в различных видах образовательных учреждений