Отчет о внедрении педагогического проекта Технологии профилактики вредных привычек среди детей и подростков с ОВЗ


Отчет о внедрении педагогического проекта
«Технологии профилактики вредных привычек
среди детей и подростков с ОВЗ»
Воспитателя ОГКОУ Измайловской СКОШИ VIII вида
Роговой Елены Сергеевны
Целью данного проекта является определение эффективности профилактики при предупреждении явления наркомании и алкоголизма среди подрастающего поколения.
Объект исследования – подростковая наркомания и алкоголизм
Предмет – технологии профилактики вредных привычек среди детей с ограниченными возможностями здоровья.
Цель исследования – охарактеризовать особенности детской наркомании и алкоголизма как социальной проблемы и предложить программу профилактики данного явления.
В качестве основной гипотезы исследования выступало предположение о том, что организация педагогической работы по профилактике вредных привычек у детей с ОВЗ будет успешной, если:
- она неразрывно связана с формированием навыков здорового образа жизни, отношением к своему здоровью и здоровью окружающих как к важнейшей социальной ценности;
- в качестве основных принципов при создании педагогической профилактической программы выступают такие, как целесообразность, системность, дифференцированность, доступность.Объект, предмет, цель и гипотеза исследования позволили определить следующие задачи:
1.Изучить состояние рассматриваемой проблемы посредством психолого-педагогической литературы.
2. Подобрать психолого-педагогические методики диагностики по выявлению типа личности, уровня самооценки, уровня зависимости от алкоголя, табакокурения и наркомании у детей.
4. Разработать и апробировать программу по профилактике вредных привычек детей с ОВЗ.
3. Обобщить полученные результаты .Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений на разных этапах исследования использовался комплекс взаимодополняющих  методов исследования:
- аналитические (теоретический анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы);- диагностические (наблюдение, анкетирование, тестирование);
- формирующие (моделирование, эксперимент);
- статистические (анализ и обработка данных ).
Для подтверждения гипотезы применялись следующие методы:
методы обучения:
- диалогические формы обучения (беседы, обсуждения, ); - проблемные ситуации;
- познавательные и дидактические игры, игровые технологии;
- информационно-коммуникативные технологии;
- наглядный, демонстрационный, аудио- и видеоматериал;
- сочетание индивидуальных, групповых и фронтальных форм учебной работы;
- создание ситуации успеха на занятии;
- анализ жизненных ситуаций, обращение к личному опыту ученика;
- создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке;
- поощрение учащихся.
методы и техники психологического воздействия:
- сказкотерапия (анализ сказок и рассказов, групповое сочетание историй, драмматизация сказок);
- арт-терапия (свободное и тематическое рисование,); - игровые методы (деловые, сюжетно-ролевые, игры- драматизации);
- беседы;
- социально-психологический тренинг;
- психогимнастика,
- «круглые столы»;
- «мозговые штурмы»;
- анкетирование;
- визуализация (наблюдение).
Констатирующий эксперимент
Для разработки программы было проведено экспериментальное исследование на базе Измайловской специальной (коррекционной) школы-интерната VIIIвида.
С применением методик диагностико-психологического обследования(тесты Кулинич Г.Г., тест Дж.Голланда, анкетирование) нами (совместно с психологом) были обследованы воспитанники 6 группы. Дети в количестве 12 человек, в возрасте от 10-12 лет. Целью диагностики являлось выявление склонности к отклоняющему поведению подростков, наличие определенных акцентуаций характера. В результате обследования у основной массы детей были выявлены следующие качественные типы нарушений:
Особенности эмоциональной сферы: повышенная эмоциональная возбудимость, самоконтроль и произвольность поведения не сформированы, неадекватность эмоциональных реакций, колебание настроений.
Особенности личностной сферы: потребность в общении не проявляется, на контакт идут с трудом, конфликтны в поведенческих реакциях, в ситуациях затруднений проявляют агрессию.
С помощью диагностик мы определяли степень информированности молодых людей по проблеме вредных привычек, выявили факторы, влияющие на формирование позитивного отношения к употреблению психоактивных веществ.1 этап. Первичная диагностика
Цели:
Определение у участников наличие склонности к отклоняющему поведению ,ориентированного уровня употребления наркотиков, алкоголя и др. ПАВ, знаний о них, навыка отказа от них, отношение подростков с ограниченными возможностями к принятию различного рода наркотических веществ.
Изучение уровня самооценки участников программы.
определение социальной направленности личности.
Для реализации целей были определены методы исследования:
- анкетирование;
- тесты.
1.Анкета, включающая в себя три блока:
общие сведения о детях и подростках с ограниченными возможностями;
выявление уровня знаний, мотивов проб и отказов от наркотиков и алкоголя;
выяснение проблем, с которыми сталкиваются дети и подростки с ОВЗ.
2. Тесты на предрасположенность подростков к употреблению ПАВ, никотиновой зависимости.
3. Методика «Самооценка уверенности в себе»
4 .Тест Дж. Голланда на определение типа личности.
Анализ результатов первичной диагностики:
Анкетирование. Позволило установить следующее:
Анализ данных опросов о частоте, мотивах, поводах, особенностях употребления наркотиков и алкоголя позволил установить:
Во – первых, употребление спиртных напитков подростками начинается очень рано. 66,4% обследуемых первое свое употребление спиртных напитков относят к возрасту до 14 лет. Отсюда видно, что почти каждый подросток подвержен развитию у него алкоголизма. Пугает частота потребления спиртного, при этом девушки лишь немного уступают в частоте потребления, чем юноши, а это будущие матери. Анализ данных о частоте и динамике потребления показывает, что алкоголепотребление среди молодежи носит регулярный, традиционный характер.
Во-вторых, причины употребления подростками алкоголя – чаще всего следствие неорганизованного досуга, безделья, безнадзорности, которые создают благоприятную почву для развития различных пороков, в том числе и пьянства. Не умея, а не редко и не имея возможности заполнить чем-то интересным свое свободное время, не зная, на что направить запас молодой энергии некоторые подростки бесцельно слоняются по улицам собираются во дворах домов, «организуют» выпивки.

В-третьих, не смотря на всю массовость и распространенность среди подростков употребление спиртных напитков в процессе исследования выявлен интересный факт: все исследуемые против того, чтобы их будущая вторая половина употребляла алкоголь. Но действительность свидетельствует о том, что будущее поколение на пол шага от алкоголизма.
До проведения программы участники давали нечеткие и поверхностные ответы на вопросы (или вообще не отвечали): «С чем ассоциируется у тебя слова наркоман и наркотик?». Очень удивил тот факт, что примерно 75% детей считали, что «Алкоголь – это не наркотик и лечится он быстро и эффективно в отличии от сильно действующих наркотиков»
Тестирование
Для того, чтобы выявить уровень предрасположенности детей к употреблению ПАВ, и на выявление зависимости от никотина, воспользовалась тестовыми методиками разработанными Кулинич Г.Г
Результаты методики «Тест на предрасположенность подростка к употребления ПАВ» на констатирующем этапе эксперимента
№п/п Фамилия, имя учащегося Баллы Уровень
1 Алехин Леша 35 в
2 Вечкунина Наташа 6 н
3 Дегай Гриша 33 в
4 Делианиди Валерия 7 н
5 Зарипова Таня 30 в
6 Закиров Сережа 24 с
7 Кузнецов Саша 34 в
8 Миронова Надя 16 с
9 Миронова Вера 15 с
10 Петров Павел 19 с
11 Служаев Леша 18 с
12 Федоров Женя 35 в
Анализируя табличные данные можно сделать вывод о том, что:
Высокая вероятность зависимости - 5 человека (41,5%)
Средняя вероятность зависимости - 5 человек (41,5%)
Низкая вероятность зависимости - 2 человек (16,6%)
Полученные результаты свидетельствуют о том, что в данной группе у 16.6% детей низкий уровень предрасположенности к употреблению психоактивных веществ, данные подростки в группу риска не входят.
У 41,5% школьников средний уровень предрасположенности к употреблению психоактивных веществ. Данных учащихся уже можно отнести к группе риска, возможно они нуждаются в помощи психолога или социального работника.
У 41,2% подростков высокий уровень предрасположенности к употреблению психоактивных веществ. Им требуется особое внимание педагога, психолога, социального работника, работника правоохранительных органов.
Диаграмма результатов теста на констатирующем этапе эксперимента

Тест на определение зависимости от никотина на констатирующем этапе эксперимента
№п/п Фамилия, имя учащегося Баллы Уровень
1 Алехин Леша 10 в
2 Вечкунина Наташа 3 н
3 Дегай Гриша 10 в
4 Делианиди Валерия 3 н
5 Зарипова Таня 8 в
6 Закиров Сережа 6 с
7 Кузнецов Саша 6 с
8 Миронова Надя 8 в
9 Миронова Вера 5 с
10 Петров Павел 6 с
11 Служаев Леша 9 в
12 Федоров Женя 10 в
Анализ табличных данных показал, что:
Высокая вероятность зависимости - 6 человек (49,8%);
Средняя вероятность зависимости - 4 человека (33,2%);
Низкая вероятность зависимости - 2 человека (16,6%);
Проанализировав полученные результаты, можно сделать вывод о том, что 49,8% детей в группе имеют высокий уровень никотиновой зависимости. Это говорит о том, что с детьми необходимо провести профилактические занятия и с учетом полученных результатов подобрать правильную тактику отказа детей от курения.
Диаграмма результатов теста на определение никотиновой зависимости.

Таким образом, при обобщении полученных в ходе диагностики результатов было выявлено, что наиболее значительными проблемами, для детей являются:
1. Высокий уровень предрасположенности к употреблению психоактивных веществ;
2. Высокая зависимость от никотина.
Следовательно, в программу деятельности были внесены следующие направления работы: 1. Понижение уровня предрасположенности к употреблению психоактивных веществ и 2. Понижение зависимости от никотина у подростков.
3.Анализ методики «Самооценка уверенности в себе».
При первичном проведении данного теста результаты были следующие: у 66,4% участников программы самый низкий показатель самооценки. Это говорит о неуверенности в своих силах, как в учебе, так и в труде. 24,9% участников имеют результат, свидетельствующий о проявлении потребности в обсуждении своих действий с друзьями, родителями. Всего 8,3% это ребята, чьи показатели отражают высокую степень уверенности. По результатам заключительной диагностики, видно, что показатели самокритичности изменились в положительном направлении. Это говорит о том, что у участников программы появилась, а у некоторых ребят, укрепилась уверенность в себе.
4.Анализ результатов теста Дж. Голланда.
33,2% общего числа участников программы являются конвенциальной личностью. Характер стереотипный, конкретный, практический. Не проявляют критичность, оригинальность, консервативность, зависимы. Слабо развиты организаторские способности.
16,6% относятся к социальному типу личности. Ориентированы на общение, реалистичны в достижении цели, имеют позитивную «Я – концепцию».
33,2% относятся к реалистическому типу. Они характеризуются несоциальностью, ориентированы на настоящее, эмоционально стабильны. Отдают предпочтение занятиям, требующим моторной ловкости, конкретности.
16,6% относятся к предприимчивому типу. Они избирают цели, которые позволяют проявить энергию, энтузиазм, импульсивность, любят приключения. Представители данного типа доминантны, любят признания, любят руководить. Им не нравится практический труд, а также занятия, требующие интеллектуальных усилий, усидчивости. Агрессивны и предприимчивы.
Формирующий эксперимент
Формирующий эксперимент был направлен на определение структуры и
содержания профилактической работы по профилактике вредных привычек
у детей и подростков с ОВЗ. На основе констатирующего эксперимента в соответствии с
особенностями каждой возрастной группы учащихся была разработана
система педагогической профилактики вредных привычек у детей и
подростков, основанная на превентивном обучении, представляющим собой
область педагогической деятельности, в которой сочетаются все виды
социологических, психологических, правовых, педагогических, воздействий
на личность ребенка и окружающие его условия. Проект призван
помочь воспитанникам приобрести знания, навыки, опыт, необходимые для
того, чтобы выбрать здоровый образ жизни, обрести сопротивляемость
негативному и вредному влиянию.
Система профилактики включает в себя: учебно-воспитательную работу с детьми; выявление детей «группы риска»; работу с семьей; организацию
педагогом досуга подростков; реализацию принципов профилактики;
определена совокупность педагогических условий, способствующих
эффективности системы педагогической профилактики.
Использование в воспитательном процессе “Проекта ” должно привести к овладению основными знаниями и понятиями о значение здорового образа жизни, о последствиях приёма наркотиков, алкоголя и никотина, их влиянии на организм, о роли досуга в формировании образа жизни, об основных правилах личной безопасности и сохранения здоровья.
В ходе реализации программы учащиеся должны овладеть следующими умениями: применять основные приёмы улучшения и сохранения здоровья, активно и доброжелательно контактировать с людьми, реализовывать свои способности в одном из видов спорта, проявлять творческие способности в коллективно-творческих делах. Использование спорта в качестве вывода человека из повышенного эмоционального состояния.
Проект разработан в соответствии с особенностями каждой возрастной группы. Дети младшего школьного возраста мало информированы о психоактивных веществах. Поэтому основную роль в системе занятий первого года обучения «Детство без алкоголя» (10-12 лет) занимают информационно-дидактические материалы о вреде алкоголя на организм человека как критерия нездоровья вследствие измененного состояния и снижении возможности достижения успеха с последующей коррекцией в режиме тренинга. Таким образом, осуществляется информирование детей данной возрастной группы о вреде алкоголя на уровне ассоциативного образа без упоминания алкоголя и формируется ассоциативно-негативная карта алкоголизации.
Содержание предлагаемого курса охватывает широкий спектр тем, интересных детям, от умения общаться, дружить до поиска ответов на вопросы: « Для чего человеку необходимо здоровье?», «Какие существуют методы сохранения и укрепления здоровья?». Занятия учитывают возрастные особенности детей и носят развивающий характер, в них активно используются приёмы группового взаимодействия: Форма круга, игры и упражнения-активаторы, беседа, дискуссия и др. Подобный подход к изучаемому материалу настраивает детей на активную самостоятельную работу, позволяет, открыто высказывать свои мысли по обсуждаемым вопросам, формировать у учащихся адекватные установки с расширением возможностей социальной адаптации.
Тематика курса для учащихся второго года обучения (дети 12-14 лет) «Профилактика наркомании и психоактивных веществ» состоит из 9 занятий.
Для проведения подобных занятий не подходит обычная форма
проведения уроков. Необходимо, чтобы на занятиях присутствовала
дружеская беседа между равноправными партнерами. На
занятиях вопросы злоупотребления психоактивными веществами
рассматриваются лишь в рамках данных тем, чтобы не спровоцировать
исследовательский интерес у подростков. Например, на занятии «Умеете ли
вы общаться?» учащиеся дают характеристику общительному человеку,
называют черты, которые помогают и мешают нормальному общению. Далее
в связи с этим обсуждается вопрос «Может ли быть наркоман успешным в
общении?».
Психофизиологическая неустойчивость, подверженность детско-
подросткового контингента стрессу на фоне снижения уровня жизни,
безработицы и других негативных проявлений в семьях приводит к
поведенческим расстройствам, к протесту обществу, школе, родителям и, тем
самым приобщению к наркотикам. С учетом этого и подобрана тематика 18 -
часового курса занятий.
Результаты формирующего эксперимента
Цель профилактической работы было достигнута. У обучающихся были сформированы устойчивые установки на неприятие наркотических веществ. Для того, чтобы у подростков не возникало желание попробовать спиртные напитки, наркотические вещества, они должны быть успешно реализованы в окружающем мире: уметь решать возникшие проблемы, удовлетворять потребности, используя свои знания, способности, основная задача профилактики была выполнена. Проведя профилактическую работу я решила ряд задач:
- предоставила подросткам объективную информацию о психоактивных веществах, их воздействиях на человека и последствиях их использования;
- ознакомила молодых людей с особенностями влияния ПАВ на организм человека с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;
- формировала негативное отношения к употреблению психоактивных веществ, умение общаться с окружающими, правильно вести себя в конфликтных и стрессовых ситуациях, конструктивно проводить досуг, справляться с эмоциями и чувствами.
Эффективность профилактической программы по предупреждению наркомании, алкоголизма и табакокурения среди детей с ограниченными возможностями здоровья в целом была подтверждена результатами, полученными в ходе проведении эксперимента.
1. Анкетирование.
После реализации программы, ребята начали понимать, что алкоголь и наркотик – это звенья одной цепи. На вопросы были получены ответы следующего характера: «наркоман – это больной человек», «пропащий человек», «ходячий мертвец», «наркотик – это сладкий яд».
Тестирование
Результаты методики «Тест на предрасположенность подростка к употребления ПАВ» на контрольном этапе эксперимента
№п/п Фамилия, имя учащегося Баллы Уровень
1 Алехин Леша 25 с
2 Вечкунина Наташа 5 н
3 Дегай Гриша 31 в
4 Делианиди Валерия 5 н
5 Зарипова Таня 24 с
6 Закиров Сережа 11 н
7 Кузнецов Саша 29 в
8 Миронова Надя 9 н
9 Миронова Вера 8 н
10 Петров Павел 16 с
11 Служаев Леша 11 н
12 Федоров Женя 30 в
Проанализировав табличные данные на контрольном этапе эксперимента было выявлено что:
Высокая вероятность зависимости - 3человека (24,9%)
Средняя вероятность зависимости - 3человек (24,9%)
Низкая вероятность зависимости - 6 человек (49,8%)
Сводная диаграмма предрасположенности подростков
к употреблению ПАВ

После проведенных занятий результаты свидетельствуют о том, что в группе увеличилось количество детей с низким уровнем предрасположенности к употреблению психоактивных веществ.
Результаты методики « Тест на определение зависимости от никотина на контрольном этапе эксперимента
№п/п Фамилия, имя учащегося Баллы Уровень
1 Алехин Леша 10 в
2 Вечкунина Наташа 3 н
3 Дегай Гриша 10 в
4 Делианиди Валерия 3 н
5 Зарипова Таня 8 в
6 Закиров Сережа 6 с
7 Кузнецов Саша 6 с
8 Миронова Надя 8 в
9 Миронова Вера 5 с
10 Петров Павел 6 с
11 Служаев Леша 9 в
12 Федоров Женя 10 в
Проанализировав табличные данные на контрольном этапе эксперимента было выявлено что:
Высокая вероятность зависимости - 1 человек (8,3%);
Средняя вероятность зависимости - 4 человека (33,2%);
Низкая вероятность зависимости – 7 человека (58,1%);

Сводная диаграмма предрасположенности подростков
к никотиновой зависимости

Проанализировав полученные результаты, можно сделать вывод о том, что у детей в группе понизился уровень никотиновой зависимости. Это говорит о том, что проведенные с детьми профилактические занятия с учетом подбора правильной тактики отказа детей от курения дали положительные результаты.
Методика «Самооценка уверенности в себе»
В результате тренинговой работы у ребят значительно повысилась самооценка, уверенность в себе, снизились показатели уровня личностной тревожности и напряженности.
Результаты измерения показателя «Самооценка уверенности в себе» в первичной и заключительной диагностики.

Анализ результатов методики Дж. Голланда.
66,4% из общего числа участников программы принадлежат к социальному типу личности, 24,9% - к предприимчивому, 8,3% - к реалистическому типу личности. Результаты теста подтвердили эффективность Профилактической программы по предупреждению наркомании и алкоголизма среди детей и подростков с ограниченными возможностями жизнедеятельности.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его содержание, полученные результаты и выводы могут быть использованы: в современной воспитательной профилактической работе с детьми из группы социального риска; как основа для разработки педагогических программ профилактики вредных привычек в различных видах образовательных учреждений
сочетание традиционно-репродуктивных методов обучения с художественно-продуктивными;
проведение педагогической диагностики развития художественно-творческих умений.
Методы - как способ организации занятий:
словесные – беседа, диалог, дискуссия, анализ образца, рассказ;
наглядные – показ образца изделия, иллюстрации, презентация, показ видеоматериалов;
практические – практические работы, опыты, тренировочные упражнения;
игровые – конкурсы, викторины, театральные минипостановки, настольный театр.
Методы – как уровень деятельности детей на занятии:
объяснительно-иллюстративные – объяснение, чертежи, схемы, таблицы;
репродуктивные — учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
частично-поисковые – участие детей в коллективном поиске, решении поставленной задачи совместно с педагогом;исследовательские — самостоятельная творческая работа учащихся.

Задачи исследования:
1. Изучить состояние проблемы посредством психолого-педагогической
литературы.
Дать характеристику подростковой наркомании и алкоголизма как социальной проблемы. Проанализировать причины наркомании и алкоголизма среди подростков с ограниченными возможностями здоровья.
Обосновать необходимость профилактической работы, среди подрастающего поколения.
4. Определить пути профилактики подростковой наркомании
и алкоголизма.
Разработать программу первичной профилактики данного явления
В качестве основной гипотезы исследования выступало предположение о том, что организация психолого-педагогической работы по профилактике вредных привычек у юношей будет успешной, если:
- она неразрывно связана с формированием навыков здорового образа жизни, отношением к своему здоровью и здоровью окружающих как к важнейшей социальной ценности;
- учебный процесс обеспечен программами по педагогической профилактике вредных привычек у юношей;
- в качестве основных принципов при создании педагогических профилактических программ выступают такие, как целесообразность и системность, дифференцированность и аксиологичность, стратегическая целостность, многоаспектность и профессиональная компетентность специалистов, осуществляющих профилактическую работу.
Объект, предмет, цель и гипотеза исследования позволили определить следующие задачи:
Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/pedagogicheskie-aspekty-profilaktiki-vrednykh-privychek-u-yunoshei#ixzz2l1cYyVWFНесмотря на значительное расширение исследований в данной области, все более осознается противоречие между необходимостью педагогической профилактики возникновения ранней алкоголизации и табакокурения у подростков, и неразработанностью системы педагогических профилактических воздействий по преодолению этих явлений.
Проблема исследования заключается в том, чтобы на основе теоретических положений организовать профилактическую работу педагога-психолога с подростками по снижению зависимости от алкоголизма, табакокурения и наркомании
Объект исследования - профилактика алкоголизма, табакокурения и наркомании у подростков
Предмет исследования - деятельность педагога-психолога по профилактике алкоголизма, табакокурения и наркомании среди подростков
Цель данной работы раскрыть деятельность педагога-психолога по профилактике алкоголизма, табакокурения и наркомании среди подростков
Гипотеза исследования: если целенаправленно осуществлять деятельность педагога-психолога по профилактике алкоголизма, табакокурения и наркомании, то подростки будут более осознанно относится к оценке своих вредных привычек.
1. Изучить состояние рассматриваемой проблемы алкоголизма, табакокурения и наркомании в теории и практике образования
2. Подобрать психолого-педагогические методики диагностики по выявлению уровня зависимости от алкоголя, табакокурения и наркомании у подростков
3. Разработать и апробировать программу по профилактике алкоголизма, табакокурения и наркомании у подростков
4. Экспериментально проверить эффективность разработанной программы.
Теоретико-методологической основой исследования явились:
современные научные исследования природы социальных норм и отклонений от них, в частности, синтезирования двух подходов к личности человека и к его отклоняющимся видам поведения (алкоголизм, табакокурение и наркомания), а так же деятельность педагога-психолога по профилактике алкоголизации, курения и наркомании у подростков, рассмотрены положения о сущности, психологических особенностях личности подростков и ее развитии (К.А. Абульханова, А. Асмолов, А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, А.Н.Леонтьев, К.К.Платонов, С.Л.Рубинштейн и др.), теоретические основы валеологии (И.И. Брехман, Э.Н. Вайнер, Г.К. Зайцев, Э.М. Казин, В.В. Колбанов, А.Г. Щедрина и др.), феноменология развития подростка (Л.И. Божович, Т.В. Драгунова, В.С. Мухина, В.С. Собкин, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин и др.), положения и принципы психологии антисоциального поведения личности (С.Л. Арзуманян, И.П. Башкатов, С.А. Беличева, В.С. Братусь, Я.И. Гилинский, В.Н. Глызырина, А.П. Горбачева М.И. Еникеева, С.А. Ермолаева, Б.М. Зейгарник, В.П. Кащенко, Ю.А. Клейберг и др.).
Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений на разных этапах исследования использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования:
- аналитические (теоретический анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы);- диагностические (наблюдение, анкетирование, тестирование);
- формирующие (моделирование, эксперимент);
- статистические (анализ и обработка данных эксперимента).
Научная новизна исследования заключается в том, что определены этапы развития ранней алкоголизации и табакокурения подростков; разработана система педагогической профилактики вредных привычек у подростков, основанная на превентивном обучении, представляющим собой новую область педагогической деятельности, в которой сочетаются все виды социологических, психологических, правовых, педагогических, медицинских воздействий на личность подростка и окружающие его условия. Система профилактики включает в себя: учебно-воспитательную работу с подростками; выявление детей «группы риска»; подготовку педагогов к ведению профилактической работы; работу с семьей; организацию деятельности педагога-психолога с учреждениями по трудоустройству подростков; организацию педагогом досуга подростков; реализацию принципов профилактики; 4) определена совокупность педагогических условий, способствующих эффективности системы педагогической профилактики.
Теоретическая значимость исследования состоит в том: 1) дана характеристика этапов развития вредных привычек у подростков, выступающая обоснованием для профилактических мероприятий (формирование иллюзорно-компенсаторной деятельности; формирование первичной и вторичной профилактики по отношению к алкоголизации и табакокурению); 2) проанализированы и определены неблагоприятные сочетания факторов риска ранней алкоголизации и табакокурения у подростков; 3) раскрыты современные проблемы профилактики вредных привычек; 4) охарактеризована система психолого-педагогической профилактики и педагогические условия, способствующие ее эффективной реализации. Тем самым расширяются теоретические представления о деятельности педагога-психолога по профилактике вредных привычек у подростков и вносится вклад в теорию общей педагогики.
Практическая значимость исследования состоит в том, что а) результаты позволяют расширить спектр психолого-педагогических средств, способствующий повышению эффективности психолого-педагогической профилактики вредных привычек у подростков; б) апробирована система профилактики и установлена ее эффективность; в) разработанные: комплекс информационно-обучающих занятий, г) программа профилактики алкоголизма, табакокурения и наркомании у подростков могут быть использованы в деятельности как педагогов общеобразовательных школ, так и других работников образования.
Формы организации педагогической профилактики среди подростков следующие.
Беседа
Опросы(анкетирование)
Ролевые игры
Тренинговые занятия
Для того, чтобы выявить уровень зависимости подростков от алкоголя, табакокурения и наркомании мы воспользовались такими методиками как тест на алкогольную и наркотическую зависимость, тест на предрасположенность подростка к употребления ПАВ, тест на определение зависимости от никотина.
Методика 1. Тест на алкогольную и наркотическую зависимость
Вопросник разработан Кулинич Г.Г. и направлен на понятие и осознание прогрессирования симптомов зависимости от наркотиков или алкоголя с ранней до поздней стадии (см. Приложение 1).Таблица 2 - Результаты методики «Тест на алкогольную и наркотическую зависимость» на констатирующем этапе эксперимента
№ п\пФамилия, тмя учащегося Баллы Уровень 1 Айнур А. 0 нет з 2 Азат А. 0 нет з 3 Данил В. 1 нет з 4 Тимур Ш. 1 нет з 5 Денис К. 0 нет з № п\пФамилия, тмя учащегося Баллы Уровень 6 Радмила К. 0 нет з 7 Юлия К. 2 нет з 8 Гульфия И. 1 нет з 9 Салават И. 0 нет з 10 Тимур Т. 0 нет з 11 Кристина П. 0 нет з 12 Ринат Г. 1 нет з 13 Снежана Я 1 нет з 14 Асель Б. 1 нет з 15 Арман Н. 0 нет з 16 Лиина Д. 0 нет з 17 Нияз Д. 2 нет з 18 Рияз Д. 2 нет з 19 Руслан А. 1 нет з 20 Радик Б. 1 нет з Проанализировав полученные результаты, можно сделать вывод о том, что в данном классе среди детей нет алкогольной или наркотической зависимости.
Методика 2. Тест на предрасположенность подростка к употребления ПАВ
Тест разработан Кулинич Г.Г. и направлен на выявление предрасположенности подростка к употребления ПАВ (см. Приложение 1).
Таблица 3 - Результаты методики «Тест на предрасположенность подростка к употребления ПАВ» на констатирующем этапе эксперимента
№ п\пФамилия, имя учащегося Баллы Уровень 1 Айнур А. 5 н 2 Азат А. 8 н 3 Данил В. 17 с № п\пФамилия, имя учащегося Баллы Уровень 4 Тимур Ш. 24 с 5 Денис К. 10 н 6 Радмила К. 9 н 7 Юлия К. 32 в 8 Гульфия И. 23 с 9 Салават И. 16 с 10 Тимур Т. 19 с 11 Кристина П. 4 н 12 Ринат Г. 27 с 13 Снежана Я 31 в 14 Асель Б. 26 с 15 Арман Н. 2 н 16 Лиина Д. 11 н 17 Нияз Д. 34 в 18 Рияз Д. 35 в 19 Руслан А. 25 с 20 Радик Б. 21 с Анализируя табличные данные можно сделать вывод о том, что:
Высокая вероятность зависимости - 4 человека (20%)
Средняя вероятность зависимости - 9 человек (45%)
Низкая вероятность зависимости - 7 человек (35%)
Полученные результаты свидетельствуют о том, что в данном классе у 35% детей низкий уровень предрасположенности к употреблению психоактивных веществ, данные подростки в группу риска не входят.
У 45% старших школьников средний уровень предрасположенности к употреблению психоактивных веществ. Данных подростков уже можно отнести к группе риска, возможно они нуждаются в помощи психолога или социального работника.
У 20% подростков высокий уровень предрасположенности к употреблению психоактивных веществ. Им требуется особое внимание педагога, врача, психолога, социального работника, работника правоохранительных органов.
Методика 3. Тест на определение зависимости от никотина
Тест разработан Кулинич Г.Г. и направлен на выявление зависимости подростков от никотина (см. Приложение 1).
Таблица 4 - Результаты методики «Тест на определение зависимости от никотина» на констатирующем этапе эксперимента
№ п\пФамилия, имя учащегося Баллы Уровень 1 Айнур А. 1 он 2 Азат А. 0 он 3 Данил В. 6 в 4 Тимур Ш. 9 ов5 Денис К. 0 он 6 Радмила К. 3 н 7 Юлия К. 10 ов8 Гульфия И. 7 в 9 Салават И. 5 с 10 Тимур Т. 5 с 11 Кристина П. 3 н 12 Ринат Г. 6 в 13 Снежана Я 8 ов14 Асель Б. 6 в 15 Арман Н. 0 он № п\пФамилия, имя учащегося Баллы Уровень 16 Лиина Д. 4 н 17 Нияз Д. 6 в 18 Рияз Д. 10 ов19 Руслан А. 7 в 20 Радик Б. 5 с Анализ табличных данных показал, что:
Очень высокая вероятность зависимости - 4 человека (20%);
Высокая вероятность зависимости - 6 человек (30%);
Средняя вероятность зависимости - 3 человека (15%);
Низкая вероятность зависимости - 3 человека (15%);
Очень низкая вероятность зависимости - 4 человека (20%).
Проанализировав полученные результаты, можно сделать вывод о том, что 50% детей в классе имеют высокий уровень никотиновой зависимости. Это говорит о том, что с детьми необходимо провести профилактические занятия и с учетом полученных результатов подобрать правильную тактику отказа детей от курения.
Таким образом, при обобщении полученных в ходе диагностики результатов было выявлено, что наиболее значительными проблемами, для подростков являются:
1. Высокий уровень предрасположенности к употреблению психоактивных веществ;
2. Высокая зависимость от никотина.
Следовательно, в программу деятельности педагога-психолога необходимо внести следующие направления работы: 1. Понижение уровня предрасположенности к употреблению психоактивных веществ и 2. Понижение зависимости от никотина у подростков.
2.3 Анализ и оценка результатов экспериментальной работы по профилактике табакокурения, алкоголизма и наркомании у подростков
После разработки и апробации программы деятельности педагога психолога по профилактике табакокурения, алкоголизма и наркомании у подростков была проведена контрольная диагностика.
Таблица 5 - Результаты методики «Тест на алкогольную и наркотическую зависимость» на контрольном этапе эксперимента
№ п\пФамилия, имя учащегося Баллы Уровень 1 Айнур А. 0 нет з 2 Азат А. 0 нет з 3 Данил В. 0 нет з 4 Тимур Ш. 0 нет з 5 Денис К. 0 нет з 6 Радмила К. 0 нет з 7 Юлия К. 1 нет з 8 Гульфия И. 0 нет з 9 Салават И. 0 нет з 10 Тимур Т. 0 нет з 11 Кристина П. 0 нет з 12 Ринат Г. 1 нет з 13 Снежана Я 1 нет з 14 Асель Б. 1 нет з 15 Арман Н. 0 нет з 16 Лиина Д. 0 нет з 17 Нияз Д. 1 нет з 18 Рияз Д. 2 нет з 19 Руслан А. 1 нет з 20 Радик Б. 0 нет з Полученные результаты подтвердили выводы констатирующего эксперимента о том, что в данном классе среди детей нет алкогольной или наркотической зависимости.
Таблица 6 - Результаты методики «Тест на предрасположенность подростка к употреблению ПАВ» на контрольном этапе эксперимента
№ п\пФамилия, имя учащегося Баллы Уровень 1 Айнур А. 3 н 2 Азат А. 5 н 3 Данил В. 14 н 4 Тимур Ш. 17 с 5 Денис К. 9 н 6 Радмила К. 4 н 7 Юлия К. 28 с 8 Гульфия И. 16 с 9 Салават И. 13 н 10 Тимур Т. 8 н 11 Кристина П. 4 н 12 Ринат Г. 16 с 13 Снежана Я 27 с 14 Асель Б. 6 н 15 Арман Н. 2 н 16 Лиина Д. 7 н 17 Нияз Д. 31 в 18 Рияз Д. 32 в 19 Руслан А. 14 н 20 Радик Б. 8 н Проанализировав табличные данные на этапе контрольного эксперимента, нами было выявлено, что:
Высокая вероятность зависимости - 2 человека (10%);
Средняя вероятность зависимости - 5 человек (25%);
Низкая вероятность зависимости - 13 человек (65%).
После проведенных занятий результаты свидетельствуют о том, что в классе увеличилось количество детей с низким уровнем предрасположенности к употреблению психоактивных веществ.
Таблица 7 - Результаты методики «Тест на определение зависимости от никотина» на контрольном этапе эксперимента
№ п\пФамилия, имя учащегося Баллы Уровень 1 Айнур А. 1 он 2 Азат А. 0 он 3 Данил В. 4 н 4 Тимур Ш. 5 с 5 Денис К. 0 он 6 Радмила К. 2 он 7 Юлия К. 8 в 8 Гульфия И. 5 с 9 Салават И. 4 н 10 Тимур Т. 3 н 11 Кристина П. 0 он 12 Ринат Г. 5 с 13 Снежана Я 4 н 14 Асель Б. 5 с 15 Арман Н. 0 он 16 Лиина Д. 2 он 17 Нияз Д. 3 н № п\пФамилия, имя учащегося Баллы Уровень 18 Рияз Д. 7 в 19 Руслан А. 5 с 20 Радик Б. 3 н Анализ таблицы контрольного этапа эксперимента показал, что:
Очень высокая вероятность зависимости - 0 человек (0%);
Высокая вероятность зависимости - 2 человека (10%);
Средняя вероятность зависимости - 5 человек (25%);
Низкая вероятность зависимости - 6 человек (30%);
Очень низкая вероятность зависимости - 7 человек (35%).
Проанализировав полученные результаты, можно сделать вывод о том, что у детей в классе понизился уровень никотиновой зависимости. Это говорит о том, что проведенные с детьми профилактические занятия с учетом подбора правильной тактики отказа детей от курения дали положительные результаты.
Одним из важнейших аспектов здорового образа жизни является сознательный отказ от табакокурения, приема алкоголя, наркотических и токсикоманических средств. Особое значение в наши дни приобретает профилактика наркомании и токсикомании.
Поэтому нами была проведена диагностика по выявлению зависимости от алкоголя, табакокурения и наркомании у подростков, в ходе которой было выявлено, что в классе испытуемых высокий уровень предрасположенности к употреблению психоактивных веществ и высокая зависимость от никотина
С учетом выявленных особенностей мы осуществили подбор форм и методов работы и разработали программу по понижению уровня предрасположенности к употреблению психоактивных веществ и зависимости от никотина. Основными направлениями в данной программе явилось: понижение уровня предрасположенности к употреблению психоактивных веществ и понижение зависимости от никотина у подростков.
В программу деятельности педагога-психолога по работе с детьми входили такие формы и методы как: внеклассные мероприятия и задания по профилактике алкоголизма и табакокурения у подростков.
Психолого-педагогическая профилактика ранней алкоголизации и курения подростков представляет собой систему мер, предупреждающих возникновение и развитие деструктивных изменений в структурах личности и поведении, посредством формирования устойчивого психологического иммунитета к негативным влияниям на субъекта из вне и обеспечивающих возможность самореализации за счет социальных источников.Эффективность реализации системы психолого-педагогической профилактики употребления алкоголя и курения подростками обеспечивается посредством следующей совокупности педагогических условий: педагогическая профилактика вредных привычек подростков будет представлена в качестве педагогической цели; разработаны содержание, способы и средства психолого-педагогической профилактики ранней алкоголизации и курения подростков; в основе содержания системы профилактики ранней алкоголизации и табакокурения подростков применена модель формирования жизненных навыков подростков, предусматривающая: развитие социальной и личной компетенции; становление навыков самозащиты; развитие самоконтроля и целеполагания, стремления к раскрытию творческого потенциала, необходимого для созидания и личностного роста.
Профилактическая работа организуется в условиях совместной деятельности педагога-психолога и подростков с учетом принципов: комплексности, парциальности, опережающего обучения, социокультурной когнитивной, проблемной адекватности, субъект-субъектного отношения
В профилактике наркомании большое место занимает наличие объективной информации, правильно организованный досуг, разумное использование свободного времени с учетом возрастных интересов и потребностей, а также специфики различных подростковых групп.
Аналитическая справка
по результатам проведенного психодиагностического
исследования воспитанников на предмет оценки склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению(диагностическая методика СОП)
ОГКОУИзмайловская специальная(коррекционная) школа-интернат 8 в
Количество исследуемых: __16___, из них мальчиков_9____, девочек___7___
№ Ф.и. ученика ВозрастКол.
баллов Интерпритация результатов
1. Зарипова Таня 13 47 Отсутствие готовности к СОП
2 Делианиди Лера 13 43 Отсутствие готовности к СОП
3 Федоров Женя 13 45 Отсутствие готовности к СОП
4 Шашонкова Оксана 14 45 Отсутствие готовности к СОП
5 Миронова Надя 14 47 Отсутствие готовности к СОП
6 Позднякова Эльвира 14 43 Отсутствие готовности к СОП
7 Касьян Роман 16 51 Склонность к отклоняющемуся поведению
8 Дёгай Гриша 15 43 Отсутствие склонности к СОП
9 Закиров Сергей 16 52 Склонность к отклоняющемуся поведению
10 Служаев Алексей 15 51 Склонность к отклоняющемуся поведению
11 Числов Дима 15 35 Отсутствие готовности к СОП
12 Делианиди спартак16 51 СОП
13 Петров Павел 16 43 Отсутствие СОП
14 Наташа Вечкунина16 43 Отсутствие готовности к СОП
15 Алехин Алеша 15 54 СОП
16 Позднякова Эльвира 15 43 Отсутствие готовности к СОП

Для полного анализа полученных диагностических данных педагогом-психологом была проведена дополнительная диагностика на предмет оценки занятости подростком свободного времени, личных предпочтений. Для того чтобы определить наличие связи между досуговой занятостью подростков и отклоняющего поведения необходимы подбор и проведение диагностического инструментария. Соответствующими методиками является анкета предпочтений.
Анкета предназначена для того, чтобы выявить интересы подростка, какие кружки он предпочитает посещать, чем он занят помимо школы, как организует свое свободное время. Также в анкете подросток может указать, какие кружки он хотел бы создать, если из уже имеющихся кружков его ни один из них не интересует. Анкетирование позволяет определить уровень занятости подростка .
Данные диагностики позволили сделать вывод о том, что старшие подростки предпочитают спортивные кружки и факультативы. И выявилась прямая зависимость о неорганизванности досуговой деятельности умственно отсталых подростков и совершении правонарушений . Вывод: Рекомендовать воспитателям школы-интерната повысить качество воспитательной работы, организую досуговую деятельность подростков.
Педагог-психолог О.А.Костюнина 12.11.2012г