Статья на тему «Психолого-педагогическая профилактика вредных привычек подростков»


Статья на тему «Психолого-педагогическая профилактика вредных привычек подростков»
Преподаватель Аграшева Оксана Васильевна
На современном  этапе развития педагогической науки обострились проблемы теоретического и практического характера. Одна из таких проблем - возрастающие в массовых масштабах многообразные формы вредных привычек детей и подростков, к которым следует отнести: алкоголизацию, табакокурение, наркотизацию, токсикоманию, проституцию, суицидальное поведение, сексуальные отклонения, компьютерную зависимость и др.
Наиболее распространенными формами вредных привычек являются алкоголь и табакокурение. Зная их опасность, вредность и негативное влияние на организм человека происходит неуклонное «омоложение» подростков, употребляющих эти вредные вещества. Зачастую происходит это потому, что дети постоянно наблюдают за тем, как вредные вещества используют окружающие их люди.
Для многих подростков алкоголь и никотин становится символом взрослости, самостоятельности. Это, в свою очередь, пробуждает интерес и желание самому познакомиться с одурманивающим веществом,  которое является не только «пропуском» в определенную компанию, но и используются школьниками как способ снятия напряжения, скованности при общении. Наконец, подросткам, в значительной степени присуще подчинение внешнему давлению, подражание человеку, который им интересен, для них привлекателен, авторитетен. 
Изучением данной темы занимались такие известные российские ученые, как А.А.Александров, Г.М.Андреева, С.А. Беличева, Б.П. Битинас, А.Д.Гонеев, И.С. Кон, В.Т. Кондратенко, Г.Ф. Кумарина, И.А. Невский, А.Б. Серых, Е.С. Скворцова и т.д.
Проблема ранней профилактики возникновения вредных привычек у подростков представляется чрезвычайно актуальной.
Актуальность данного вопроса в том, что происходит неуклонное «омоложение» подростков, употребляющих вредные вещества: алкоголь, табакокурение, наркотизация, токсикомания, компьютерная зависимость. Ведение профилактической работы среди подростков, с целью формирования и развития у детей устойчивых внутриличностных механизмов поведения в рамках здорового и безопасного образа жизни не только необходима, но и сможет создать достаточно прочный барьер для возможного вовлечения в наркотизацию.
Н.Е. Веденский писал: «Нет во всем организме ни одного органа, ни одной ткани, ни одной составной части, которая не испытывала бы на себе пагубное влияние алкоголя».
К факторам риска ранней алкоголизации и табакокурения: медицинские предпосылки; экономическое, социальное и политическое напряжение в обществе; миграционные проблемы, затрудняющие процесс адаптации; доступность и рост алкогольной, никотиновой продукции; предрасположенность подростков из асоциальных семей, что осложняет адаптацию и приводит к раннему формированию вредных привычек; психологический фактор; учебная и социальная дезадаптация и др.
Академик Углов говорил о никотине: «У начинающих курильщиков в течении двух-трех лет заметно истощается запас жизненной энергии. А главное – табак, как и алкоголь, разрушает генетический код».
Профилактика вредных привычек — общегосударственная задача, и успешное её решение возможно только при совместных координированных усилиях врачей, педагогов, юристов, социологов, психологов, а также всей широкой сети государственных и общественных организаций.
Поскольку табакокурение и употребление алкоголя является сложным поведенческим актом, в возникновении и развитии которого принимают участие не только физиологические факторы, но и целый комплекс социальных и психологических условий, необходима разработка теоретических и практических подходов к отказу от курения и алкоголя, а также создание и внедрение профилактических программ.
Таким образом, важны кардинальные изменения представлений педагогов о возможностях педагогической профилактики; пропаганда и внедрение в практику работы школы эффективных технологий превентивной деятельности. Для этого необходимо: обратить основное внимание на исходные причины ранней алкоголизации и табакокурения подростков; признать приоритет первичной профилактики этой зависимости.
Профилактическая работа не может быть ограничена рамками одной среды, она должна включать все виды и формы практической деятельности в сфере социально-педагогической профилактики, психологической диагностики, помощи и коррекции, социального воспитания и социально-правовой охраны детей и подростков, как взаимодополняющие компоненты.
Таким образом, педагогическая профилактика ранней алкоголизации и табакокурения подростков представляет собой систему мер, направленных на овладение подростками объективными, соответствующими возрасту знаниями; формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающего вероятность приобщения к алкоголю и никотину.
Огромное значение в психолого - педагогической профилактики занимает наркомания и ее разновидности.
Цель профилактических мероприятий по наркомании:
- создание личного иммунитета против приема первой дозы, вызвать отвращение ко всем видам и формам приема наркотических веществ, причем не только на уровне понимания, знаний и умений, но на уровне ощущений, эмоций, идущих из подсознания.
 - тренировка, активизация и развитие основных психологических механизмов, которые участвуют в формировании нравственной культуры личности, формирование социальных навыков.
- разработка и внедрение в деятельность образовательных учреждений специализированных образовательных программ по формированию здорового образа жизни, предупреждение злоупотребления психоактивными веществами, адаптированных к уровню и потребностям различных возрастных групп.  
Образовательный компонент строится с учетом следующих особенностей подросткового возраста:
Высокая степень информированности о видах и действии наркотических средств.
Знание о доступности и распространенности наркотиков в обществе.
Распространенное представление о «безвредности» некоторых видовнаркотиков.
Большое количество «мифов», преувеличений в знании о действиипоследствии употребления наркотиков.
Часто встречающиеся представления о некоторых видах наркотакак об атрибуте успеха, «крутости».
Прочная связь в сознании некоторых видов деятельности (развлечение, времяпровождение) с употреблением наркотиков.
 Профилактика наркозависимости, особенно наркомании, требует специальных знаний, обучения, владения элементами правильного воздействия на психику подростков.
Один из самых злокачественных видов наркомании является токсикомания, которая вызывает серьезное разрушение организма и сильную зависимость.
Также одним из видов вредных привычек является возникновение компьютерной зависимости. Наиболее часто влиянию компьютера подвержены подростки. Они настолько вживаются в реалистичную компьютерную игру, что им там становится гораздо интереснее, чем в реальной жизни. Там поставлены вполне конкретные задачи, невыполнение которых не приведёт к каким-либо потерям, к плохим оценкам, ругани со стороны родителей. Допущенная ошибка может быть исправлена путём повторного прохождения того или иного уровня игры.
Профилактика – это система комплексных государственных и общественных, социально-экономических и медико-санитарных, психолого-педагогических и психогигиенических мероприятий направленных на профилактику вредных привычек и укрепление здоровья будущей личности безопасного типа.
Система профилактики вредных привычек у подростков включает:
1) учебно-воспитательную работу с подростками (информирование; развитие интеллектуальной, нравственно-волевой, эмоциональной сферы);
2) выявление подростков «группы риска» (определение факторов риска, коррекция личностных деструкторов, создание социально-поддерживающей среды и др.);
3) работа с семьей (диагностика недостатков воспитания, разрешение конфликтов и др.);
4) работа с педагогами (стимулирующая самодиагностика, развитие навыков коммуникации и сензитивности, повышение психолого-педагогической культуры);
5) работа педагога с учреждениями по трудоустройству подростков (диагностика способностей, профориентация);
6) работа педагога по организации досуговых мероприятий;
7) реализация педагогических условий и принципов профилактики.
Нарколог Добровольский В. писал: «Самое страшное: пьянство молодеет. И курить начинают раньше. А наркомания – это вообще «спорт» юных».
Виды профилактических мероприятий:
1. Первичная профилактика – предусматривает работу с подростками, не знакомыми с действием курения, алкоголя и наркотиков. Программы первичной профилактики включают пропаганду здорового образа жизни без вредных привычек, приобщение к посильному труду, организацию здорового досуга, вовлечение молодежи в общественно полезную творческую деятельность, занятия спортом, искусством, туризмом и т.д.Занятия по профилактике должны проводить специально подготовленные педагоги.
К задачам первичной профилактики относят:
- изменение школьной политики по отношению к алкоголю, наркотикам и табачным изделиям; внедрение позитивной профилактики в школьные уроки, наличие пособий по профилактике и включение уроков в школьное расписание; создание групп самопомощи учеников; программы для подготовки школьных лидеров среди учеников и родителей);
- выявление группы риска;
- работа с родителями;
- подготовка специалистов, способных проводить уроки по позитивной профилактике в школах и по выявлению группы риска.
2. Вторичная профилактика - ориентирована на группу риска. Объектом этой формы профилактики являются молодые люди, подростки и дети, начинающие употреблять табачные изделия, алкоголь, наркотические средства. Цель вторичной профилактики – раннее выявление и помощь детям, употребляющим алкоголь и наркотики во избежание возникновения у них психической и физической зависимости.
К задачам вторичной профилактики относят:
- работа с подростками групп риска;
- профилактическая работа направлена на социализацию и адаптацию;
- работа с родителями данной группы.
3. Третичная профилактика – это оказание помощи уже пристрастившимся к вредным привычкам. Она включает в себя диагностические, лечебные и реабилитационные мероприятия. Ее цель – предупреждение дальнейшего распада личности и поддержание дееспособности человека.
К задачам третичной профилактики относят:
- формирование реабилитационной среды;
- создание групп взаимопомощи.
Направления профилактической работы:
1. Работа с подростками:
- организация психолого-педагогического сопровождения воспитательной работы с учащимися, направленной на формирование у них здорового и безопасного образа жизни;
- проведение коррекционной работы с подростками «группы риска»;
- формирование групп среди подростков для участия в профилактической деятельности.
2. Работа с родителями:
- оказание консультативной помощи родителям по вопросам вредных привычек у подростков;
- организация для родителей специальных лекций по вопросам зависимости, привлечение взрослых членов семей к процессу профилактики вредных привычек среди подростков;
- подбор и распространение методических рекомендаций, публикаций в средствах массовой информации, а также видеофильмов по проблемам профилактики вредных привычек.
3. Работа с педагогическим коллективом:
- просветительская работа специалистами среди учителей, классных руководителей, социальных педагогов, психологов, способных активно содействовать реализации программ вредных привычек в рамках учебно-воспитательной работы школы;
- организация внутришкольных семинаров и «круглых столов»;
- оказание организационно-методической и консультативной помощи специалистами педагогам и другим специалистам, работающим с детьми и подростками по вопросам профилактики и зависимости от вредных привычек.
Для того, чтобы деятельность педагога по профилактике вредных привычек была эффективной, он должен ориентироваться на те потребности школьников, для реализации которых у них нет еще необходимых стратегий и технологий поведения, или демонстрировать школьникам неэффективность уже имеющихся.
Сообщающаяся информация должна быть объективной, научной, адекватной познавательным возрастным возможностям конкретной аудитории, носить упреждающий характер, т.е. информирование должно опережать на 2-3 года возрастное столкновение с проблемой. Информация не должна носить слишком запугивающий характер. Сильно устрашающая информация по данным многих психологов низко эффективна. Поэтому для того, чтобы страх приводил к изменению поведения и одновременно к изменению установок, сообщение не должно быть слишком устрашающим и должно быть дополнено рекомендациями о том, каким образом может быть изменено поведение, чтобы избежать возможной опасности.
Для решения данной проблемы необходимо систематически выявлять причины возникновения и распространения вредных веществ, создавать условия для предупреждения их потребления. Также нужно обеспечивать создание единой и качественной системы работы, с учетом привлеченных компетентных специалистов.
Список используемой литературы
Анисимова Л.Н. Профилактика пьянства, алкоголизма и наркомании среди молодежи. – М.: Юрид. Лит., 1988. – 176с.
Ерышев О.Ф. Жизнь без наркотиков. – М.: Астрель: АСТ, 2005.-159с.
Жданов В, Троицкая С. Алкогольный террор + DVD Лекции профессора Жданова. – СПб.: Питер, 2010. – 256с.
Коробкина З.Б, Попов В.А. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 192с.
Лисецкий К.С., Литягина Е.В. Психология и профилактика наркотической зависимости. – Самара: Изд.Дом «Бахрах – М», 2008. – 224с.
Радпиль О.С., Комаров Ю.М. Курение. – М.: Медицина, 1988. – 160с.
Свищева Т.Л. Наркомания стучится в каждый дом. Профилактика и лечение. – СПб.: «Издательство «ДИЛЯ», 2009. – 416с.
Ципоркина И.В., Кабанова Е.В. Практическая психология для подростков, или Вся правда о наркотиках. – М.: АСТ – ПРЕСС КНИГА. – 288с.