Комплект контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине история для 1го курса НПО


Министерство образования Иркутской области
***
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования Иркутской области
«Братский промышленный техникум»
Утверждаю:
Заместитель директора по УР
ГБОУ СПО «БПромТ»
_________ Е. Ю. Горбунова
« ___ » _______________ 2014 г.
Комплект контрольно-оценочных средств
по учебной дисциплине
история
Основной образовательной программы среднего профессионального образования
по профессиям НПО:
190631.01 Автомеханик
190629.01 Машинист дорожных и строительных машин

2014 г.
Комплект контрольно-оценочных средств разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессиям НПО: 190631.01 Автомеханик, 190629.01 Машинист дорожных и строительных машин программы учебной дисциплины история
Разработчик: Волошина А. А. – преподаватель общественных дисциплин __________
Рецензент: Кондеечкина В. Д. – преподаватель общественных дисциплин __________
Утверждено на заседании ЦК
Протокол №__6_________________
От «__13___»__февраля_____________2014 г.
Председатель цикловой комиссии
___________________ Гаськова Т. И.
Общие положения
В результате освоения учебной дисциплины история
обучающийся по профессии 190631.01 Автомеханик должен обладать предусмотренными ФГОС умениями, знаниями, которые формируют профессиональные компетенции:
ПК 1.1. Диагностировать автомобиль, его агрегаты и системы.
ПК 1.2. Выполнять работы по различным видам технического обслуживания.
ПК 1.3. Разбирать, собирать узлы и агрегаты автомобиля и устранять неисправности.
ПК 1.4. Оформлять отчетную документацию по техническому обслуживанию.
ПК 2.1. Управлять автомобилями категорий «В» и «С».
ПК 2.2. Выполнять работы по транспортировке грузов и перевозке пассажиров.
ПК 2.3. Осуществлять техническое обслуживание транспортных средств в пути следования.
ПК 2.4. Устранять мелкие неисправности, возникающие во время эксплуатации транспортных средств.
ПК 2.5. Работать с документацией установленной формы.
ПК 2.6. Проводить первоочередные мероприятия на месте дорожно-транспортного происшествия.
ПК 3.1. Производить заправку горючими и смазочными материалами транспортных средств на заправочных станциях.
ПК 3.2. Проводить технический осмотр и ремонт оборудования заправочных станций.
ПК 3.3. Вести и оформлять учетно-отчетную и планирующую документацию.
обучающийся по профессии 190629.01 Машинист дорожных и строительных машин должен обладать предусмотренными ФГОС умениями, знаниями, которые формируют профессиональные компетенции:
ПК 1.1. Проверять техническое состояние дорожных и строительных машин.
ПК 1.2. Осуществлять монтаж и демонтаж рабочего оборудования.
ПК 2.1. Осуществлять управление дорожными и строительными машинами.
ПК 2.2. Выполнять земляные и дорожные работы, соблюдая технические требования и безопасность производства.
и общие для всех специальностей НПО компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
- критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания;
- анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
- различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
- структурировать и систематизировать материал, вычленять его основное содержательное ядро;
- дать краткую характеристику деятелям прошлого, внесшим весомый вклад в мировую и отечественную историю;
- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
- определять историческое значение явлений и событий прошлого;
- устанавливать связи между явлениями, понятиями, фактами, делать обобщения, выводы;
- участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
- представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать/понимать:
- основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;
- основные исторические термины и даты;
- периодизацию всемирной и отечественной истории;
- современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
- историческую обусловленность современных общественных процессов;
- особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе.
Формой аттестации по учебной дисциплине является дифференцированный зачет.
1.Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке
1.1. В результате аттестации по учебной дисциплине осуществляется комплексная проверка следующих умений и знаний, а также динамика формирования общих компетенций:
Таблица 1.1
Результаты обучения: умения, знания и общие компетенции Показатели оценки результата
Форма контроля и оценивания
Уметь
У1 - проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. - информация, подобранная из разных источников в соответствии с заданной ситуацией. Дифференцированный зачёт -
ТЗ
Тестовые задания с выбором одного правильного ответа из нескольких предложенных, тестовые задания на дополнение и на рассуждение.
У2 - критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. - решение стандартных и нестандартных профессиональных задач в соответствии с поставленной задачей. У3 - анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. - суммирующее оценивание всех показателей деятельности студента за период обучения. У4 - различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. - оценка собственного продвижения, личностного развития. У5 - структурировать и систематизировать материал, вычленять его основное содержательное ядро;
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. - выбор метода и способа решения профессиональных задач с соблюдением техники безопасности и согласно заданной ситуации;
- оценка эффективности и качества выполнения согласно заданной ситуации. У6 - дать краткую характеристику деятелям прошлого, внесшим весомый вклад в мировую и отечественную историю;
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. - анализ инноваций в области профессиональной деятельности. У7 - устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. - информация, подобранная из разных источников в соответствии с заданной ситуацией. У8 - определять историческое значение явлений и событий прошлого;
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). - демонстрация собственной деятельности в роли руководителя команды в соответствии с заданными условиями;
- демонстрация готовности к исполнению воинской обязанности. У9 - устанавливать связи между явлениями, понятиями, фактами, делать обобщения, выводы;
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. - демонстрация собственной деятельности в роли руководителя команды в соответствии с заданными условиями. У10 - участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. - демонстрация собственной деятельности в условиях коллективной и командной работы в соответствии с заданной ситуацией. У11- представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. - моделирование профессиональной деятельности с помощью прикладных программных продуктов в соответствии с заданной ситуацией. Знать:
З1 - основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории; - уровень освоения материала;
- уровень знаний и умений, позволяющий решать типовые задачи по истории;
- обоснованность, четкость, полнота изложения;
- уровень информационной и коммуникативной культуры;
- уровень анализа проблемы, темы. З2 - основные исторические термины и даты; З3 - периодизацию всемирной и отечественной истории; З4 - современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории; З5 - историческую обусловленность современных общественных процессов; З6 - особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе. 2.Оценка освоений умений и знаний учебной дисциплины
Предметом оценки служат умения и знания, предусмотренные ФГОС по дисциплине история, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций.

Структура контрольно-оценочных материалов
для аттестации по учебной дисциплине история
Комплект контрольно-оценочных средств включает в себя теоретические задания в форме тестов с выбором одного правильного ответа из нескольких предложенных, предназначенных для проверки У1 - У11; З1 - З6.
Теоретические задания представлены в 3 вариантах. В каждом варианте 50 тестовых задания, из них 45 – выбор правильного ответа, 2 – ответ на поставленный вопрос, 3 – краткий ответ-рассуждение.
Задания для экзаменующегося.

Контрольное тестирование
Вариант 1
1. Византийские источники называют древнейших славян:
а) венедами;
б) антами;
в) скифами;
г) склавинами.
2. К восточнославянским племенам относятся:
а) тиверцы;
б) мещера;
в) меря;
г) пруссы.
3. Призвание варягов на Русь датируется:
а) 852 г.;
б) 862 г.;
в) 882 г.;
г) 912 г.
4. В годы правления княгини Ольги большая часть населения Киевской Руси исповедовала:
а) христианство;
б) язычество;
в) иудаизм;
г) ислам.
5. Юридическое оформление принципа феодальной раздробленности было зафиксировано:
а) «Правдой Ярослава»;
б) «Правдой Ярославичей»;
в) «Уставом Владимира Мономаха»;
г) Любеческим княжеским съездом 1097 г.
6. Укажите ряд русских городов, учитывая очередность завоевания их монголо-татарами:
а) Рязань — Киев — Торжок;
б) Рязань — Владимир-на-Волыни — Москва;
в) Владимир-на-Клязьме — Козельск — Владимир-на-Волыни;
г) Киев — Переславль Южный — Владимир-на-Клязьме.
7. Московский белокаменный Кремль был построен в годы царствования:
а) Ивана I Калиты;
б) Дмитрия Ивановича (Донского);
в) Василия II Темного;
г) Ивана III.
8. В годы правления Ивана Грозного Русское государство было поделено на:
а) губернии;
б) провинции;
в) земщину и опричнину;
г) области.
9. В 1552—1556 гг. Русское государство:
а) вело Ливонскую войну на Западе;
б) осваивало район Поморья и Карелии;
в) вело войны с Крымским ханством;
г) провело присоединение Казанских и Астраханских земель.
10. Введение патриаршего церковного управления в Русском государстве произошло в:
а) 1584 г.;
б) 1589 г.;
в) 1591 г.;
г) 1598 г.
11. «Тушинским вором» в период Смутного времени в России называли:
а) Лжедмитрия I;
б) Василия Шуйского;
в) Лжедмитрия II;
г) Прокопия Ляпунова.
12. «Собинным» (особенным) другом царя Алексея Михайловича считался:
а) патриарх Никон;
б) патриарх Филарет;
в) протопоп Аввакум;
г) митрополит Макарий.
13. Непосредственным поводом для возвращения Петра I в Россию из «великого посольства» стало:
а) начало войны России со Швецией;
б) начало войны России с Османской империей;
в) стрелецкое восстание в Москве;
г) убийство наследника престола.
14. Назовите пункт, не относящийся к содержанию «кондиций», предъявленных Анне Иоанновне Верховным Тайным советом при ее вступлении на престол:
а) не вступать в брак;
б) не объявлять наследника;
в) не распоряжаться казной;
г) не покидать пределов страны.
15. Кто из правителей России периода «дворцовых переворотов» самолично предводительствовал отрядом гвардейцев при совершении очередного переворота и восшествии на престол?
а) Екатерина I;
б) Иван IV Антонович;
в) Елизавета Петровна;
г) Петр III.
16. В 1785 г. Екатерина II:
а) издала жалованные грамоты дворянству и городам;
б) провела губернскую реформу;
в) казнила Е. Пугачева;
г) создала дворянское Вольное Экономическое общество.
17. Важнейшим для России внешнеполитическим результатом на западном направлении в годы царствования Екатерины II стало:
а) установление дипломатических и торговых отношений с Великобританией;
б) участие в разделах Речи Посполитой и присоединение польских территорий;
в) подтверждение статуса «великой державы»;
г) создание антифранцузского монархического союза с европейскими странами.
18. Причиной разрыва отношений между Россией и Англией в годы правления Павла I стало (-а):
а) оккупация Англией острова Мальта;
б) нарушение Англией торговых соглашений с Россией;
в) заключение союза между Россией и Францией;
г) заключение союза между Россией и Пруссией.
19. Социальную и политическую опору Павла I составляли:
а) горожане;
б) деятели православной церкви;
в) приглашенные на русскую государственную службу иностранцы;
г) «гатчинские офицеры» из неродовитого дворянства.
20. Укажите годы правления Александра I:
а) 1801-1815 гг.;
б) 1801-1825 гг.;
в) 1815-1825 гг.;
г) 1815-1830 гг.
21. Органами центрального управления страной при Александре I стали:
а) приказы;
б) коллегии;
в) министерства;
г) совещания.
22. Назовите военачальника, не являвшегося командующим какой- либо из русских армий в начале Отечественной войны 1812 года:
а) П. Багратион;
б) М. Барклай-де-Толли;
в) П. Витгенштейн;
г) А. Тормасов.
23. Конституционный проект П. Пестеля предполагал:
а) установление в России конституционной монархии;
б) федеративное устройство России;
в) освобождение крестьян от крепостной зависимости без земли;
г) введение в России унитарной республики со строго централизованной властью.
24. Правление Николая I в России считается:
а) апогеем русского самодержавия;
б) периодом либерального развития страны;
в) временем внешнеполитического господства России в Европе;
г) периодом «просвещенного абсолютизма».
25. К студенческим организациям 20 —30-х годов XIX века не относится кружок:
а) братьев Критских;
б) Н. Сунгурова;
в) М. Буташевича-Петрашевского;
г) Герцена—Огарева.
26. В середине XIX века российские либералы-«западники» признавали:
а) необходимость модернизации России по европейскому образцу;
б) самобытность российской цивилизации, ее уникальность;
в) самодержавие и православие неизменными политико-идеологическими основами российского общества и государства;
г) необязательность отмены крепостного права в России.
27. Лондонские конвенции 1840—1841 гг. устраняли:
а) автономию православных территорий на Балканах;
б) господство турок над христианскими народами Балкан;
в) свободу плавания судов по Дунаю;
г) исключительную возможность России влиять на Османскую империю.
28. К реформе местного самоуправления времени правления Александра II следует отнести:
а) отмену рекрутчины;
б) создание земских собраний и управ;
в) создание института мировых судей;
г) восстановление университетской автономии.
29. Основным явлением мировой политики второй половины XIX века можно считать:
а) решение «восточного вопроса»;
б) освоение европейскими странами азиатских территорий;
в) процесс образования военно-политических блоков;
г) резкое усиление США в военно-политическом отношении.
30. Аграрная программа социалистов-революционеров (эсеров) в начале XX века предусматривала:
а) национализацию земли;
б) сохранение помещичьего землевладения с возможностью выкупа земли крестьянами;
в) разрушение крестьянской общины;
г) социализацию земли.
31. Лидерами российской социал-демократии в начале XX века являлись:
а) В. Чернов и Г. Гершуни;
б) А. Дубровин и В. Пуришкевич;
в) Г. Плеханов и Л. Мартов;
г) А. Милюков и А. Гучков.
32. После Февральской революции 1917 г. решение всех наиболее значимых для страны вопросов:
а) взяло на себя Временное правительство;
б) было отложено до созыва Учредительного собрания;
в) происходило через систему Советов;
г) откладывалось до окончания Первой мировой войны.
33. Политика «военного коммунизма» периода Гражданской войны не предусматривала:
а) пайковую систему распределения;
б) бесплатный общественный транспорт;
в) стабильность национальной валюты;
г) бесплатные коммунальные услуги.
34. Политика «сплошной коллективизации и ликвидации кулачества как класса» стала проводиться в СССР:
а) в середине 20-х гг. XX века;
б) в конце 20-х гг. XX века;
в) накануне Великой Отечественной войны;
г) после окончания Великой Отечественной войны.
35. 1937 год вошел в отечественную историю как год:
а) «великого террора»;
б) наивысших экономических достижений России;
в) внешнеполитического признания СССР ведущими западными державами;
г) «окончательной победы социализма в стране».
36. Назовите действие, которое не предпринималось Советским Союзом накануне Великой Отечественной войны:
а) включение Западной Украины и Западной Белоруссии в состав СССР;
б) образование Молдавской союзной республики;
в) включение в состав СССР республик Прибалтики;
г) аннексия Финляндии.
37. Тегеранская конференция глав стран антигитлеровской коалиции происходила в:
а) 1939 г.;
б) 1941 г.;
в) 1943 г.;
г) 1945 г.
38. Послевоенная денежная реформа в годы правления И. Сталина предусматривала:
а) введение золотого эквивалента рубля;
б) обмен старых денег на новые из расчета 10:1;
в) открытие личных счетов трудящихся;
г) увеличение денежной эмиссии.
39. Для решения продовольственной проблемы в СССР в 50-х годах XX века:
а) началось освоение целинных и залежных земель;
б) проводились активные закупки продовольствия за рубежом;
в) поощрялось развитие подсобных хозяйств у населения;
г) в сельское хозяйство стали направляться существенные инвестиции.
40. Разделение партийных и советских органов на сельские и городские было произведено в годы правления:
а) И. Сталина;
б) Н. Хрущева;
в) Л. Брежнева;
г) Ю. Андропова.
41. Возврат к министерской системе управления экономикой СССР произошел в:
а) 1961 г.;
б) 1965 г.;
в) 1972 г.;
г) 1976 г.
42. Укажите правильный порядок смены руководителей партии и государства в 60 —80-х годах XX века:
а) Н. Хрущев — Л. Брежнев — К. Черненко — Ю. Андропов;
б) Л. Брежнев — Н. Хрущев — К. Черненко — Ю. Андропов;
в) Н. Хрущев - Л. Брежнев — Ю. Андропов — К. Черненко;
г) Н. Хрущев — К. Черненко — Л. Брежнев — Ю. Андропов.
43. 26 апреля 1986 г.:
а) был объявлен политический курс на «перестройку»;
б) произошла встреча М. Горбачева с Президентом США Р. Рейганом;
в) была запущена в космос станция «Мир»;
г) произошла авария на Чернобыльской АЭС.
44. Назовите действие, которое не было предпринято ГКЧП в августе 1991 г.:
а) ввод войск в Москву;
б) блокирование президента М. Горбачева в Форосе (Крым)4
в) отключение теле- и радиовещания4
г) приостановление деятельности оппозиционных партий и движений.
45. Пост министра обороны России во время I Чеченской кампании 1994—1996 гг. занимал:
а) П. Грачев;
б) А. Лебедь;
в) Б. Громов;
г) И. Касатонов.
46. При каком российском правителе было ликвидировано боярское сословие?
_____________________________________________________________________________
47. Какое название в исторической науке получила эпоха правления Л. Брежнева?
_____________________________________________________________________________
48. Каковы значение и исторические последствия принятия христианства на Руси?
_____________________________________________________________________________
49. Назовите основные причины отмены крепостного права в России.
_____________________________________________________________________________
50. Кратко охарактеризуйте значение партизанской борьбы в годы Великой Отечественной войны.
_____________________________________________________________________________
Вариант 2.
1. Общественный строй восточных славян, для которого характерно наличие народного собрания при выделении из общины князей и их дружины, назывался:
а) «примитивным рабовладением»;
б) «военной демократией»;
в) раннеклассовым;
г) раннефеодальным.
2. Язычеству не свойственно:
а) поклонение силам природы;
б) идолопоклонство;
в) наличие множества богов;
г) единобожие.
3. Центрами образования государства Древняя Русь стали города:
а) Изборск и Белоозеро;
б) Псков и Новгород;
в) Киев и Новгород;
г) Полоцк и Киев.
4. «Уроки» и «погосты» в Киевской Руси были установлены:
а) князем Олегом;
б) князем Игорем;
в) княгиней Ольгой;
г) князем Владимиром.
5. Укажите событие, которое не относится ко времени правления Ярослава Мудрого:
а) строительство «Золотых ворот» в Киеве;
б) заключение династических браков;
в) распространение христианства;
г) заключение военного союза с печенегами.
6. Назовите князя, который перенес столицу Северо-Восточной Руси из Ростова Великого в Суздаль:
а) Юрий Долгорукий;
б) Андрей Боголюбский;
в) Всеволод III Большое Гнездо;
г) Юрий Всеволодович.
7. Укажите событие, которое произошло после похода монгольских войск на Русь:
а) завоевание Северного Китая;
б) завоевание Средней Азии;
в) поход в Европу;
г) завоевание Волжской Булгарии.
8. К началу XIV века, времени правления московского князя Даниила Александровича, относят:
а) первые территориальные присоединения к Московскому княжеству других земель;
б) переход ярлыка на Великое Владимирское княжение в Москву;
в) московско-тверскую войну;
г) перенос в Москву резиденции Русского митрополита.
9. Назовите событие, относящееся к 1382 г.:
а) «Ледовое побоище» с крестоносцами;
б) карательный поход хана Тохтамыша на Русь;
в) отмена баскачества на Руси;
г) признание Тверью политического лидерства Москвы.
10. Становление крепостного права в Русском государстве началось с издания:
а) «Правды Ярославичей»;
б) Судебника 1497 г. (Ивана III);
в) Судебника 1550 г. (Ивана IV);
г) Соборного Уложения 1649 г. (царя Алексея Михайловича).
11. «Иосифляне» и «нестяжатели» — это:
а) два основных течения в церковной жизни Русского государства конца XV — начала XVI веков;
б) боярские группировки, боровшиеся за власть в начале правления Ивана IV;
в) сторонники и противники налаживания отношений с римско-католической церковью;
г) сторонники и противники централизации государства.
12. К. Минин и Д. Пожарский в начале XVII в России:
а) являлись претендентами на российский престол;
б) возглавили народное восстание против царя Василия Шуйского;
в) организовали народное ополчение для изгнания иностранных интервентов из России;
г) деятели русской церкви, выступавшие против гражданской войны в России.
13. Разрядный приказ в середине XVII ведал:
а) пушечным вооружением для войска;
б) определением дворян на службу;
в) контролем над церковной жизнью;
г) местным самоуправлением.
14. «Матерью полтавской виктории (победы)» Петр I называл:
а) победу русских войск под Дерптом;
б) Гангутское сражение;
в) победу под Нарвой;
г) битву при деревне Лесной.
15. Согласно реформе местного управления в годы правления Петра I, были учреждены:
а) воеводства;
б) наместничества;
в) губернии;
г) генерал-губернаторства.
16. Укажите хронологические рамки периода «дворцовых переворотов» в России:
а) 1721-1741 гг.;
б) 1725-1741 гг.;
в) 1725-1762 гг.;
г) 1741-1762 гг.
17. Назовите неверный признак мануфактурного производства:
а) ручное производство;
б) разделение труда;
в) крупное производство;
г) машинное производство.
18. Главной причиной крестьянской войны под руководством Е. Пугачева явилось:
а) ведение Россией длительной войны с Османской империей;
б) усиление крепостного гнета в стране;
в) введение подушного налога на население;
г) проведение политики «просвещенного абсолютизма».
19. В ходе итальянской и швейцарской военных кампаний в конце XVIII века основным противником русских войск под руководством А. Суворова были войска:
а) Франции;
б) Пруссии;
в) Швеции;
г) Османской империи.
20. В 1810 г., согласно проекту М. Сперанского, был учрежден:
а) Кабинет министров;
б) Непременный совет;
в) Негласный комитет;
г) Государственный Совет.
21. Непосредственным следствием Тильзитского мира стала война России с:
а) Англией;
б) Францией;
в) Швецией;
г) Австрией.
22. «Союз спасения» и «Союз благоденствия» в годы правления Александра I — это:
а) военно-политические союзы нескольких европейских государств с участием России;
б) организации-предтечи декабристских Северного и Южного обществ;
в) союзы, заключенные европейскими государствами против России;
г) просветительские и благотворительные общества.
23. Национально-освободительное восстание в Польше в годы правления Николая I произошло в:
а) 1825 г.;
б) 1830-1831 гг.;
в) 1847 г.;
г) 1849-1850 гг.
24. В сфере экономики Николаем I не поощрялось:
а) создание благоприятных условий для увеличения импорта в Россию;
б) открытие частных акционерных банков;
в) учреждение акционерных промышленных и сельскохозяйственных обществ;
г) государственное кредитование экономики и политика протекционизма.
25. Укажите верный ряд российских императоров XIX века, учитывая хронологический порядок их царствования:
а) Александр I — Александр II — Николай I — Александр III;
б) Александр I — Александр II — Александр III — Николай I;
в) Александр I — Николай I — Александр II — Александр III;
г) Николай I — Александр I — Александр II — Александр III.
26. Российские либералы-«славянофилы» в середине XIX века предполагали необходимость:
а) установления в России конституционной монархии;
б) введения представительного совещательного органа подобного Земскому собору;
в) возврата страны к «допетровским» порядкам;
г) революционных изменений в стране.
27. Спор о «палестинских святынях» в начале 50-х годов XIX века стал:
а) причиной гонений мусульман на Балканах;
б) причиной англо-французского конфликта;
в) причиной англо-османского конфликта;
г) поводом для начала Крымской войны.
28. Главный комитет и Редакционные комиссии в середине XIX века являлись:
а) цензурными органами;
б) законосовещательными органами в системе государственного управления;
в) органами подготовки и проведения реформы по отмене крепостного права в России;
г) корпоративными дворянскими организациями.
29. «Диктатурой сердца» в исторической науке принято называть:
а) внутреннюю политику последних лет правления Александра II;
б) внутреннюю политику, проводимую в годы правления Александра III;
в) движение либеральных деятелей России 70 — 80-х годов XIX века;
г) программный документ революционной организации «Народная воля».
30. Согласно судебной контрреформе, проведенной в годы правления Александра III, произошло:
а) расширение компетенции мировых судей;
б) ограничение компетенции суда присяжных;
в) устранение института адвокатуры;
г) отмена принципа независимости и несменяемости судей.
31. Основным положением денежной реформы 1897 г. стало (-а):
а) «замораживание» денежных счетов в банках;
б) увеличение денежной эмиссии;
в) введение золотого эквивалента рубля;
г) отмена конвертации российской валюты.
32. Укажите годы Русско-Японской войны начала XX века:
а) 1902-1904 гг.;
б) 1904-1905 гг.;
в) 1905-1907 гг.;
г) 1907-1909 гг.
33. Назовите пункт, не имеющий отношения к аграрной реформе П. Столыпина:
а) создание хуторов и отрубов;
б) переселение крестьян на свободные земли;
в) сохранение помещичьего землевладения;
г) укрепление крестьянской общины.
34. Царский Манифест от 17 октября 1905 г.:
а) провозглашал Россию конституционной монархией;
б) заявлял о неизменности социально-политического устройства страны;
в) вводил в России особое положение;
г) вводил в России буржуазные права и свободы.
35. Образовавшийся в IV Государственной Думе «Прогрессивный блок» отражал интересы:
а) российской национальной буржуазии;
б) революционных партий России;
в) монархических организаций России;
г) российского генералитета.
36. Причиной апрельского кризиса Временного правительства 1917 г. стало (-а):
а) нехватка продовольствия в стране;
б) наличие политических противоречий буржуазных партий;
в) заявление министерства иностранных дел России о « верности союзническому долгу»;
г) антиправительственная деятельность революционных партий;
37. 3 марта 1918 г.:
а) произошло покушение на В. Ленина;
б) в России началась Гражданская война;
в) была утверждена первая советская награда — орден Красного Знамени;
г) Россия заключила сепаратный Брестский мир и вышла из Первой мировой войны.
38. Лозунгом Кронштадтского мятежа стали слова:
а) «Власть советам!»;
б) «Война до победного конца!»;
в) «Долой Временное правительство!»;
г) «Даешь диктатуру пролетариата!»
39. Значение Генуэзской международной конференции для Советской России состоит в том, что:
а) страны Запада аннулировали российский внешний долг;
б) РСФСР вышла из международной изоляции;
в) РСФСР добилась выплаты компенсации от стран Антанты за интервенцию;
г) был заключен пакт о ненападении между РСФСР и ведущими европейскими странами.
40. Экономика СССР в 30-е годы функционировала на принципах:
а) хозрасчета и самоокупаемости;
б) рыночного регулирования;
в) руководства директивно-командными методами;
г) сочетания плановой и рыночной экономики.
41. Вступление СССР в Лигу Наций состоялось в:
а) 1934 г.;
б) 1936 г.;
в) 1939 г.;
г) 1941 г.
42. Назовите пункт, не относящийся к мерам в сфере экономики в годы Великой Отечественной войны:
а) вводились сверхурочные работы;
б) трудовые споры решались в судебном порядке;
в) проводились трудовые мобилизации;
г) к труду привлекались подростки.
43. Укажите причину выступлений населения в Новочеркасске в 1962 г.:
а) повышение цен на продукты питания;
б) девальвация рубля;
в) медицинские карантинные меры;
г) резкий рост преступности.
44. Основополагающий договор по ПРО (противоракетной обороне) был подписан СССР и США в:
а) 1968 г.;
б) 1972 г.;
в) 1975 г.;
г) 1985 г.
45. Экономическая политика Е. Гайдара, названная «шоковой терапией », предусматривала:
а) резкое сокращение расходной части национального бюджета;
б) установление жесткого государственного контроля над процессами ценообразования;
в) девальвацию национальной валюты;
г) либерализацию (свободный отпуск) цен с целью быстрого товарного наполнения внутреннего рынка.
46. Какое название имел документ, изданный Петром I и дающий возможность незнатным людям участвовать в государственной службе и повышать свой социальный статус? _________________________________________________________________________
47. Каков характер I Русской революции?
_____________________________________________________________________________
48. Каковы значение и итоги периода «дворцовых переворотов» в России?
_____________________________________________________________________________
49. Кратко охарактеризуйте такое явление, как «распутинщина».
_____________________________________________________________________________
50. Назовите основные положения Конституции СССР 1936 г.
_____________________________________________________________________________
Вариант 3.
1. Бог грома и молнии у восточных славян — это:
а) Перун;
б) Ярило;
в) Мокошь;
г) Велес.
2. Восточные славяне не пользовались следующим видом письменности:
а) узелковая;
б) пиктография (рисунки);
в) иероглифы;
г) буквенная.
3. «Гардарика» — это:
а) особый военный договор между восточнославянскими племенами;
б) скандинавское название Древней Руси;
в) восточнославянское оружие ударного действия;
г) восточнославянское шейное ювелирное украшение.
4. Принятие христианства не оказало существенного влияния на развитие:
а) архитектуры;
б) живописи;
в) литературы;
г) фольклора.
5. К литературным жанрам Древней Руси не относится:
а) публицистика;
б) летописание;
в) житие;
г) слово («повесть»).
6. Автором древнерусского произведения «Слово о Законе и Благодати» являлся:
а) князь Владимир Мономах;
б) князь Ярослав Мудрый;
в) монах Нестор;
г) митрополит Иларион.
7. Принятие христианства на Руси положило начало:
а) деревянному зодчеству;
б) каменному храмовому строительству;
в) древнерусской бытовой культуре;
г) деревянной культовой скульптуре.
8. Равенство Киевской Руси с Византией в политическом и религиозном отношениях должен был символизировать храм:
а) Святой Софии в Киеве;
б) Десятинная церковь Успения Богородицы в Киеве;
в) Спасо-Преображенский собор в Чернигове;
г) Дмитровский собор во Владимире-на-Клязьме.
9. Изображение на церковных стенах, написанное водяными красками по сырой штукатурке, называется:
а) барельеф;
б) мозаика;
в) фреска;
г) икона.
10. «Золотые ворота», украшавшие Киев, были построены в годы правления:
а) Владимира I Крестителя;
б) Ярослава Мудрого;
в) триумвирата Ярославичей;
г) Владимира Мономаха.
11. Назовите памятник архитектуры во Владимиро-Суздальской Руси, сооружение которого не относится ко времени правления Андрея Боголюбского:
а) Дмитровский собор во Владимире-на-Клязьме;
б) Боголюбовский замок;
в) церковь Покрова-на-Нерли;
г) Успенский собор во Владимире-на-Клязьме.
12. «Слово о погибели земли Русской» описывает события древнерусской истории, связанные с:
а) убийством Святополком Окаянным князей Бориса и Глеба;
б) походами русских князей на половцев;
в) княжескими междуусобицами периода раздробленности Руси;
г) нашествием войск Батыя на Русь.
13. Назовите имя русского иконописца второй половины XIV— начала XV веков, для фресок и икон которого характерны возвышенная одухотворенность образов, мягкость, лиризм, глубокая человечность, совершенство художественной формы, внутренняя сила и спокойствие:
а) Феофан Грек;
б) Прохор с Городца;
в) Андрей Рублев;
г) Дионисий.
14. Особенностью московской архитектуры периода становления единого Русского государства не является:
а) лаконичность, отсутствие декора;
б) устремленность вверх;
в) торжественность, праздничность;
г) масштабность, преодоление «кубичности».
15. Авторство памятника средневековой литературы «Домостроя» приписывается:
а) купцу Афанасию Никитину;
б) протопопу Сильвестру;
в) князю Андрею Курбскому;
г) митрополиту Макарию.
16. В честь взятия Казани русскими войсками Иван IV повелел построить московский храм:
а) Казанский собор;
б) собор Василия Блаженного;
в) церковь Св. Георгия Победоносца;
г) церковь Св. Иоанна Предтечи.
17. Первая достоверно датированная русская печатная книга «Апостол» была изготовлена в:
а) 1533 г.;
б) 1547 г.;
в) 1564 г.;
г) 1584 г.
18. Назовите жанр русской литературы, возникший в XVII веке:
а) публицистика;
б) хождение;
в) житие;
г) сатирическая повесть.
19. Автобиографической повестью является следующее литературное произведение XVII века:
а) «Сказание Авраамия Палицына»;
б) «Житие протопопа Аввакума»;
в) «Сказание об Азовском осадном сидении»;
г) «Калязинская челобитная».
20. Симон Ушаков (XVII век) являлся наиболее известным в России:
а) иконописцем;
б) архитектором;
в) хронографом-летописцем;
г) церковным деятелем.
21. Назовите жанр русского изобразительного искусства, получивший развитие в XVII веке:
а) скульптура;
б) барельеф;
в) фреска;
г) парсуна.
22. В 1672 г. в России был создан:
а) светский архитектурный стиль;
б) первый музей;
в) придворный театр;
г) первый хор.
23. Практика проведения «ассамблей» (светских приемов с развлечениями) была принята в России в годы правления:
а) Алексея Михайловича Романова;
б) Федора Алексеевича Романова;
в) царевны Софьи Алексеевны Романовой-Милославской;
г) Петра Алексеевича Романова.
24. Город Санкт-Петербург был основан в:
а) 1700 г.;
б) 1703 г.;
в) 1709 г.;
г) 1721 г.
25. Укажите событие, не относящееся ко времени правления Петра I:
а) учреждение профессионального театра;
б) создание первого музея;
в) учреждение гражданского шрифта;
г) издание первой печатной газеты.
26. Санкт-Петербургская Академия наук была основана в:
а) 1700 г.;
б) 1725 г.;
в) 1730 г.;
г) 1755 г.
27. Назовите учебное заведение, основание которого не относится к периоду «дворцовых переворотов»:
а) Шляхетский корпус;
б) Пажеский корпус;
в) Морская академия;
г) Смольный институт.
28. А. Сумароков в середине — второй половине XVIII века получил известность как:
а) публицист;
б) драматург;
в) книгоиздатель;
г) философ.
29. В середине - второй половине XVIII века в русской литературе господствовало следующее направление:
а) классицизм;
б) сентиментализм;
в) романтизм;
г) реализм.
30. Укажите черты, не присущие архитектурному стилю барокко:
а) использование «пучков» колонн;
б) обилие позолоты и лепных украшений;
в) строгость и лаконичность форм;
г) закругленность архитектурных форм и элементов.
31. Архитектор, автор проекта дома Пашкова в Москве (XVIII век):
а) И. Старов;
б) М. Казаков;
в) Д. Ухтомский;
г) В. Баженов.
32. Господствующим жанром русской живописи в XVIII веке является:
а) пейзаж;
б) икона;
в) портрет;
г) сюжетная живопись.
33. Назовите русского живописца, чье творчество не относится к XVIII веку:
а) В. Суриков;
б) В. Боровиковский;
в) Ф. Рокотов;
г) Д. Левицкий.
34. Автором памятника Петру I «Медный всадник» в Санкт- Петербурге является скульптор:
а) Ф. Шубин;
б) Э. Фальконе;
в) М. Козловский;
г) И. Мартос.
35. Русские путешественники начала XIX века И. Крузенштерн и Ю. Лисянский:
а) исследовали Австралию и острова Океании;
б) открыли материк Антарктиду;
в) исследовали Северный Ледовитый океан;
г) совершили первое русское кругосветное путешествие.
36. Пьеса «Горе от ума» была написана:
а) Н. Гоголем;
б) А. Грибоедовым;
в) Н. Островским;
г) А. Пушкиным.
37. Художник А. Венецианов не является автором картины:
а) «Последний день Помпеи»;
б) « Гумно»;
в) «Крестьянка с грибами»;
г) «На жатве».
38. Укажите, какой из перечисленных сатирических журналов второй половины XVIII века редактировался лично Екатериной II:
а) «Трутень»;
б) «Живописец»;
в) «Кошелек»;
г) «Всякая всячина».
39. Среди перечисленных художественных произведений назовите картину, автором которой является И. Репин:
а) «Утро стрелецкой казни»;
б) «Арест пропагандиста»;
в) «Вечер. Золотой плес»;
г) «Девочка с персиками».
40. Балет «Лебединое озеро» написал:
а) Н. Римский-Корсаков;
б) С. Рахманинов;
в) И. Стравинский;
г) П. Чайковский.
41. Среди перечисленных художников назовите того, чье творчество не относится к направлению авангардизма в русской живописи:
а) В. Кандинский;
б) К. Малевич;
в) М. Врубель;
г) М. Шагал.
42. Среди перечисленных кинокартин укажите фильм режиссера Г. Александрова:
а) «Александр Невский»;
б) « Веселые ребята»;
в) «Мы из Кронштадта»;
г) «Чапаев».
43. Назовите имя известного советского авиаконструктора:
а) В. Петляков;
б) А. Морозов;
в) И. Курчатов;
г) А. Шамшурин.
44. Постановление ЦК ВКП (б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград» было принято в:
а) 1938 г.;
б) 1946 г.;
в) 1953 г.;
г) 1964 г.
45. Автором книги «Архипелаг ГУЛАГ» является:
а) В. Распутин;
б) В. Астафьев;
в) Ю. Бондарев;
г) А. Солженицын.
46. Создателями чего являются святые Кирилл и Мефодий?______________________
47. В каком веке русская культура приобрела светский характер?__________________
48. Кратко объясните, что понимается под «открытым характером культуры» применительно к отечественной культуре.
_____________________________________________________________________________
49. Охарактеризуйте процесс обмирщения русской культуры в XVII веке.
_____________________________________________________________________________
50. Каковы основные особенности отечественной культуры советского периода?
_____________________________________________________________________________
3.2 Пакет экзаменатора
Количество вариантов задания для экзаменующегося – 3.
Время выполнения задания – 1 академический час.
Эталоны ответов
Номера вопросов Варианты
1 2 3
1 Б Б А
2 А Г В
3 Б В Б
4 Б В Г
5 Г Г А
6 В А Г
7 Б В Б
8 В А А
9 Г Б В
10 Б Б Б
11 В А А
12 А В Г
13 В Б В
14 Г Г А
15 В В Б
16 А В Б
17 Б Г В
18 А Б Г
19 Г А Б
20 Б Г А
21 В В Г
22 В Б В
23 Г Б Г
24 А А Б
25 В В А
26 А Б Б
27 Г Г Г
28 Б В Б
29 В А А
30 Г Б В
31 В В Г
32 Б Б В
33 В Г А
34 Б Г Б
35 А А Г
36 Г В Б
37 В Г А
38 Б А Г
39 А Б Б
40 Б В Г
41 Б А В
42 В Б Б
43 Г А А
44 В Б Б
45 А Г Г
46 Петр I Табель о рангах Кириллица
47 застой Буржуазно-демократическая XXVIII
48 Ответ-рассуждение Ответ-рассуждение Ответ-рассуждение
49 Ответ-рассуждение Ответ-рассуждение Ответ-рассуждение
50 Ответ-рассуждение Ответ-рассуждение Ответ-рассуждение
Критерии оценки:
Максимальное количество правильных ответов – 50.
Оценка «удовлетворительно» выставляется, если количество правильных ответов 30-37 (60% - 75%).
Оценка «хорошо» выставляется, если количество правильных ответов 38-42 (76%-85%).
Оценка «отлично» выставляется, если количество правильных ответов 43-50 (86%-100%).