Внеурочная деятельность как путь вовлечения первоклассников в научно-исследовательскую и проектную деятельность


Внеурочная деятельность
как путь вовлечения первоклассников в научно-исследовательскую и проектную деятельность
Цель образования по новым стандартам: общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию образования как научить учиться. По новым стандартам, кроме учебных предметов, предусматривается и внеурочная деятельность. Её задача: способствовать достижению результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Метод проектов – одна из личностно – ориентированных технологий, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Практика проведения учебных исследований может рассматриваться, как особое направление внеурочной деятельности, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской, творческой активности детей, а также на углубление и закрепление имеющихся у них знаний, умений и навыков. Эта работа может иметь и локальный, и фронтальный характер, ее можно проводить индивидуально и с  большой группой детей.
Свою работу над проектно-исследовательской деятельностью я строю в виде двух взаимосвязанных блоков работы:
1) совместный со взрослыми сбор информации по данной теме;
2) работа над самими проектами, включёнными в содержание темы
По выбранной теме собираются все сведения, которые интересны детям. После сбора информации идёт работа над проектами. При этом не обязательно, чтобы все собранные сведения пригодились при работе над проектами. Другими словами, сбор сведений происходит не только для выполнения проектов, но и для реализации интересов детей. В 1 классе учу выбирать тему проекта, определять, как ребёнок будет работать индивидуально или в группе. Вначале первоклассник способен работать только индивидуально, но постепенно приучаю детей к работе по группам. Часто работая в группе, дети не могут договориться, прийти к единому мнению и такая группа распадается. Моя задача — научить детей искусству общения, понимания, взаимодействия. Учу детей работать с книгами в школьной библиотеке. Библиотекарь заранее подбирает нам книги по темам проекта. Учимся искать нужную информацию. Учу оформлять проекты и их защищать, здесь использую индивидуальную работу с учащимися.
Обучение с использованием проектных приёмов в начальной школе имеет целый ряд достоинств. Можно выделить несколько групп умений, на которые проектная деятельность оказывает наибольшее влияние:
- исследовательские (генерировать идеи, выбирать лучшее решение);
- социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло);
- оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);
- информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений не достаёт);
-презентационные (выступать перед аудиторией; отвечать на незапланированные вопросы; использовать различные средства наглядности; демонстрировать артистические возможности);
- рефлексивные (отвечать на вопросы: «Чему я научился? Чему мне необходимо научиться?»; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле);
Основная трудность, работая с первоклассниками, в том, что они не умеют читать и писать, быстро утомляются, нет культуры труда, поэтому проекты как правило не долгосрочные. На первом занятии рассказываю ребятам, чем мы будем заниматься, показываю презентации проектных и исследовательских работ моих пятиклассников с 1-4 класс. Каждый ученик заводит альбом по проектированию.
В 1-м классе были выполнены следующие работы: “Букет первоклассника” (нужно было раскрасить осенние листочки цветными карандашами или фломастерами в разные цвета: красный - я умею это делать хорошо; жёлтый - у меня это получается не очень хорошо; зелёный - я обязательно этому научусь), коллективный проект по составленному плану из конструктора “Лего” “Улица города”.
В сентябре часть занятий по внеурочной деятельности обязательно проводим на улице в школьном дворе, в результате родилась идея сделать исследовательскую работу “Осенние изменения в природе”. Учащиеся выполняли работу по группам. Каждая группа заносила свои результаты в таблицу. Итогом этой работы стала фотовыставка “Осенние изменения” (в жизни цветов, в жизни растений, в неживой природе, в жизни людей).
На предметной неделе математики был выполнен творческий проект “Смешарики в стране Математики”. По теме “Здоровье – это здорово!” провели три занятия. В результате спроектировали режим дня и выполнили коллективный творческий проект “Дерево здоровья”. Организуя проектную деятельность младших школьников в ходе индивидуальной, групповой и коллективной работы, я создаю условия, способствующие развитию у младших школьников навыков исследовательской работы. У учащихся развивается интерес к познанию мира, углубленному изучению дисциплин.
Наблюдения за учащимися показали, что от занятия к занятию растёт самостоятельность детей в создании проектов, в планировании своей деятельности. Кроме того, проектная деятельность способствует формированию у учащихся общеучебных умений и навыков, развиваются мыслительные умения и навыки. Им предоставляется возможность творить в основной для младших школьников деятельности – учебной.
Таким образом, проектная деятельность – это возможность организовать самообучение, самовоспитание учащихся, потребность найти знания самостоятельно, что является актуальным в современной школе и жизни, то есть научить учиться.  Организация проектной деятельности – перспективный путь развития учащихся.
Проектная деятельность – старт в науку, и начинать её надо с начальных классов.
Исходя из вышеизложенного, мною сделан вывод, о том, что исследовательская тактика ребёнка — это не просто один из методов обучения. Это путь формирования особого стиля детской жизни и учебной деятельности, который позволяет трансформировать обучение в самообучение, реально запускает механизм саморазвития. Для меня главное отличие детей, способных принимать участие в исследовательской работе, — наличие у них потребности узнавать новое, которую определяю из мониторинга мотивации к исследовательской деятельности: в первом классе наличие только ситуативного интереса; но уже начиная со второго класса – рост устойчивого и обобщённого интереса к исследовательской деятельности.