Конспект логопедического занятия в подготовительной группе детей с фонетико — фонематическим недоразвитием речи Тема: «Звук и буква А»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко» п. Октябрьский Кулундинского района











Конспект логопедического занятия в подготовительной группе детей с фонетико - фонематическим недоразвитием речи










Составила:
учитель – логопед
Бернгардт Е.А.












2015г.

Занятие № 2

Тема: « Звук и буква А».



Цель: 1. Чёткое произнесение звука.
2. Выделение начального ударного гласного (повторение).
3. Анализ звукового ряда из двух гласных.
4. Развитие внимания и памяти.
5. Договаривание предложений, по предметным картинкам (употребление существительных в косвенных падежах единственного числа).
6. Знакомство с буквой А.


Оборудование: предметные картинки (автомат, альбом, антенна, бинт, бант, утюг, айва, аллея, автомобиль, ателье, атомоход, панама, майка, туфли, тапки, утёнок), индивидуальные зеркала, карточка с изображением буквы А, тетради карандаши, разрезные азбуки.



Ход занятия.


1. Организационный момент (припоминание геометрических фигур).
2. Артикуляционная и дыхательная гимнастика.
3. Повторение звука [У], припоминание рассмотренных ранее картинок на У.
4. Знакомство с темой – выделение звука [А] из слов: август, аист, адрес, автор, Аннушка.
5. Произнесение звука [А], наблюдение за артикуляцией, характеристика (звук произносится логопедом, детьми, хором и индивидуально).
Вывод: звук [А] – гласный.
6. Выделение звука [А] на слух (с закрытыми глазами):
а) из ряда гласных: уа, ау, аи, иу, иа, ао, уиа, иуа;
б) из обратных слогов: ал, уп, оп, ам, ах, ух, им, он;
в) из слов: азбука, ананас, ангел, индюк, Англия, умный, овощ, (туфли, тапки, бант, бинт, бунт, книжный) .
7. Анализ звукового ряда из двух гласных – игры: «Отгадай, сколько произнесу звуков», «Отгадай и назови звуки»:
ау уа аи иа
иу уи ао оа
8. Выделение звука [А] в произношении в словах по предметным картинкам:
А) хоровое проговаривание;
Б) отбор картинок на А – игра «Четвёртый лишний»;
В) игры на развитие внимания и памяти с оставшимися картинками на А:
«Чего не стало?» - 6 картинок;
«Что изменилось?» - 4 картинки.
9. Закрепление употребления косвенных падежей существительных единственного числа – игра «Закончи предложение» (по предметным картинкам на А, но без опоры на наглядность):
На крышу поставили телевизионную .
Солдаты стреляют из .
Дети рисуют красками в .
Мама варит варенье из .
Дети гуляют по садовой .
10. Физкультурная минутка (пальчиковая гимнастика).
11. Знакомство с буквой А: рассматривание демонстрационной карточки, отыскивание
буквы в разрезной азбуке, обведение контура буквы А, печатание буквы на доске и в тетрадях.
12. Итог.
- Какой звук изучали?
- Какой это звук?
- Почему он гласный?
- Какой ещё знаете гласный звук?
Игра «Отгадай слово» (пропущен первый гласный А или У): .хо, .втомат, .тка, .нтенна, .льбом, .тюг, .мывальник, .дав, .мник, .така, .атомобиль, .литка.

Домашнее задание:
1. Игра « Сосчитай и назови звуки» - звуковой анализ (ау, уа).
2. Игры «Что изменилось?», «Чего не стало?» - развитие внимания и памяти.