Пинтелина М.П. Новые формы воспитательной работы как средство реализации модели организации внеурочной деятельности учащихся в соответствии с ФГОС


Новые формы воспитательной работы как средство реализации модели организации внеурочной деятельности учащихся в соответствии с ФГОСПри определении организационных моделей внеурочная деятельность и занятия в системе дополнительного образования должны быть объективно включены в деятельность всего школьного сообщества и быть столь же разнообразными, как сама жизнь. Как процесс добровольный, самодеятельный внеурочная деятельность нуждается в психолого-педагогическом сопровождении, обеспечиваемым педагогическим коллективом. Она должна иметь связи, как с основным, так и дополнительным образованием. При этом надо иметь в виду, что модели могут отличаться степенью координации различных сфер жизнедеятельности внутри школы, разнообразием форм внеурочной деятельности, умением устанавливать связи с внешкольными учреждениями.
Изучение практики реализации внеурочной деятельности образовательных учреждений позволяет выделить ряд моделей разного типа, которые можно условно разделить на рамочные, качественно-уровневые и интеграционные.
К рамочным можно отнести модели, которые задают общую структуру, в которой существует и развивается внеурочная деятельность – школьная (использует преимущественно возможности собственного образовательного учреждения), школьно-внешкольная (строится как на ресурсах своего учреждения, так и широко привлекает кадровый и научно-методический потенциал учреждений дополнительного образования детей) и социокультурная модели (многосторонние связи с социумом). Качественно-уровневый тип организации внеурочной деятельности может быть представлен более сложными моделями. К примеру, модель «Мозаика» (представляет набор кружков и секций, предметных кружков, которые обеспечивают дополнительную подготовку во внеурочное время), модель «Хоровод» (усложнение связей между кружками), модель «Клуб» (самые различные творческие объединения), модель «Соты» (обеспечивает значительный уровень координации деятельности педагогов и школьников, взаимодействия различных творческих объединений). Особо следует остановиться на интеграционной модели, которую мы рассматриваем как прогностическую. Данная модель является инновационной, т. к. позволяет использовать потенциал внеурочной деятельности и системы дополнительного образования детей. Ценность данной модели заключается в том, что она отличается определенной структурной и организационной гибкостью, легко адаптируется к социокультурным условиям и традициям учреждения. Данная модель продуктивна и достаточно реалистична, т. к., вбирая новое, не отказывается от достижений и опыта внешкольного образования, служит мостиком между традиционной школой и новой образовательной моделью, создает условия для компенсации недостатков общего образования. Это своеобразная лаборатория инноваций, новых педагогических технологий. В отличие от направлений дополнительного образования, где дети могут выбрать и активно включиться в освоение того или иного вида творчества, прежде всего, помогает школьникам попробовать себя в разных видах занятий, не преследуя цели непременно войти «в мир мастерства».
Обратимся теперь к способам реализации внеурочных занятий, где можно выделить четыре самых существенных формы: «событие», «образовательная встреча», «путешествие», «погружение».
«Событие» (можно вести речь о таком факте, «происшествии», случае в жизни класса или группы учащихся, которое объединяет на какое-то время детей и взрослых, школьников и учителей для участия в некоем действии, осуществляемом во внеурочном пространстве. «Образовательная встреча» (встреча с новым жизненным опытом, с искусством, это движение навстречу друг другу). «Путешествие» (способ организации внеурочной деятельности, когда школьники совместно с учителем, классным руководителем, родителями намечают цель своего передвижения с целью обогащения своих представлений о разных сторонах мира, расширения своего культурного кругозора и круга общения). «Погружение» (проникновение вглубь чего-либо).
Если подвести некоторый итог сказанному, то следует отметить, что формы реализации внеурочной деятельности изначально определяются разработчиком программы, прежде всего, с учетом целей и задач, собственных возможностей и имеющихся ресурсов образовательной организации. Предложенные пространственно-временные варианты – «событие», «образовательная встреча», «путешествие», «погружение» могут быть наполнены современным интерактивным личностно-ориентированным формами (консультация, тренинг, дискуссионный клуб, дебаты, деловая игра, диспут, экскурсия, конференция, переговорная площадка, социальный проект, профессиональны или социальная проба и т. д.), которые способствуют развитию творческих способностей, ключевых и базовых профессиональных компетенций учащихся.Литература
1. Байбородова, Л. В. Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Л. В. Байбородова. – М.: Просвещение, 2013. – 177 с.
2. Евладова, Е. Б. Дополнительное образование в школе: в поисках смыслов и ценностей: практико-ориентированная монография / Е. Б. Евладова. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2013. – 186 с.
3. Евладова, Е. Б. «Погружение» в культуру / Е. Б. Евладова // Воспитательная система школы: проблемы управления (Очерки прагматической теории) // под ред. В. А. Караковского. – М.: Сентябрь, 1997. – С. 65–71.
4. Евладова, Е. Б. Программно-методическое обеспечения внеурочной деятельности классного руководителя / Е. Б. Евладова // Воспитание школьников. – 2013. – № 6. – С. 22–29.
5. Евладова, Е. Б. Путешествие к истокам: Комплексная программа воспитания и дополнительного образования учащихся на уроках и во внеурочной деятельности / Е. Б. Евладова, Т. И. Петракова. – М.: Прогресс,1994. – 64 с.
6. Реализация вариативных моделей сетевого взаимодействия общего, дополнительного и профессионального образования в рамках организации внеурочной деятельности : метод. рекомендации / под ред. А. В. Золоторевой. – Ярославль: ЯГПУ, 2011. – 312 с.