Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности учащихся


Слушатель курсов Долгунцева А.Ю.
Итоговая работа
по курсу «Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности учащихся»
Проект учащегося 8 класса «Объёмная открытка со светодиодной подсветкой»
ОТЧЕТ
1.Обоснование выбора проекта как метода обучения в данном случае
Метод проекта Согласно ФГОС в основу образовательного процесса должен быть положен системно-деятельностный подход. Использование принципов деятельностного подхода ориентирует ученика на усвоение знаний в процессе деятельности, в ходе применения этих знаний на практике. Одним из примеров деятельностного подхода в обучении и является метод проектов.
Другими словами, чтобы у учащегося сформировать умения действовать со знанием дела, компетентно, выбираем метод проектов.
Для учащегося – это деятельность, которая позволяет попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат.
Дидактические цели проекта:
- развитие навыков практического использования приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни;
- развитие умения видеть проблему и наметить пути ее решения;
- приобретение навыков самостоятельной работы;
- формирование информационной и коммуникативной компетентности учащихся;
- развитие навыков самоанализа учащихся и критического мышления.
Методические задачи проекта:
- самостоятельно приобретать, обрабатывать и обобщать полученную информацию;
- формировать умения получать реальные и значимые для себя результаты;
- подготовить школьника к решению личностно значимых для него проблем на основе своего и чужого опыта.
2.Ожидаемые приращения в компетентностях учащегося:
исходный уровень подготовленности учащегося (что он знает и умеет по проблеме проекта на начало работы):
Учащийся 8 класса умеет самостоятельно сформулировать проблему и цель проекта, разрабатывать общий план работы, самостоятельно искать информацию из разных источников, систематизировать и обобщать эту информацию.
дефициты в уровне подготовленности учащегося, которые должны быть преодолены в результате работы (чего он еще не знает и не умеет по проблеме проекта и чему он должен научиться):
Учащийся 8 класса не может самостоятельно разработать план детально. Самой большой проблемой является мотив к деятельности, а также анализ и самооценка. Вызывает трудность у учащегося и оформление письменной части отчета о проделанной работе над проектом.
Учащийся научится планировать работу над проектом в деталях, ставить промежуточные задачи на каждом этапе, определять способы решения этих задач; научится правильно оформлять письменный отчет. Приобретет умение самопрезентации.
где и как учащийся сможет получить необходимую помощь, найти недостающую информацию и другие ресурсы:
Учащийся на данном этапе работы над проектом получит дозированную помощь от руководителя проекта: детально план работы над проектом будет составлен при совместной деятельности учителя и ученика, учитель подскажет и дополнительные источники информации, которые надо изучить учащемуся. Помощь учителя при составлении письменного отчета по работе над проектом
какова предполагаемая степень вашего участия в работе над проектом:
В зависимости от этапов работы над проектом предполагается следующая степень участия
Этапы работы над проектом Степень участия
Проблематизация и целеполаганиеУчастие по запросу учащегося
Планирование, реализация плана Организующая и стимулирующая помощь. В отдельных случаях обучающая помощь.
Рефлексия, презентация Незначительная помощь, оказываемая в отдельных случаях по инициативе учителя.
3. Проект какого типа вы выбрали для достижений дидактических целей, решения методических задач, формирование необходимых компетентностей учащегося. Обоснуйте свой выбор с опорой на возрастные и индивидуальные особенности учащегося.
Так как у учащихся 7-8 классов большой интерес вызывают практико-ориентированные проекты в связи с возможностью использования созданного проектного продукта в реальной жизненной практике, то и данный проект по доминирующей деятельности является практико-ориентированным. Проект долгосрочный потому, что учащиеся этого возраста способны не терять интереса к работе на всем протяжении реализации проекта.
При работе над практико – ориентированным проектом учащиеся освоят необходимые им предметные знания, умения и навыки, приобретут общеучебные умения и навыки (интеллектуальные, организационные, коммуникативные) и разовьют у себя деятельностную компетентность.
4. Какую позицию (роль педагога) вы выбрали для руководства проектной работой учащегося для решения задач воспитания. Обоснуйте свой выбор с опорой на возрастные и индивидуальные особенности учащегося.
При работе над проектом сложились между учителем и учеником отношения сотрудничества и равноправия (учитель и ученик – коллеги, занятые общим делом), что позволило формировать у учащегося настойчивость в достижении цели, развивать коммуникативные навыки, адекватную самооценку. Учитель предоставляет ученику возможность проявлять максимальную самостоятельность и осуществляет на всех этапах работы над проектом ненавязчивый контроль.
5. Как была представлена учащемуся проблема проекта, какую неявно сформулированную цель она в себе заключала.
Учащемуся была предложена реальная ситуация создания праздничной открытки. Красивые праздничные открытки прекрасно передают праздничное настроение.Использование светодиодов в стилизации праздничных открыток новое и неоцененное пока явление, которое постепенно набирает обороты. Первое, что необходимо сделать, это определиться со стилистикой открытки. После этого делаем разрез , чтобы поместить туда светодиод.. Лучше всего сделать простой выключатель, чтобы продлить срок службы аккумулятора и сделать его простым для использования любым человеком.
6. Опишите процесс проблематизации:
Как учащийся «присвоил» проблему проекта, каким личностным смыслом наделил ее, что стало первичным мотивом учащегося в работе над проектом.
Проблема проекта была найдена в ходе беседы. Предложенная реальная ситуация хорошо знакома учащемуся, так как с этим постоянно сталкиваешься в праздники. На этапе проблематизации произошло «присвоение» учеником проблемы. Учащийся сам сформулировал проблему, которую вывел из противоречия: поздравить близких и родных с праздником всегда приятнее подарком, сделанным своими руками, но ценится это дороже и выглядит оригинально и неповторимо.. Учащийся сам предложил решение данной проблемы – изготовить красивую объёмную открытку со светодиодной подсветкой и сформулировал тему проекта – «Объёмная открытка со светодиодной подсветкой».

7. Опишите процесс целеполагания (как была сформулирована учащимся цель проекта; как было доказано, что достижение данной цели решит исходную проблему проекта; каков ожидаемый результат работы, какой проектный продукт предполагалось создать; соответствует ли данный проектный продукт цели проекта; является ли данный проектный продукт оптимальным способом решения проблемы проекта):
Цель проекта: Изготовить объёмную открытку со светодиодной подсветкой.
Создание открыток своими руками – это не только увлекательное развлечение и развивающее занятие, это самый лучший способ научить ребёнка вкладывать в подарок не деньги, а душу. Открытка – универсальный подарок и самый простой способ выразить свое внимание. Для любого случая, по любому поводу, а также без повода – можно подобрать интересную и необычную открытку, которая будет отражать ваше отношение к тому или иному человеку или событию. Уже давно канули в лету те времена, когда книжные и канцелярские магазины предлагали всего лишь два-три вида открыток, на которых тем или иным шрифтом было написано "Поздравляю!". Сейчас ассортимент открыток намного богаче. Есть открытки строгие и авангардные, классические и "новомодные", плоские, объемные и многослойные. Ко дню рождения, новому году, годовщине свадьбы, рождению ребенка, окончанию школы… Многообразие открыток не перестает удивлять.  И на этом великолепном фоне особую ценность приобретает авторская открытка – разработанная и сделанная в единственном экземпляре для конкретного человека.  Такая объемная открытка подойдёт к любому событию. Данная цель действительно решает исходную проблему. Готовая работа производит положительное эмоциональное значение, так как выполнена в соответствии с желаемым результатом.
Данная работа помогла
Проявить фантазию
Применить на практике навыки работы с различными материалами и инструментами
Получил опыт подключения светодиодной ленты к батарейке через выключатель
Оказала положительное влияние на формирование художественно-эстетического вкуса.
Поздравительная открытка является авторской работой.Сделана с любовью. В нее вложена частица души и любви.
Изготовление и эксплуатация проектируемого изделия не повлечет за собой изменений в окружающей среде, нарушений в жизнедеятельнос- ти человека
Познакомится с историей создания открыток (находить нужную информацию в Интернете)
Поздравительная открытка, сделанная своими руками доставит огромное удовольствие и будет долго радовать.
Человек, получивший в подарок открытку ручной работы, понимает, что к процессу выбора подарка для него подошли тщательно и с душой. Следовательно, получить открытку ручной работы в подарок означает, что человек подаривший открытку относится к Вам трепетно и ценит Ваши отношения. Открытки ручной работы совершенно не похожи на те, которые мы привыкли дарить на все праздники. Открытка ручной работы выступает, как самостоятельный подарок, который долгое время будет радовать глаз, если ее поместить в рамку, повесить на стену или поставить на стол.
8. Опишите процесс планирования:
- перечислите все этапы работы, которые учащийся выделил самостоятельно:
проблематизацияцелеполагание
планирование
реализация
- перечислите все этапы работы (основные и более мелкие), которые учащийся не смог выделить самостоятельно:
планирование шагов на пути к цели
рефлексия- осмысление полученного в результате работы опыта, самооценка автора проекта.
- как (с помощью, каких вопросов) вам удалось помочь учащемуся разработать подробный план и график работы над проектом:
Что необходимо сделать, чтобы достичь цели проекта? Как своими руками изготовить объёмную открытку? Как ты будешь решать эти задачи?
Как решают эту проблему другие люди? Что об этом рассказывают СМИ, интернет-сайты?
Все ли у тебя есть для выполнения предстоящей работы?
Что у тебя пока нет, чего ты еще не умеешь делать, чему предстоит научиться?
Когда ты будешь осуществлять все необходимое?
9. Опишите процесс реализации:
- какие этапы работы не вызвали затруднений у учащегося:
проблематизацияцелеполагание
планирование
реализация
- с какими трудностями столкнулся учащийся:
планирование шагов на пути к цели
рефлексия- осмысление полученного в результате работы опыта, самооценка автора проекта.
- как учащийся преодолевал возникшие трудности:
Преодолеть трудности учащемуся помогал перечень критериев оценивания проекта с дескрипторами, который, по сути, является подробной инструкцией по работе над проектом. Так как у учащегося были затруднения по детальному, по шаговому, планированию, то следование критерию 2 (планирование путей достижения цели проекта) помогло ему преодолеть эту трудность.
Использование критериального оценивания позволило учащемуся осуществлять самооценивание, т.е. проанализировать свои недостатки и достоинства.
- какую помощь вы оказывали учащемуся:
В самом начале работы над проектом познакомила учащегося с помощью критериев оценивания проекта с эталоном работы 7-8-классника. Во время работы над проектом после каждого этапа, осуществляя промежуточный контроль, просила ученика самостоятельно оценить свою работу и понять, что необходимо доработать.
- как колебался у учащегося мотив к деятельности:
На этапе проблематизации учащийся наделил проблему личностным смыслом. Поэтому за работу взялся охотно. Ему самому хотелось сделать приятное близким.
На этапе целеполагания мотив к деятельности укрепился, потому что ученик уже представлял проектный продукт- объёмная открытка, которая разрешит проблему.
Ясность предстоящих шагов, появившихся в ходе планирования работы над проектом, повысила мотив к деятельности.
Интерес к работе оставался и тогда, когда началась сборка, так как это было получение и новых теоретических знаний и приобретение практических навыков
Снижение мотива наблюдалось только при оформлении письменного отчета, потому что учащемуся она показалась рутинной.
- как вы стимулировали работу учащегося на различных этапах:
Этап проблематизации- беседа с родителями о важности работы, которую выполняет их ребенок. Организация материальной и духовной поддержки своего ребенка.
Этап планирования – организация индивидуальных консультаций педагогов дополнительного образования по радиотехнике, техническому моделированию с целью помощи поэтапного планирования.
В ходе реализации проекта словесные поощрения, подбадривания.

10. Опишите процесс рефлексии и самооценки учащимся своей проектной работы с опорой на критерии оценивания:
- какие трудности возникли у учащегося при анализе своей работы; как учащийся оценил результат своей работы с опорой на критерии оценивания, совпал ли этот результат с вашей оценкой и оценкой независимых экспертов;
Анализ работы был заменен кратким описанием хода и порядка работы. Что касается критерия 1(постановка цели проекта), 2(планирование путей достижения цели проекта), 9 (качество проектного продукта) учащийся объективно дал оценку своей работы. Адекватно оценил письменную часть проекта – в письменной части работы отсутствуют установленные правилами порядок и четкая структура, допущены ошибки в оформлении проекта (не представлен алгоритм работы блока управления).
Этот результат совпал с моей оценкой и оценкой независимых экспертов.
- смог ли учащийся самостоятельно найти допущенные ошибки, выявить их причины и обдумать способы преодоления подобных ошибок в будущем:
Использование критериального оценивания позволило учащемуся осуществить самооценивание, проанализировать допущенные ошибки и устранить их.
- какую помощь вы оказывали учащемуся в ходе анализа работы:
Собеседование, консультации, совместный поиск путей устранения недостатков.
11. Какие трудности возникли у учащегося при написании отчета о проектной работе, как они были преодолены.
Формальный подход к письменному отчету, отсюда и отсутствие четкой структуры отчета.
После анализа работы в соответствии с критериальным оцениванием ошибки были устранены.
12. Как учащийся показал результат своей работы и собственную компетентность, какие эмоции испытал он в ходе презентации проекта.
Защита проекта на краевом техносалоне школьников. Успешная презентация проекта и самопрезентация. Результат - 1 место.. Волновался, переживал, опыт самопрезентации на таком уровне первый. Чувство гордости «Я это смог!»
13.Докажите обоснованность применения проектного метода обучения в данном конкретном случае:
- достигнуты ли запланированные дидактические цели, если нет, то почему;
- решены ли запланированные методические задачи, если нет, то почему:
Запланированные дидактические цели и методические задачи достигнуты.
- возник ли запланированный воспитательный эффект, если нет, то почему.
Воспитательные задачи в ходе проекта были решены.Учащийся расширил предметные знания, умения и навыки, приобрел общеучебные умения и навыки (интеллектуальные, организационные, коммуникативные), развил у себя деятельностную компететность, научился сотрудничать со взрослыми людьми, повысил свою самооценку, получил опыт ответственности, самостоятельности.