Урок литературного чтения Д. Мамин-Сибиряк Сказка про храброго Зайца-длинные уши, косые глаза и короткий хвост


Урок литературного чтения. 3 «А» класс. Учитель: Гусева Ю.Н.
Дата: 12.12.16
Тема: Мамин-Сибиряк. Сказка про Храброго зайца – длинные уши, косые глаза и короткий хвост.
Цель: Начать знакомство с творчеством Д. Н. Мамина – Сибиряка.
Развивать мыслительные операции, уметь анализировать литературную сказку, развивать речь учащихся.
Совершенствовать  навыки выразительного чтения, активизировать словарь учащихся.
Воспитать дружеские отношения между детьми, порицать в их отношениях хвастовство.
Предметные результаты:
Знать сказку, уметь составлять план к произведению, осознавать последовательность и смысл событий. Проявлять эмоции, умения сопереживать герою сказки, применять умение обобщать.
Тип: изучение нового материала.
Материальное обеспечение урока: портрет Д.Мамина-Сибиряка, сборник «Алёнушкины сказки», кадры из мультфильма, иллюстрации.
Межпредметные связи: русский язык, изобразительное искусство.
Этапы урока
Время
I.Мотивация к деятельности
3 минуты
II. Актуализация опорных знаний.
7 минут
Физминутка1 минута
III. Усвоение новых знаний и способов действий.
10 минут
Физминутка1 минута
IV. Первичная проверка понимания.
3 минуты

V. Закрепление знаний и способов действий.
12 минут
VI. Д/з.
2 минуты
VII. Рефлексия
3 минуты Цель:
Развивать мыслительные операции, речь учащихся.
Развивать речь учащихся, активизировать словарь учащихся
Уметь применять фразеологизмы в речи.
Развивать речь учащихся, умение анализировать сказку. Вспомнить отличия между фольклорной и литературной сказкой.
Уметь составлять план к произведению, осознавать последовательность и смысл событий, уметь пересказать сказку по плану. Ход урока
Приём "Ассоциативный ряд"
Придумать ассоциации к слову «заяц».
Трусливый
Быстрый
Длинноухий
Косой
Тема урока: Д. Мамин-Сибиряк. Сказка про Храброго зайца – длинные уши, косые глаза и короткий хвост.
Вам не показалось странным это название?
С какими произведениями Д. Мамина-Сибиряка Вы знакомы? (Серая шейка, Приёмыш, Емеля-охотник, Зимовье на Студеной, Лесная сказка, Старый воробей и др.)
Что Вы знаете о писателе?
Русский писатель родился на Урале. Семья жила бедно, но родители любили людей, и люди тянулись к ним. По вечерам к ним заходили старые фабричные мастеровые. Мальчик ждал их с нетерпением. С ними было интересно, они знали много сказок и преданий, часто пели старинные русские песни. Родители научили мальчика любить книгу. Они выписывали журнал «Детский мир». С 16-ти лет мальчик вел дневник, куда записывал свои мысли и наблюдения. В детстве и юности он немало исходил глухих деревень, горных рудников и приисков. Знал все тропинки, ведь лес начинался сразу за домом. Часто бродил по берегам реки Чусовой, любовался цепью гор. Он написал десятки романов и повестей, сотни рассказов и очерков о жизни родного края Урала.
Чтение и анализ сказки.
Чтение текста учащимися.
Приём “Морфологический ящик” (копилка фразеологизмов и их значений)
Словарно-фразеологическая работа:
Душа в пятки – очень испугался.
Язык точно примерз – не мог говорить.
Задал стрекача – быстро бежал.
Как автор называет зайца?
В начале сказки- зайчик.
Когда начал хвалить - заяц.
В конце сказки – храбрый заяц.
Беседа
-Почему зайцев называют трусами? (у зайца много врагов: и лиса, и волк, и рысь, да ещё хищные птицы: совы и коршуны)
- Почему даётся такое описание зайца – героя сказки? (автор хочет показать читателям, что заяц не совсем обыкновенный)
- Зайцы не поверили зайцу-храбрецу, но почему им стало очень смешно и весело?
-Что общего у литературной сказки с фольклорной? (зачин, концовка, образы зайца и волка, часто встречающиеся в народной сказке)
1.Составление плана сказки.
2.Пересказ сказки по плану.
Чтение сказки по ролям.

Смайлики
Было очень интересно…
Было интересно…
Не очень интересно… Формы работы
Коллективная
Презентация ученика с высокой мотивацией о писателе.
Индивидуально
Индивидуально
Индивидуально
Для высокомотивированных учащихся: найди в энциклопедии материал о повадках и жизни зайцев. Оценивание
Корректировка