Экспериментальная работа на тему Внедрение и апробирование учебника О.В. Кубасовой «Литературное чтение»


ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН
опытно-экспериментальной работы
на 2010-2011 уч. год
Учитель-экспериментатор: Калинина Юлия Геннадьевна
2. Тема: Научно-методическое обеспечение «Внедрение учебника О.В. Кубасовой «Литературное чтение 3 класс»
3. Цель ОЭР: Апробация учебника по чтению О.В. Кубасовой «Литературное чтение 3 класс»
4. Конкретные задачи ОЭР в планируемый период:
изучить литературу по теме,
разработать конспекты уроков,
разработать контрольно-диагностический инструментарий,
разработать критерии оценки ожидаемых результатов,
опубликовать работу на сайте школы.
4. База ОЭР: 3 «Б» класс. Литературное чтение. Учебник «Любимые страницы».
5. Содержание работы:
Какие научные идеи и результаты научных исследований предполагается использовать?
Использую в работе идеи автора программы Ольги ВладимировныКубасовой.
Какую литературу планируется изучить?
Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы. Часть 1. Литературное чтение. О. В. Кубасова. Москва. Просвещение, 2005.
Литературное чтение: любимые страницы: учебник для 3кл. общеобразоват. учреждений / О. В. Кубасова.- 7-е изд. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2008.
Кубасова О. В. Любимые страницы. Методические рекомендации по литературному чтению для начальной школы: 3 класс.- Смоленск: Ассоциация XXI век, 2006.
Кубасова О. В. Тетрадь по чтению к учебнику «Любимые страницы»: для 3-го класса четырехлетней начальной школы – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2006.
Кубасова О. В. Литературное чтение: Тесты: 3 кл.: Учеб.-метод. пособие / О. В. Кубасова. – Тула: ООО Издательство «Родничок»;М.:ООО Издательство «Астрель»: ООО Издательство «АСТ», 2004.
Какие результаты предполагаете получить?
Внедрение новогоучебника улучшит качество навыка чтения (понимание прочитанного, правильность и беглость чтения), поможет сформировать у детей литературный вкус и расширить их читательский кругозор, развить самостоятельность, внимание, активность, творческие способности.
Где планируете презентовать результаты исследования?
На личной странице школьного сайта.
Какие ожидаете получить результаты?
Ожидаемые результаты Укажите конкретно, что именно
Значимые сведения по проблеме ОЭР из литературы Изучила методический аппарат учебника О.В. Кубасовой «Любимые страницы». Центральное место в учебнике для 3 класса занимает совершенствованиенавыка чтения, а также умения работать с текстом и книгой, но это обстоятельство рассматривается уже не в качестве учебной цели, а как средство формирования нравственного облика учащихся, повышения их литературной образованности. В связи с этим литературные произведения сгруппированы по темам, а не по учебной цели, как это было во 2 классе.
Рост профессионального мастерства благодаря освоению эффективных технологий обучения, компьютерной техники и программных средств для ПК Буду продолжать использовать тестовую форму работы с помощью компьютера и проектора.
Вновь разработанные, модифицированные, авторские учебные программы Внедряю в практику программу по литературному чтению автора О. В. Кубасовой.
Новые эффективные дидактические средства и организационные формы обучения Совершенствую и внедряю в работу игровые технологии, работу в парах, учебные презентации.Наряду с привлечением внимания детей к сформулированным в названиях тем проблемам, вопросы и задания к произведениям ориентируют на совершенствование умения работать с текстом.
Технологии применения информационно-компьютерных программных средств в обучении Внедряю в работу компьютерные технологии.
Оптимальные достижения в учении и личностном развитии учащихся, успехи в учебно-исследовательской работе Изменение в уровне обученности: повышение успеваемости (Сергеев С., Графов В., Полетаев С., Бойцева К., Усманов Д.) совершенствование навыков чтения и работы с текстом.
Развитие способностей: интеллектуальных, познавательных, творческих.
Воспитание качеств личности: трудолюбия, самостоятельности, исполнительности, воли, ответственности, бережного отношения к родному слову.
Эффективные методы и приемы обучения и воспитания методы: частично-поисковый, устного и письменного контроля, наглядный, метод самостоятельной работы, практический
приемы: создание словесных иллюстраций, чтение по ролям, чтение по цепочке, анализ рисунка, инсценирование эпизодов, конкурс чтецов, чтение в парах, работа с выставкой книг, обсуждение нравственных ситуаций, задания на сравнение народного и авторского, прозаического и стихотворного произведений похожей тематики.
Учитель-экспериментатор: Калинина Ю.Г.
Утверждена
на заседании МС _____________
ПРОГРАММА ЭКСПЕРИМЕНТА
Экспериментатор: Калинина Ю.Г., учитель начальных классов
Общая цель эксперимента: Внедрение и апробирование учебника О.В. Кубасовой «Литературное чтение»
Педагогическая цель эксперимента:
Изменение в уровне обученности: повысить уровень мотивации, успеваемость, интерес к предмету, качество знаний с помощью разнообразного материала, увеличить количество детей, читающих целым словом до 90%.
Развитие способностей: интеллектуальных, познавательных, творческих, коммуникативных.
Воспитание качеств личности: трудолюбия, самостоятельности, исполнительности, воли, ответственности, бережного отношения к родному слову.
Гипотеза: если руководствоваться методическим аппаратом учебника целенаправленно, ставить перед детьми конкретные учебные задачи, сформулированные в названиях частей и разделов, то это поможет сформировать все стороны навыка чтения и пробудить интерес к чтению литературных произведений.
Ожидаемые результаты: по итогам тестирования иметь следующие результаты:
понимание прочитанного (ответы на вопросы) – 90%
правильность чтения (не более 1 ошибки) – 70%
беглость чтения (1 класс 25-30 слов 2 класс 40-50 слов
3 класс 65-75 слов
4 класс 85-95 слов) – 80%Повышение успеваемости (Сергеев С., Графов В., Полетаев С., Бойцева К., Усманов Д.)
Диагностический инструментарий:
входная диагностика: проверка знаний, умений, навыков на начальном этапе
текущая диагностика: тестовые и творческие работы
итоговая диагностика: проверка техники чтения, итоговый тест
Критерии оценки ожидаемых результатов:
таблица по результатам проверки навыка чтения (понимание, правильность, беглость, выразительность)
умение работать с текстом и книгой (количество баллов, отметка)
читательская карточка на каждого обучающегося
альбом творческих работ учащихся
Сроки эксперимента: начало: декабрь 2008 г.
конец: май 2012 г.
Этапы эксперимента Содержание / задачи
Поисково-теоретический
(организационный)
ноябрь 2009 1. Изучение методического аппарата учебника Кубасовой О.В. «Литературное чтение» 3 класс «Любимые страницы».
2. Изучение методических рекомендаций и разработок по учебнику Кубасовой О.В. «Любимые страницы. 3 класс» по программе «Гармония».
3. Определение целей и задач, прогнозирование результатов.
Технологический
2009-2010
2010-2011
2011-2012 1.Составление системы упражнений, фрагментов и конспектов уроков.
2. Составление системы контроля.
3. Отслеживание результатов и фиксирование данных в таблицы.
4. Проведение тестовых работ, творческих работ.
5. Проверка техники чтения.
6. Анализ результатов.
Рефлексивно-обобщающий
2009-2010
2010-2011
2011-2012 1. Обработка данных.
2.Соотнесение результатов с поставленными целями.
3.Анализ результатов.
4. Оформление и описание результатов.
Планируемая продукция: система упражнений, заданий, фрагментов уроков, контрольно-диагностический инструментарий.
Форма презентации результатов исследования:публикация на школьном сайте
Учитель-экспериментатор: Калинина Ю.Г.
Анализ экспериментальной работы по теме
«Апробация учебника Кубасовой О.В. «Литературное чтение» 3 класс»
Учебник для третьего класса предусматривает дальнейшее совершенствование навыка чтения, а также умения работать с книгой, но это обстоятельство рассматривается уже не в качестве учебной цели, а как средство формирования нравственного облика учащихся, повышения их литературной образованности. В связи с этим литературные произведения сгруппированы по темам, а не по учебной цели, как это было во 2-м классе.
Круг обсуждаемых в связи с чтением вопросов мировоззренческого характера становится ясен из названия тем: «Труд человека кормит, а лень портит», «Мудрец отличен от глупца тем, что он мыслит до конца», «Много хватать – своё потерять», «Тайное всегда становится явным», «Ежели вы вежливы…», «Каждый своё получил», «Жизнь дана на добрые дела», «За доброе дело стой смело», «Кто родителей почитает, тот вовек не погибает», «Любовь – волшебная страна», «Чудесное – рядом».Кроменазванных учебник содержит три раздела сезонной тематики: «Унылая пора! Очей очарованье!..», «Снег летает и сверкает…», «Весна идёт, весне дорогу!».
Открыв книгу, нетрудно увидеть, что наряду с привлечением внимания детей к сформулированным в названиях тем проблемам, вопросы и задания к произведениям ориентируют на совершенствование умения работать с текстом. Так, например, общеучебные умения работать с познавательной литературой формируются при чтении произведения К.Ушинского «Как рубашка в поле выросла», к которому даётся такой блок вопросов:
Что в этом рассказе было для тебя новым?
Перечитай рассказ и подчеркни те слова, значение которых было тебе до сих пор неизвестно.
Найди и прочитай фрагмент о том, как рос лён. В этом отрывке подчеркни карандашом только то, что отвечает на вопрос, как растёт лён. Остальное возьми в скобки.
Найди и прочитай, на что похож лён после обработки.
Перечитай первую часть рассказа и подготовься пересказать её.
Выполнение этих заданий учит детей выделять новую информацию; выявлять слова, значение которых требует уточнения; перерабатывать текст с целью нахождения фрагментов, отвечающих на конкретные вопросы; пересказывать прочитанное.

Так при чтении лишь одного из произведений учитель может организовать работу сразу над несколькими общеучебными умениями, необходимыми для дальнейшего обучения.
При чтении двух других произведений из раздела «Труд человека кормит, а лень портит» акцент переносится на литературное образование. Перед чтением детям предлагается: «Прочитай два следующих стихотворения и подумай, написаны они от лица автора или нет». После знакомства с текстами учащиеся отвечают на вопрос: «Какими ты представляешь себе героев этих стихотворений?» и «рисуют» словесную картинку к одному из произведений.
После чтения стихотворения С.Баруздина « Бревно» внимание переносится на обсуждение нравственной ситуации: «Что говорит о третьем путнике его поступок? Представь себя в такой ситуации. Как бы ты повёл себя?». Ценность второго вопроса в его направленности на формирование активной позиции – ученик должен представить себя на месте персонажа.
Перед чтением русской народной сказки «Кому горшок мыть» учащимся предлагается выполнить упражнения, совершенствующие технику чтения прежде всего – правильность и беглость. Вопросы и задания, которые даны после текста сказки, способствуют совершенствованию других сторон навыка чтения – осознанности и выразительности.
При работе над сказкой в стихах С.Маршака «Старуха, дверь закрой!» детям рекомендуется сравнить её с русской народной сказкой «Кому горшок мыть», описывающей подобную ситуацию. Задание на сравнение народного и авторского, прозаического и стихотворного произведений похожей тематики весьма эффективно для литературного образования младших школьников.Итак, при работе с учебником с самого начала учебного года третьеклассники получают возможность на уроках чтения:
выработать активное отношение к обсуждаемой проблеме, отражённой в названии раздела, присутствующей в литературных произведениях и выявленной при помощи вопросов и заданий;
всесторонне формировать навык чтения;
совершенствовать общеучебные умения;
продолжить литературное образование (формируется понятие «лирический герой»; с помощью приёма словесного рисования развивается воссоздающее воображение; сравниваются народный и авторский, прозаический и стихотворный тексты). Весь этот комплекс учебных задач решается органично, на доступном уровне, с привлечением разнообразного и качественного литературного материала.
В этом ключе, который позволяет постепенно расширять все методические направления, выдержан весь учебник.
Так, перед чтением индийской сказки «Мак» дети выполняют следующие упражнения:
Читайте слитно:
старик-отшельник,
красавица-жена.
Читайте внимательно:
пропикала-пропищала,
прокладывается-прокрадывается,
приходи-прихоти,
приказал-приказывал,
помощь-помочь,
жестокому-жёсткому.
В середине текста этой сказки есть методический вопрос-вставка: «Какие события могут произойти дальше?» Подобные вопросы будят воображение читателя, поддерживают его интерес к чтению, приучая прогнозировать развитие событий в произведении.
После текста даны, во-первых, вопросы и задания нравственно-назидательного характера, а во-вторых, задания, формирующие общеучебные умения: выборочное чтение, составление плана, пересказ.
Ты догадался, как называется цветок, о котором говорил отшельник?
Закончи предложения. Если употреблять мак в меру, то он будет ле… Если зелень из мака курить или пить его без меры, это будет нарко…
Найди и прочитай о том, как действует наркотик на человека.
Пронумеруй картинки по порядку так, чтобы получился картинный план.
Перескажи эту сказку подробно.
Примером воздействия на духовные основы личности могут служить вопросы и задания к произведениям, находящимся в учебнике для третьего класса: русская народная сказка «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо», А. Платонов «Разноцветная бабочка», Ш. Сильверстайн «Щедрое дерево», русская народная сказка «Пёрышко Финиста-ясна сокола», И. Тургенев «Воробей» и другие.
В основе организации работы с детскими книгами лежит теория формирования правильной читательской деятельности профессора Н.Н.Светловской.
К третьему классу учащиеся уже обладают определённым набором читательских знаний, умений и навыков, в достаточной мере позволяющих им ориентироваться в мире книг. Поэтому большая часть работы с книгами совершается ими вне школы.
Мой подход к организации деятельности детей, связанной с книгами, следующий: учитель называет тему чтении; лучше – заранее, хотя бы за неделю до намеченного урока, на котором будет проводиться проверка качества работы учащихся с книгами.
В течение периода времени от получения детьми темы для чтения до поведения урока по этой теме учитель периодически напоминает учащимся о задании, интересуется их успехами в поиске нужных книг, журналов, справочников. Дети, в свою очередь, находят соответствующую литературу и читают то, что имеет отношение к названной учителем теме предстоящего урока.
На перемене, предшествующей уроку, третьеклассники организуют выставку книг и знакомятся с ней.
В начале урока проводится работа с выставкой книг. Виды заданийпри работе с выставкой книг:
С выставки удаляются, если таковые имеются, книги, не соответствующие теме урока.
Если выставлены книги одного автора, дети пытаются составить своё мнение о писателе и его творчестве по книгам.
Если выставка тематическая, можно:
систематизировать находящиеся на выставке книги по предметам (более узким темам);
классифицировать книги по жанрам;
если ассортимент имеющихся изданий позволит, выделит авторскую выставку книг внутри общей тематической;
распределить книги с произведениями народными и авторскими.
После работы с выставкой дети чаще всего забирают принесённые ими книги. Чтобы продолжить свою работу с ними во время урока. Возможны исключения: иногда вставка остаётся до тех пор. Пока учащиеся заняты материалами учебника, - для того, чтобы задать тон уроку, создать читаемому тексту атмосферу. Однако и в этом случае перед беседой книги покидают выставку, чтобы дети могли работать с ними.
Беседа по прочитанным книгам основывается на вопросах общего характера, а не на конкретных, узконаправленных, ориентированных на выявление частных фактов, описанных лишь в некоторых книгах.
Время от времени учитель участвует в обсуждении прочитанного, чтобы дети имели образец поведения на уроке квалифицированного читателя. Для этого недостаточно рассказать учащимся об авторе или прочитать произведение по теме урока. Прежде всего нужно показать образец работы с одной или несколькими книгам, с журналами, со справочниками.
В большинстве случаев работа с книгами и работа с учебником совмещаются.
Таким образом, при работе с художественными и познавательными произведениями, а также с книгами у детей последовательно и комплексно совершенствуется навык чтения, формируются общеучебные умения и навыки, закладываются основы правильного типа читательской деятельности, а также осуществляется литературное образование учащихся и при этом сверхзадачей является нравственное и духовное совершенствование личности.
Подводя итоги третьего года эксперимента, можно увидеть следующие результаты (см. диаграммы, таблицы).
Результаты 3-его года эксперимента.
При работе с тестами улучшились результаты у Бойцевой Кристины, Полетаева Александра, Усманова Даниила. Эти учащиеся более осознанно стали относиться к работе с тестами, внимательно прочитывали все задания и варианты ответов,стали понимать содержание текста и подтекст более сложных произведений. Графов Виктор и Сергеев Александр незначительно улучшили свои результаты, вместо отметок «2» практически за все тестовые работы в начале учебного года стали преобладать к концу года отметки «3». У этих учащихся очень слабая успеваемость по всем предметам. Сергеев Александр был направлен на медико-педагогическую комиссию. По результатам этой комиссии со следующего учебного года мальчик будет учиться в СОШ №4 по другой программе. Успеваемость при работе с текстом и книгой - 100%, качество знаний – 92,6%.
В программе эксперимента было заявлено иметь в 3 классе беглость 65-75 слов. С этой нормой чтения справились 24 учащихся (88,8%). Но в процессе работы я решила немного «поднять планку» и установила на конец 3 класса норму 80-90 слов в минуту. Если проследитьитоги формирования навыков чтения (способ, беглость, правильность, выразительность) по этой норме, то выше нормы читают 15 учащихся (55,5%), норма чтения у 6 учащихся (22,2%), ниже нормы прочитали 6 учащихся (22,2%).Значительно увеличили результаты по беглости (100 и больше слов в минуту) 10 учащихся (37%). Следующие учащиеся уменьшили свои результаты по беглости по сравнению с началом года: Васильев (на 2 слова), Изотова (на 2 слова), Скобелева (на 4 слова), Трушина (на 7 слов). Это,скорее всего, связано с волнением во время проверки. В целом по классу уменьшилось количество ошибок, дети стали эмоциональнее переживать читаемое, использовать при чтении средства интонационной выразительности (логическое ударение, силу и эмоциональную окраску голоса, логические и психологические паузы), т.е. улучшилась правильность и выразительность чтения.
Получили отметки: «5» - 16 уч-ся (59%)
«4» - 3 уч-ся (14,8%)
«3» - 5 уч-ся (11%)
«2» - 3 уч-ся(7%)Успеваемость при работе над формированием навыков чтения–88,9%, качество знаний – 73,4%.
Большое внимание в 3 классе на уроках литературного чтения я уделяла развитию творческих способностей. На конец года почти все учащиеся овладели приемом словесного рисования сюжетного и пейзажного фрагментов текста, многие научились готовить творческий пересказ, освоили чтение по ролям с использованием мимики, а также все учащиеся принимали участие в конкурсах чтецов.