Урок по средневековой истории Казахстана на тему Тюркский каганат

Поурочный план-конспект урока.


Дата:
Класс: 7-й класс
Предмет: История Казахстана
Урок № 2
Тема : Тюркский каганат (552-603 г.г.).
Цель:
Обучающая обеспечить усвоение следующих основых знаний, понятий и фактов, входящих в содержание темы урока: образование Тюркского каганата, население, хозяйство и культура тюрков, распад Тюркского каганата.
Развивающая в целях развития у учащихся умения выделить главное, основное в изучаемом материале продолжить развитие навыка формулирования выводов и контрольных вопросов,
Воспитательная содействовать в ходе урока формиррованию мирововозренческих понятий причинно-следственных связи явлений .
Тип урока: комбинированный урок
Методы : интерактивный, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный
Оборудование: карта, доска, учебник
Содержательная часть урока:

Этапы урока

Этап урока
Время
Приемы, методы
Что делают ученики
Что делает учитель

Организационный
3-5 минут

Уяснение порядка и темпа совместной работы.
Приветствие, контроль присутствия учащихся на уроке, определение порядка и темпа совместной работы.

Проверка домашнего задания
5-7 минут
Фронтальный опрос
Ответы на вопросы учителя
Контроль усвоения учащимися периодизации истории, особенностей истории средних веков

Подготовка к усвоению нового материала
1-2 минуты
Интерактивный (метод мозгового штурма), репродуктивный
Усвоение значения тюрков для истории Казахстана.
Объяснение значения тюрков и перечисление тюркоговорящих народов. Руководство и управление деятельностью учащихся

Усвоение новых знаний
20-25 минут
Объяснительно-иллюстративный,
самостоятельной познавательной деятельности учащихся

Создание опорного конспекта
Объяснение нового материала с упором на составление плана-схемы темы

Закрепление новых знаний
1-3 минут
Репродуктивный
Ответы на вопросы учителя, определение уровня первоначального усвоения, при необходимости – коррекция знаний
Вопросы на усвоение по объясненному материалу (при необходимости – объяснение моментов, вызывающих трудности в усвоении)

Информация о домашнем задании, инструктаж
1-3 минуты

Запись в дневник
(при необходимости в тетрадь)
При необходимости – возможные варианты выполнения домашнего задания

Времени всего
45 минут





2. Тексты всех заданий, новый учебный материал, решение задач, рекомендации по выполнению домашнего задания.

Проверка домашнего задания
Устный фронтальный опрос.
Назовите хронологические рамки Средних веков? Чем вызваны именно эти границы?
Каких деятелей культуры Вы знаете? Чем они знамениты? О чем говорят приставки Кашгари, Баласагуни и др.?
Какой строй господствовал в средневековье? Дайте его определение?
Перечислите союзы группы, существовавшие на территории Казахстана в Древнем мире?
Перечислите государства, существовавшие на территории Казахстана в Средние века?

Подготовка к усвоению нового материала
Первым государством, созданным на территории Казахстана, является ТЮРКСКИЙ каганат. Его территория занимала современные земли Монголии, Казахстана и России. Именно от тюрков произошли такие современные народы, как казахи, киргизы, узбеки, башкиры, якуты, уйгуры, татары, туркмены, азербайджанцы, турки и многие другие. Все эти народы в настоящее время говорят на своих языках, которые тоже происходят от тюркского языка. Изучением образования государства тюрков мы и займемся сегодня на уроке.


Усвоение новых знаний

Образование государства тюрков.
Прародиной всех тюрков являются горные районы Алтая. В V векемногочисленные тюркоязычные племена теле расслелились по в степной полосе от Северной Монголии до Восточной Европы. С 535 г. предводитель одного из племен тюрков (этнонимом «ТЮРК» первоначально называли представителей знати или военной аристократии, позже так стали называть господствующие племена у теле) БУМЫН начинает процесс объединения племен Алтая в единое государство. Китайцы считали предками тюрков хунну. В 546 году Бумын разгромил и подчинил себе войско теле в количестве 50 тысяч кибиток.
552 г. – Бумын во главе тюрок выступает против государства аваров и наносит им поражение. На развалинах государства аваров тюрки создают свою империю – ТЮРКСКИЙ КАГАНАТ.

Территория
Верховья Енисея



Черное море Алтайские горы


Верховья Амударьи

Основатель – Бумын каган (552-553 гг.)

Политическая история Тюркского каганата (552-603 гг.).
Наибольшей силы тюрки достигли при МУКАНе кагане (553-573 гг.)
Главным врагом тюрков выступали племена эфталитов, проживающие на тех же землях, что и тюрки – территории Средней Азии от Каспийского моря до Северной Индии.
561-557 гг. – тюрки заключают против эфталитов союз с Ираном. В сражениях под Нефесом и Бухарой эфталиты потерпели поражение от тюрок, а иранцы заняли Тохаристан. После этих побед эфталиты были разгромлены, а тюрки стали хозяевами казахстанского и среднеазиатского частей Великого Шелкового пути.
568 г. – после разгрома эфталитов тюрки стали вести торговлю по Великому Шелковому пути с Византией, но Иран оказывал этому сопротивление. Между Византией и Тюркским каганатом заключается военный союз. После того, как Иран потерпел несколько поражений, он обязался:
Беспрепятственно пропускать торговые караваны;
Выплачивать ежегодную дань в размере 40 тысяч золотых динаров.
575 г. – Иран и Византия заключают военный союз против тюрок. После первых поражений, вызванных неожиданностью, тюрки в 576 г. совершают победоносные походы в Крым, Западный Кавказ, наносят поражение вассалам Византии - Киммерийскому Босфору. В итоге тюрки стали контролировать все важные участки Великого Шелкового пути от Китая до Византии.
Но эти победы привели к падению могущества Тюркского каганата и началу его распада. Причинами выступили:
Усиление междуусобных распрей
Войну с соседними странами
Обострение социальных противоречий
Наступление Китая на границы каганата
603 г. – Тюркский каганат распался на две части: Западную (Западно-Тюркский каганат – территория современного Казахстана) и восточную (Восточно-Тюркский каганат – территория современной Монголии).

Хозяйство и культура.
Население каганата в основном занималось полукочевым и кочевым скотоводством. Зимовки обычно располагались возле крупных рек или в ущельях у подножий гор. Часть тюрков, живущих вдоль берегов крупных рек, постепенно стала заниматься земледелием.
Кочевой тип хозяйственной деятельности определил культуру народа. В каганате основным видом жилища была юрта, прекрасно приспособленная к кочевому образу жизни. Основным средством передвижения являлась лошадь. Тюрки умели изготавливать качественное конское снаряжение, широко использовали аркан, коген, жели (виды привязи), шылбыр (длинные поводья для привязи лошадей), курук (длинный шест с петлей для ловли лошадей). Разводили тюрки и верблюдов. В скотоводческом хозяйстве они занимали важное место в структуре стада.
Население каганата поклонялось огню, духам предков. По тюркским верованиям человек с помощью очищающей силы огня избавлялся от всяких болезней, злых духов, недобрых мыслей.

Закрепление новых знаний
Кто такие тюрки? Какие современные народы происходят от тюрков?
Назовите наиболее известных правителей тюрков. Укажите их годы жизни.
С какими государствами вели войны тюрки?
Назовите причины распада Тюркского каганата? С каким государством Европы схожа судьба Тюркского каганата?
Какой строй господствовал в средневековье? Дайте его определение?

Информация о домашнем задании, инструктаж
Домашнее задание – записи в тетради, § , стр. учебника

Аналитическая часть урока: самоанализ урока.


Допуск к уроку: _____________________________








13PAGE 15


13PAGE 14115




15