Конспект урока по истории Казахстана на тему Тюргешский каганат


Открытый урок в 10 б классе по теме Тюргешский каганат
Цель урока: Раскрыть экономическую и социально- политическую историю Тюргешкского каганата, нацелить учащихся на извлечение уроков из истории.
Задачи урока:
Образовательные: Знать основные события внутренней и внешней политики тюргешей, причины распада каганата.
Развивающие: Развивать умения анализа и оценки исторических событий, выявлять причинно- следственные связи, делать вывода, развитие системного логического мышления.
Воспитательные: Воспитывать патриотизм и гражданственность, ответственность и коллективизм.
Тип урока: Урок коррекции знаний, умений и навыков.
Методы: Словесно- наглядный, частично- поисковый, проблемный, игровой
Наглядность: Карта, иллюстрации, раздаточные карточки
Оборудование: Интерактивная доска, постеры, фломастеры
Ход урока:
I Орг момент. а)Психологический настрой к уроку
Жил- был один мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в пуке бабочку он спросил: « Скажи мудрец, у меня в руке бабочка дивая или мертвая?». Асам подумал:.» Если скажет живая, умертвлю. Если мертвая, выпмущу на свободк». Подумав, мудрец ответил: « Всё в твоих руках». И то , как пройдёт наш урок зависит от нас. Всё в наших руках.
Знакомство с целями и задачами урока.
Эпиграф урока:
« Если дети одной матери воюют
друг с другом надо быть с матерью,
а не с одним из братьев»
б) класс делится на группы. Метод « Лошадь и жокей». ( историческая личность- афоризм). Определение спикера группы и оценщика.
II Повторение пройденных тем Тюркский и Западно- Тюркский каганаты
Игра два направления. 1 группа –Тюркский каганат
2 группа: Западно- Тюркский каганат
Бодливый, Суяб, Семиречье, Мынбулак, теле, нушиби, китайские источники, карабудуны, тегины, Алтай, Анагуй, Юстиниан, Тарханы, скифское письмо, буюруки, империя царя коней, ВШП, Жжужанский каганат.
III Изучение новой темы
Тюргешский каганат ( запись в тетради)
1 « Шаг за шагом»
В каждой группе участники называют события, даты, понятия и т.д по данной теме.
Учитель: Всю историю Тюргешкого каганата условно можно разделить на историю правления желтых и черных тюргешей.
Задание: 1 группа- желтые,
2 группа -черные
Дать характеристику внутренней и внешней ситуации в каганате в указанный период в конце выступления сделать вывод и извлечь уроки для потомков. Метод « мозаики». Участники могут переходить из группы в группу Работа с постерами , выступления групп..( учащиеся приходят в выводу, что отсутствие внутриполитической консолидации –причины ослабления, а потом и распада государстива.Главный урок –сильное государство не может стать объектом агрессии. Сила государства в его единстве.)
Физминутка. Учитель называет утверждения (связанные с Независимостью Казахстана). На верные –поднимают обе руки вверх ,на неверные – приседают)
1 16 декабря 1991 года окончательно распался СССР
2 Н. А Назарбаев назначен Президентом республики в 1991 году
3 Астана – 3-я столица Казахстана
4 Республика Казахстан –унитарное государство
5 6 июля День рождения государственных символов РК
Учитель: Таким образом, залогом успешного развития государства являются мир и стабильность в государстве.
Задание в группах. На постерах нарисовать ладонь. На каждом пальце написать условия, необходимые для сохранения единства в стране. От каждого пальца отвести лучики к цениру ладони, написать слово «Казахстан». Затем стрелку отвести к центру ладони.и написать слово «гражданин».Выступления учащихся. Вывод: Мир и стабильность в нашем государстве зависит от каждого из нас. Всё в наших руках.
2 Творческая работа учащихся
Презентация « Атлахская битва»
Реферат .Последствия битвы. Распространение арабской культуры
IVЗакрепление урока
Программируемый тест. Индивидуальное задание. Правильность ответов проверяется графиком
1 2 3
1 2 3 4 5 6 7 8
9
10
1Тюркский каганат
2 Западно-Тюркский каганат
3 Тюргешский каганат
1 каган
2 Ушлик
3 таты
4 белые гунны
5 арабы
6 Кунгит
7 Семиречье
8 52 года
9 дулу
10 империя

V Дом задание.
1 I группа : « Историческая параллель» . Каким образом удалось избежать китайской экспансии в VIII веке и каким образом спустя 1000 лет.
2. II группа: « Историческая альтернатива» « Если бы…»
VI Итоги урока. Оценивание работы групп и отдельных учащихся с использованием дискрипторов
( учащиеся -Эксперты)
Рефлексия



Оценочный лист работы группы
дом задание шаг за шагом защита постеров новая тема физминутка Стратегия будущего програм
мируемое задание общий балл
черные II
1 коллективизм 5,4,3,2,1
2 пунктуальность 5,4,3,2,1
3 активность5,4,3,2,1
4 этика 5,4,3,2,1
Оценочный лист работы группы
дом задание шаг за шагом защита постеров новая тема физминутка Стратегия будущего програм
мируемое задание общий балл
желтые I Рецензия работы группы
1 коллективизм 5,4,3,2,1
2 пунктуальность 5,4,3,2,1
3 активность5,4,3,2,1
4 этика 5,4,3,2,1

Листы ответов учащихся 1 группы
фамилия, имя дом задание шаг за шагом защита постеров новая тема физминутка Творческая работа Стратегия будущего программ
мируемое задание общий балл
Рецензии ответов учащихся
1)Точность приводимых исторических данных (даты, имена, понятия и т.д.) 3,4,52)Полнота содержания 3,4,53)Последовательность, логичность ответа.3,4,54)Наличие и обоснованность выводов.3,4,55)Речь, стиль изложения.3,4,56) помощь в группе

Листы ответов учащихся 1 группы
фамилия, имя дом задание шаг за шагом защита постеров новая тема физминутка Творческая работа Стратегия будущего программ
мируемое задание общий балл
Рецензии ответов учащихся
1)Точность приводимых исторических данных (даты, имена, понятия и т.д.) 3,4,52)Полнота содержания 3,4,53)Последовательность, логичность ответа.3,4,54)Наличие и обоснованность выводов.3,4,55)Речь, стиль изложения.3,4,56) помощь в группе
Рецензии выступления Мермановой Н
1)Точность приводимых исторических данных (даты, имена, понятия и т.д.) 3,4,52)Полнота содержания 3,4,53)Последовательность, логичность ответа.3,4,54)Наличие и обоснованность выводов.3,4,55)Речь, стиль изложения.3,4,56) Наглядность, использование дополнительной литературы
о
Рецензии ответов Сериковой А
1)Точность приводимых исторических данных (даты, имена, понятия и т.д.) 3,4,52)Полнота содержания 3,4,53)Последовательность, логичность ответа.3,4,54)Наличие и обоснованность выводов.3,4,55)Речь, стиль изложения.3,4,56) помощь в группе

1 2 3
1 2 3 4 5 6 7 8
9
10
1Тюркский каганат
2 Западно-Тюркский каганат
3 Тюргешский каганат
1 качган
2 Ушлик
3 таты
4 белые гунны
5 арабы
6 Кунгит
7 Семиречье
8 52 года
9 дулу
10 империя

1 2 3
1 2 3 4 5 6 7 8
9
10
1Тюркский каганат
2 Западно-Тюркский каганат
3 Тюргешский каганат
1 каган
2 Ушлик
3 таты
4 белые гунны
5 арабы
6 Кунгит
7 Семиречье
8 52 года
9 дулу
10 империя

Военных сил недостаточно для защиты страны, между тем как страна, защищаемая народом, непобедима. 

Повторение мать учения
Все беды человека от его языка
Невежда имеет большое преимущество перед человеком образованным: он всегда доволен собой. 
« Казахстан был и остался колонией…» С. Садвакасов


« Велика Россия, отступать некогда, позади Москва…» В Клочков
Анахарсис
Суворов
Наполеон
Наполеон

1 2 3
1 2 3 4 5 6 7 8
9
10
1 2 3
1 2 3 4 5 6 7 8
9
10