Западно-Тюркский каганат (7 класс)



Дата:
Класс: 7-й класс
Предмет: История Казахстана
Урок № 3
Тема : Западно-тюркский каганат (603-704 г.г.).
Цель:
Обучающая обеспечить усвоение следующих основых знаний, понятий и фактов, входящих в содержание темы урока: территория каганата, политическое положение и социальная структура общества, распад Тюркского каганата.
Развивающая в целях развития у учащихся умения выделить главное, основное в изучаемом материале продолжить продолжить обучение навыкам составления схем и планов.
Воспитательная содействовать в ходе урока формиррованию мирововозренческих понятий развития природы и общества.
Тип урока: комбинированный урок
Методы : интерактивный, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный
Оборудование: карта, доска, учебник
Содержательная часть урока:
Этапы урока
Этап урока
Время
Приемы, методы
Что делают ученики
Что делает учитель

Организационный
1-3 минут

Уяснение порядка и темпа совместной работы.
Приветствие, контроль присутствия учащихся на уроке, определение порядка и темпа совместной работы.

Проверка домашнего задания
15-17 минут
Индивидуальный опрос
Ответы на вопросы учителя
Контроль усвоения учащимися домашнего задания

Подготовка к усвоению нового материала
1-2 минуты
Интерактивный (метод мозгового штурма), репродуктивный
Усвоение положения в Центральной Азии после распада Тюркского каганата.
Объяснение значения тюрков и перечисление тюркоговорящих народов. Руководство и управление деятельностью учащихся

Усвоение новых знаний
15-20 минут
Объяснительно-иллюстративный,
самостоятельной познавательной деятельности учащихся

Создание опорного конспекта
Объяснение нового материала с упором на составление плана-схемы темы

Закрепление новых знаний
1-3 минут
Репродуктивный
Ответы на вопросы учителя, определение уровня первоначального усвоения, при необходимости – коррекция знаний
Вопросы на усвоение по объясненному материалу (при необходимости – объяснение моментов, вызывающих трудности в усвоении)

Информация о домашнем задании, инструктаж
1-3 минуты

Запись в дневник
(при необходимости в тетрадь)
При необходимости – возможные варианты выполнения домашнего задания

Времени всего
45 минут





2. Тексты всех заданий, новый учебный материал, решение задач, рекомендации по выполнению домашнего задания.
Проверка домашнего задания
Устный индивидуальный опрос.
Кто такие тюрки? Какие современные народы происходят от тюрков?
Назовите наиболее известных правителей тюрков. Укажите их годы жизни.
С какими государствами вели войны тюрки?
Назовите причины распада Тюркского каганата? С каким государством Европы схожа судьба Тюркского каганата?
Расскажите об особенностях хозяйства тюрков. Какая часть населения занималась земледелием?
Каковы особенности культуры тюрков?
Подготовка к усвоению нового материала
После распада Тюркского каганата начинается процесс размежевания границ между его частями. Несмотря на то, что эти части граничили друг с другом, обладали первоначально схожей культурой и хозяйством, в дальнейшем пути их кардинально разойдутся. Если западная часть станет основой для формирования тюркских народностей – узбеков, казахов, уйгуров, кыргызов и др., то в восточной части в дальнейшем пройдет процесс образования монгольского народа. В историческом плане эти два родственных народа и территории неоднократно будут противостоять друг другу – достаточно вспомнить нападения монголо-татар Чингисхана в XIII веке и джунгар XVII-XVIII веках.
Усвоение новых знаний
Образование Западно-тюркского государства.
В 603 г. западная часть Тюркского каганата обособляется в отдельное самостоятельное государство.
Территория
Нижние течения Волги и Кубани Верховья Волги и Иртыша






Реки Тарим и Амударья Реки Или и Чу

Основной район – Семиречье, древне уйсунские земли от гор Каратау до Джунгарии
Столица – горо Суяб (близ г. Токмак в Кыргызстане), летняя резиденция – Мынбулак (близ г. Туркестан).

Этнический состав
Этническим ядром Западно-тюркского каганата стали «10 племен», к востоку от Чу выделились 5 племен – дулу, а к западу от нее – 5 племен – нушиби. В исторических источниках Западно-тюркский каганат по другому называют «Он ок будун» (страна десяти стрел).
Наиболее крупные племена каганата:
Уйсуны, канглы – Семиречье, район Сырдарьи;
Тюргеши – районы Балхаша, Заилийского Алатау;
Карлуки – Восточный Казахстан;
Чигили – побережье Иссык-куля;
Ягма – Восточный Туркестан.

Политическая история
Западно-Тюркский каганат достигает своего могущества во время правления Джегуй (Шегу)-кагана (610-618) и Тон-жабгу-кагана (618-630). Они предприняли победоносные походы в Тохаристан и Афганистан и раздвинули границы государства до северо-западной Индии.
Одной из целей набегов тюрков на соседние племена и народы был – захват рабов. На завоеванных землях тюрки сохраняли социальное, политическое, экономическое и государственное устройство, в основном господство ограничивалось сбором податей. Для этого из местных жителей набирали сборщиков податей, называемых селифами.
В результате междоусобной борьбы к власти в 634 году пришел Ешбар Елтерис, который провел административно-государственную реформу.
Непрерывные междоусобицы, частные смены правителей, сопровождавшиеся неизбежным усилением центробежных сил привели к 16-летней межплеменной войне (640-657 гг.) и вторжению в Семиречье войск Китая (Танская империя). Борьба тюрков против танской экспансии привела к возвышению рода тюргеши и падению Западно-Тюркского каганата в начале VIII в (704 г.).
Восточные тюрки в результате кровопролитной борьбы с Китаем восстановили свое государство в Монголии. Восточно-тюркский каганат в конце VII – начале VIII веков при правлении каганов Бильге-кагана и Культегина расширил свое влияние до территорий Казахстана, Центральной Азии, восточного Туркестана и Южной Сибири. После их смерти начинается распад Восточно-Тюркского каганата.

Общественное устройство

Каган – первое лицо в каганате. Кагана избирали только из аристократического рода – «тюрк-ашна».
Власть кагана:
Верховный владыка;
Правитель;
Военачальник;
Собственник всех земель;
Верховный судья.
Тегины – наследники кагана.
Ябгу, шад, эльтебер – высшие государственные титулы, они принадлежала каганскому роду.
Буюруки, тарханы – выполняли судебные функции.
Тудуны – наместники кагана на завоеванных землях. Они контролировали сбор податей и посылку дани в каганскую ставку.
Беки – правители родов и племен.
Кара-будун – основное зависимое население.
Таты – рабы.

Закрепление новых знаний
Расскажите об образовании Западно-Тюркского каганата. Скажите, с какими государствами он граничил.
Что послужило причиной ослабления и распада Западно-тюркского каганата? Какие государства способствовали распад Западно-тюркского каганата?
Что вы запомнили о системе «он ок будун», введенной каганом Ешбаром?
Дайте определение терминов «каган», «селиф», «тудуны», «беки», «таты».
Назовите наиболее известных правителей тюрков. Укажите их годы жизни.

Информация о домашнем задании, инструктаж
Домашнее задание – записи в тетради, § 2, стр. 9-13 учебника

Аналитическая часть урока: самоанализ урока.


Допуск к уроку: _____________________________ заместитель директора по УР









13PAGE 15


13PAGE 14115




15