Общие требования к оформлению проекта по технологии (методические рекомендации)


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Центр творчества Заводского района» города Кемерово

Общие требования к оформлению проекта по технологии
Методические рекомендации
Составитель: И.П. Кочергина,
методист МБОУДО
«ЦТ Заводского района» г. Кемерово
Кемерово 2016
Пояснительная записка
Быстро меняющиеся условия жизни и труда, предъявляют совершенно новые требования к уровню образованности, к личности обучающегося. Современному обществу нужен человек, который сумеет самостоятельно мыслить, ставить перед собой социально значимые задачи, проектировать пути их решения, прогнозировать результаты и достигать их. Система образования должна формировать такие новые качества учащегося как инициативность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность. Будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере, разрешать проблемы и работать в команде, быть готовым к стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить». Педагог должен помнить, что выполнение данной задачи возможно лишь при условии творческого подхода к ее решению, использования новейших методов и технологий. Одной из таких и является проектная технология, способная развить у учащегося важнейшие компетенции.
Что же такое ученический проект? Познакомившись с мнением ведущих специалистов в этой области, попробуем сделать обобщение и дать определение проекта, краткое, но вместе с тем максимально полное определение, с широким и систематизированным перечнем признаков проектной деятельности: Проект - это особый вид целенаправленной, познавательной, интеллектуальной, в целом самостоятельной деятельности учащихся, осуществляемой под гибким руководством педагога, преследующего конкретные дидактические цели, направленной на решение творческой, исследовательской, личностно или социально значимой проблемы и на получение конкретного.
Цель методической рекомендации: оказание методической помощи педагогам дополнительного образования при создании проекта по технологии.
Общие требования к оформлению проекта по технологии
Порядок расположения листов
Титульный лист
Титульный лист является первой страницей пояснительной записки. В верхнем поле указывается полное наименование учебного заведения. В среднем дается название проекта без слова "тема" и кавычек. Оно должно быть по возможности кратким и точным – соответствовать основному содержанию проекта. Далее указываются фамилия, имя и класс проекта (в именительном падеже). Затем фамилия и инициалы руководителя проекта. В нижнем поле указываются место и год выполнения работы (без слова "год").
Вслед за титульным листом помещается оглавление, в котором приводятся все заголовки пояснительной записки и указываются страницы, на которых они находятся. Сокращать их или давать в другой формулировке, последовательности и соподчиненности нельзя.
Введение
Во введение к работе обосновывается актуальность выбранной темы, цель и содержание поставленных задач, формулируется планируемый результат, сообщается, в чем состоит новизна проекта.
Главы основной части:
Содержание глав основной части должно точно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать. Эти главы должны показать умение проекта сжато, лаконично и аргументировано излагать материал.
Историческая справка;
Описание конструкции изделия, техническая и технологическая
документация (эскизы, чертежи, схемы, технические рисунки, операционные и технологические карты, лекала, выкройки и т.д.);
Распределение работ (если проект коллективный); 
Описание изготовления своего изделия, необходимая инструкция по Т.Б.;
Экономическое обоснование (если есть необходимость). В экономической части представляется полный расчет затрат на изготовление проектируемого изделия (состав расчета изменяется в зависимости от возраста ребят). Результатом экономического расчета должно быть обоснование экономичности проектируемого изделия и наличия рынка сбыта.
Экологическая оценка (по мере необходимости). Особое внимание необходимо уделить экологической оценке проекта: обоснованию того, что изготовление и эксплуатация проектируемого изделия не повлекут за собой изменений в окружающей среде, нарушений в жизнедеятельности человека. Экологическая оценка проекта включает в себя экологическую оценку конструкции и технологии изготовления, оценку возможностей изготовления изделия из материалов - отходов производства, оценку возможности использования отходов, возникающих при выполнении проекта.
Инструкция по эксплуатации, возможность применения;
Реклама (лейбл);
Выводы. Должны содержать оценку соответствия результатов поставленным задачам, оценку продвижения в решении проблемы. Решение каждой из перечисленных в начале письменного изложения задач должно быть определенным образом отражено в выводах. Раздел «Выводы» не может быть заменен разделом «Заключение». Выводы - это утверждения, выражающие в краткой форме содержательные итоги исследования, они в тезисной форме отражают то новое, что получено самим автором.
Заключение. Это краткий обзор выполненного исследования, общая оценка эффективности выбранного подхода. В заключении автор может вновь обратиться к актуальности изучения проблемы, подчеркнуть перспективность использованного подхода, высказать предположение о возможных путях его модификации, поделиться мнением о необходимости апробировать иной исследовательский подход, о целесообразности применения тех или иных методов и методик, о полезности обращения к тем или иным контингентам испытуемых и т. п.
Список литературы.
Приложения. Вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают основную часть работы.
Примерный план защиты проекта по технологии
Демонстрация изготовленных изделий.
Сообщение темы творческого проекта.
Цели и задачи творческого проекта.
Историческая справка (очень кратко).
Описание работы над изделием:
Вид и количество материала, использованного в изделии;
Какие инструменты, материалы и приспособления были использованы при работе над изделием;
Какие технологические приемы применялись при изготовлении изделия;
последовательность технологической обработки.
Какие проблемы были при работе.
Что нового узнали при работе над выбранной темой.
Что нового можно придумать, область применения.
Выводы.
Список литературы:
Лебедев, О.Е. Компетентный подход в образовании. О.А. Лебедев // Школьные технологии. - 2004. - № 5. - С. 5-12
Сергеев, И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. И.С. Сергеев. - М.: «АРКТИ», 2006. -80с.
Тяглова, Е.В. Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии. Е.В.Тяглова. - М.: Планета, 2010. - 255с.