Конспект по кубановедению на тему Художественная культура Кубани на рубеже 19 века (9 класс)

Класс - 9
Урок _ 1

Тема : "Художественная культура Кубани на рубеже 19 начала 20 века"
Урок 1. "Новая власть" и изменение уклада жизни Кубани 20-30 годов.
Цель: подчеркнуть подвижническую роль представителей кубанской культуры в сохранении традиций в новых исторических условиях
Задачи: 1. Сформировать представление о "новой власти" в государстве у учащихся;
2. Показать негативные последствия уничтожения памятников архитектуры;
3. Рассказать о влиянии этих последствий на сознание и нравственность людей.

Оборудование: зрительный ряд: книги, репродукции.
Литературный ряд: В.П. Бардадым. И.И. Алексеенко, О.И. Алек-сеенко и др. "Новейшая история Кубани на рубеже XX века" ККИЦ "Кубанский учебник" 2001 г.
А.В. Баранов, Ю.А. Болдырев и др. "История Кубани". К. ОИПЦ "Перспективы образования", 2004 г
В.П. Бардадым "Этюды о прошлом и настоящем" К "Кр книзд" 1978г.
В.П. Бардадым "Лик земли". К. "Кр. кн. изд.", 1988 г.
В.П. Бардадым "Этюды о Екатеринодаре" К. "Северный Кавказ" 1992г.
Н.Г. Денисов, В.И. Лях "Художественная культура Кубани". К. Эконинвест, 2000 г.
И.Я. Куценко "Культурное строительство на Кубани" (1918-1941) К."Кр. книзд.", 1978г.
"Родная Кубань" Л. И.Ж. №1 2002 г.; №4 1998 г.
План.
"Народ - не только сила, создающая
Все материальные ценности,
Он - единственный и неиссякаемый
Источник ценностей духовных,
Первый по времени, красоте
И гениальности творчества.
Философ и поэт, создающий все великие поэмы,
Все трагедии земли и величайшую
Из них - историю всемирной культуры"
М. Горький

I. Оргмомент
II. Вводная беседа:
а) "Новая власть" и изменение уклада жизни Кубани 20-30 годов.
б) Проблемы традиций и новаторства в культуре Кубани 20-30 годов.

в) Уничтожение памятников художественной культуры дореволюционного периода.
г) Роль старейших художественных центров в новых общественных условиях. "
III. Закрепление.
Содержание и ход урока:
I. ...И как на Монмартре -
По Красной народ,
А в Зимнем театре
Шаляпин поет. И эхо успеха -
В сердцах чаровниц,
В блистании меха
И мокрых ресниц.
Уходим по Графской
Мы в небытие,
И черною краской
Замажут ее.
Немеет на плахе
Наш Белый собор.
Снимите папахи,
Смотрите в упор. В.А. Домбровский


II. а) "Новая власть" пришла на Кубань весной 1920 г. Пришла как победитель и принялась перестраивать жизнь в казачьем краю. 20-е годы - особенный переходный период в нашей истории. В сознании людей произошли изменения сложившихся социальных, индивидуальных ценностей с прежними идеалами. На рубеже 20-30 годов произошло изменение уклада жизни в повышении образовательного уровня населения. В 1920-21 годах получила заметное развитие художественная культура. Продолжали работать многочисленные художественные коллективы, учреждения культуры, созданные до прихода "новой власти". На Кубани в начале 20-х жили и творили видные представители художественной интеллигенции, приехавшие во время гражданской войны.
Наряду с местными деятелями искусства они работали в органах Советской власти, ведавших вопросами организации художественной жизни, - подотделах искусств, при отделах народного образования и при политпросветах. В число сотрудников политотдела искусств Кубано-Чер- номорского отдела народного образования входили видные музыкант-ь М.Эрденко, С.Богатырев, В.Золоторев, Г.Концевич, художники С.Воииод А.Юнгер, литераторы С.Маршак, Е. Васильев, Б.Леман, Д.Д. Фурманов режиссер Н.Буторин и др. Все эти люди внесли значительный вклад" развитие художественной культуры.
Материалы о революционном процессе, происходившем на Кубани были широко использованы в литературе. В первой половине 20-х годов появился ряд произведений. Д.А. Фурманова о событиях гражданской войны, А. Серафимович написал свой знаменитый 'Железный поток", про- никнутый бессмертным духом революционной романтики борьбы за советскую власть в нашем крае.
На примере трудовой рабочей героики Новороссийска Ф.В. Гладков создал роман "Цемент" - первое крупное произведение советской литературы, посвященное теме созидательного труда.
Местные органы советской власти проявили в те годы терпимость к политическому прошлому деятелей искусств. Черты нового времени про-явились в создании таких коллективов, как театр революционной сатиры (Краснодар), театр политической сатиры (Новороссийск), многочисленных рабочих и красноармейских театров. Со времен гражданской войны сохранились две консерватории, которые вскоре были объединены в одну.
Ситуация изменилась с переходом к НЭПу. Сокращение дотаций на развитие культуры поставило в трудные условия художественные коллективы. Практически прекратили существование симфонический оркестр и хоры, оркестр Кубанского казачьего хора, театры и кинотеатры перешли в ведение различных организаций, в том числе и частных театральных предпринимателей. Обстановка в театральном мире на время ухудшилась в связи с отъездом художественной интеллигенции. Стали наблюдаться проблемы традиций искусства, "выдыхалась на финише" художественная интеллигенция, она все чаще обращалась в репертуаре к дореволюционному прошлому, встречая все больше препятствие со стороны властей.
Интенсивность художественной деятельности в начале 20-х гг. определилась и притоком в "храмы искусства" новых зрителей - рабочих, солдат, крестьян - их стремлением к организации своих художественных коллективов, к социальному самоутверждению, желанием реально использовать свои права на искусство.
Эпоха завершения основных социальных преобразований в нашей 1 стране была временем вдохновенного творческого труда. Происходит духовное перерождение масс, новая культура вошла в плоть и кровь экономической и общественной жизни.
Опираясь на исключительно высокую трудовую, социальную и куль-турную активность трудящихся, "Новая власть" подняла и сплотила массы на решение сложнейшей задачи - преодоление идейного сопротивления сил старого мира.
б) Соприкасалась художественная жизнь и с событиями, происходившими в мире политики. Для большинства людей искусства было субъективно движимое стремление защищать Отечество и свободу.
Неотъемлемой частью деятельности художественной интеллигенции была моральная и материальная поддержка армии. В армии она видела защитницу не только России, но и русской революции, русской свободы. В местной печати регулярно помещались обращения к солдатам и офицерам в виде воззваний, стихотворений, принадлежавших перу как известных столичных литераторов - Л. Андреева, А. Бухова, так и местных - М. Дороновича, Л. Ямпольского, В. Шварева. Художественная интеллигенция считала своим долгом развить в зрителе (особенно в новом, пришедшем на спектакли, концерты и выставки из цирка и кафешантанов) потребность в серьезном искусстве.
Приметой времени были многочисленные объявления о постановках спектаклей солдатами и рабочими под руководством профессиональных режиссеров. Театральные артисты пытались укрепить духовную связь с публикой, искоренить обывательский взгляд на свою профессию не только в процессе спектаклей, но и путем непосредственного общения на лекциях.
Актеры, мастера балета, приехавшие из столиц, открывали на Кубани частные учебные заведения. Особенно много их было в Екатеринодаре. Здесь работали курсы Петроградской школы сценических танцев и пластической выразительности К. Л. Исаченко, школа балетного искусства Ю. А. Русановой, сценическая студия при Зимнем театре, драматические студии самых популярных в сезоне 20-х гг. артистов А. Треплева, В. Торского и другие. Чтобы увеличить количество желающих посещать драматические студии, в некоторых из них занимались не только целенаправленной подготовкой артистов, но и ставили голос, исправляли дикцию. Достижения студийцев демонстрировались на публичных вече рах и спектаклях.
Приметой времени были многочисленные объявления о постанови спектаклей солдатами и рабочими под руководством профессиональных режиссеров. Театральные артисты пытались укрепить духовную связь с публикой, искоренить обывательский взгляд на свою профессию не только, в процессе спектаклей, но и путем непосредственного общения на лекциях. Не ушла в прошлое традиция публичных выступлений литераторов со своими новыми произведениями.
В музыкальной жизни Кубани традиционно самым насыщенным временем был летний сезон, когда в городских садах играл симфонический оркестр. Екатеринодарцы, имевшие свой симфонический оркестр ("Кубанского казачьего войска) и квалифицированных специалистов в музыкальном училище, могли позволить себе удовольствие слушать симфоническую музыку.
Успех сопутствовал гастролям известных оперных певцов Д.А. Смирнова, "Запорожца и Н.Шевелева, Т.Павловой; исполнительниц русских народных песен А.П. Поляновской и М.А. Лидарской; мастера мелодекламации Н.Н. Ходотова; премьеров Московского государственного балета М.Мордкина и М. Фроман.
Почти для всех публикаций, независимо от основной темы, была характерна антибольшевистская направленность. Значительную часть сочинений составляли произведения о большевиках, их теории и практике. Это были как художественные произведения (стихи, поэмы, рассказы, фельетоны), так и публицистика.
Многочисленные антибольшевистские стихотворные фельетоны опубликовал в екатеринодарской газете "Утро Юга" С. Я. Маршак под псевдонимом Д-р Фрикен. В них отстаивались идеи чуждости большевизма русскому народу, осмеивались члены первого правительства. Автор клеймил дезертиров и призывал вести борьбу с большевиками до победного конца. Не будем останавливаться подробно на анализе антибольшевистских мотивов в творчестве С. Я. Маршака, т. к. это уже сделано кубанскими литературоведами и историками.
Антибольшевистские темы разрабатывались в фельетонах известных литераторов: Ю. Слезкина, Е. Венского, С. Михеева. Мишенью критики в них становились не только глобальные вопросы, но и элементарная путаница в правлении большевиков, разрешение советской властью гражданского брака, искоренение или упрощение вековых традиций, особенно христианских праздников.
Немало теоретических статей о большевиках и большевизме вышло из-под пера известных литераторов И. Наживина, А. Яблоновского, Е. ва, публициста и историка, основателя партии народных социалистов В.А. Мякотина. При всем многообразии подходов в них выделяютются несколько наиболее распространенных суждений. Большевизм рассматривался не как учение, а как страшная моральная болезнь; его распространение связывалось с низким культурным уровнем значительной части населения России; единственной панацеей от большевизма считалось приобщение народных масс к культуре, чем и должна была заниматься интеллигенция.
В связи с последним утверждением нередко поднимался вопрос об отношении литераторов к советской власти, к большевикам. Большой "резонанс на Кубани вызвал поворот одного из крупнейших русских писателей А. М. Горького к сотрудничеству с Советами. Как известно, незадолго до революции Горький был глубоко убежден, что Россия не готова к революции, призывал большевиков отказаться от выступления, боясь, что события примут кровавый характер, нанесут непоправимый удар Завоеваниям Февраля 1917г. После Октября, подтверждая правильность своих опасений, Горький писал о разгуле анархии, уничтожении культуры.
Для многих мастеров литературы и искусства было очевидным, что Россия это единственная страна, где их творчество нужно и понятно, и не мыслили себя без Родины. Сотрудники "Утра Юга", например, создали несколько артелей: переплетную, молочную и другие. Навыки работы, приобретенные там, некоторым пригодились в первые нэповские годы, когда учреждения искусства практически остались без финансирования.
Первые представители столичного художественного мира, в наибольшей мере проявившие свои способности на Кубани в 20-е гг., начали "просачиваться" сюда еще в предреволюционное время. Их притягивали возможности, которые открывал расцвет провинциальной художественной жизни, в том числе и на Кубани в начале XX в. Появление в Екатеринодаре картинной галереи и первых художественных учебных заведений сразу выдвинуло город на роль так называемого культурного "гнезда", потребовало профессионалов. На должность заведующего художественной школой был специально приглашен художник из Петербурга П.С. Краснов, всю свою последующую жизнь связавший с развитием художественного образования на Кубани. В том числе было немало художников - выпускников прославленных учебных заведений: Санкт-Петербургской Императорской Академии художеств, Московского училища живописи, ваяния и зодчества, Строгановского художественно-промышленного училища, ВХУТЕМАСа.
Немаловажное значение для развития кубанского искусства в 20-30-е гг. имел и тот факт, что в свое время педагогами работавших на Кубани художников были признанные мастера отечественного изобразительного искусства. П.С.Краснов учился у известного русского живописца В.А.Серова. Малышев В.С. был учеником живописной мастерской И.Е.Репина, К.Г.Григорьянц - К.Ф.Юона, А.П.Мочалов и Л.Ф.Шмит-Рыжова Д.Н.Кардовского. И.Ф.Жильцов совершенствовался как художник-декоратор под руководством "первого русского импрессиониста" К.А.Коровина.
Приезжавшие на Кубань (а иногда и оседавшие здесь) художники из столиц приносили особой разносторонние веяния, ни одно из которых, за недостаточностью сил, не смогло стать определяющим. Слишком "богатым" было творческое прошлое многих художников, чтобы они могли выработать общую стилевую линию. И хотя на некоторое время силы разнохарактерных художников объединил Краснодарский филиал Ассоциации художников революционной России (1926-1930), союз этот был непрочен и с отъездом из региона видных его членов распался.
Потенциал столичных художников в условиях послереволюционной Кубани был востребован в полной мере. С их присутствием в составе секций изобразительных искусств при отделах народного образования связано проведение в жизнь важных для культурного развития региона решений. Секцией ИЗО Кубано-Черноморского областного ОНО в разное время заведовали известный архитектор А.А.Юнгер, скульптор С.В.Воинов, художник А.И.Марин. В секции по охране памятников старины и искусства сотрудничали художница И.А.Ромберг и архитектор А.П.Вайтенс.
Не случайным представляется особое внимание столичных мастеров к театрально - декораторскому искусству (С. Воинов, И. Жильцов, И.Ромберг, Л. Шмит - Рыжова). Оно связано с небывалым подъемом в театральном искусстве Кубани (также во многом обязанном притоку сил из центральной России). Кроме того, работа в сценографии открывала широкие возможности для самовыражения и художественного поиска, позволяла художникам обходить острые политические вопросы своего времени.
Отдельного внимания заслуживают преподавательская и просветительская деятельность столичных мастеров, их выставочная практика. Отметим только, что одни и те же представители художественной интеллигенции проявляли себя во многих видах деятельности. Такая профессиональная активность объясняется тем, что круг людей, способных вести художественную, культурно-просветительскую работу был все же недостаточным.
С рубежом 20-х - 30-х гг. связано окончание процесса оттока с Кубани художественной интеллигенции, нашедшей здесь временное пристанище в годы революции и гражданской войны. Уже в 1922 г., когда экономическая жизнь в центральной России несколько нормализовалась, когда нэп возродил надежды интеллигенции на восстановление демократических прав и свобод, московские и петроградские художники начали покидать регион.
Вклад иногородних художников в культурное развитие Кубани переоценить невозможно. Отголоски их влияний, их начинаний, их мастерства еще некоторое время продолжали определять течение художественной жизни на Кубани.
В регионе издавалось множество газет, журналов, Были созданы художественные учебные заведения: консерватории в Екатеринодаре, художественная школа в Новороссийске, драматические и балетные студии. Кубань стала непременным пунктом в гастрольных поездках по югу России известных коллективов и исполнителей. На Кубани появились Добровольные объединения и центры: Екатеринодарское женское благотворительное общество, Екатеринодарское общество изящных искусств, Майкопский артистический кружок, Кубанское просветительное общего, любительское общество драматического искусства Армавира и др.
Политика коснулась в большей степени литературного мира Кубани.
Мастера пера являлись активной силой в политической жизни.
Театр, учреждения изобразительного искусства и музыки в целом оставались в стороне от политики. Аполитичность репертуара учрежов ний искусства способствовала тому, что зритель охотно посещал спец такли, концерты, выставки, надеясь там отвлечься от страшных реалии современности.
Художественная культура - важный компонент духовной жизни обще. ства, без которого не может сложиться внутренний мир человека. Худо. жественная жизнь Кубани 20-30 годов представляет собой период, когда с полной силой раскрываются таланты и способности людей, прищед. шие на эту землю с разных концов России.
Годы "новой власти", оказались, как ни парадоксально это звучит насыщенными для художественной жизни Кубани. Сосредоточение здесь волею революции значительного количества художественной интеллигенции, плодотворная совместная деятельность столичных и местных мастеров искусства, оставили позитивный след в развитии художественной культуры.
в) Двадцатые годы пришли на Кубань с идеей разрушения и крушения не только общества, но и памятников культуры дореволюционного периода.
Документы свидетельствуют:
4 ноября 1920 г. Специальная комиссия подотдела искусств, обратилась в отдел государственных сооружений о демонтаже памятника Екатерины II, великолепного творения скульптора М.О. Микешина...
22 ноября 1945 г. Председателю Краснодарского горисполкома из Артиллерийского исторического музея Красной Армии в Ленинграде было направлено письмо, в котором "по встретившейся необходимости установления сохранности памятника императрице Екатерине II, находящегося в г. Екатеринодаре", просили сообщить о судьбе памятника.
Прошло 82 года, как памятник императрице Екатерине II и первым кубанским атаманам в срочном порядке демонтировали. С годами о нем стали забывать. Население города росло в послевоенное время за счет приезжих. О прошлом творении Микешина напоминали лишь огромного размера гранитное основание и пьедестал в центре безымянного сквера, который не тронули немцы. Не было уже рядом и Дворца атамана, снесенного вихрем войны. И, несмотря на трудности времени, о памятнике вспомнили. И не в городе, где он был сооружен на века, а в Ленинграде.
Ответ, подготовленный к 12 декабря за подписью председателя исполкома М. Литвинова и и.о. гл. архитектора А. Васильева, является Доследней документальной "ниточкой" в драматической истории знаменитого памятника. В нем говорилось:
"По собранным нами сведениям интересующий Вас бронзовый памятник Екатерине II был снят с пьедестала и привезен во двор исторического музея. В 1931 г. решением городской РКИ был признан не представляющим собой исторической и художественной ценности и передан гостресту "Металлолом", как бронзовый лом..."
Это все, что удалось найти работникам горисполкома в 1945 г. Дальнейшая эпопея памятника осталась непроясненной и вот уже много лет, обрастая легендами, является одной из самых больших загадок в истории города.
Газета "Вольная Кубань" за 1 января 1995 г. Автор приводит воспоминания 92-летнего старожила Краснодара К. Е. Волошина. Вот что он рассказывает:"... Немного поработал в крайкоме ВКП (б), а затем был направлен в акционерное общество "Рудметторг"... Я долго молчал, теперь боюсь - уйду в мир иной, а кубанцы не будут знать о последней дороге памятника Екатерине II. Поэтому и написал в газету. Я помню, что памятник был разобран под руководством управляющего краевой конторой "Рудметторга" Колесникова Павла Мироновича. Разборку проводили рабочие завода "Краснолит". Памятник по частям был перевезен в музей. Во двор кубанского Археологического музея в то время свозили многие демонтированные памятники, церковную утварь. Все это хранилось в сараях или под навесом. В сквере, напротив здания бывшего крайисполкома стоял белокаменный собор, с которого, увы, мне и другим работникам конторы пришлось снимать колокола. Большой колокол весил пудов пятьсот... Малые колокола сбрасывали целиком. Памятник Екатерине и колокола привезли мы гужевым транспортом на городской склад "Рудметторга", что у Сенного базара. Весь этот так называемый цветной лом был взвешен, музею выдана справка о его количестве для оплаты за сдачу лома. И памятник, и колокола потом перевезли на же-лезнодорожную ветку (напротив завода им. Калинина) и погрузили в один вагон. В накладной было указано: "Лом бронзовый для переплава". До сих пор помню станцию, куда был отправлен этот груз - Лугутино. Адресат - Лугутинский металлургический завод". Волошин неоднократно повторял, что дорогостоящей короны с памятника Екатерине II ему предъявлено не было, и он уверен, что корона находится в Краснодаре, надо бы, объявить ее розыск."
С отправкой памятника в 1931 году на переплавку по решению городской комиссии Рабоче-крестьянской инспекции (РКИ) закончился 2-й этап борьбы с царизмом и его слугами. Однако в бывшем Екатерининском сквере еще оставался многотонный дорогостоящий гранитный пьедестал. В том же роковом 20-м сквер переименовали, и стал он носить имя Я. М. Свердлова. Среди скульпторов и художников был объявлен конкурс на проект нового памятника на сохранившемся пьедестале. А пока временно установили трехгранную призму-пирамиду. Позже по сторонам прикрепили барельефы классиков: Маркса, Энгельса, Ленина. В таком виде простоял долгие годы.
После войны на месте Екатерины II была установлена фигура в рост, как позже выяснилось, врага казачества Свердлова (автор А. П. Сало.) В середине 60-х годов в связи с сооружением напротив здания крайкома партии памятника основателю Советского государства и вождю мирового пролетариата В. И. Ленину сквер был переименован в сквер его имени, а сам он подвергся капитальной реконструкции. По мнению партчиновников нельзя было допустить, чтобы бронзовый вождь смотрел на сохранившиеся остатки царизма. И решено было цоколь и основание памятника убрать. Но сделанные прочно, на века, они не
поддавались рабочим. Тогда в ход пошли отбойные молотки и трактор. Так в том году окончательно было покончено с остатками самодержавия в Краснодаре. На этом месте не придумали ничего оригинального, как разбить большую цветочную клумбу.
5 сентября 1928 г. В газете "Красное знамя" жители города могли прочесть такую информацию:
"Снос Триумфальных ворот на Пролетарской улице подходит к концу. Две трети ворот уже снесено. Идет уборка битого кирпича. Работа велась так, что трамвайное движение совершенно не задерживалось".
Арку, созданную в ознаменование приезда Александра III в Екатерине (архитектор В.А. Филлипов) сносили под благовидным предлогом - дабы не мешала трамвайному движению. "Царские ворота" пополнили список архитектурных памятников города, которым не история - люди определили короткий век...
10 марта 1932 г. В этот день президиум Краснодарского горсовета на своем заседании (председатель Карпов, секретарь Кириченко) рассмотрел вопрос, сформулированный таким образом: "п.354. Ходатайство РЖСКТ "Красный Октябрь" о передаче ему для разборки бывшего Белого собора" (Рис.4,5). В принятом постановлении говорилось:
"1. Имея в виду, что здание бывшего Белого собора, находящееся в ведении Горсовпрофа, пришло в такое состояние, что требует капитальных вложений для его ремонта, учитывая полное отсутствие .средств на ремонт, а также принимая во внимание, что здание по своему характеру не может быть целесообразно использовано ни для каких целей, занимает много места на площади, могущей быть использованной под зеленые насаждения, не представляет собою никакой архитектурной или исторической ценности, признать разборку его с целью использования освобождающихся строительных материалов для жилстроительства целесообразной, сохранив лишь находившийся под собором подвал, оборудовав на нем культплощадку.
2. Разборку указанного собора передать РЖСКТ "Красный Октябрь" на условиях передачи ему кирпича с оставлением за ОКХ всего остального строительного материала, который окажется в результате разборки.
3. Обязать жил товарищество "Красный Октябрь" закончить раз-борку здания не позже 1 мая сего года.
4. Обязать товарищество часть полученного материала (кирпич) употребить (в соответствии с установленной нормой) на строитель-ство культбытового характера..."
Эта протокольная запись стала, по сути, окончательным приговором лучшему храму города - Белому собору. Великолепное творение архитекторов братьев Черник, - выполненный в византийских традициях бывший войсковой Александро - Невский собор, занимающий слишком много места не только "на площади", ной в истории города; его прошлом, - был взорван. Жилищностроительное товарищество "Красный Октябрь" выбрало из руин кирпич. Газеты об этой победе Октября, свершившейся на глазах у всего города, ничего не сообщили...
16 января 1929 г: "Церковь отобрали, и на первый день Рождества служения не было. 25 декабря сняли колокола, на второй день повыкинули иконы, разбивали, надругались, как хотели. Праздник мы проводили в слезах да мученье.
На третий день в церкви был спектакль, Кресты сняли, поставили красные флаги. Народ плакал, не давал, но ничего не
поделали. Кто отстаивал церковь, того звали в Совет; сказали, что будут передавать дело в суд. А что было, не буду писать. Что у нас сейчас делается, нельзя описать". |
С 1937 -1943 год большинство церквей города были уже закрыты. Только Георгиевская в конце 30-х гг. оставалась действующей. Это только часть уничтоженных памятников архитектуры, а сколько еще было уничтожено по краю. Уничтожение памятников архитектуры показало безнравственную сущность, отрицательное влияние на сознание населения Кубани. Только через годы, десятилетия и целые поколения в 1981 г начала действовать комиссия по учету памятников архитектуры и истории города (при краевом отделении) ВООПИК. У истоков этой работы стоял архитектор А. В. Титов; После его смерти намеченные планы в период 1982-1986 гг. были осуществлены под руководством доцента кафедры архитектуры и строительства КПИ Г М. Цудиком. Были обследованы и взяты на учет 180 памятников архитектуры в центральной части города, на каждое здание заведено дело с описанием его истории, архи-тектурных особенностей, с приложением чертежей и фотографий.
119 памятников архитектуры г. Краснодара вошли в изданный в 1986 г "Каталог памятников истории и культуры Краснодарского края". Благодаря работе этой комиссии мы сейчас можем любоваться архитектурными памятниками. Они до сего дня восхищают не только знатоков строительного искусства, но и простых жителей, не искушенных в тайнах Архитектуры.
Разумеется, найдутся сторонники и противники. История России знает немало примеров, когда монументальные творения вновь "оживали".
Наш город Краснодар - старый и современный - по - своему дорог каж-дому. И вот, восстановлен памятник к "200-летию Кубанского казачьего войска", администрацией города в 2004 г. было принято решение о вос-становлении исторических памятников города, которые бесследно исчезли. Рядом будут соседствовать памятник Екатерины II и Войсковой собор Александра Невского - два безмолвных свидетеля тех лихих 30-х годов прошлого столетия. Тогда с приходом "Новой власти" менялись взгляды, ломались судьбы, взрывались храмы... И вот уже недалек тот день, когда зазвенят колокола и перед прихожанами распахнет двери прекрасный Белый собор. А стоять он будет на том месте, где 212 лет назад первые казаки проложили в дубовом лесу свою первую, тоже первую, улицу красную.
г). Старейшие художественные центры в наших современных условиях продолжают развиваться и не утрачивают своей значимости. Они как и в те далёкие времена, когда только создавались, ставили перед собой задачу нести в массы историю своего народа, чтобы поколения помнили имена своих героев. Вот вам пример развития одного из старейших центров.
Свою роль в изучена края сыграл областной статистический комитет, созданныи в 1879 г. Е.Д. Фелицыным: ему удалось превратить этот
комитет в центр развития научного краеведения. Особое место в работе
комитета занимали различного рода экспедиции для изучения области, топографические и географических описаний различных районов Кубани. А через многие годы, главному музею Кубани (1991 год) было присвоено имя известного Просветителя и одного из основателей музейного дела на Кубани Е.Д. Фелицына, личные коллекции которого положили , начало музею.
Официальный статус Кубанский областной этнографический и естественно - исторический (Войсковой) музей получил только в 1908 г. Уже в 1908-1909 гг. были изданы подготовленные и подписанные заведующим музеем К.Т. Живило циркуляры начальника Кубанской области целью которых было привлечь общественность Кубани к делу собирания и пополнения музейных коллекций. Музей выступил и с инициативой активизировать экономическое обследование края. Постепенно в Войсковом музее выделяются коллекции по этнографии, археологии, природопользованию. Формируется библиотека музея по всем отраслям знаний - важнейший помощник в исследовательской деятельности музея. Первым итогом работы по сохранению и изучению музейных предметов стала публикация общего каталога экспонатов, а затем и каталогов различных тематических и личных коллекций, переданных в дар музею.
Одной из сложнейших проблем культурной жизни Кубани начала века были хищнические археологические раскопки, В это время музей становится фактически единственным учреждением Кубани, координирующим изучение археологических памятников. Заведующий музеем И Е. Гладкий сам принимал участие в раскопках, проводившихся на Кубани известным русским археологом К.И. Веселовским. Так было заложено одно из главнейших и по сей день направлений научной деятельности музея - археологические исследования.
Уже в первые годы существования была заложена традиция тесного сотрудничества музея с общественными деятелями, учеными, краеведами. Очень быстро музей стал центром, объединяющим людей искренне увлеченных изучением родного края. Велика была роль музея в общественной жизни края. По словам начальника Кубанской области М.П. Бабыча, он стал "историческим, культурным и научным учреждением, которым с гордостью кубанцы могут похвалиться перед всей Россией".
Стабильное развитие музея прервала гражданская война. Бурные политические события и военные столкновения не могли не отразиться на его работе и на сохранности музейных коллекций. Все же музей уда. лось не только сохранить, но и пополнить новыми экспонатами.
В 1920 г. на Кубани устанавливается советская власть. Сразу же музей испытал на себе влияние ее идеологических установок. На некоторое время на второй план отошла важнейшая музейная работа по сохранению музейных предметов, что обернулось утерей многих уникальных экспонатов. Бывший Войсковой музей, картинная галерея им. Ф.А. Коваленко и городской музей наглядных пособий были объединены в Кубано-Черноморский областной музей (1920-1924 г). Фактически это объединение, как и вторая его попытка в 1925-1927 гг., стали неудавшимся экспериментом в развитии музейного дела на Кубани и остались только на бумаге.
С 1922 г. музей вошел в число государственных музеев страны как хранитель коллекций исторического и научного значения. С 1924 г. он получил название Кубанского научного музея. Возглавил его педагог, археолог и краевед А.Ф. Лещенко. В это время в жизни музея появилось много нового: особое внимание уделялось изучению истории адыгейского и украинского населения Кубани, устраивались различные выставки, Как и раньше, музей активно участвовал в раскопках археологических памятников. Развивались его связи со многими краеведческими организациями региона (ОЛИКО, ЛИЭТО и т.д.) ОЛИКО - центр исторического краеведения на Кубани с 1897-1932гг.
В целом деятельность ОЛИКО в 1897-1907 п. следует считать успешной, имея в виду сформирование его исследовательского, инициативного ядра, научных направлений, тематики исследований, поиск источников финансирования, создание печатного органа.
Второй этап деятельности ОЛИКО (1908-1917) связан с деятельностью его нового председателя (В.В. Скидан), который стремился направить деятельность ОЛИКО на решение наиболее серьезных проблем общественной и культурной жизни Кубани. В ОЛИКО обсуждалась масса назревших текущих местных вопросов, обычно рассматривавшихся в тогдашней России в земских собраниях (на Кубани земств не было). Значительную роль в организации и перестройке всей научной работы в ОЛИКО (до 1917 г.) сыграл Ф.А, Щербина, который проповедовал комплексный подход в научных исследованиях, разработку программ, организацию работы "согласно основам и методам науки", внедрял научную специализацию краеведов (и деление в связи с этим общества на секции), проведение конкурсов работ по важным темам, приглашение спе-циалистов "со стороны", организацию экскурсий, экспедиций. Весь комплекс наук при изучении края Ф.А. Щербина увязывал с задачами "родино-ведения" центральным звеном, в котором считал "общественные формы сожительства". Предложенная Ф.А. Щербиной программа исследования достаточно оперативно осуществлялась на практике.
Овладение оликовцами методикой научного исследования и перестройка организационной структуры ОЛИКО сказались на качестве всей работы. Наладились и связи ОЛИКО с интеллигенцией на местах. Свои печатные труды ОЛИКО экспонировало в 1913 году на выставке "Русская Ривьера" в Петербурге. Всего до 1917 года ОЛИКО провело 121 общее собрание, где было заслушано 230 тематических докладов. Заметным стал интерес и к вопросам библиографии, культуры, народного образования, экономическим вопросам, курортному делу, экспедициям, а также сочетание академического уровня большинства исследований (например, Б.М. Городецкого) с их прикладной направленностью.
На 1917-1932 гг. приходится третий этап деятельности ОЛИКО, которое фактически смогло возобновить деятельность своих членов (многие эмигрировали за границу) лишь весной 1922 года. Устав ОЛИКО был перерегистрирован, но в новом редакционном варианте. Основными прин-ципами деятельности ОЛИКО в советское время стали подготовка условий для развития производственной, научной и просветительской работы, решение с помощью краеведческих исследований задач по улучшению агитационной работы, привлечение к краеведению пролетарских масс города и станичников, осуществление плановой краеведческой работы. Периодическими стали краеведческие съезды и конференции усилилось внимание к методологическим и методическим аспектам краеведения, проводились открытые заседания ОЛИКО непосредственно на предприятиях, краеведческие знания стали широко пропагандироваться в массах, было организовано Кубано-Черноморское отделение Центрапьного бюро краеведения, куда вошли и представители ОЛИКО. ОЛИКО оставило заметный след в научной, культурной и общественной жизни Кубани, прямо или косвенно способствовало подготовке научных кадров, пропаганде научных исторических знаний среди населения. Подвижнический труд многих членов общества - пример патриотизма, преданности науке, бескорыстия. Материалы ОЛИКО, все его научное наследие и сегодня являются ценным источником фактического материала по археологии, этнографии, фольклористике, библиографии, экономике Кубани. Продолжателем лучших традиций ОЛИКО на Кубани ныне является созданное в 1989 году в Краснодаре Общество любителей изучения Краснодарского края (ОЛИКК). С этого времени его возглавляет В.Е. Щетнев, ныне профессор Кубанского университета.
В1911-1916гг.в Екатеринодаре действовало "Кубанское Общество любителей изучения казачества Кубани." Членами общества изучались история и казачьи традиции. Были организованы казачья библиотека и музей общества, собирались письменные источники по истории казачества. Сейчас эти традиции продолжает ЦНКК (Центр народной культуры Кубани) под руководством В.Г. Захарченко и Н.И. Бондарь. При центре создана школа КДЭШЛНИ которая ставит перед собой цель - воспитание будущего гражданина России на базе казачьей традиционной культуры. В современной ситуации именно традиционная культура, обладающая огромным воспитательным и образовательным потенциалом, реальной и идеальной системой ценностей, может выступать в качестве оздоровительного и интегрирующего фактора. Познакомившись с культурными центрами, можно сделать вывод о исключительной ценности и важности достижений этих центров. Они являются связующим звеном между прошлым и будущим культуры нашего края. Таким образом, изучая народные традиции Кубани, знакомясь с достижениями искусства прошлого, мы еще раз убеждаемся в том, насколько необходимы эти знания для успешного развития культуры Краснодарского края в его настоящем и будущем.
III. Закрепление.
Вопросы:
1). Как художественная жизнь Кубани соприкасалась с событиями в мире
политики?
2). В чем заключалась деятельность художественной интеллигенции?
3). Какие политические идеи защищали литераторы и журналисты в сво|ем
творчестве?
4) В чем отражалось новаторство культуры 20-30 гг.?
5) Как вы считаете, повлияло ли разрушение памятников на сознание
людей?
6) Какова роль старейших центров в наше время?