Методическая разработка тематического классного часа Жизнь без сигарет


КГАПОУ «Пермский радиотехнический колледж им. А.С. Попова»
Методическая разработка
тематического классного часа
«Жизнь без сигарет»
Разработчик:
Спешилова М.Ю.
преподаватель высшей
квалификационной
категории
2016
Пояснительная записка
Воспитательная работа с учащимися учебного заведения направлена на воспитание гармонично развитой личности, что предполагает, в первую очередь, подготовку высококвалифицированных специалистов, и, конечно, воспитание личностных качеств, основанное на принципе уважения и самоуважения.
Работая со студентами, сегодня мы постоянно сталкиваемся с проблемой чрезмерного курения в общественных местах, в присутствии некурящих людей, детей, женщин. Воспитание у ребят потребности в здоровом образе жизни – назревшая проблема. Постоянные беседы с ребятами кураторов групп учебного заведения, медиками, встречи с представителями наркологического диспансера, организация и проведение спортивных и оздоровительных мероприятий, экскурсии в анатомический музей – все это этапы работы в данном направлении.
Настоящая методическая разработка является дополнительным средством мотивации к ведению здорового образа жизни.
Мероприятие проходит в форме игры - соревнования, которая предполагает, с одной стороны, оценку знаний студентов по обозначенной теме, с другой стороны, просвещение их и демонстрация негативной значимости и возможных последствий курения, таким образом, преследуется общая цель – воспитание потребности в здоровом образе жизни.
Подготовительный этап предполагает разделение на команды и выполнение заранее объявленного домашнего задания (представление команды).
Применение современных информационно-коммуникационных технологий, моделирование ситуаций, приглашение представителя наркологического центра повышает интерес ребят к обозначенной теме.
С целью наибольшего охвата и вовлечения ребят и гостей в тему игры поэтапно поводятся конкурсы для болельщиков и гостей мероприятия.
Задания командам носят теоретический и практический характер. Создание рекламы антикурения (конкурс плакатов) несет практическое и рекламное значение.
По результатам игры команда-победитель награждается призом, команда, набравшая меньше количество баллов, - утешительным призом. Команда болельщиков – победитель и активные участники игры среди гостей также поощряются призами.

Цель:
Воспитание у студентов потребности в здоровом образе жизни.
Участники:
Студенты групп 2 курса СПО.
Оборудование:
плакат с изображением скелета с сигаретой;
магнитофон, аудиозаписи песен;
мультимедиа;
ватман, фломастеры;
звуковые сигналы;
лозунг «Курить – здоровью вредить»;
анкета «Твое отношение к курению».
Предварительная работа:
формирование команд для конкурсной программы по 5 человек от группы;
персонажи Гете: Мефистофель и Фауст.
Ход классного часа.
Ведущий 1:
Тема классного часа «Жизнь без сигает». Сегодня он проходит в виде конкурса – соревнование команд. Конкурсная программа состоит из туров, за правильный ответ в каждом туре (готовность команды к ответу вы осуществляете с помощью звукового сигнала) команда получает 1 очко.
Представление жюри: председатель жюри – зам. директора по УВР ПРК Лукьянчук М.Г.; представители команд болельщиков – от групп различной специальности.
Представление команд – в любом виде (название, девиз, речевка, песня – домашнее задание).
Мефистофель:
«Полезная травка, не лопух какой-нибудь! Она счастливит Старый Свет. Кто хоть раз закурит, тот не оставит этой забавы. Больше не будут говорить про нас, чертей, что мы одни вдыхаем дым и выпускаем его через ноздри. Не набить ли вам табаком трубку, уважаемый доктор?»
Фауст:
«Не надо. Забава для дураков».
Ведущий 1:
Об этой «несерьезной» забаве и пойдёт наш серьезный разговор.
Тур 1. «В объятиях табачного дыма»
Ведущий 2:
(Экран). Курение табака возникло ещё в глубокой древности. В Европу попал из Америки, где побывал мореплаватель Христофор Колумб. Высадившись на незнакомый берег, Колумб и его спутники увидели, что туземцы – взрослые и дети – держали в зубах дымящиеся пучки тлеющихся листьев неизвестного европейцам растения. Выяснили, что «дикари» традиционно используют листья для частого вдыхания дыма.
Туземцы предлагали путешественнику покурить и воспринимали отказ как проявление враждебности или недоверия.
Возвращаясь в Европу, Колумб захватил с собой несколько кип сушеных листьев «табакко» и … нескольких курильщиков. Он рассчитывал развлечь своих соотечественников невиданной экзотикой. Так и случилось: краснолицые «дикари», украшение перьями и пускающие дым изо рта, поразили испанский королевский двор.
Вскоре табак попал во Францию: Жан Нико, бывший посол в Испании, привез оттуда листья и смена табака в подарок своей королеве Екатерине Медичи. От фамилии Нико произошло слово «никотин» - так называют основной компонент табака, самый ядовитый.
Постепенно курение стало «путешествовать» по Европе, дошло до России, но активного распространения не получило, пока царевич Петр Алексеевич, постоянно общавшийся с чужеземцами, не научился курить… А потом он стал царем и начал, как известно, вводить в России «европейские» порядки, в том числе и пропагандировать курение.
При Петре I в России появились первые табачные фабрики. Курение распространилось по всей стране. Тогда еще никто не знал, насколько опасна эта привычка.
Ведущий 1:
А теперь проверим, что знаете вы. (За правильный ответ команде присуждается очко).
1. Родина табака:
Южная Америка;
Южная Африка;
Южный полюс.
2. Колумб в 1492 году высадился на побережье Кубы и увидел аборигенов с дымящейся травой, употребляемой для курения, которую они называли:
папиросо;
сигаро;
табакко.
3. Кто обнаружил в табаке никотин?
Жан Жак Руссо;
Жан Поль Бельмондо;
Жан Нико.
4. Екатерина Медичи использовала табак как лекарственное средство от …
насморка;
мигрени;
простуды.
5. В какой стране табак в 16 веке был объявлен «забавой дьявола»?
в Испании;
в Италии;
в Бразилии.
6. Книга, написанная английским королём Яковом I в 1604 году, называется?
«О вреде табака»;
«О пользе курения»;
«Об истории трубки».
Жюри подводит итоги домашнего задания и 1 тура. Задание болельщикам: придумать название новой марки сигарет (пропагандирующей отрицательное влияние курения). Мелодия. Жюри сообщает итоги 1 тура.
Ведущий 1:
Тур 2 «Этикет говорит – нет»
Ведущий 2:
(Экран). В 19 веке в обществе существовали довольно строгие правила этикета. Если в доме устраивался бал или прием, для курения отводилось специальное помещение – отдаленная комната или кабинет хозяина. Если бы кто вздумал закурить за столом или в танцевальном зале, такого гостя немедленно перестали бы принимать. Курить в гостиной при дамах было просто непозволительно: в курительной комнате, разумеется, находились только мужчины. Курящая женщина была такой же редкостью, как сказочная Баба-Яга. Даже курение на улице считалось неприличным.
Ведущий 1:
Продолжая тему, попробуйте сделать антирекламу курению. Придумайте четверостишия на заданные рифмы: «зря-нельзя-бросай-меняй», «вред-бред-табак-рак».
Конкурс для болельщиков и гостей. (Дополнительные очки командам). «Курить-вредить-береги-беги», «сигареты-конфеты-будешь-не забудешь».
Жюри подводит итоги.
Ведущий 1:
Сейчас многие очень рано начинают курить, но знаете ли вы, к чему это приводит? Например, у юноши под воздействием никотина замедляются рост и развитие некоторых органов. Вдыхание дыма в легкие приводит к бронхитам, создает опасность пневмонии, повышается вероятность раковых заболеваний.
Курение поражает сердечно-сосудистую систему, эндокринную систему, органы пищеварения, дыхания – и этот список можно продолжить.
Ведущий 2:
Стихи на экране:
Утром наполнить спешу никотином
Хилые легкие. Пусть прохрипят.
Так я воюю и с медициной,
И с утверждением: «Курение – яд!».
Это не просто: щеки обвисли,
Сердце в груди совершает прыжки.
Выпали волосы. Спутались мысли.
Руки дрожат. Под глазами мешки.
Но с ненавистным журналом «Здоровье»,
Что издается на радость ханже,
Вплоть до победы биться готов я.
Врач успокоил: «Недолго уже».
Ведущий 1:
Жюри подводят итоги 2 тура и общий итог.
Тур 3. «Курить – здоровью вредить»
Продолжите всем известную фразу: «Минздрав предупреждает…» (курение опасно дя вашего здоровья)
Ведущий 1:
Тур 4. «Преступление и наказание»
Ведущий 2:
(Экран). С табачным зельем в давние времена велась жестокая борьба. В конце 16 века в Англии за курение казнили, а головы казненных с трубкой во рту выставляли на площади. Французский король Людовик 13 издал специальный указ о том, что лишь аптекарям разрешается продавать табак только как лечебное средство. В Турции курильщиков сажали на кол. В Италии, в назидание потомству, пятеро монахов, уличенных в курении, были заживо замурованы в монастырской стене. В Англии по указу Елизаветы I курильщиков приравнивали к ворам и водили по улицам с верёвкой на шее. В России в царствование Михаила Федоровича уличенных в курении в первый раз наказывали палочными ударами, во второй – отрезанием носа или ушей.
Ведущий 1:
А что знают наши команды об истории табака и борьбы с курением? На каждый вопрос есть три варианта ответа, выберете правильный.
1. В 19 веке в Петербурге запрещалось курить на улице. Нарушителей порядка строго штрафовали. Кто выступал инициатором запрета на курение?
медики;
пожарные;
церковь.
2. При каком царе за курение табака – «дьявольского зелья» - в России секли кнутом, рвали ноздри и ссылали в Сибирь?
при Петре I;
при царе Михаиле Федоровиче;
при царе Алексее Михайловиче.
3. В школах Китая юного курильщика ожидает изнурительно наказание. Какое же?
тренировка на велотренажере;
бег на 1,5 км;
мытье полов в школе.
4. Широко ведется борьба с курением в Болгарии. Какие профессии там объявлены «профессиями некурящих»?
учителей и медиков;
пожарных и милиционеров;
егерей и подводников.
5. В 1934 году во французском городе Ницца компания молодежи устроила соревнование – кто выкурит больше папирос! Двое «победителей» не смогли получить приз, так как скончались, выкурив…
40 папирос;
50 папирос;
60 папирос.
Жюри подводит итоги. Задание для гостей – как бросить курить? (Советы курильщикам). Жюри сообщает итоги 3, 4 тура и общий итог.
Ведущий 1:
Тур 5. «Хочешь жить – бросай курить»
Ведущий 2:
С табаком, к сожалению, мы встречаемся на каждом шагу: дымят на улице, дома, в общественных местах. Мальчики, а в последнее время и некоторые девушки, считают шиком, когда с независимым, как им кажется, «взрослым» видом они проходят по улице с сигаретой в зубах. Такому юноше или девушке, кажется, что он (она) похож на «крутого парня» или «современную независимую девушку» без комплексов, которым все нипочем Поверьте, почти всем взрослым неприятно видеть с сигаретой молодого паренька, а уж тем более девушку.
Ведущий 1:
Задание: создайте плакат на тему: «Хочешь жить – бросай курить!». Но выполнить это задание не сложно, тем более, что один плакат мы с вами уже видим. Мы усложняем задание – ваш плакат предназначен для конкретного места и для конкретной категории граждан, где он будет размещён и для кого предназначен – определит жребий.
Приглашаются капитаны команд.
Варианты:
в роддоме для будущих мам;
для курильщиков в школьном туалете;
для курящих пассажиров в поезде;
для детей детского сада.
На создание плаката – 5 минут.
Задание для болельщиков – вспомнить и быть готовым через 5 минут пропеть или прочитать фразы из песен или стихов обо всем, что связанно с курением.
Звучит тихая мелодия.
Ведущий 1:
Плакаты готовы. Жюри подводит итоги. Дополнительные очки принесут командам болельщики. Песни и стихи о курении. Жюри готово огласить итог?
С шумом выходят 5 студентов. Их полилог:
Студент 1. Ну что там опять произошло, отчислили кого-то?
Студент 5. Да нет. Лошадь сдохла. От никотина.
Студент 2. Опять сдохла? Сколько можно? И откуда она его только берет, этот никотин?
Студент 3. Откуда, откуда? От верблюда! Из табака, конечно. Неужто не знаешь? А еще отличник. По пропускам занятий.
Студент 2. А причем здесь пропуски? Я, может, делом занят. Искусством, например.
Студент 1. Ага! Искусством изворачиваться.
Студент 2. При чем тут это? Говорят же тебе – из-за любви к искусству!
Студент 3. Во-во! К искусству кулинарии. К пирожкам с капустой. Как бабушка у Красной Шапочки.
Студент 4. Что-то мы не по теме. Про табак где? Все про лошадь да про колледж.
Студент 1. Про табак, про табак. Знаешь, почему Конек-Горбунок маленький? И горбатый?
Студент 4. Почему?
Студент 1. Курил в детстве.
Студент 5. Ну и что, если курил. Зато прыгал как! Почти летал. Как Пегас.
Студент 1. Какой ещё Пегас?
Студент 5. Лошадь такая. Греческая. Вошла в Парфенон. Давно. С сигаретой в зубах. А там склад пороха. У турок. От Парфенона – одни колонны. А Пегас по сию пору летает. С крыльями. И с арфой.
Студент 1. Не с арфой, а с лирой.
Студент 2. Ну, и с лирой много не налетаешь! С баксами и евро лучше!
Студент 1. Лира – это такой инструмент. Музыкальный. А с баксами не только летать, но и жить неплохо. Я по телеку видел. Вино, табак, девушки.
Студент 3. Вина захотел. И табаку. Я вот у отца «Мальборо» свистнул. Еще в первом классе. И выкурил. За углом. Два часа в себя приходил. Да неделю сесть не мог.
Студент 5. От «Мальборо»?
Студент 3. От ремня. Отец у меня круче, чем Брюс Уиллис. Если рассердить.
Студент 4. Про Герострата слыхали?
Студент 5. Который храм Артемиды сжег? Из вредности. Слыхали. Он там сторожем работал. И жил в каморке. Под лестницей. Говорят, заснул в постели с сигаретой в зубах. Сам выскочил, а храм – тю-тю! Пока пожарники проснулись, пока приехали. Все дотла сгорело.
Студент 1. Храм, храм! Нерон целый город спалил, а тут – храм!
Студент 2. Какой Нерон?
Студент 3. Император. Древнеримский. Тоже, видать, курил. И отца рядом не было. Сразу бы бросил. Как я.
Студент 1. Ребята, помните! (Обращаясь ко всем присутствующим). За красивой этикеткой таится грозная опасность!
Студент 2. Подражание старшим не всегда и не во всем правильно. Самоутверждение, желание быть не таким, как все – потребность каждого подростка.
Студент 3. Это знает каждый взрослый человек. Подражайте в спорте, в овладении знаниями и профессиональным навыкам, в любви к жизни, а не в курении табака.
Студент 4. Минздрав России предупреждает: «Курение опасно ля вашего здоровья!»
Студент 5. Мы не курим! И вам не советуем. Выбор за вами!
Рефлексия. Заполнение анкеты «Твоё отношение к курению».
Ведущий 1:
Слово предоставляется жюри. Лукьянчук М.Г. Итоги. Награждение команд.
Ведущий 2:
(Экран). «Способность бросить вредную привычку зависит от вас: от вашей собранности, воли. Надо быть упорным и настойчивым. Начать курить легче, чем отказаться от курения. Так давайте же не начинать курить: давайте беречь здоровье – свое и близких!»
Ведущий 1:
Мы благодарим участников команд, членов жюри, артистов, болельщиков и гостей за участие в нашей конкурсной программе и надеемся, что эта встреча подскажет вам правильное решение: курит или не курить.
До следующей встречи!

Список литературы
Андреева Т.И., Красовский К.С. «Табак и здоровье». – Киев, 2004 г
Дик Н.Ф. «Воспитательная система образовательного учреждения». – Ростов –на-Дону, «Феникс», 2006 г
Жук Л.И. «Нет! - вредным привычкам: сценарии о вреде курения». – Минск, Красико-Принт, 2012 г
Приложения
«Курить – здоровью вредить»
«Курить – здоровью вредить»


АНКЕТА «Твое отношение к курению»
Как ты относишься к курению?
положительноотрицательно
Влияет ли курение на здоровье человека?
данет
Влияет ли курение на здоровье детей, которым вы подарите жизнь?
данет
Имеет ли значение возраст и курение?
данет
Ты куришь?
данет
Когда ты впервые закурил?
Если ты куришь, то, как часто?
1 сигарету в день1-5 сигарет в день1 пачку в день
Есть ли в вашей семье курящие?
данет
Ты считаешь, курить модно?