Сценарий родительского собрания в 6м классе на тему Особенности подросткового возраста


Сценарий родительского собрание на тему
«Особенности подросткового возраста».
Цель:
Расширить теоретические знания родителей по теме;
Углубить теоретические знания по теме информацией о школьной жизни детей
Напомнить правила поведения с детьми данного возрастного периода.
Введение
«Маленькие детки – маленькие бедки», - гласит пословица. Настолько ли серьезны проблемы, с которыми сталкиваетесь вы, родители, и мы, учителя, когда дети становятся подростками? Каковы особенности их развития? Как это отражается на учебе и каково влияние учебы на состоянии детей? И главное, как нам, взрослым, правильно себя вести, чтобы не навредить и не разрушить хрупкий мир подростка?
На эти вопросы мы получим ответы в ходе нашего сегодняшнего собрания.
Основная часть
Подростковый период сам по себе довольно неоднозначен по своему психологическому содержанию и значению для подростка. Внутри подросткового возраста принято выделять младший подростковый (10-13 лет) и старший подростковый (13-15 лет). Наши дети 6 класса попадают в 1ую категорию. Переход от детства к взрослости пронизывает все стороны их развития: анатомо-физиологическое и интеллектуальное, нравственное развитие, все виды деятельности: игровую, и учебную, и трудовую. Кроме этого у школьника существенно меняется его положение в коллективе и его общественная позиция. К нему начинают предъявляться более серьезные требования со стороны взрослых, коллектива и общества.
Говоря об изменениях в подростковом возрасте, я, как классный руководитель, в первую очередь буду говорить о школе, в частности,
об учебной деятельности и связанным с ней развитием мышления, наблюдательности, памяти и внимания;
о трудовой деятельности;
об анатомо-физиологической перестройке организма.
В данный период в учебной деятельности у ребенка происходят существенные изменения. Не только усложняется сама учебная деятельность, увеличивается количество учебных предметов, учителей (с 5го класса с детьми начинают работать 11 учителей, причем с этого года с нашим классом работают 2 новых учителя по истории и обществознанию и русскому языку и литературе), и при этом у каждого учителя разный стиль ведения урока, разные требования к учащимся, о чем мы с вами уже неоднократно говорили. Старые формы и методы обучения становятся неприемлемыми для подростка. Ученик, который совсем недавно охотно слушал подробные объяснения учителя, проявляет равнодушие, изображает скуку, показывает всем своим видом, что данный процесс его тяготит. Отсюда и поведение протеста против существующих правил поведения на уроке. Если ранее ребенок был способен дословно воспроизвести учебный материал, сейчас он стремится излагать материал своими словами и протестует, когда учитель просит точного воспроизведения формулы, закона, определения. У подростка происходит расширение связей с окружающим миром, его поглощает общение со сверстниками, появляются личные интересы и увлечения – всё это способствует снижению непосредственного интереса подростков к учению. Сознательно положительное отношение к учению возникает именно тогда, когда учение начинает удовлетворять их познавательные потребности, знания приобретают определенный смысл и являются необходимым и важным условием для подготовки к будущей самостоятельной жизни. Но так как ученик не совсем ясно представляет себе свою будущую жизнь, он не может расставить приоритеты и выбрать, что для него главное (предмет, информация).
В процессе обучения заметно совершенствуется мышление подростка. У подростка формируется и развивается способность более активно и самостоятельно мыслить, рассуждать и сравнивать, а также делать более глубокие обобщения и выводы. Особенностью мыслительной деятельности является нарастающая способность к абстрактному мышлению, при том, что конкретно-образные (наглядные) компоненты мышления не исчезают. По-прежнему происходит развитие способности к конкретизации, иллюстрированию, раскрытию содержания понятия в конкретных представлениях и образах. Именно поэтому однообразие, односторонность или ограниченность наглядного опыта недопустимо в данном возрасте. Кроме этого именно воздействие непосредственных чувственных впечатлений оказывается сильнее воздействия слов, текста учебника или объяснения учителя. Расширение того или иного понятия, происходит именно тогда, когда в его состав привносятся яркие, существенные признаки, иллюстрации, кадры учебного кинофильма. Все это представлено на всех уроках, проводимых в нашем классе: яркие презентации, видеофильмы, учебники и рабочие тетради на печатной основе по новым стандартам ФГОС конкретное тому подтверждение.
Важной составляющей учебного процесса является восприятие. Оно становится последовательным, плановым и всесторонним. Подросток уже воспринимает не только то, что лежит на поверхности явлений. Для него важен интерес, его отношение к воспринимаемому объекту. Если ребёнок равнодушен к материалу, то будет прослеживаться поверхностное восприятие: он может добросовестно слушать и смотреть, но при этом, восприятие его будет случайным. Снова повторюсь, что равнодушие вызвано непониманием материала вследствие невнимания к словам учителя.
Память и внимание так же претерпевают существенные изменения. Развитие идет по пути усиления их произвольности. Повышается умение организовывать и контролировать свое внимание, процессы памяти, так же управлять ими. Память и внимание постепенно приобретают характер регулируемых, организованных, и управляемых процессов. Замечается значительный прогресс в запоминании словесного и абстрактного материала. Но развитие внимания отличается своей противоречивостью: с одной стороны, формируется устойчивое, произвольное внимание, с другой — наличие переживаний, впечатлений, бурная активность и импульсивность подростка часто приводят к неустойчивости внимания, его быстрой отвлекаемости. В то же время, ученик может быть рассеянным и невнимательным на одном уроке, зачастую им «нелюбимом», и здесь же быть собранным, сосредоточенным, совершенно ни на что не отвлекаться, работать на другом, «любимом» уроке.Лучшим способом организации внимания подростка является умение так организовать учебную деятельность, чтобы у ученика не было ни желания, ни времени, ни возможности отвлекаться на длительное время. Интерес, заинтересованность – это главный фактор, способный захватить подростка, чтобы он с увлечением смог работает продолжительное время, и при этом не отвлекаясь. Для достижения этой цели учителя используют разные формы работы в ходе одного урока, знают и умеют применять различные технологии.
Что касается трудовой деятельности, как правило, подростки охотно занимаются физическим трудом. В серьезном труде подросток имеет возможность реализовать формирующееся у него чувство взрослости, и этой возможностью ребята очень дорожат. Так же, труд обычно проходит в коллективе, а значение жизни и деятельности в коллективе для подростка весьма велико. В школе и в нашем классе конкретно существует правило распределения обязанностей среди учеников. За трудовую деятельность отвечает Совет «Порядок». Дети с начала года ознакомлены с графиком дежурства по классу, знают, что делать, если дежурный заболел, знают, что за дежурством осуществляется постоянный контроль активом Совета и классным руководителем. За хорошую работу учеников всегда хвалят. Трудовая деятельность подростков — это деятельность, которая отвечает их возрастным особенностям и потребностям. Следует обратить внимание на то, что наблюдаемые случаи уклонения от труда, лень, игнорирование своих трудовых обязанностей, так же нерадивое отношение к трудовым поручениям, может быть исключительно следствием неправильного воспитания.
Труд формирует у подростков навыки самостоятельного планирования, что непосредственно связано с развитием самостоятельности мышления. Поэтому крайне важно, чтобы подростки не всегда получали готовые указания о последовательности и способах выполнения отдельных трудовых операций, а устанавливали это самостоятельно, разбирая полученное ими трудовое задание.
Именно в данном процессе происходит формирование ценных качеств личности, таких как настойчивость и трудолюбие, целеустремленность, коллективизм, инициативность. Именно здесь рождаются новые чувства: гордость за созданное, радость за свой труд, чувство удовлетворения от трудовых достижений. Поэтому организации труда подростков следует уделять большое внимание. Даже во время летних каникул осуществляется трудовая деятельность на пришкольном участке (дети копают грядки, высаживают рассаду, поливают, рыхлят и сами собирают урожай. Это специфика сельской школы, положение о летнем общественно – полезном труде существует в уставе школы, родители в начале года дают письменное согласие).
И в заключении несколько слов об анатомо – физиологической перестройке организма. Период подросткового возраста характерен бурным и в то же время неравномерным физическим развитием, когда происходит усиленный рост тела, идет интенсивный процесс окостенения скелета, совершенствуется мускульный аппарат.
У подростков наблюдается резкий рост тела в длину: у девочек максимум прироста обычно приходится на 12 - 13 лет, у мальчиков — на 14 - 15 лет. Особенно интенсивно происходит рост скелета и конечностей в длину, а грудная клетка и таз отстают в развитии, отсюда возникает впечатление угловатости и нескладности подростка. Данные особенности вызывают у него стеснение, он старается сгладить свою нескладность, при этом принимает иногда неестественные или вычурные позы. Даже самая добрая и безобидная шутка по поводу его фигуры, походки и позы, могут вызывать бурную реакцию. Это объясняется тем, что подростку непереносима сама мысль, что он нелеп или смешон в глазах других людей.
В подростковом возрасте наблюдается несоответствие и в развитии сердечнососудистой системы. Сердце ребёнка значительно увеличивается в объеме, становится более сильным, при этом работает более мощно, а диаметр кровеносных сосудов отстает в развитии. Эта особенность организма приводит к повышению кровяного давления, некоторым временным расстройствам кровообращения, напряжению сердечной деятельности, как результат, наблюдающиеся у некоторых подростков головные боли, головокружения, слабость, сердцебиение, сравнительно быстрая утомляемость и т.д. Как советуют врачи, помогают занятия спортом. И опять школа приходит вам на помощь: занятия в секциях легкой атлетики и баскетбола проводятся на территории самой школы (дети под присмотром учителей, охраны), и , что не мало важно, бесплатные.
Особенности развития сердечнососудистой системы и начало интенсивной деятельности желез внутренней секреции обычно приводят к некоторым скоропроходящим нарушениям в деятельности нервной системы подростка. У подростка может наблюдаться вспыльчивость, повышенная возбудимость, раздражительность. У многих иногда можно наблюдать бурные и резкие реакции типа аффектов. Нервная система подростка так же имеет свои особенности. Она еще не всегда способна выдержать сильные или длительные монотонные раздражители. Под влиянием сильных впечатлений, неожиданной радости или огорчения, нервных встрясок или долгого ожидания волнующего события одни из подростков становятся безучастными и вялыми, рассеянными; другие подростки наоборот — нервозными, раздражительными. Чтобы помочь детям справиться с данной проблемой, которая выливается в трудности общения между одноклассниками и со взрослыми, в школе проводятся классные часы по программе «Все цвета, кроме черного». Тема 6го класса в этом году «Радуга эмоций и чувств». На классных часах ведется обсуждение прочитанных, услышанных, выдуманных и правдивых историй, делаются выводы, предлагаются варианты решения конфликтных ситуаций.
И в заключении несколько советов психологов.
Нам родителям, учителям необходимо помнить простые правила:1.    Каждый человек имеет право на личную жизнь, которая должна оставаться неприкосновенной.2.    Прислушиваться к точке зрения ребенка и, если он прав, признавать это.3.    Не указывать, а давать советы.4.    Проводить как можно больше времени с подростком.5.    В любом возрасте человеку необходимы ласка и тактильный контакт.6.    Уважать и любить своего ребенка.
Заключение
Подростковый возраст — это возраст активности и кипучей энергии, всего лишь следует учитывать его возрастные особенности при организации учебно-воспитательной работы. На данном возрастном этапе важным является соблюдение правильного распорядка жизни подростка, строгого режима сна, отдыха и питания, труда, регулярные занятия спортом и физкультурой. Крайне важным является направить внимание подростка на интересную и занимательную для него деятельность.
Подростковый возраст чаще всего характеризуют как переходный, переломный, критический, возраст полового созревания. Абрамова Г.С. в своих работах отмечает, что это один из самых недоступных для взрослого человека миров: «Это мир, в котором нет логики взрослой жизни, непосредственности детства, где все краски и запахи жизни, весь ее вкус и аромат, именно все и весь, обрушиваются на подростка как ливень. Последствия же ливня, как известно, бывают весьма неоднозначны – тут и сломанные ветки, и вырванные с корнем деревья, и чистый воздух, и наполненная новой силой земля».
И нам с вами к подростковому возрасту, к поведению ребенка следует относиться мудро. Не стоит забывать, что ребенок «портится», чтобы заново испытывать жизнь и себя; «разваливается», чтобы строить себя по-новому.